Сотрудничество классного руководителя со старшеклассниками
Принципы сотрудничества классного руководителя и учащихся
Каждый из нас помнит фильм «Однажды двадцать лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить, как они прожили 20 лет жизни, кем стали, чего добились. Мы не будет анализировать сюжет фильма, но на некоторые моменты реальной жизни хочется обратить внимание педагогов. Например, бывает так, что класс вместе прожил шесть лет в школе, но как только отзвучали последние аккорды выпускного вечера, ребята ушли из школы. У них не появляется желания собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако бывает и наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса, теплота общения зовет и манит из детства, тянет, как магнитом, еще и еще раз встретиться и вспомнить все то, чем была наполнена школьная жизнь.
Если в классе каждому было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, приветствовали инициативу и правдивость, лечили душу и согревали сердце - класс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5 лет, и через 10, и через 20. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя, взаимоотношений всех участников общения, самих учащихся, их личностных качеств и т. д. Но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между взрослым и учениками, которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени.
На каких же принципах должно строиться сотрудничество классного руководителя и учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы учащимся класса хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?
Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.
Принцип третий — терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
Принцип четвертый - диалогичность и открытость в общении с учащимися.
Принцип пятый - отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
Принцип седьмой - умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
Принцип восьмой - умение признавать ошибки.
Очень здорово, если классный руководитель, начиная работать с классным коллективом, может рассказать ребятам о принципах своего будущего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе.
Начиная работать с классным коллективом, необходимо задать учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей.
1. Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс?
2. Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
3. Какие традиции уже есть в вашем классе?
4. Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе.
5. Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными.
Обратная связь. Такая связь позволяет педагогу увидеть, какие последствия имели те или иные его действия.
В конце каждой четверти и в конце учебного года учащиеся пишут записки, в которых они говорят о том, что получилось в общении классного руководителя и ученика, а что не получилось. В этой записке ученик может задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не может сказать вслух, сделать замечание. Такая традиция, которую можно назвать «Узелки на память», позволяет классному руководителю по-новому взглянуть на некоторых ребят и класс в целом, заставляет быть требовательным к себе и своей деятельности.
«Теплые» письма. Очень красивой традицией жизни класса могут стать «теплые» письма. «Теплое» письмо-это письмо-поддержка, письмо-сочувствие, письмо-одобрение, которое пишет классный руководитель ученику. Такие письма можно писать в конце учебного года каждому ученику перед тем, как они уйдут на каникулы или в определенной ситуации в течение года: ученик одержал победу над собой, достиг каких-то успехов, пережил душевную травму - словом, было бы желание это делать, а повод для поддержки и понимания всегда найдется.
Традиционные внеклассные мероприятия. Очень укрепляют дружбу ребят в классе мероприятия, которые проводятся ежегодно и становятся традиционными.
Праздник рождения класса. Каждый год ребята празднуют час своего единения, своей причастности к жизни каждого.
Я пришел в этот день в этот мир. Не очень уместно, когда в школе празднуются дни рождения летние или зимние. Здорово, если человек получает поздравления своевременно, но об этом нужно заботиться заранее, заготавливая необычные открытки и сюрпризы. Приятно, когда ребята относятся к оформлению сюрпризов неформально: делают коллажи, пишут стихи, каждый ученик оставляет на открытке свое пожелание.
Традиционные встречи с родителями «Глаза в глаза». Откровенный разговор, праздник общения детей и родителей, возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, возможность ребенка посмотреть на своих родителей глазами своих сверстников- одноклассников.
Праздник благодарения. Праздник восславления мужчины и женщины, человеческих качеств; возможность сказать многократно спасибо тем, кто прославил и прославляет мужество и женственность.
Традиция быть всем классом рядом с тем, кто болеет, у кого в жизни наступили трудные дни.
Помощь больным и пожилым, немощным людям. Концерты, сбор подарков, поздравления - это неполный перечень того, что могут сделать учащиеся.
Помощь первому учителю в работе с малышами: подготовка сценариев, организация праздников, игровых программ.
Походы и экскурсии на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.
Ежегодный праздник «Ода книге». Ребята рассказывают о книгах, которые в этом году произвели на них наибольшее впечатление, о книгах, открытием, а также о писателях, чьи произведения потрясли душу и ум.
Встреча летних каникул. Совместное веселье, обсуждение планов на будущее.
Похожие статьи:
Составление характеристики классного коллектива
Развитие самоуправления в классном коллективе
Взаимодействие классного руководителя с родителями. Из опыта работы
Нет комментариев. Ваш будет первым!