Участие родителей в жизни класса
Сотрудничество классного родителя с родителями учащихся 5-9 классов
Сотрудничество классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение, вовлечение в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:
• родительских университетов;
• конференций;
• индивидуальных и тематических консультаций;
• родительских собраний;
• тренингов.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
• дней творчества детей и их родителей;
• открытых уроков и внеклассных мероприятий;
• помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;
• родительского общественного патрулирования;
• шефской помощи.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
• участия в работе совета школы;
• участия в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
• участия в работе общественного совета содействия семье и школе.
Большое внимание классный руководитель должен уделить просвещению родителей. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений, изменению восприятия собственного ребенка.
Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае предлагают материальную помощь.
Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительских комитетов. В него входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе положения о родительском комитете школы, устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания комитета проходят по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Они могут организовать в классе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.
Не менее интересными могут быть информационные часы, которые при желании могут проводить родители — профессиональные газетчики, журналисты и представители других профессий.
Родители могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВН и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству в классе. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении в школе дискотек и праздничных вечеров. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя.
Материальная помощь родителей заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения.
По рекомендации родительского комитета школы некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию. Если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты. Многие подростки и спустя годы вспоминают родителей своих одноклассников, которые изменили их жизнь, наполнили их существование новым содержанием.
Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей. Формы поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива могут быть самыми разнообразными — грамоты, благодарственные письма, медали и шуточные ордена, дипломы и сувениры, сделанные детьми.
Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Их назначение — психолого-педагогическое просвещение. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, часы вопросов и ответов, лекции, практикумы, родительские ринги.
Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги, которые находятся в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Важно помнить, что тренинги может проводить только специалист, имеющий специальное разрешение.
Похожие статьи:
Анкеты для родителей в школе, 5 класс
Взаимодействие классного руководителя с родителями. Из опыта работы
Нет комментариев. Ваш будет первым!