Методическая разработка режиссерской игры «Дочки-матери» с элементами коррекции ведущей деятельности для детей не готовых к школьному обучению
Автор: Дьяченко Лиана Викторовна, воспитатель ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида.
Материал предназначен для учащихся 1 класса коррекционной школы. Нередко причиной неготовности к школьному обучению является то, что ребенок застрял в предметной деятельности. А чтобы помочь ребенку «перешагнуть» кризис семи лет, необходимо использовать методы развития воображения. Одним из таких методов является режиссерская игра, которая помогает детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм.
Ребенок организует деятельность как режиссер строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия. Он играет по придуманному сюжету, а его партнеры - игрушки и их заместители не имеют своих желаний и интересов. Воспитатель участвует в игре в качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляет ее, уводит от простого манипулирования предметами: ( Что было дальше?, Кого они встретили?, Что с ними случилось?), т.е. воспитатель помощник в реализации игровых замыслов.
Характеристика играющих детей. 1 ребенок - ученица 1 класса коррекционной школы- интерната 7 вида- Света ,7 лет.
1. Цели:
- способствовать социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действиями и поступками;
- развивать самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
- помогать приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной деятельности;
- формировать у ребенка адекватную самооценку. Что является необходимым компонентом учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
- учить преодолевать трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость.
2. Обоснование достижения цели. Ребенок организует деятельность как режиссер строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия. Ребенок играет по придуманному сюжету, а его партнеры - игрушки и их заместители не имеют своих желаний и интересов. Такая игра даёт возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
3. Характерные особенности игры. Артистами являются игрушки , а ребенок управляет ими. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа. Меняется интонация, громкость голоса, ведется ролевой диалог, который сопровождается действиями. Здесь ребенок реализует себя с позиции исполнителя, сочинителя, режиссера и зрителя.
4. Подробное описание игры. Света взяла две куклы: маму и поменьше дочку, а также кусочки поролона квадратной формы, кусочки ткани, игрушечные стулья и стол, чайный сервис. Она обустроила «домик» в углу игровой комнаты, на диванчике.
Воспитатель. Света, во что ты играешь?
Света . В дочки-матери.
Она уложила куклу спать, почитала ей сказку за куклу- маму. Кукла- мама поцеловала дочку перед сном. Через некоторое время она снова подходит к кроватке и начинает будить куклу- дочку, ласково приговаривая за куклу- маму: «Вставай, доченька, пора в садик». Затем девочка берет куклу в руки, делает движения, как будто кукла подпрыгивает на месте, и начинает писклявым голоском хныкать: «Я не хочу в садик! Я хочу спать! Я хочу остаться с тобой! Мамочка, ну пожалуйста!»
Света снова изменяет голос на спокойный и ровный и отвечает, беря куклу на руки, как младенца: «Ну, тихо, тихо. Не хочешь в садик? Ты устала, не выспалась? Ну ладно, моя маленькая, поваляйся еще немножко, а потом поедем со мной на работу». Во время этой речи она улыбается маленькой кукле, укладывает на руки кукле- маме, которая укачивает ее.
Воспитатель. Что было дальше?
Света. Дочка еще немного поспала, а потом они с мамой пошли на её работу. Проигрывает сцену их завтрака и сборов, использует различные интонации голоса для озвучивания диалогов. Манипулирует предметами заместителями, изображая как мама заправляет импровизированную кровать, моет посуду, закрывает дом на ключ.
Воспитатель. Им далеко идти? Где работает мама?
Света. Далеко. Мама работает на хлебозаводе. Они будут булочки печь. Дочка будет помогать маме.
Воспитатель. А кого они встретили по дороге на работу?
Света на секунду задумалась, а потом быстро принесла еще одну куклу.
Света. Тетю Олю, она мамина знакомая. Снова изменяет голос и за дочку писклявым голосом говорит, обращаясь к новому воображаемому объекту: « Здравствуйте, тетя Оля! А мы с мамой на работу идем. Мама, ты видишь это же твоя знакомая». Спокойным голосом за маму: «Вижу, дочка (к маленькой кукле). Привет, подруга! (к новому персонажу) Ты к нам сегодня вечером придешь в гости? У нас сегодня булочки будут к чаю».
Изображает третью интонацию голоса и говорит за мамину подругу: «Приду и дочку свою возьму, пусть она с твоей дочкой поиграет».
Далее проигрывается поход на работу и обратно в сжатой форме. Так как Свету заинтересовал момент встречи гостей.
Воспитатель. Что-то гости задерживаются. Что с ними могло произойти?
Света. Наверно тетя Оля заболела. Мама сейчас ей позвонит.
Далее Света делает из бумаги сотовый телефон, рисует на нем экран и кнопки с цифрами
Игра продолжается. Разыгрывается диалог по телефону
И т. д..
5. Итог игры: воспитатель приглашает ребенка к себе, спрашивает, понравилось ли ей игра. Что понравилось больше всего? Хочет ли девочка играть ещё в эту игру? Воспитатель хвалит ребенка за хорошую игру.
Похожие статьи:
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей «Магазин»
Образно-ролевая игра для первоклассников не готовых к школьному обучению