Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский
Театрализованное представление для младших школьников «Из детства П. И. Чайковского». Сценарий
Цели: донести до зрителя, какую огромную роль сыграл композитор в русской и мировой культуре; воспитывать любовь к музыке.
Оборудование: фонограмма с записью музыки Чайковского, портрет П. И. Чайковского, картины с изображением берез.
Действующие лица: ведущий, ряженые, хоровод, Петя, мать Петра Ильича, действующие лица инсценировки «Повесть о Стеклянном мальчике»: ведущий, Петя, мама, гувернантка, учительница музыки, молодежь, автор.
В записи звучит музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» (или по выбору ведущего). Зал украшен картинами из произведений Чайковского. В центре сцены на заднем полотне огромный портрет композитора.
Ведущий. На берегу реки Камы в старинном городе Воткинске в 1840 году в небольшом двухэтажном доме в семье горного инженера родился Петя Чайковский, будущий композитор. Открываем фортепьяно, начинаем шагать по дороге Гаммы.
ДО
В окна особняка струится свет от белых берез. Зимой катание на санях. Кругом веселье. На Рождество приходили ряженые. Шубы навыворот, звериные маски. Они становились под окнами и пели:
Здравствуй же, хозяин с хозяюшкой,
И со всеми твоими малютками!
Тетенька-добренька,
Пирожка-то сдобненька.
Не режь, не ломай -
Поскорей подавай.
Печка-то топится,
Пирожка-то хочется!
Ряженым подавали пироги, сладости.
РЕ
А тут и Масленица подоспела. Пекли круглые блины. Они похожи на Солнышко в небе. Народ провожает зиму, а весна на пороге. Идет бурное веселье. Слышны песни. Молодежь водит хороводы.
Ой, Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом!
А мы Масленицу повстречали,
Сыром торбу набивали,
Маслом гору поливали,
На широк двор зазывали
Да блинами заедали.
Как на масленой неделе
Со стола блины летели
И сыр, и творог -
Все летело под порог!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело нам! Очень весело нам!
Звучит русская народная мелодия, на сцене хоровод. В центре девушка держит поднос с блинами.
Петя выходил в сад. Там он слепил из снега Снегурочку. Она стройная, глаза из синих камешков, бровки - тоненькие палочки, носик аккуратный. Голова украшена короной - сосульками. Ах, какая красавица! Теплое солнышко вступило в свои права, пришла весна. Снегурочка растаяла. А Петя все ходил в сад с надеждой встретить Снегурку. Скорее в лес! Здесь гномы развесили колокольчики. Это ландыши. Каждый звенит по-своему. Сколько нежной музыки!
(Свою Снегурочку великий композитор воспел в своих стихах и музыке.)
МИ
Красное лето. Пахнет рожью и медом. Белые серпы жней напоминают молодой месяц. Женщины-жнеи поют:
По межам ходим,
Жито зажинаем, ярь наливаем.
Густое жито, колосистое,
Семенистое, ядристое.
Где гора, там жита копна,
Где лужок, там жита стожок,
Где долина, там жита скирда.
Как на небе звезды часты,
Так на поле копны густы.
Как на небе месяц высок,
Так на поле стожок широк.
А в небе заливисто поет жаворонок. Пете понятна «речь» птицы. Не останется ли он на небе? Нет, после пения он падал в жнивье. О чем пел жаворонок? Это знал только Петя.
ФА
Однажды в конце лета мальчик встретил мальчика-удмурта, который нес в березовом бураке мед диких пчел. Мед отливал золотом. Мальчик-удмурт угостил Петю медом. Гнездо пчел было на старой сосне. Пчелы жутко и интересно жужжали.
СОЛЬ
В доме Чайковских часто звучала музыка Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти. Деревянный дом Чайковских тоже звучал. Скрипели половицы, ступеньки, оконные стекла. В сознании мальчика музыка жила даже тогда, когда ее не слышали другие. Его силой уводили от фортепьяно. Тогда Петя играл по всему, что звучало. Особенно нравилось ему стекло. Однажды он разыгрывал свою песню весны по стеклу, которое разбилось. Мальчику наняли учительницу музыки Марию Марковну Пальчикову. За мальчиком закрепилось безобидное прозвище: «стеклянный мальчик». Однажды утром Петя увидел на озере лебедей, которые гостили на воде две недели. После отлета лебедей повалил снег. Мальчик боялся, как бы лебеди не замерзли в дороге. Ему приснился сон, в котором вожак лебедей пригласил Петю улететь с ними. Он спросил: «А как же я полечу? На чем?». «Мы унесем тебя на своих крыльях». И мальчик проснулся.
ЛЯ
Вокруг дома, по полям, вокруг озера росли березовые рощи. Однажды Петя увидел раненую березу, из надреза которой сочился сок. Он был бесцветным, но мальчику казался красной кровью. Зажав рану рукой, он шептал березке: «Потерпи, пожалуйста... Пройдет. Все пройдет...» Для Чайковского береза - больше чем дерево. Это лик Родины, шелест листьев - ее голос.
В Москве у памятника Чайковскому семь берез - по числу музыкальных нот.
СИ
От благословенной природы, от родной земли, народных песен, белых берез родились балет «Лебединое озеро», весенняя сказка «Снегурочка», цикл фортепьянных пьес «Времена года», опера «Евгений Онегин». От музыки Чайковского родная земля становится еще роднее, небо выше, люди лучше и светлее.
Все свою жизнь Чайковский испытывал большой интерес к музыке, театру. Это было его потребностью. С самых ранних лет он видел и слышал в каждом предмете музыку. Так возникла повесть о его детстве. Итак:
ПОВЕСТЬ О СТЕКЛЯННОМ МАЛЬЧИКЕ
Картина I. «Ряженые».
Звучит народная музыка. За окнами шум голосов. Это ряженые. Они в страшных масках, в вывороченных наизнанку шубах. Это святки.
Петя. Мама! Кто они, эти страшные маски? Что им надо? Я смотрел на белые снежинки за окном, а они появились. Что им нужно?
Мама (тоже смотрит в окно). Не бойся, малыш! У нас сейчас Святки. А люди в масках очень добрые. Маски надели, что бы интересно и весело было. Они пришли нас порадовать и поздравить с праздником. Мне надо их поблагодарить и угостить пирогом. Пойду за пирогом.
Ряженые (поют).
Коляда-моляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю,
Гулять на просторе
Забежала во двор
К Иван Иванычу,
К тетушке Прасковье.
Иванов-то двор
Виноградьем оброс,
У Ивана-сударя Высок терем.
У Прасковьюшки на дворе
Полным-полно.
Мать выносит пирог, благодарит ряженых.
Петя. Мамочка, как интересно! И сколько музыки!
Картина II. «Снегурочка».
Заснеженный сад. Мальчик лепит из снега снежную бабу - Снегурочку. Прислушивается к скрипу снега, к треску сучьев на деревьях. Все «поет»: и деревья, и ветерок, и снежинки.
Петя (говорит сам себе). Я вылеплю снежную бабу. Она не будет толстой и неуклюжей. Ком на ком, делаем красивую фигуру - стройную. Вот и готово. И не надо на голову надевать что-то невозможное. Я ей сделаю корону из сосулек. Вон их сколько висит под крышей пристройки.
Снимает сосульки, вставляет в голову снежной бабы. Ударяет пальцем по сосульке.
Петя. А сосульки тоже поют, в них нежная музыка. Корона получилась на славу! Пойду позову маму, покажу ей Снегурку.
Мама (приходит в сад). Петя, какую ты красавицу вылепил, всем на удивление! Пойдем, сынок, домой.
Петя (ежедневно ходит проведать свою Снегурку). Ты держись, красавица, не поддавайся, не надо тебе таять.
К весне Снегурка растаяла. На Масленицу в доме пекли блины - провожали зиму. Молодежь каталась на санках, пела песни.
Молодежь (поет).
Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть.
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все все поели.
Картина III. «Жаворонок».
Лето. Жаркий день. Слышна песня жаворонка. Поют и жнеи, убирающие рожь. Петя, стоя на тропинке, ведущей в поле, слушает и жаворонка, и жней, поющих о своей работе.
Петя (следит за жаворонком). Как прекрасны твои трели! Как высоко ты взмываешь и падаешь стремглав вниз. Будь осторожен! Смотри не останься на небе и не упади на землю. Прошу, будь осмотрительным!
Жаворонок снижается, падает в жнивье. В записи звучит пение жаворонка.
Жнец (как бы на смену жаворонку).
Ивановы жнеи, -
Жнеи льняные,
Серпы лубяные.
Они не жали,
А на меже лежали,
Все ворон считали.
А мы жнеи молодые –
У нас серпы золотые,
Мы все поле пожали
И в копны поклали:
В поле копнами
На гумне стогами,
На столе пирогами!
Петя. А серпы у жней похожи на молодой месяц, упавший в руки молодой женщине. Их пение успокаивает душу, в которой рождаются прекрасные чувства.
Картина IV. «Лесной мед».
Мальчик на берегу реки слушает пение рабочих-удмуртов, слыша в нем шум леса, плеск ручья, соловьиный щекот. В лесу встречает мальчика-удмурта, который нес березовый туесок с медом диких пчел. Мальчик-удмурт угощает Петю медом. С сосны слышится гудение пчел.
Петя. Здравствуй!
Мальчик-удмурт (приветливо). Здравствуй! На, попробуй! (Протягивает Пете ложку с медом.) Я его взял там. (Показывает на дупло на старой сосне.) Слышишь?
Петя (прислушивается). Да, слышу. Это гудят дикие пчелы (слышно жужжание диких пчел). Как пахнет мед! А какой красивый у него цвет! Спасибо за угощение!
Картина V. «Стеклянный мальчик».
Пете кажется, что их дом - большая скрипка. В нем поют половицы, ступени, оконные стекла, пол, потолок. Ночь, мальчик не спит, плачет. В спальню вбегает гувернантка-француженка.
Гувернантка. Что случилось, Пьер? Почему вы плачете? Почему не спите?
Петя (всхлипывая). О, эта музыка, музыка!
Гувернантка (удивленно). Какая музыка? Сейчас тихо. Все спят.
Петя (рыдая, указывает на голову). Избавьте меня от нее! Она у меня здесь. Она не дает мне покоя.
И снова Петя ходит по дому, стучит по перилам балкона, по столешнице, по оконному стеклу. Оно звучит тоненько. На стекле мальчик разыгрывает музыку весны. Стекло разбивается.
Мама Пети. Мальчик мой! Не бойся, тебя никто ругать не собирается. Посоветовавшись с папой, мы пригласили тебе учительницу музыки, Марию Марковну Пальчикову.
Мария Марковна (в прошлом крепостная девушка). Здравствуйте, юный мой друг! Это вы Стеклянный мальчик?!
Петя (опустив голову). Да, это я!
Мария Марковна. Вот и начнем заниматься. Перед вами фортепьяно. Что вам больше все запечатлелось из природы?
Петя. Дикие лебеди, которые перед отлетом провели на нашем озере две недели. Ночью мне приснилось, что эти прекрасные птицы меня звали в далекие края.
Мария Марковна. Как бы это прозвучало в музыке?
Петя. А вот, я думаю, так... (проигрывает небольшую партию).
Картина VI. «Белые березы».
Мальчик обнаруживает у озера раненую березу, замазывает глиной рану, ведет с ней разговор.
Петя (тихо). Потерпите, пожалуйста... Пройдет. Все пройдет...
Березы шелестят. И только Петя знает, о чем поют эти деревья. Издали слышится пение хоровода. Поют девушки:
Березка к себе гукала,
Дорогих гусей зазывала:
Ходите, ребята, в луг гулять,
Зеленые веночки завивать.
Я к вам согнуся,
Сама в веночки завьюся.
А вы меня прославляйте,
Алой лентой украшайте.
Будут веночки зеленые,
А вы весь год веселые.
Звучит русская народная мелодия.
Картина VII. «Могучие всходы».
Автор. Зернышки, упавшие в чуткую душу ребенка, взошли во взрослости могучими всходами.
Шло время. Талант Чайковского был признан во всем мире. Особенно большое предпочтение ему было отдано в Германии, Франции, Англии, Америке. Повсюду его ждали как долгожданного гостя, гения русской и мировой культуры. Но всегда Чайковский тосковал по березам, по русской земле.
Опера - это тот вид музыкального искусства, который был наиболее близок Чайковскому и любим им. В каждой из десяти созданных им опер главное внимание обращено на раскрытие сложных характеров, руководящих поступками героев. Композитор однажды сказал: «...Мне нужны люди, а не куклы». Огромная роль в операх Чайковского отведена оркестру.
Самые знаменитые произведения композитора - это оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Опричник», «Черевички», «Иоланта», «Чародейка», «Орлеанская дева», музыка к сказке Островского «Снегурочка», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и множество музыкальных произведений: романсы, кантаты, увертюры, симфонии, сюиты, фортепьянные пьесы.
Зрителей приглашают на музыкальный концерт по произведениям П. И. Чайковского.
Автор: Юлия Александровна Вакуленко
Похожие статьи:
Сценарий литературно - музыкальной композиции «Времена года» для детей младшего школьного возраста
Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3 класс. Игра путешествие
Сценарий праздничного внеклассного мероприятия в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!