Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Магазин» с элементами коррекции ведущей деятельности для детей не готовых к школьному обучению»
Автор: Дьяченко Лиана Викторовна, воспитатель, руководитель МО ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида.
Материал предназначен для учащихся 1 класса коррекционной школы. Нередко причиной неготовности к школьному обучению является то, что ребенок застрял в предметной деятельности. Из-за этого уровень развития воображения ниже возрастной нормы и имеет специфичный характер, самосознание осталось дошкольным. Этот дисбаланс и неравномерность в психическом развитии мешают ему преодолеть кризис семи лет. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основная причина неготовности к обучению в школе связана с тем, что ребенок не может строить контекст и действовать в нем, он не владеет формой игры. Его игра не направлена на социальные отношения между людьми, она направлена на реализацию человеческой деятельности. А это в первую очередь связанно с развитием воображения. Данная игра входит в программу коррекционной дополнительной работы по развитию воображения.
Характеристика группы играющих детей.10 человек- 3 девочки и 7 мальчиков (1 класс). Возраст 7-8 лет. Все дети имеют диагноз – задержка психического развития, недоразвитие речи.
1. Цель:
- При помощи корректирования и координирования действий детей обучать их умениям отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания.
- Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.
- Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).
- Развивать воображение
- Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям и к друг другу.
2. Обоснование достижения цели. Наличие сопряженных ролей: продавец – покупатель, капитан – пассажиры и матросы, доктор- пациент. В этой игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним – двумя сверстниками, но и моделирует ролевой монолог с партнерам – игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Это игра коллективная- дети играют вместе, а не рядом.. Дети действуют и говорят согласно своей роли, которую на себя принимают и одновременно следят за всеми действиями партнера. В игре проигрываются социальные отношения между людьми.
3. Характерные особенности игры. Вся игра носит характер свободной импровизации, дети активны, оживлены. Игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. При этом дети используют способ условного выполнения действий с сюжетными игрушками, предметами- заместителями ( элементы образной игры). В процессе игры появляется желание к развертыванию сюжета и привлечению новых персонажей. В игре ребенок не только согласовывает свои действия с другими, но и моделирует ролевой диалог.
Воспитатель- участник игры. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, организует ролевое взаимодействие друг с другом.
4. Подробное описание игры.
После учебных занятий дети в игровой комнате свободное время посвящают игре. Два мальчика возят на машинах грузы. Один ребенок , надев белый халат, раскладывает на столе медицинские принадлежности. Другой мальчик, надев бескозырку, крутит штурвал воображаемого парохода, который он выстроил из нескольких стульев. Девочки играют в настольную игру с фишками. Остальные дети рассматривают энциклопедию про животный мир.
Воспитатель предлагает не занятым игрой детям вместе поиграть. Света говорит , что хочет играть в магазин. Воспитатель просит Колю, Ваню и Сашу Д. построить прилавок из стульев. Девочки разложили на нем мелкие игрушки. Воспитатель предлагает Свете быть продавцом, но она застеснялась и сказала, что лучше вы будьте. Я соглашаюсь и спрашиваю,- а кто будет покупателем?
Маша. Я хочу вам помогать игрушки продавать.
Воспитатель. Ладно, ты будешь помощником продавца.
Диана, Света, Ваня, Коля, Саша Д. выстраиваются в очередь за игрушками. Воспитатель продает всем по очереди игрушки и проигрывает ролевые диалоги с каждым, берет импровизированные из бумаги деньги, которые Света сделала для прежней игры в магазин. Эти действия привлекли внимание других детей. Мальчики: Саша К. и Ферди, которые играли с грузовиками пришли посмотреть.
Воспитатель. А вот и шоферы приехали. Вы игрушки привезли в магазин? Маша , посмотри, что за товар нам привезли.
Ферди и Саша К. с удовольствием подключаются к игре и выгружают вместе с Машей кубики на прилавок, затем едут и привозят другие игрушки.
Воспитатель. Моя смена кончилась. Кто будет продавцом во вторую смену?
Диана. Я.( занимает место продавца)
Дети продолжают игру самостоятельно. А воспитатель подходит к мальчику в бескозырке- Арсению.
Воспитатель. Арсений, ты во что играешь?
Арсений. В пароход. Я капитан.
Воспитатель. А можно я буду твоим пассажиром?
Арсений. Можно.
Воспитатель ( усаживаясь).Вы куда плывете . капитан? Мне нужно в Африку, к доктору Айболиту.
Арсений. А я в Африку и плыву.
Света. Я хочу с вами. Можно я буду вашей дочкой?
Воспитатель. Хорошо . Садись рядом.
Ваня, Саша Д. и Коля. Мы с вами! Мы тоже пассажиры.
Саша К. и Ферди заскучали И поглядывают на пароход.
Воспитатель. Что-то на нашем пароходе матросов нет? Ферди, Саша, вы будете матросами?
Дети соглашаются и надевают матросские воротники.
Воспитатель. Капитан, что матросам делать?
Арсений. Смотреть где берег, чтоб мимо Африки не проплыть. А еще матросы полы моют. Матросы смотрят в воображаемые бинокли и моют пол воображаемой шваброй.
В это время продавец Диана и помощник Маша остались одни: - а кому нам игрушки продавать? Приходите к нам покупать.
Воспитатель. Мы придем когда у нас будет остановка.
Диана. Капитан, скоро остановка?
Арсений. Остановка.
Дети идут покупать игрушки.
Воспитатель. Что-то у меня голова болит. Пойду схожу к доктору.
Подходит к Жени, который все это время раскладывал медицинские предметы и наблюдал за игрой.
Воспитатель. Доктор, можно к вам? У меня голова болит.
Женя. Можно. Я таблетки дам.
Воспитатель. Спасибо. А матросы проходили медосмотр?
Ферди. Я первый, у меня горло болит.
Маша. А давай, Женя, я буду твоя медсестра. Буду помогать медосмотр проводить.
Женя. Давай. Осмотри Сашу.
Арсений. Нам возвращаться пора. Матросы, грузите игрушки, в магазин повезем. Мне позвонили и товар заказали.
Женя. Я с вами поплыву. У меня командировка. Медсестра, собери мой чемодан с медикаментами, я в другом городе буду детей лечить.
Маша. А я буду помогать тебе.
Дети плывут обратно.
И т.д.
5. Итог игры: воспитатель приглашает детей к себе, спрашивает, понравилось ли им игра. Что понравилось больше всего? Хотят ли дети играть ещё в эту игру? Воспитатель благодарит детей за хорошую игру.
Похожие статьи:
Методическая разработка режиссерской игры для детей «Дочки-матери»
Образно-ролевая игра для первоклассников не готовых к школьному обучению