Урок литературного чтения, 2 класс. Хогарт «Мафии и паук». Конспект
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся со сказкой Э. Хогарт «Мафии и паук»; развивать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, составлять план текста; обогащать словарный запас учащихся; поддерживать интерес к зарубежной литературе; воспитывать внимательное отношение к друзьям.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие; пересказывать сказку по составленному плану; инсценировать сказки.
Оборудование: аудиозапись песни В. Шаинского (на стихи Ю. Энтина) «В мире много сказок»; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока №1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Краткий пересказ сказки.
III. Речевая разминка
— Научитесь читать скороговорку быстро и без ошибок. Говорил попугай попугаю:
— Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай:
— Попугай, попугай, попугай!
В. Бахревский
IV. Постановка целей урока
Кроссворд «Дружная компания»
По горизонтали:
6. Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек. (Собака.)
По вертикали:
1. Желтый небоскреб
Сажу с неба соскреб:
Черные точки
На желтом песочке. (Жираф.)
2. Не прядет, не ткет,
А людей одевает. (Овца.)
3. Не человек, не зверь,
А по-человечьи умеет говорить. (Попугай.)
4. Молодка-хозяйка
Скачет по лужайке,
Сумочку взяла
Да на базар пошла.
Сумку — на живот,
Летит, а не идет. (Кенгуру.)
5. Черное пальто,
Под пальто — платок,
Да фигура грушей,
В холоде живет,
Шатается — идет. (Пингвин.)
6. Хоть на птицу и похож я,
С вышиною не знаком.
Крылья есть, но только все же
Я всю жизнь хожу пешком. (Страус.)
7. Не на рыбу, а сети расставляет. (Паук.)
8. Небольшой бедный домик, избушка. (Хижина.)
9. Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Ослик.)
10. Морское ластоногое млекопитающее. (Тюлень.)
— Как вы думаете, что объединяет все слова этого кроссворда? (Это герои сказки, которую мы будем читать сегодня.)
— Прочитайте в выделенных клетках по горизонтали имя автора сказки, с которой мы будем знакомиться. (Энн Хогарт.)
V. Работа по теме урока
Рассказ учителя об Э. Хогарт
Энн Хогарт жила в Англии. У нее был маленький кукольный театр, и она ездила с ним по разным городам. Детям так нравились представления об ослике Мафине и его друзьях, что создательнице театра предложили выступать на телевидении. А потом она стала записывать истории. Так появились книги о Мафине. Сегодня одну историю об этом ослике мы прочитаем (с. 200—208).
— Как вы считаете, о чем эта сказка?
Материал для учителя
В прошлом веке в Англии муж и жена Ян Бассел и Энн Хогарт ездили по разным городам со своим маленьким передвижным театром кукол- марионеток. Скоро их куклы — ослик Мафин, пингвин Перегрин, овечка Луиза, жирафа Грейс, кенгуру Кэгти, щенок Питер и другие — стали так популярны, что их пригласили на телевидение. А потом Энн Хогарт начала записывать веселые истории про Мафина и его друзей. Так вышли «Красная книга Мафина», потом «Синяя», «Зеленая» и «Лиловая».
И хотя Мафин в России менее известен, чем знаменитый плюшевый англичанин Винни-Пух, с осликом успели познакомиться уже три поколения россиян. «Избранные главы» о приключениях Мафина выходили в Советском Союзе в 1958 и 1974 гг. Популярны эти сказки и сегодня в России.
VI. Физкультминутка
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой.
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
VII. Продолжение работы по теме урока
Сказка «Мафин и паук»
(Чтение и обсуждение сказки.)
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
— Какую сказку мы прочитали на уроке?
— Кто ее автор?
— Чему нас учит эта сказка?
Домашнее задание
Прочитать сказку «Мафин и паук», чтобы хорошо знать содержание.
Ход урока №2
I. Организационный момент
II. Постановка целей урока
Сегодня мы продолжим работу со сказкой Э. Хогарт. Будем учиться читать выразительно, делить текст на части, составлять план.
III. Проверка домашнего задания
— Расскажите, как произошло знакомство Мафина с пауком.
— О чем печалился и горевал паук?
— Какое чудо произошло на собрании? Почему оно произошло?
— Какими словами заканчивается сказка? В чем ее смысл?
IV. Работа по теме урока
— Разделитесь на группы и разыграйте сценку, как Мафин искал друзей.
— Соотнесите пословицы и содержание сказки. Выражают ли они главную мысль сказки?
• Доброе дело без награды не остается.
• Верный друг лучше многих слуг.
V. Физкультминутка
Стали дети наклоняться,
Стали дети выпрямляться,
Наклоняться, выпрямляться.
Стали дети приседать,
Потом вместе все вставать.
Раз, два — вперед нагнуться!
Три, четыре — быстрей чуть-чуть.
Приподняться, подтянуться,
Глубоко потом вздохнуть.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение сказки и составление плана
(Дети читают сказку по частям, озаглавливают части, записывают план.)
Примерный план
1. Встреча Мафина и паука.
2. Печаль паука.
3. Предложение Мафина.
4. Мафии собирает друзей.
5. Разговор Мафина с друзьями.
6. Появление паука.
7. Чудесное превращение.
8. Благодарность феи.
(Пересказ сказки по составленному плану.)
2. Тест
1. Где встретил Мафин паука?
а) в саду;
б) на огороде; +
в) на улице.
2. Куда позвал Мафин паука?
а) в сарай; +
б) в шалаш;
в) на площадку.
3. Через сколько минут обещал собрать всех друзей Мафин?
а) через 5;
б) через 10; +
в) через 15.
4. Поп пи — это кто?
а) попугаиха; +
б) тюлениха;
в) овечка.
5. Что делала овечка Луиза в саду?
а) играла;
б) плела гирлянду; +
в) вязала.
6. Куда Мафин обещал посадить пингвина?
а) на большой стул;
б) на диван;
в) на кресло. +
7. Что пришлось подставить вместо ножки под кресло?
а) ящик;
б) цветочный горшок; +
в) стульчик.
8. В кого превратился паук?
а) в бабочку;
б) в волшебницу;
в) в фею. +
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Какую сказку мы читали на уроке?
— Кто ее автор?
— Чему учит нас эта сказка?
— Какую пословицу можно подобрать к ней?
— В конце нашего урока споем песню Владимира Шаинского на стихи Юрия Энтина.
В мире много сказок
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух...
Каждый нам в дороге —
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Домашнее задание
Повторить все по разделу.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»
Урок литературного чтения, 2 класс. Веселые стихи
Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»
Нет комментариев. Ваш будет первым!