Интересные математические задачи с ответами, 4 класс
Логические задачи для 4 класса
Здесь предложены задачи различного уровня сложности, логические, занимательные, комбинаторные, упражнения по развитию математического мышления и наблюдательности.
Решение задач при помощи схем, чертежей и рисунков
1. Расставь скобки так, чтобы получились верные равенства.
211 – 126 – 74 x 8 = 88
12 х 16 + 128 : 8 + 24 = 240
12 х 16 + 128 : 8 + 24 = 196
2. Сумма двух чисел равна 462. Одно из них оканчивается нулем. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найдите это число. (420 и 42.)
3. По углам и сторонам квадрата вбиты колышки на расстоянии 2 м друг от друга. Сколько колышек вбито, если сторона квадрата равна 10 м? (20 колышков.)
4. Часы бьют каждый час и отбивают столько ударов, сколько показывает часовая стрелка. Сколько ударов отбивают часы в течение 12 часов?
5. В углах квадратной клумбы растут кусты - всего 4 куста. Площадь клумбы увеличили в 2 раза, не выкапывая кустов. Расширенная клумба тоже квадратная, а внутри нее кустов нет. Как это сделали? Выполните чертеж.
6. Иванов, Петров, Сидоров и Козлов по математике за контрольную работу получили четыре оценки: 2, 3, 4, 5. Известно, что Петров списал у Сидорова, но сделал это невнимательно. Иванов не справился ни с одним из заданий. Лучше всех решил Козлов. Какую оценку получил каждый ученик?
7. Как набрать из водопровода 6 литров воды, пользуясь двухлитровой банкой и чайником, в который входит 5 л?
8. В семье четверо детей: им 5, 8, 13, 15 лет. Зовут их Таня, Юра, Света и Лена. Сколько каждому из них, если одна из девочек ходит в детский сад, Таня старше, чем Юра, а сумма лет Тани и Светы делится на 3? (Света - 5 лет; Юра - 8 лет; Татя -13 лет; Лена -15 лет.)
9. Шпунтик и его друзья из данных фигур составляли новые. Каждый из них из двух таких многоугольников, как показано на рисунке, составил новый и нашел сумму длин его сторон. Ответы у них получились разные, но у всех правильные. Как такое могло быть, и какие ответы у них получились?
10. На складе находилось 7 полных бочонков меда, 7 наполовину наполненных медом и 7 пустых. Как распределить все бочонки между тремя покупателями так, чтобы каждый получил одинаковое количество бочонков и меда. Найдите решение, при котором мед не нужно перекладывать из одного бочонка в другой.
Ответ: дать каждому по 2 полных, затем первому и второму по 2 наполовину наполненных и по 2 пустых; затем третьему 1 полный и 3 пустых, потом каждому по одному наполовину наполненных.
Проверочный тест
1. Восстановить записи:
2. Соединить числа 1280, 740, 600, 60 математическими знаками «плюс» и «минус» так, чтобы в результате получился ноль (не применяя скобок)
3. У Алеши 4 кубика разного цвета: синий, красный, желтый, зеленый. Сколькими способами он может построить пирамиду из трех кубиков?
4. Задумали число. Если к нему прибавить наибольшее трехзначное число, а затем разделить на 10, то получится наименьшее трехзначное число. Какое число задумали?
5. Молоком наполнили доверху 4 одинаковых стакана. Во всех стаканах столько молока, сколько в банке. В стакане и в банке вместе 1 кг 200 г молока. Сколько граммов молока в стакане?
Ответ: в стакане 240 г; в банке 960 г.
6. Отнимите 4 палочки так, чтобы образовалось 5 одинаковых и 5 различных по величине квадратов. Покажите два способа решения.
7. Три брата поймали 29 карасей. Когда один брат отловил для ухи 6 штук, второй - 2, а третий - 3, то у каждого брата осталось равное количество рыб. Сколько карасей поймал каждый брат?
Решение:
1) 6 + 2 + 3 = 11 (карасей) - взяли для ухи.
2) (29 - 11): 3 = 6 (карасей) - осталось у каждого.
3) 6 + 6 = 12 (карасей) - было у первого.
4) 2 + 6 = 8 (карасей) - было у второго.
5) 3 + 6 = 9 (карасей) - было у третьего.
Ответ: 12, 8 и 9 карасей.
8. Задачи профессора Пятеркина.
а) Профессор Пятеркин жил в квартире №13. Большой любитель математики, профессор решил номер своей квартиры записать необычным образом - с помощью пяти троек. Какие знаки арифметических действий он должен был поставить между некоторыми тройками, чтобы получить 13? (3 3 3 3 3 = 13)
6) Когда профессор Пятеркин переехал в новую квартиру №31,
он решил номер своей новой квартиры тоже записать необычным образом - с помощью пяти пятерок. Поставьте знаки арифметических действий между пятерками и получите 31. (5 5 5 5 5 = 31)
Ответ: а) 3 х 3 + 3+3 : 3 = 13; б) 5 х 5 + 5 + 5:5 = 31.
Подготовка к олимпиадам
1. Восстановить записи:
2. Начертить прямоугольники, периметр которых равен длине отрезка АВ (12 см). Длины сторон могут быть только целыми числами, выраженными в сантиметрах. Определить площади начерченных прямоугольников.
Ответ: стороны прямоугольников могут быть равны 5 и 1, 4 и 2, 3 и 3.
3. Записать число 1 000, используя знаки «+» , «-« , «х» , «:».
1 2 3 4 5 6 8 0 0=1 000
Ответ: (12 + 3) х 4 х 5 х 6 - 800= 1 000.
4. Маша и медведь решили в лесу разбить небольшие огородики. Маша получила квадратный огород, а у медведя получился равносторонний треугольник. Когда они намерили периметры построенных изгородей, то в результате получили целые числа метров, не превышающие 100, при чем одно из них получается путем перестановки цифр. Чему могли равняться периметры этих фигур? А стороны? (27 и 72, 9 и 18.)
5. У Алисы на одной чашке весов лежат 6 одинаковых пачек чая и гиря в 50 г, а на другой чашке лежит такая же пачка чая, гиря в 100 г и в 200 г. Весы находятся в равновесии. Определить, сколько весит одна пачка чая. (50 г.)
6. В каждом из четырех ящиков лежит один шарик: белый, красный, черный, зеленый. На каждом ящике указаны надписи, но ни одна из них не соответствует действительности. Укажите цвет шарика в каждом ящике.
Ответ: З К Ч Б.
Тема «Дробные числа. Действия с ними. Задачи с дробными числами»
1. Игра «Найди существенное».
Дробь (сумма, делить, числитель, делимое, уменьшаемое, знаменатель, дробное число).
2. Задачи с дробями.
1) Используя рисунок, запишите равные дроби:
Ответ:
а) 3/5 = 9/15;
б) 3/4 = 12/16;
в) 5/7 = 10/14.
2) Какая доля каждой фигуры, изображённой на рисунке, закрашена серым цветом?
3) Как называется: сотая часть метра; тысячная доля тонны; двадцать четвертая доля суток; шестидесятая доля часа?
4) Сколько Буратино заплатил за арбуз, который стоил 20 сольдо и еще пол-арбуза.
5) Ученый с мировым именем Иннокентий изобрел ботинки без подошв, чтобы тайком от всех ходить босиком. Сколько подошв сэкономит за месяц обувная фабрика, если, выпуская в год по 40 000 пар ботинок, 3/4 этих ботинок выпустит без подошв?
Ответ: 60 000 подошв.
6) - Света, позволь, я понесу твой ранец до дома, - робко вымолвил Рома.
- А что за это дашь? - смеется Света.
- Вот, дам 5 погашенных марок и жука со сломанной ногой.
- На, неси! - смилостивилась Света.
Когда же прошли 2/3 пути, Роме стало жалко отдавать все 5 погашенных марок.
- Больше не понесу, - пробурчал он, сунув ей ранец, и рассчитался, отдав только 3 марки и жука со сломанной ногой.
- Во сколько марок Рома оценил жука?
Ответ: жук со сломанной ногой оказался равноценным одной марке.
3. Путешествие в сказку.
1) Три царевича пустили свои стрелы, задумав жениться. Там, где каждый найдет свою стрелу, проживает его невеста. В поисках своих стрел у каждого из царевичей был свой путь. Старший на своем пути встречал дробные числа, равные 1/3, средний - равные 1/4, младший - равные 3/6.
Выпишите дробные числа, которые каждый из них встречал на своем пути, распределив их на 3 группы.
1/3, 3/12, 3/6, 3/9, 2/8, 5/20, 9/27, 7/28, 6/12, 27/54, 27/81, 12/48, 30/60.
2) Сиропчик купил большую бутылку пепси тут же, не отходя от киоска, выпил половину содержимого. Отойдя несколько шагов, он выпил еще половину оставшегося в бутылке. Перед крыльцом своего дома. Сиропчик отпил из бутылки еще половину оставшегося в ней напитка, после чего в большущей бутылке осталось всего 200 г пепси. Сколько пепси выпил Сиропчик?
Ответ: Сиропчик выпил 600 г пепси.
3) 1/3 пути на листе кувшинки равна 4 метнам. Дюймовочке до похищения ее майским жуком осталось проплыть в 3 раза меньше, чем половина пройденного пути. Какой длины водный путь Дюймовочки? Ответ: весь путь Дюймовочки составил 12 метров.
Тема «Степень числа»
1. Разгадать кроссворд:
1. Шарада:
Первая буква есть в слове «сурок»,
Но ее нет в слове «урок».
А дальше подумай и краткое слово
Средь умных ребят ты найдешь у любого.
Две буквы у мамы возьми без смущенья,
А в целом получишь итог от сложенья.
2. Единица измерения массы.
3. Сумма длин всех сторон.
4. Объемная геометрическая фигура.
5. Часть задачи, в которой содержатся данные.
6. Равенство с переменной.
7. Значение переменной, которое получается при решении уравнений.
- Какое слово получилось по вертикали? (Степень.)
2. Расшифруйте. Найдите значения выражений, расположив буквы в порядке возрастания ответов, получится слово, которое означает, сколько раз надо взять множителем основание.
Ответ: показатель.
На какие две группы можно разделить выражения?
Замените там, где это возможно, произведение чисел степенью.
3. Запишите числа следующим образом по аналогии:
а) если 100 = 102, то 10 000 = 1 000 000 = 100 000 000 =
100 000= 10 000 000 =
б) если 200 = 2 * 102, то 39 000 = 475 000 = 60 000 =
в) расстояние от Земли до Луны равно 384 000 км, а от Земли до Солнца 149 500 000 км.
Земля совершает один оборот вокруг Солнца за 31 500 000 000 секунд.
Население нашей страны в 1966 году составляло 233 000 000 чело
3. Используя произведения, заполните таблицу:
4. Это интересно!
Чтобы узнать, в какой стране жил Рене Декарт, нужно выписать буквы в порядке возрастания остатков от деления:
Ответ: Франция.
5. Восстановите «цепочки»:
Чтобы узнать, когда жил Рене Декарт, заполните эти «цепочки»:
Год рождения: ______________.
Год смерти: ______________.
Ответ: год рождения 1596; год смерти 1650.
6. Прочитайте высказывание.
Найдите выражения с четными значениями, как вы думаете, на какие числа они разделятся?
Найдите выражения с нечетными значениями, а на какие числа они разделятся?
Выпишите слова в порядке возрастания значений, и вы поймете высказывание Рене Декарте.
Ответ: разум - это прекрасное, яркое, зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным!
Тема «Положительные и отрицательные числа»
1. Разделите на две группы обозначения температур воздуха:
2. Пользуясь положительными и отрицательными числами, запишите положение:
1) самая низкая точка на дне Мариинской впадины ниже уровня океана на 11 034 м,
2) самая высшая точка Земного шара - вершина горы Джомолунгма, выше уровня океана на 8 848 м.
3. Найдя значение выражения, узнаете положение одного из названных объектов по отношению к уровню океана:
(1116 : 93 + 8280 : 46) х 2 + 16
(Мертвое море расположено на 400 м ниже уровня океана, озеро Селигер расположено на 220 м выше уровня океана.)
4. Назовите координаты точек, обозначенных на координатной прямой и запишите:
Начертите координатную прямую и отметьте на ней точки, противоположные данным, запишите их координаты.
5. Сравните:
6. Ответьте на вопросы таблицы:
7. Запишите при помощи положительных и отрицательных чисел такие величины:
а) пять градусов тепла;
б) двести пять метров ниже уровня океана;
в) через двадцать лет;
г) двадцать градусов мороза;
д) сем лет тому назад;
е) пятьсот рублей долга;
ж) девять тысяч метров над океаном.
Математический диктант «Положительные и отрицательные числа»
1. Запишите число «минус три». Как оно называется?
2. Число расположено на расстоянии 4 единицы левее нуля. Запишите это число.
3. Напишите число, не являющееся ни положительным, ни отрицательным.
4. Женя задумал отрицательное число, а Витя положительное. Какой мальчик задумал большее число?
15. Мальчик называет числа, изображенные на координатной прямой, в таком порядке: 1, 0, - 1, ... . Какое следующее число он назовет?
6. Напишите число, противоположное самому себе.
7. Напишите число, противоположное числу 7.
8. Напишите число, противоположное числу - 2.
Тема «Числа-великаны»
1. Разгадать кроссворд:
1) Однозначное число.
2) Название числа в записи дроби.
3) Единица измерения длины.
4) Единица измерения объема.
5) Инструмент для вычерчивания окружности.
6) Разряд числа.
7) Числа, которые делятся на один.
- Какое слово получилось? (Миллион.)
- Как называется класс, следующий за классом тысяч?
2. Помогите Буратино найти ключик, записав числа, через которые проходит его путь, в порядке возрастания.
2 047, 54 279, 507 896, 1 0342 504, 63 789 450, 56 709, 3 670, 783 000
3. Восстановив цепочку, вы узнаете, в каком году был основан город Волгоград. Выразите найденные данные в более крупных единицах измерения (в каком веке). (В 1589 году.)
4. Решить задачи.
1) Попробуйте представить себе, какой толщины получилась бы книга в 1 000 000 страниц, если толщина книги в 100 страниц составляет 1 см.
Выразите толщину книги в более крупных единицах измерения.
Ответ: 10 000 см = 100 м- была бы толщина книги.
2) Один летчик за 15 000 часов, проведенных в воздухе, налетал 5 000 000 км, а машинист метро за 25 лет наездил под землей 1 000 000 км. Сколько витков вокруг Земли сделал каждый? Сколько суток провел в воздухе летчик?
Справка: виток вокруг Земли 40 000 км.
Ответ: летчик сделал 25 витков и провел в воздухе 125 суток.
5. Найдите значение выражения.
7 х 54 + 403 +41 040 606
Используя ключ (подсказку), вы сможете узнать название следующего класса среди чисел-великанов. Каждой цифре ответа соответствует какая-либо буква. Составьте слово-отгадку, используя данные буквы вместо цифр ответа.
Ответ: миллиард.
6. В таблице разрядов помогите Незнайке записать следующие числа:
- один миллион четыреста девять тысяч семь,
- тридцать миллионов двести двадцать тысяч двадцать,
- шестьсот семь тысяч тринадцать,
- 5 единиц 3 десятка тысяч 4 сотни миллионов 6 десятков миллиардов,
- восемь сотен миллиардов два десятка миллионов четыреста три.
7. По какому правилу построен каждый ряд чисел? Продолжите каждый ряд по этому правилу:
а) 4 600 007, 4 600 008, 4 600 009, ...
б) 89 100 000, 89 200 000, 89 300 000, ...
8. Математический фокус.
Задумай двузначное число и увеличь его на 9. Результат отними от 112 и прибавь 25. К значению суммы прибавь задуманное число, результат раздели пополам. От значения частного отними 10 и результат умножь на 4. Получилось 232.
Можно ли изменить условие фокуса так, чтобы можно было задумывать трехзначное число?
Комбинаторные задачи
1. Найдите значения выражений, расположив буквы в порядке возрастания ответов и узнаете слово, которое подскажет вид задач.
9 в шестой степени минус 9 в четвертой степени - Б.
Ответ: комбинация.
2. Выбрать для слова комбинировать соответствующее значение:
а) действовать случайно;
б) действовать по определенному правилу, перебирая все варианты, все возможности.
3. «Дерево возможностей».
1) На полке в магазине стоят два медвежонка - желтый и коричневый, две машинки - черная и белая. Пете надо купить две игрушки. Как это можно сделать? Определите с помощью «дерева возможностей».
2) Проверь, все ли варианты указаны.
Сколько различных обедов можно заказать в школьной столовой, если на первое - щи, суп, на второе - тефтели, омлет, на третье - кисель и какао.
Ответ: пять обедов.
3) Саша и Витя решали задачу. В футбольном турнире участвовали 3 команды из Москвы, 2 команды из Волгограда. В турнире каждая команда из Москвы сыграла с каждой командой из Волгограда. Сколько всего матчей было в этом турнире?
Саша насчитал - 5, а Витя - 6. Кто прав? Докажите.
Ответ: прав Витя.
4) В футбольном турнире участвуют 5 команд из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Екатеринбурга. Турнир проводится в один круг: каждая пара встречается один раз. Сколько всего матчей в этом турнире?
4. В гостях у сказки.
1) Дядя Федор, Матроскин, Шарик и Печкин играли в шахматы. Какие были пары игроков, если все сыграли друг с другом один по одному разу?
2) Несколько сказочных героев при встрече пожали друг другу руки. Сколько встречалось человек, если рукопожатий было 10?
(7 игроков.)
3) Корабельщики объехали весь свет и попали в волшебную страну, которая состоит из 5 частей: Изумрудного города, Желтой, Розовой, Голубой и Фиолетовой стран. На корабле плыли три принца.
Сколько раз каждый обменялся рукопожатием с принцами этих пяти стран, если в каждой стране было по два принца? (6 раз.)
4) Соловей, щегол, канарейка, синичка - лучшие певцы березовой рощи. На смотр художественной самодеятельности надо выставить команду из трех певцов. Сколькими способами это можно сделать? (Четырьмя способами.)
5) Три поросенка - Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф - решили построить себе домики. Выбрали три прекрасных места: у реки, на озере, на горе.
Найдите всевозможные варианты их размещения. (Всего 9 вариантов размещения.)
Похожие статьи:
Занимательные головоломки для детей 7-8-9 лет с ответами
Как разгадывать ребусы в картинках с запятыми и цифрами и буквами
Задачи на смекалку с ответами по математике, 2-3 класс
Задания для 1 класса по математике на сложение и вычитание в пределах 100 с ответами
Интересные задания по математике, 1 класс распечатать бесплатно. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!