Методическая разработка наблюдения за преобладанием образно-ролевой игры у первоклассников, не готовых к школьному обучению, с целью формирования коррекционной работы с ними
Автор: Дьяченко Лиана Викторовна, воспитатель, руководитель МО, ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида
Материал предназначен для учащихся 1 класса коррекционной школы, не готовых к школьному обучению.
«Готовность к школе»- это психологические и личностные характеристики ребенка, свидетельствующие о способности к нормальному школьному обучению. Дети, не подготовленные к обучению в школе, имеют существенные отличия в развитии психологического новообразования дошкольного возраста – воображения. Однако, эти дети могут подразделяться на 2 группы. Одна подгруппа кризисных детей ("деятели") нуждается в развитии у них одного из компонентов воображения -предметной среды, другая ("фантазёры") могут быть реабилитированы при формировании у них особой внутренней позиции. Одним из методов выяснения - к какой группе относится ребенок, является наблюдение за его игрой,. Необходимо поучаствовать в ней в роли зрителя, который может задавать вопросы. Затем на основании наблюдений наметить план коррекционной работы.
1. Цель:
-определить принадлежность неготового к школе ребенка к группе «Деятели» или «Фантазеры».
- установление контакта с учащимися;
- формирование адекватного поведения.
2. Обоснование достижения цели. Ребенок удерживает определенный образ, специфические позы, использует определенные атрибуты. Ели при наблюдении выяснится, что ребенок неспособен перейти к сюжетно-ролевой игре, то следовательно, игра является образно-ролевая. Необходимо планировать коррекционную работу по развитию предметной среды.
Я- кошка.
3. Характерные особенности игры.
Ребенок называет эту игру «Я- кошка». Осуществляется перенос образа недавно появившегося котенка в семье девочки. Вернувшись после выходных дней в интернат, девочка принимает на себя этот образ под впечатлением недавних событий. Возраст 7 лет.
Место проведения игры. Школа- интернат 7 вида, игровая комната. Воспитатель участвует в игре в качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы.
4. Подробное описание игры.
Диана ползает по игровой комнате на четвереньках.
Воспитатель. Диана, не протирай коленки на колготках, встань на ноги.
Диана. Мяу!
Воспитатель. Ты во что-то играешь?
Диана. Нет. Я просто кошка. Мне нужны мыши.
Показывает привязанный пояс от халата, который болтается сзади, изображая хвост.
Воспитатель. Ну хорошо, если ты кошка, давай ты будешь сидеть на мягком диванчике или лежать клубочком.
Диана. Я так ночью лежу, а сейчас день. Я ночью выспалась!
Потягивается, прогибая спинку, как кошка.
Воспитатель. А ты взрослая кошка или котенок?
Диана. Котенок еще.
Воспитатель. Я буду твоей мамой- кошкой. Ты должна слушаться маму.
Подползает к воспитателю, трется спинкой и мурчит как кошка.
Воспитатель. Я поглажу тебя по головке, а ты мне песенку споешь?
Диана. Не спою, а помурчу. Только вы будете не моей мамой, а хозяйкой. Потому что мама - кошка меня бы не гладила, а лизала.
Воспитатель. Хозяйка хочет чтобы ты лапки помыла, т.к. скоро полдник будет.
Диана издает шипящий звук. Убегает на четвереньках
Диана. Вы что! Я же воды боюсь! Ш…
Воспитатель. Тогда придется тебе превратиться в человека, чтобы сходить в столовую для детей, а не для кошек. Я волшебник, я тебя превращу.
Диана. А потом превратите меня обратно в кошку?
Воспитатель. Превращу.
И т. д.
5. Вывод.
Результаты работы свидетельствуют о том, что у ребенка преобладает предметная деятельность. Следовательно, содержание коррекционной это целенаправленное формирование произвольного воображения, выступающего средством развития теоретического мышления и становления учебной деятельности.
Похожие статьи:
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей «Магазин»
Методическая разработка режиссерской игры для детей «Дочки-матери»