Урок литературного чтения, 2 класс. Стихи Тютчева о весне
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями Ф. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Оборудование: портрет Ф. Тютчева, выставка его книг; аудиозапись цикла П.И. Чайковского «Времена года» («Весна»); визуальные материалы по теме; карточки (текст д ля речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Постановка целей урока
- Прочитайте стихотворение. Как, по-вашему, оно называется? (Весна.)
Речка голубая
Под небом голубым,
И туман растаял,
Голубой, как дым.
Будто бы кивая
Круглой головой,
Пьет сойка голубая
Из лужи голубой.
Л. Лоншакова
- Прочитайте стихотворение с удивлением (еще: с раздражением, задорно, грустно).
- Прочитайте выразительно.
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? Чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться? (Предположения детей.)
- Да, сегодня мы продолжим изучать новый раздел. Познакомимся с жизнью и творчеством Ф. Тютчева.
III. Проверка домашнего задания.
- Прочитайте загадки на тему весны, которые вы сочинили.
IV. Работа по теме урока
1. Разговор о Ф. Тютчеве
- Прочитайте, что здесь написано.
ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ РОДЕФ
(Читают справа налево: Федор Иванович Тютчев.)
- Что вы знаете о поэте Ф. Тютчеве?
Материал для учителя
Федор Иванович Тютчев - человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича Пушкина на четыре с половиной года. Однако Ф. Тютчев при жизни А.С. Пушкина как поэт был совершенно неизвестен даже петербургским литературным критикам. Только в 1836 г. в журнале «Современник» были помешены «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф.Т. "Весенние воды"» — всего 24 стихотворения. Говорят, А.С. Пушкин пришел в восторг и изумление, прочитав рукопись.
2. Стихотворение «Зима недаром злится...»
(Учитель читает стихотворение на фоне музыки.)
- Какой прием используется в этом стихотворении? (Ответ. Олицетворение — поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются, как живые существа.)
— Да, поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки.
— Как названа в стихотворении весна?
— Какое настроение у поэта: он радуется или печалится?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Прочитайте друг другу так, как вы чувствуете это стихотворение.
V. Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
(Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч.)
Раз — наклон,
Два — наклон,
Зашумел листвою клен.
(Кружатся, руки вверх.)
VI. Продолжение работы по теме урока
Стихотворение «Весенние воды»
— Прочитайте стихотворение «Весенние воды» (с. 111).
— Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям.
Брег — ...
Гласят — ...
Молодая весна —...
— Прочитайте еще раз внимательно это стихотворение.
— Можно ли услышать в стихотворении шум весенней воды? Как поэт добился этого?
— Кого называет поэт гонцами?
— О каком хороводе он говорит?
— Каким настроением проникнуто стихотворение?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Составьте небольшой рассказ «Я рад(а) весне». Запишите его в рабочую тетрадь.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы изучаем?
— Какие стихотворения мы прочитали?
— Кто их автор?
— Объясните смысл пословицы «Как, февраль, ни злись, ка ты, март, ни хмурься, а весною пахнет».
Домашнее задание
Выучить любое стихотворение Ф. Тютчева.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 2 класс. Веселые стихи
Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»
Нет комментариев. Ваш будет первым!