Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Сценарий литературно - музыкальной композиции «Времена года» для детей младшего школьного возраста

Литературно-музыкальная композиция для младших школьников «Времена года»

Цели: показать красоту каждого времени года; развивать художественный вкус; воспитывать интерес к поэзии и музыке.

Оборудование: репродукции картин известных художников, фонограмма, костюмы персонажей, цветы, красивые ветки, техническое оборудование.

Действующие лица: ведущий, Флора, Фауна, Снежинки, Художник Зима, Художник Весна, Художник Лето, Художник Осень, Скворец, хоровод, дети, девочка, мальчик, герои инсценировки «Вершки и корешки».

Ведущий. Россия - красивое, могучее слово. Мы любим свою родину всем сердцем. Россия - это необозримые пространства, реки, несущие в себе неиссякаемую силу. Сказочно богата природа России.

Н. Забила

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Природа России прекрасна во все времена года! Хорошо об этом писал Г. А. Скребицкий. Перед нами его книга «Природа». Приоткроем ее. Что же видим?

Страничка 1.

ХУДОЖНИК ЗИМА

На сцену выходит Зима в белом сарафане. Белый берет с огромным пушистым помпоном красуется на ее голове. В руках белое ведерко с белой кистью, а также калейдоскоп.

Зима. Поверчу калейдоскоп. Мне нужен белый узор. Теперь я возьмусь за свою волшебную кисть: побелели поля и пригорки. Гонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

В записи звучит муз. пьеса С. Прокофьева «Утро».

Флора. Ходит зима по горам, по долам, ходит в белых валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина!

На сцену выходит Снежинка.

Снежинка.

А. Екимцев

Старый тополь у крылечка,

Льдом затянутая речка,

Первый иней, первый снег,

На пригорке громкий смех.

Белый заяц, куролеся,

Прячет в ельничке тропу.

На морозе красный месяц

Длинный нос сует в трубу.

На сцене появляются еще несколько снежинок. Они выпархивают из-за кулис.

1-я Снежинка.

А как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты.

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

2-я Снежинка.

Звенят сосульки в тишине -

Осколки хрусталя.

Уснули реки подо льдом,

Под снегом спят поля.

3-я Снежинка.

Рисует поутру мороз

Узоры на окне.

Друзья, хорошая зима

У нас в родной стране.

1-я Снежинка.

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки,

Покрывая все кругом

Мягким бархатным ковром.

2-я Снежинка.

Солнце полно светлой ласки,

Все блестит, как в дивной сказке,

Пруд зеркальный недвижим

Под покровом ледяным.

3-я Снежинка.

Зима пришла... За окнами,

Где черных елок ряд,

Пушистые и легкие

Снежиночки летят.

Исполняется танец «Снежинки» под музыку вальса.

Зима. А мы с вами пройдемся по первому морозцу к художнику А. Пластову. Перед нами картина «Первый снег».

Флора. «...Подули студеные ветры, и зима загудела в трубу: «Я иду-у-у... Я бреду-у-у!» За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня накинула на себя платок и выбежала на крыльцо:

- Снег идет!..»

Флора. Чародейка-зима набросила белое покрывало на лес, поля. Лес околдован кружевной сказкой зимы. Он будто уснул под волшебным покрывалом. А вот красавица-береза. Она похожа на белый фонтан.

С. Есенин

БЕРЕЗА

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Исполняется песня «Береза» (муз. В. Веселова).

Зима. Люблю рисовать белым цветом.

А. Прокофьев

ВСЕ БЕЛО

Все бело, ой, все бело,

Белым цветом расцвело.

Бел зайчонка легкий след,

На березе бел берет,

И на рощице ольховой

Белым-бел платок пуховый!

 

У рябин бела оборка,

Мил платочек красненький...

Хорошо бежит с пригорка

Маленькая Настенька.

Фауна. Да! Красива холодная зима. О, как ей рада детвора! У них забав очень много. Люди в теплом жилье. А как быть животному миру? Писатель Э. Шим назвал птиц живыми цветами. Он так и озаглавил свой рассказ - «Живые цветы».

«...У синиц грудки желтые, ясные, будто солнечные зайчики по веткам запрыгали. Пестрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели летят в кормушку. Красногрудые снегири похожи на яблоки. Просто цветной палисадник. Рыженькая белочка стала серой, спит в дупле, питается своими запасами, а зайчик ест кору и побеги кустов...»

А теперь загадки:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?    (Белка.)

 

В птичник повадится –

Жди беды.

Рыжим хвостом

Заметает следы.    (Лиса.)

Вы правильно ответили. А лисичка-сестричка хороша, очень хороша. Видите картину А. Комарова «Рыжая птичница»? Все в ней ясно и понятно. Остается только сказать, как хорошо она принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. Разбойница любит курочек, любит уточек, не помилует и кролика.

Страничка 2.

ХУДОЖНИК ВЕСНА

Ведущий.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.    (Весна.)

 

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?    (Март.)

Дети отгадывают загадки и доказывают правильность ответов. На сцену выносят репродукции картин: И. Левитан, «Март», «Первая зелень»; И. Шишкин, «Апрель».

Весна. Мне Зима передала калейдоскоп. Я приготовила зеленые и голубые краски. (Весна одета в светло-зеленое платье, на голове венок из ранних весенних цветов, трав). Поверчу калейдоскоп (смотрит в него, вращая в руках. Подходит к репродукциям, вкратце рассказывает о них).

В это время звучит музыка «Песни и пляски птиц» из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

Флора.

А. Екимцев

Старый тополь у крылечка,

Ищет грач свое местечко.

Грохот льдин, шуршанье вод,

Света полон небосвод.

 

Муравьи, едва подсохло,

Дружно взялись за дела:

Муравейников высоких

Починяют купола.

На сцену выходят дети и «скворцы» (детей трое, «скворцов» двое).

Скворец.

Весна идет с капелями,

Ручьи журчат:

«Встречайте, прилетели мы!» -

Скворцы кричат.

Дети.

Один присел на тополе -

Такой смешной,

В ладоши мы захлопали: «А ну-ка, спой!».

Он посмотрел обиженно.

Скворец.

«У вас-то дом,

А мы себе и хижины

Здесь не найдем».

Дети.

Кричим ему уверенно:

«Дружок-скворец,

Мы подарить намерены

Тебе дворец.

 

Будь, скворушка, хозяином -

Твой дом не плох!

Гостей своих встречаем мы

Всегда тепло!»

(И. Иванов.)

Скворец выходит на сцену и говорит о пользе, которую приносят эти птицы.

Скворец.

Я Скворец-удалец,

Песни петь молодец!

Я с Весною дружу,

Пользу людям приношу.

Фауна. Весной слышны голоса не только скворцов. Запела Синичка. Песня нехитрая: «Зин-зи-вер! Зин-зи-вер!». Вернулись большие стаи грачей. Черные, блестящие, важно расхаживают по дорогам. У зайчих появились зайчата. Они сразу в теплых шубках и хорошо видят.

Исполняется «Весенняя песенка» (муз. Ц. Кюи, сл. И. Белоусова).

Фауна уступает место Флоре.

Флора.

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу: погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?».

Звучит в записи пьеса П. И. Чайковского «Подснежник».

Ведущий. В апреле расцветает много цветов - белые звездочки ветреницы, медовые колокольчики сон-травы, медуница. Зазеленела березка, скоро раскроются цветы черемухи.

Я. Аким

АПРЕЛЬ

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня - прямиком

Шлепает по лужам.

 

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

Звучит «Песня жаворонка» (муз. М. Глинки, сл. Н. Кукольника).

Страничка 3.

ХУДОЖНИК ЛЕТО

Сцена украшена цветами, зелеными ветками. Выходит Художник Лето. Он одет в пестрый костюм, на голове - венок из колосьев.

Ведущий. Приступило к работе жаркое Лето. Весь лес расписало Лето сочной зеленью. В садах зреют яблоки, груши, сливы. Красно солнышко не может налюбоваться Летом.

Лето. Покручу, поверчу калейдоскоп. (Смотрит в него.) Зеленый фон вижу и много всяких пестрых красок.

Старый тополь у крылечка,

Луг в ромашках недалечко.

Грозы, ливни, рожь в цвету,

Медом пахнет за версту.

В темной чаще за делянкой

Пень тропинки сторожит,

Земляничная поляна

Красным солнышком лежит.

 

Флора.

А. Яшин

Дождик прошел по садовой дорожке.

Капли на ветках висят как сережки.

Тронешь березку - она встрепенется

И засмеется,

До слез засмеется.

Звучит муз. пьеса С. Прокофьева «Дождь и радуга».

Ведущий. Летняя пора несет веселье и радость. Весеннелетний праздник Семик связан с пробуждением природы. На Семик дома украшали ветками березы, пол посыпали травой, на голову плели венки из цветов и трав, предполагая, что тем самым приобщаются к жизненной силе молодой растительности. В этот день украшали ленточками березу, завивали из ее веток венок, при этом приговаривали (пели) девушки:

Березы, радуйтесь!

Зеленые, радуйтесь!

К вам девушки идут,

К вам красные идут –

Завивать венки идут.

Затем становились вокруг березы в хоровод и пели.

Хоровод.

Пошли девушки в лес гулять,

Пошли красные березку завивать.

Вью-вью, ай лелю, Березыньку позавью.

Завивайся, березка ладненькая,

Завивайся, зеленая, кудрявенькая.

Вью-вью, ай лелю,

Березыньку позавью.

Мы к тебе покумиться пришли,

Мы тебе пирогов принесли.

Вью-вью, ай лелю,

Березыньку позавью.

Хоровод.

Березка к себе гукала,

Дорогих гостей зазывала:

Береза.

Ходите, ребята, в луг гулять

Зеленые веночки завивать

Я к вам согнуся,

Сама в веночки завьюся.

А вы меня прославляйте,

Алой лентой украшайте.

Будут веночки зеленые,

А вы весь год веселые!

Звучит напевная хороводная мелодия.

Лето. В конце июня играют в «похороны кукушки». В старину был обычай зарывать, а потом откапывать «кукушку», который имел магический смысл. Считали, что тем самым способствуют более быстрому росту хлебов и трав. Со временем обряд превратился в игру. Дети в этот день украшали ветки березы или черемухи лентами и цветами и несли к реке. В лесу находили траву «кукушкины слезки», делали из нее снопик, одевали его, как куклу, и привязывали к ветке. Затем бросали ветку в речку и, прощаясь с «кукушкой», пели:

Дети.

Березку завивали,

Кукушечку выкликали:

Кукушечка ряба,

Ты лети-ка со двора!

Взвивалась кукушечка,

Взвивалась рябушечка,

Через лес полетела,

Во все стороны глядела.

Прощай, прощай, кукушечка,

Прощай, прощай, рябушечка, -

До новых берез,

До частых гроз,

До красной зари,

До новой травы!

Лето. Праздник Ивана Купали отмечают в самую короткую ночь в году (с 23 на 24 июня), когда, по народному представлению, «солнце на зиму поворачивало». Поют песни, встречая праздник:

Еще что кому до нас,

Когда праздничек у нас!

Завтра праздничек -

Иванов купальничек!

Собирали в купальскую ночь лечебные травы и припевали:

Кругло, невелико поле,

На нем дивных ягод много,

Спелых и зрелых,

Красных и белых.

Кто ночью идет,

Тот наберет.

А Купала брал тут спелые,

А Иван брал зрелые,

Красные и белые.

Играя, обливались водой и припевали:

Ой, купаленка,

Ночка маленька.

Я не спала,

Золотые ключи брала,

Зарю размыкала,

Роса медовая,

Трава шелковая,

Месяц увидал,

Ни слова не сказал.

Солнце увидало,

Ключи подобрало.

Некоторые песни исполнялись ночью, когда жгли костры и кричали через них:

Трех коней Иван ищет,

За лесом свищет.

В ночь Купалу его конь

Поскачет через огонь.

Как первый конь –

Колесом грива.

А другой конь -

Во лбу звезда.

А третий конь –

Шелковый хвост.

У воды-моря Купала,

Играл ночью конь Ивана.

Копытом камень разбивал,

Искрой костер разжигал.

Скачи-ка первым, конь,

Через велик огонь!

За тобой царь и царица,

И красная девица,

И миром, и пиром,

И с добрыми людьми.

Ведущий. А теперь - игры «Жнивные».

Начало и конец жатвы отмечались особыми обрядами и песнями. В песнях рассказывали о том, как работали в поле, славили окончание полевых работ, думали о будущем урожае.

Ржица-матушка колосилась,

Во ржи свинушка поросилась:

Семьдесят поросят и все пестренькие,

Хвостики у них востренькие.

 

Где девушки шли,

Где красные шли,

Сарафанами трясли –

Там рожь высока,

Умолотиста, густа:

С одного-то колоска

Умолотишь три мешка.

Катаясь по сжатой полосе, дети кричали:

Нивка, нивка,

Отдай нашу силку,

На рожь, на яровинку

Мы тебя жали, силку потеряли.

Перед тем как есть пирог, выпеченный из зерна нового урожая, припевали:

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Ведущий. Не зря ведь в песне поют: «Лето красное, будь со мной!». Люди собирают в садах урожай плодов, на полях идет уборка хлеба.

На сцену выходит девочка с корзинкой, в которой яблоки, груши, сливы. А мальчик держит корзину с овощами: помидоры, огурцы, перец, баклажаны.

Девочка.

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Мальчик.

Вот и овощи поспели,

Огурцы, помидоры созрели

Баклажаны, кабачки

Тоже подоспели.

Фауна. У животных летом большие заботы. Они тоже готовят запасы к зиме: одни добывают и прячут запасы в укромных местах, а другие - много едят, накапливают жир, чтобы зимой не замерзнуть.

Ведущий. Ребятня спешит к реке. Слышны крики, смех, плеск воды.

В записи — шум купания детей в реке.

П. Глебка

Мальчик.

Редеют тучки, тая...

Полдневная пора;

Стоит, как пар, густая,

Тяжелая жара.

Прохладой веет с речки,

Ребята к ней спешат,

Их крик и смех беспечный

Во все концы летят...

Флора. Прекрасная пора - лето. Много тайн и чудес оно таит в себе. Душа ликует и смеется: «Ах! Лето красное!..»

В записи звучит песня «Звездное лето» (муз. А. Пугачевой, сл. И. Резника).

Страничка 4.

ХУДОЖНИК ОСЕНЬ

Сцена украшена гирляндами из разноцветных листьев. По борту сцены - вазы с осенними цветами. Костюмы отражают время года.

Флора.

А. Екимцев

Старый тополь у крылечка,

Дыма светлое колечко.

Светит золотом простор,

Что ни двор - монетный двор.

И, расправив крылья-весла

Над просторами земли,

Проплывают журавли.

На сцену выходит с калейдоскопом Художник Осень в пёстром платье, на голове корона из листьев.

Осень.

Расправив широкие крылья,

Над желтым простором полей

Плывет в небесах эскадрилья

Спешащих на юг журавлей.

Флора. Для своей работы взяла Художник Осень самые яркие краски, которые она увидела в калейдоскопе. Сначала направилась в лес. Березы и клены покрыла ярким желтым цветом, осину разрумянила. Дуб на лесной поляне в медную броню одела. Хороводу лип подарила золотую парчу. Кусты получились пестрыми. Только ели остались по-летнему зелеными. Опустели поля и луга. Стали шире, просторнее.

Ведущий.

Меняю загадку на отгадку:

Пришла без красок

и без кисти

и перекрасила все листья.    (Осень.)

Дети отгадывают.

Ведущий. А теперь побываем у художника В. Д. Поленова, у его картины «Золотая осень».

Показывает картину.

Рассмотрите картину внимательно. Прочтите стихи, написанные на плакате.

С. Есенин

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду...

 

И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной...

Сравните стихи. Какое из них подойдет к картине В. Д. Поленова «Золотая осень»?

Дети сравнивают стихи, аргументируют свои ответы.

Ведущий. Все ваши ответы правильные. Вам присваивается звание «Юный искусствовед».

Вручается диплом и приз.

Флора.

Для вас осенние загадки,

Отгадайте их, ребятки:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый,

Бархатный.    (Арбуз.)

 

Ни окошек, ни дверей,

Полна горница людей.    (Огурец.)

 

Не шита, не кроена,

А вся в рубцах.

Без счета одежек,

И все без застежек.    (Капуста.)

 

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая.    (Морковь.)

 

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.    (Лук)

Дети отгадывают, доказывают свою отгадку.

Осень. Не забыла я и сказку. Для вас - инсценировка сказки «Вершки и корешки» (по русской народной сказке в обработке К. Ушинского).

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ

Действующие лица: автор, Мужик, Медведь.

Автор. Подружился медведь с мужиком, и вздумали они вместе репу сеять.

Мужик. Мне корешки, а тебе, Миша, вершки.

Автор. Выросла славная репка. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. Поворчал Миша, но делать нечего. На другой год опять встретились.

Мужик. Давай опять вместе сеять!

Медведь. Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки.

Мужик. Ладно. Пусть будет по-твоему.

Автор. И посеяли они пшеницу. Добрая пшеница удалась. I Мужик получил вершки, а Миша - корешки. С тех пор у медведя с I мужиком дружба врозь.

На сцену выходят: ведущий, Флора, Фауна, Художник Зима, Художник Весна, Художник Лето, Художник Осень.

Все они берутся за руки, скандируют.

Ведущий. Люди планеты Земля!

Флора. Берегите природу!

Фауна. Берегите наших братьев меньших - животных! Зима. Пусть будет чиста земля, как первый снег!

Весна. Пусть будет красивой наша планета, как цветы весной! Лето. Пусть всегда будет солнце!

Осень. Пусть будет чиста ваша душа!

Все поют песню «Мы желаем счастья вам» (муз. С. Намина, сл. И. Шаферана).

Ведущий.

Спасибо тем, кто слушал и смотрел!

Спасибо тем, кто пел!

Для вас - мультфильм «Времена года».

Автор: Юлия Александровна Вакуленко

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3 класс. Игра путешествие

Сценарий конкурсной программы для младших школьников

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия в начальной школе

Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!