Конспект занятия по экологическому воспитанию. Старшая группа. Тема: «Не делай другому плохо»
Часть I
Педагог:
— рассказывает о человеке, его сути, назначении (человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда);
— перечисляет, какими качествами должен обладать порядочный человек (честность, трудолюбие, умеренность, уважение и т.д.);
— задает детям вопросы:
• может ли хорошо воспитанный, добрый человек совершить плохой поступок, сделать другому больно?
• такие качества, как злость, грубость, ненависть, драчливость, присущи каким людям?
• чаще плохие поступки совершают люди с какими качествами? Вы хотели бы жить рядом с таким человеком? Что необходимо сделать, чтобы таких (злых) людей становилось все меньше и меньше?
Помните! Жестокие люди приносят только страдания, горе, боль.
ЭТИКА
«Камень на меже»
Жили два человека. У каждого из них было свое поле. Они пахали землю, сеяли хлеб. Трудились на своем поле с утра до ночи.
И вот откуда-то взялся Камень. Не очень большой, но и не маленький — с собачью голову. Пахавший ниву человек увидел Камень на своем поле. Выбросил на поле соседа. Сосед косил хлеб, обнаружил Камень и думает: «Откуда взялся? Выброшу его на поле соседа». И выбросил.
Так перебрасывали они Камень с поля на поле много лет.
Но потом им пришло в голову: положили Камень на меже — и стали непримиримыми врагами. Воровали друг у друга снопы среди ночи, ненавидели друг друга.
Умер один человек, потом его сосед. Умерли врагами. Хозяевами стали их дети. Они пришли на межу и решили: уберем Камень, выбросим его в омут. Так и сделали. Распахнули межу. Вместо двух полей стало одно большое поле. Трудятся на нем дети двух враждовавших хозяев. Трудятся и дружат. А Камень лежит в омуте.
В. Сухомлинский
Словарная работа: нива — засеянное поле; межа — граница земельных участков; сноп — связка срезанных стеблей с колосьями; омут — глубокая яма на дне озера, реки.
Вопросы
• Почему соседи стали врагами? (Не могли договориться, уступить друг другу, по глупости.)
• Что можно сказать о детях старых хозяев?
• Как следует поступать по отношению друг к другу? (Уважительно, не делать больно, плохо.)
Часть II
Экознак «Будь осторожен с костром»
Разводить костер можно только в определенном месте, безопасном, используя сухие веточки. Уходя, не забывай его потушить и убрать следы своего пребывания.
ИЗУЧАЕМ РАСТЕНИЕ
Колокольчик персиколистный — дикорастущее травянистое растение, относится к семейству колокольчиковых. Встречается в лесах, на полях, среди кустарников.
Цветет в июне — августе. Цветки крупные. Сросшиеся лепестки венчика имеют форму колокольчика. В глубине венчика есть мед, который могут достать только шмели и пчелы.
Бутоны колокольчика обращены кверху, но лишь цветки раскроются, цветоножки загибаются книзу и колокольчики наклоняются, защищая пыльцу цветка от росы и дождя. Ночью внутри цветков прячутся от холода и сырости мелкие насекомые.
Листья узкие, линейные, похожие на листья персика, поэтому, в отличие от других колокольчиков, это растение называют персиколистным. Используются листья и молодые стебли в качестве шпината.
Колокольчик персиколистный занесен в Красную книгу Смоленской области.
* * *
Что за колокол такой
На поляне травяной,
Не шумит и не звенит,
Словно сном спокойным спит?
«Лесная мозаика»
Динь-бом! Динь-бом! — звенит Колокольчик. — Кто еще не проснулся? — смеется голубовато-фиолетовый цветок. — Утро наступило, солнце красное своими лучами лес осветило. — Динь-бом! Динь-бом!
— Слышим, слышим! — прожужжали пчелы. — Уже полетели на поляны нектар с цветков собирать.
— И мы проснулись, утренней росой умылись! — замахали крыльями бабочки.
— А наше пение уже давно по всему лесу слышно! — прощебетали птицы.
Радуется Колокольчик погожему утру, солнцу, лету. Листочки на длинном стебле у растения резные. Цветки, похожие на настоящие маленькие колокольчики, вниз смотрят. За это их колокольчиками и прозвали. По краям цветка треугольнички вырезаны, словно юбочка нарядная надета.
Стоит Колокольчик, на стебле покачивается, приветствует обитателей леса и гостей.
В. Зотов
Вопросы
• Как называется цветок, о котором идет речь в «Лесной мозаике»?
• Где он растет?
• Какой стебель и листья у колокольчика?
• На что похожи цветки растения?
• Как колокольчик помогает насекомым в ненастную погоду?
Автор: Чернякова Валентина Николаевна
Похожие статьи:
Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада на тему: Птицы
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Растения - легкие Земли
Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Животные разных стран»
Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе
Конспект занятия в старшей группе. Земля – наш общий дом