Сотрудничество классного руководителя с психологом
Сотрудничество со школьной психологической службой при работе с учащимися
Примерное содержание и формы психологической работы
Школьная психологическая служба может оказать неоценимую помощь классному руководителю в работе с классом. Эта помощь может идти по трем направлениям:
• психологическое просвещение учащихся и их родителей;
• психолого-педагогическая диагностика;
• коррекционная работа с классным коллективом и учащимися.
Организуя работу с детским коллективом, классный руководитель обязан получить определенную информацию у школьного психолога. Этот специалист может помочь классному руководителю исследовать следующие аспекты личности ученика:
• учебную мотивацию;
• отношение к своей семье (например, с помощью теста «Моя семья»);
• уровень интеллекта (IQ);
• интересы;
• общие и специальные способности;
• нравственные приоритеты;
• профессиональные интересы и потребности;
• положение в коллективе сверстников и т. д.
Однако классный руководитель должен помнить важное нравственное правило: любая информация об ученике, использованная нетактично и непрофессионально, может привести к печальным последствиям и вызвать у ученика глубокую депрессию
Для более успешного сотрудничества психолога и классного руководителя необходимо четко определить возможное содержание психологической работы с учащимися разных возрастов и соответствующие диагностические методики.
5 класс
Понятия: личность, интерес, характер, мотив, ученический коллектив, взаимодействие, сплоченность, одноклассник, друг, лидер-
Методы изучения
1. Социометрия (в начале и конце учебного года).
2. Автопортрет класса (индивидуальная и классная творческая работа).
3. Мои «можно» и мои «нельзя» (сочинение-размышление).
6 клacc
Понятия: поступок, поведение, подростковый возраст, ответственность, самостоятельность, общение, коммуникация, эмпатия, рефлексия.
Методы изучения
1. Референтометрия (в начале и конце года).
2. Круг моего общения (рисунок-проекция).
3. «Моя рабочая неделя» (мини-исследование).
7 класс
Понятия: психологическая атмосфера в коллективе, коллектив, комфорт и дискомфорт, конфликт, компромисс, социум, социальная роль, личность.
Методы изучения
1. Социометрия (в начале и конце учебного года).
2. Метод незаконченных предложений (нравственные проблемы).
3. «Горы и долины» (интерактивная игра).
4. САН (самочувствие, активность, настроение).
8 класс
Понятия: достоинство, недостаток, ценность, потребность, нравственность, интеллект, совесть, уважение, честность, сочувствие, содействие, творчество.
Методы изучения
1. Мои корни (творческие проекты).
2. Нравственные ценности.
3. «За» и «против» творческой личности (игра).
4. Нравственная «начинка» человека (защита проектов).
9 класс
Понятия: индивидуальность, уникальность, идентификация, самореализация, самокритичность, самоуважение, одиночество, свобода, взаимопонимание, открытость, закрытость.
Методы изучения
1. Карта интересов (по Климову).
2. «Круг жизни» (интерактивная игра).
3. Метод незаконченных предложений (открытость — закрытость).
4. Изучение психологического комфорта в коллективе. Школьный психолог помогает классному руководителю в психологическом просвещении учащихся класса и их родителей. Этот процесс он осуществляет с классным руководителем с помощью:
• тематических классных часов;
• индивидуальных и тематических консультаций;
• тренингов общения;
• кружков;
• родительских собраний;
• уроков психологической культуры;
• психологических газет.
Диагностические исследования коллектива психолог проводит самостоятельно и знакомит классного руководителя с полученными результатами.
Похожие статьи:
Сотрудничество классного руководителя со старшеклассниками
Взаимодействие классного руководителя с родителями. Из опыта работы
Нет комментариев. Ваш будет первым!