Урок литературного чтения, 2 класс. Благинина «Посидим в тишине»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой
Цели: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.
Оборудование: портрет и выставка книг Е. Благининой; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения.
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
П. Башмаков
— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
— Прочитайте выразительно.
— О чем рассказал нам автор в своем стихотворении? (Ответы детей.)
IV. Постановка целей урока
— Как вы помогаете маме? Что вы делаете для того, чтобы она меньше уставала?
— Как вы думаете, какое произведение мы будем сегодня читать, на какую тему?
Сегодня мы с вами продолжим читать о маме.
V. Работа по теме урока
1. Разговор о Е. Благининой
— На с. 119 прочитайте имя автора стихотворения «Посидим в тишине». (Е. Благинина.)
— Что вы знаете о Е. Благининой?
Материал для учителя
Елена Александровна Благинина (1903—1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска, в многодетной семье железнодорожника. Члены ее семьи хорошо знали и любили литературу,
народное творчество (отец организовал домашний театр, бабушка была удивительной сказительницей и любительницей песен). В доме часто звучали песни — петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Благинина рассказала об этом писателю Владимиру Приходько: «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника».
Половичок линючий — речка,
А печка — пышный царский дом...
От страха мрет в груди сердечко,
Пылает голова огнем.
Меня затягивает илом,
Заносит медленно песком.
А ты зовешь таким унылым,
Срывающимся голоском:
— Сестрица моя, Аленушка!
Палач коварной ведьмой нанят,
Костры трещат на берегу.
А камень ко дну тянет, тянет
Так, что дохнуть я не могу.
— Ой, братец мой, Иванушка!
Мы продолжать не в силах действа
И плачем громко — в три ручья —
От вероломства, от злодейства,
От горькой сказки бытия.
Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка». Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых... восемь лет!
2. Стихотворение «Посидим в тишине»
— Прочитайте стихотворение самостоятельно. (Дети читают.)
— Понравилось ли вам стихотворение? Чем оно вам понравилось?
VI. Физкультминутка
В небе плавает луна.
(Плавные покачивания влево и вправо.)
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять!
(Хлопки в ладоши.)
Можем мы луну достать.
(Руки вверх.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
(Хлопки над головой.)
И пониже перевесить.
(Руки вниз.)
Десять, девять, восемь, семь!
(Ходьба на месте.)
Чтоб луна светила всем. (Тихо садятся.)
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Обсуждение и выразительное чтение
— На с. 119 рассмотрите иллюстрацию. Что изображено?
— Почему девочка не стала играть?
— С кем она разговаривала в комнате?
— Что она сказала лучу?
— Какой была реакция луча?
— Задайте свои вопросы по стихотворению.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Загадки
(Загадки Екатерины Савельевой учитель раздает на карточках. Дети работают в парах, затем загадки читают всему классу.)
1. Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке... (бусы).
2. В ушках маминых сверкают,
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли-крошки
Украшения... (сережки).
3. Край ее зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор-загадка —
Есть у мамы нашей... (шляпка).
4. Назовите-ка посуду:
Ручка прицепилась к кругу.
Блин испечь ей — ерунда.
Это же... (сковорода).
5. В брюхе у него вода
Забурлила от тепла.
Как разгневанный начальник,
Быстро закипает... (чайник).
6. Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут —
Разольет в тарелки... (суп).
7. Пыль найдет и вмиг проглотит —
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит... (пылесос).
8. Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг —
Имя у него... (утюг).
9. Вот на лампочке колпак
Разделяет свет и мрак.
По краям его ажур —
Это дивный... (абажур).
10. Полосатый зверь у мамы
Блюдце выпросит сметаны.
И, поев ее немножко,
Замурлычет наша... (кошка).
3. Составление рассказа
— Составьте рассказ о своей маме. Подумайте, какие пословицы можно включить в рассказ.
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
IX. Подведение итогов урока
— Какое произведение мы читали на уроке?
— Что вы узнали об авторе?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о маме, вставив в него пословицы.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 2 класс. Веселые стихи
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»
Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!