Урок литературного чтения, 2 класс. Стихи Берестова
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой
Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Берестова; развивать навыки выразительного чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; помочь вспомнить, что известно об олицетворении; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки.
Оборудование: портрет и выставка книг В. Берестова; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте считалку, которую сочинили дети. Научитесь читать ее скороговоркой, а потом выразительно.
Раз — картошка, два — картошка
Под моим растет окошком.
Я водички вскипячу
И картошечку сварю.
Я и сам поем немножко,
Остальное кину кошке,
А потом пойду гулять —
Раз, два, три, четыре, пять.
III. Проверка домашнего задания
Чтение стихов Э. Успенского наизусть.
IV. Постановка целей урока
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В. Берестова, будем учиться анализировать сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки.
V. Работа по теме урока
Рассказ учителя о В. Берестове
— В каких разделах, по каким темам мы читали произведения В. Берестова?
(Учитель может напомнить: «Ох и хитрые грибочки!»; «Бедной маме не под силу / Мыть лохматого верзилу» и др.)
Сегодня мы поговорим подробнее о жизни этого замечательного поэта.
Материал для учителя
Валентин Дмитриевич Берестов (1928—1998) - русский писатель, переводчик. Родился в городе Мещовске Калужской области в семье учителя истории — человека доброго и талантливого.
Прелесть самостоятельного чтения Валентин Дмитриевич понял довольно рано: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати... С тех самых пор я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей...»
Во время войны в эвакуации (в Ташкенте) юный В. Берестов познакомился с поэтами К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком и А.А. Ахматовой. Отец привил Валентину любовь к истории, и юноша поступил на исторический факультет Московского университета, стал археологом.
Археолог Берестов принимал участие в раскопках древнего Хорезма, писал очерки, повести. А потом родилась дочка - и появились стихи для детей. Как и Чуковский, детским писателем В. Берестов стал случайно, когда решил пересказать историю из дочкиной жизни знакомому детскому писателю. Валентин Дмитриевич Берестов написал для детей замечательные стихи и сказки.
VI. Физкультминутка
(Исходное положение: стоя, опустив голову. Выгнуть спину вверх, как делает кошка, когда проснется. Затем поднять голову и вытянуть спину.)
Кошечка проснулась,
Сильно потянулась.
Выпрямила спинку, шейку
И уселась на скамейку.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Стихотворение «Знакомый»
— Мы прочитаем стихотворение В. Берестова «Знакомый» (с. 148). Учебник пока не открывайте. Как вы думаете, о каком знакомом может идти речь? (Предположения детей.)
— Давайте проверим.
(Учитель читает первое четверостишие.)
— Хотите ли вы о чем-нибудь спросить автора? (Кто может бежать зимой босиком?)
(Учитель читает второе четверостишие.)
— Узнали вы уже что-то о друзьях? Открылся ли вам секрет?
(Учитель читает третье четверостишие.)
— Какие вопросы возникают сейчас? (Почему они обращали внимание на кошку? Почему кошка кралась вдоль забора, а не шла открыто?)
(Учитель читает четвертое четверостишие.)
— Кем оказался знакомый мальчика? (Щенком.)
— Ожидаемым ли был такой конец стихотворения?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Стихотворение «Путешественники»
(Учитель читает стихотворение на с. 149.)
— Можем ли мы назвать его юмористическим? Почему?
- Автор сочувствует героям или посмеивается над ними?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
3. Стихотворение «Кисточка»
— На с. 150 рассмотрите иллюстрацию и прочитайте стихотворение. Приготовьтесь читать его выразительно.
4. Шифровки
— Расшифруйте названия стихотворений, ответьте на вопросы.
ЙЫМОКАНЗ. («Знакомый».)
— О каком друге рассказывает автор? Почему он убежал? ИКИННЕВТСЕШЕТУП. («Путешественники».)
— Определите тему этого стихотворения. О чем оно? АКЧОТСИК. («Кисточка».)
— Знаете ли вы загадки об учебных принадлежностях? Вспомните и запишите одну.
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вам показалось особенно интересным?
Домашнее задание
Выполнить задание на с. 150, красиво его оформить.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»
Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»
Нет комментариев. Ваш будет первым!