Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада на тему: Птицы
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе
Тема: «Как узнать птиц?»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения схематическую модель; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.
Ход занятия
На фланелеграфе выставляются картинки с изображением различных птиц. В группу приходит Незнайка (игровой персонаж).
Незнайка. Здравствуйте, ребята! А кто это у вас? Жуки?
Воспитатель. Почему ты так решил?
Незнайка. Да потому что у них крылья и ноги есть.
Воспитатель. Ребята, что это Незнайка говорит? Он прав? Кто изображен на картинках? (Птицы.)
Незнайка. Ребята, а как вы узнали, что это птицы? Научите меня.
Воспитатель. Ребята, давайте научим Незнайку узнавать птиц и не путать их с другими животными! Назовите, какие птицы изображены на картинках. (Незнайка ошибается, дети поправляют его.)
Незнайка. Ой, ребята! Они все такие разные. И как вы их запоминаете? А я все равно не понял, почему вы их всех называете птицами?
Воспитатель. Да, Незнайка, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Но чем-то они и похожи. Давайте, ребята, расскажем Незнайке, чем отличаются птицы. (Ответы детей).
- А теперь по порядку расскажем Незнайке, чем все птицы похожи друг на друга. Давайте расскажем ему про ноги птиц. (Воспитатель предлагает детям картинки с изображением птиц разных сред обитания.) Почему у цапли такие длинные ноги? (Живет на болоте.) Многие птицы, которые живут на болоте, имеют длинные ноги. Поставим картинку (модели птиц, живущих на болоте).
- Почему у пеликана ноги с перепонками? (Живет на воде, плавает.) Птицы, которые плавают, имеют ноги с перепонками. (Модель ног птиц, живущих на воде и плавающих.)
- Почему у попугая маленькие короткие ножки с цепкими коготками? (Живет на деревьях, цепляется за ветки.) Птицы, живущие на деревьях, имеют цепкие когти. (Модель ног птиц, живущих на деревьях.)
- Что еще у птиц разного? (Клювы.)
- Почему у птиц разные клювы? (Едят разную пищу.)
Дети подбирают картинки с птицами к картинкам с соответствующей пищей.
- Для чего пеликану такой большой клюв? (Он питается рыбой, заглатывает ее целиком.)
Дети подбирают модель клюва.
- Может ли у дятла быть такой маленький клюв, как у ласточки? Почему? (Длинным сильным клювом он достает из-под коры личинок и насекомых.)
- Почему у попугая и клеста такие крепкие загнутые клювы? (Расщелкивают клювом семечки.)
Дети подбирают модель клюва.
- Что еще разного у птиц? (Цвет перьев.)
- Какого цвета перья у птиц? (Ответы детей).
- Птицы умеют плавать, ходить по земле и, самое главное, летать. Что им помогает это делать? (Крылья.) И крылья у птиц разные - большие и маленькие.
(Дети подбирают модель крыльев.)
Незнайка. Нет, так можно запутаться. Все у птиц разное, а название одинаковое — птицы.
Воспитатель. Чем же похожи все птицы? Давайте объясним Незнайке. (Ответы детей).
- Запоминай, Незнайка! Ноги у всех птиц разные, но у всех их по две. Крылья у всех птиц разные, но у всех по два крыла. Клювы у всех птиц разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями. (Выставляются модели птиц по мере выявления их общих признаков.)
- Как же мы отличаем птиц от других животных? (Дети, опираясь на модель, обобщают, кто такие птицы.)
Незнайка. Я все понял! Теперь я никогда не спутаю птиц с другими животными. Сейчас я найду птицу. (Выбирает бабочку.)
- Вот, посмотрите, клюв (показывает на хоботок), вот два крыла.
Дети. Неправильно, у бабочки нет перьев, у бабочки четыре крыла, шесть ног.
Незнайка. Ну, вот это точно птица. (Выбирает самолет.) Смотрите, два крыла есть, клюв есть, две ноги (шасси).
Воспитатель. Правильно? Незнайка нашел птицу? (Нет.) Чем самолет похож на птицу? (Ответы детей). Почему самолет - не птица? (Ответы детей). Чтобы сказать о ком-то, что это птицы, надо, чтобы это был живой объект, чтобы сразу все было: и две ноги, и два крыла, и перья, и клюв. Давайте еще поучим Незнайку, как узнавать птиц! (На столе разложены картинки с изображением различных животных и предметов.) Каждый из вас найдет птицу и расскажет, как он ее узнал. (Дети объясняют Незнайке, как они узнали птиц, он тоже начинает угадывать их правильно.)
Похожие статьи:
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»
Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»
Нет комментариев. Ваш будет первым!