Урок литературного чтения, 2 класс. Драгунский «Тайное становится явным»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»; развивать навыки беглого выразительного чтения, умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст; воспитывать честность.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать юмор в произведении; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам; придумывать свои веселые истории.
Оборудование: портрет В. Драгунского, выставка его книг; аудиозапись рассказа «Тайное становится явным»; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока №1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Пересказ сказки Г. Остера.
2. Знакомство с произведениями Г. Остера.
— Какие книги этого писателя вы читаете, о каких вам хочется рассказать?
III. Речевая разминка
— Прочитайте загадку скороговоркой, а потом выразительно. Запишите отгадку.
Лежит круглый, золотистый
На тарелочке на чистой.
Рот открыл я, сколько мог, —
Откусил большой кусок!
Он мне сладеньким казался —
Очень кислым оказался!
Алеша В.
— Расшифруйте поговорку. Как вы понимаете ее смысл? (Подсказка: с какой по размеру буквы начнете читать?)
еНт йТо ыаТйн, оЧт еН Слата Бы овЯнй. (Нет той тайны, что не стала бы явной.)
— Как вы понимаете это выражение?
IV. Работа по теме урока
1. Введение в тему
— На с. 159 прочитайте название произведения. Что вы заметили?
— Как вы думаете, о чем это произведение? Как автор попытается нам доказать, что тайное всегда становится явным?
(Предположения детей.)
2. Рассказ учителя о В. Драгунском
— Прочитайте, кто написал это произведение. (В. Драгунский.)
— Что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?
Материал для учителя
Виктор Юзефович Драгунский (1913—1972) родился в Нью-Йорке, куда уехали его родители. Но уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло его детство.
Виктор Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за В. Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
Самые разные случаи происходили с главным героем В. Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо — громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле — не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским — сыном писателя.
V. Физкультминутка
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре — руки вниз.
(Дети, присев, медленно поднимаются. Потянулись на носках, руки вверх, а потом вниз.)
Мы шли, шли, шли —
Земляничку нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем искать опять.
(Дети показывают, как они находят ягодки.)
VI. Продолжение работы по теме урока
(Рассказ нас. 159—165 читают учащиеся.)
— Читаем по частям, останавливаясь перед вопросом. Читаем вопрос, предполагаем, что будет дальше. Затем продолжаем чтение.
— Над чем размышлял Дениска? Любил ли он манную кашу?
— А что любите есть вы? Что очень не любите?
— Подумайте: почему Дениске было страшно взглянуть на маму, когда все открылось?
— Что мальчик запомнил на всю жизнь?
— Послушаем аудиозапись. Обратите внимание, как выразительно актер читает этот рассказ.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Как вы поняли название рассказа?
— Кто его написал?
— Что вы узнали об авторе?
Домашнее задание
Перечитать рассказ, разделить его на смысловые части.
Ход урока №2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.
Я на коврике сидел.
И кастрюлями гремел.
Прибежали мама с папой,
Дядя Федя с тетей Капой,
Все кастрюли отобрали,
Но они не ожидали,
Что припрятал я в углу
Сковородку и пилу.
Л. Яковлев
— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
— Прочитайте выразительно.
III. Работа по теме урока
— Сегодня мы продолжим работу по рассказу В. Драгунского. Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чему учиться?
— Проверим, как вы разделили текст на части. Вы будете читать текст по частям и составлять к нему план.
Примерный план
1. Денис раздумывает над словами мамы.
2. Завтрак.
3. Предложение мамы.
4. Мучения с кашей и избавление от нее.
5. Возмущенный милиционер.
6. Пострадавший дяденька.
7. Рассерженная мама.
8. Урок на всю жизнь.
IV. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой умылась.
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Пересказ текста по плану
(Учащиеся пересказывают рассказ по составленному плану.)
2. Тест
1. В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего персонажей?
а) 3;
б) 4; +
в) 5.
2. Что сначала съел Дениска?
а) яйцо; +
б) творог;
в) булочку.
3. Какая была каша?
а) пшенная;
б) рисовая;
в) манная. +
4. Куда обещала мама пойти с сыном?
а) в зоопарк;
б) в цирк;
в) в Кремль. +
5. Что Денис добавил в кашу?
а) соль; +
б) перец;
в) сахар.
6. У мальчика «глаза на лоб полезли и остановилось дыхание» потому, что добавил много чего?
а) масла;
б) хрена; +
в) горького перца.
7. Когда Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?
а) когда вошел милиционер;
б) когда взглянул на дяденьку; +
в) когда милиционер поглядел из окна вниз.
8. Куда шел пострадавший?
а) фотографироваться; +
б) на работу;
в) гулял.
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Как вы поняли название рассказа?
— Кто его написал?
— Что вы узнали об авторе?
Домашнее задание
Читать рассказы В. Драгунского.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»
Урок литературного чтения, 2 класс. Веселые стихи
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»
Нет комментариев. Ваш будет первым!