Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Прогулки в октябре в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС

Осенние прогулки в октябре. Подготовительная группа. Конспекты

Прогулка №1

Наблюдение за продолжительностью дня

Цели: обратить внимание на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих явлений; развивать наблюдательность, чувство сопереживания и любви к природе; активизировать мыслительную деятельность.

В начале октября солнце еще ярко светит, небо ясное, голубое. Воспитатель просит ребят протянуть руки к солнышку, погреть их, напоминает, в каком месте солнышко вставало и садилось летом и где сейчас. Отмечает уменьшение светового дня, утром уже не хочется вставать рано, так как на улице темно, и вечером рано темнеет.

Приметы: если солнце взошло быстро и светит ярко - погода переменится; солнце в туман садится - к дождю.

Поговорки и пословицы: «И птица чует, что холод будет».

Дидактическая игра с мячом «Бывает - не бывает».

Подвижная игра «Угадай, что поймал».

Цель: развивать фантазию, гибкость, пластику.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти в воображаемый лес и понаблюдать за его обитателями (белками, зайцами, муравьями, пчелками, и т. д.), вернувшись с прогулки, рассказать жестами, без слов, за кем они наблюдали.

Труд на участке. Уборка опавшей листвы у себя на участке и на участке младшей группы.

Рассматривание и нахождение различий деревьев и кустарников

Цели: способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления о частях растений; воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним.

Обратить внимание детей на растения. Вспомнить формы, части растения, какие условия необходимы для нормального роста и развития, какую функцию несут части растения (ствол, корни, листья), чем деревья и кустарники отличаются друг от друга и какие у них есть сходства (найти их на участке, рассмотреть сирень и вяз, потрогать стволы руками, сравнить листья сирени и вяза).

Приметы: ветки ели и сосны опускаются вниз - к дождю; преждевременное падение листьев - к ранней зиме.

Стихотворения:

ОСЕНЬ

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

Е. Головин

Загадки:

Вот художник золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды...

Всюду бусы - ягоды - зреют по лесам,

Кто же тот художник? Догадайся сам!    (Осень.)

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растения по листу.

Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

Русская народная игра «Мячик кверху».

Труд на участке. На территории детского сада осмотреть деревья и кустарники, убрать высохшие ветки, стебли растений.

Прогулка №2

Наблюдение за изменением температуры воздуха и его причина

Цель: обобщить наблюдения за погодой и показаниями термометра.

Воспитатель подводит детей к выводу, что температура воздуха с каждым днем понижается, становится холоднее. Это связано с тем, что солнце меньше освещает, а следовательно, меньше прогревает землю и воздух, поэтому становится прохладно.

Приметы: если в октябре лист с березы и дуба опадет не полностью, будет холодная зима; если в начале октября лист с березы не опал - снег ляжет поздно.

Стихотворения:

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

И. Мазнин

Дидактическая игра «Расскажи без слов».

Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.

Русская народная игра «Большой мяч».

Цель: развивать ловкость движений, быстроту.

Ход игры. Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с большим мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч, становится водящим и встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середине встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Рассматривание пожелтевшей листвы

Цели: развивать умения самостоятельно выделять признаки осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме; воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.

Воспитатель предлагает полюбоваться красотой осенней природы, обсуждает с детьми, почему опадают листья. Обращает внимание, с каких деревьев листья опадают раньше - с молодых или старых.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся желтыми листья лип и берез.

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Приметы: если береза с осени желтеет с верхушки - весна ранняя, снизу - поздняя; когда лист с березы и дуба опал чисто - будет для людей легкий год.

Стихотворения:

ОСЕНЬ

Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с кленов полетели,

Закружился листьев пестрый хоровод,

Заблестел на лужах первый тонкий лед.

Загадки:

Слетают с ветки золотые монетки. (Листья.)

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Подвижная игра «Лягушки».

Цель: учить сопоставлять движения со словами.

Ход игры. Дети делятся на две группы. Одна из них - «кочки на болоте», другая - «лягушки». «Кочки» стоят большим кругом. За каждой «кочкой» спряталась «лягушка».

Одна «лягушка» (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика. Воспитатель говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква-ква-ква». Дети («кочки») говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошкою вприскочку». После этих слов все «лягушки» и водящий прячутся за «кочки». Тот, кому не хватило «кочки», становится водящим. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото». «Лягушки» снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала, только дети меняются местами.

Труд на участке. Вместе с воспитателем собрать самые красивые по окраске листья для гербария, букета в группе и панно.

Прогулка №3

Наблюдение за характером дождя

Цель: показать, что «у природы нет плохой погоды», она прекрасна во всех ее проявлениях.

Воспитатель проводит наблюдение за дождем. Перед ливнем становится темно, небо покрывается свинцовыми тучами, закрывающими солнце, птицы прячутся в укрытия.

Определить характер дождя (мелкий, моросящий, затяжной, холодный, теплый), сравнить с летним. Чем отличается? Перед дождем на термометре отметить понижение температуры.

В октябре все больше пасмурных, серых дней.

Приметы: дождь при солнце скоро прекратится.

Стихотворения:

ДОЖДИК

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Загадки:

Он пришел, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал,

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле.      (Дождь.)

Дидактическая игра «Похож - не похож».

Подвижная игра «Замри».

Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.

Ход игры. Ведущий объясняет детям правила, согласно которым все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри!» остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.

Рассматривание семян

Цели: закрепить представление о том, что семя - конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения; формировать представления о распространении семян растений; развивать у детей наблюдательность, внимание, зрительную память.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что многие растения заканчивают свое развитие, они отцвели и дали семена. Плоды и семена большинства деревьев распространяет ветер. Кожистые крылатки плодов клена, крылья орешков березы выполняют роль летательных аппаратов. Эти плоды разлетаются поздней осенью или зимой. Такое же явление наблюдается и у одуванчика, осота. При сильном ветре пушистый шар одуванчика «разлетается» на множество маленьких парашютиков. Для полета у плодиков одуванчика имеется приспособление - хохолок из длинных волосков. У репейника для распространения имеется множество крючочков, которыми семя цепляется за шкуру зверей и таким образом переносится на расстояние.

Поговорки и пословицы: «Плод дерева ешь, а кору не снимай»; «Яблоко от яблоньки недалеко откатится».

Дидактическая игра «Найдите, что опишу».

Цель: развивать умение искать растение по описанию.

Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.

Русская народная игра «Волк».

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры. Все играющие - «овцы», они просят «волка» пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Он отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только травку не щиплите, а то мне спать будет не на чем». «Овцы» сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

Щиплем, щиплем травку, зеленую муравку.

Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик,

Серому волку грязи на лопату!

«Волк» бежит по поляне и ловит «овец», пойманный становится «волком», игра возобновляется.

Правила игры. Гуляя по лесу, «овцы» должны расходиться по всей поляне.

Прогулка №4

Цели: расширять кругозор сведениями о процессах, происходящих в природе; воспитывать умение любоваться ее красотой.

Наблюдение за листопадом

Продолжать наблюдение за осенними явлениями в природе (за листопадом). Листопад имеет важное биологическое значение: он уменьшает испаряющую поверхность растения на период, в который прекращается поступление влаги из почвы. Своевременное опадение листьев с деревьев спасает их ветви от лишнего испарения воды и механического повреждения при обильном снегопаде. Листопад способствует удалению из растений накопившихся в листьях вредных продуктов распада.

В природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле. Предложить ребятам ответить, для чего нужны опавшие листья.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. Толстой

Приметы: сухие листья шуршат на деревьях - к снегопаду.

Стихотворения:

ОСЕНЬ

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает,

С веточек листы сдувает.

 

Листья на ветру кружатся

И под ноги нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем.

Загадки про листья, деревья.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Подвижная игра «К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры. Водящий называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводится на скамейку штрафников.

Наблюдение за способом падения листвы и семян

Воспитатель обращает внимание детей на способ падения листьев и семян у разных деревьев. Листья падают по-разному: У сосны - стремительно и прямо вниз; у клена - долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опустятся на землю; у ясеня - как будто засохшие листья. Опавшие листья защищают корни от вымирания, а разлагаясь, превращаются в прекрасное удобрение для растений.

Опыт «Летающие семена».

Дидактическая игра «Летает - не летает».

Подвижная игра «Пробеги тихо».

Цель: учить бесшумно двигаться.

Ход игры. Дети делятся на группы 4-5 человек. Водящий становится в середине зала. По сигналу одна группа бежит мимо водящего бесшумно, если он услышит шум шагов, то говорит: «Стой!», и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону, если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так бегут поочередно все группы.

Выигрывает та группа, которую не услышал водящий.

Прогулка №5 «Наблюдение за облаками»

Цель: развивать наблюдательность, умение сосредоточиться на определенном предмете.

Обратить внимание детей на небо, на облака. Направление, в котором происходит движение облаков, определяют относительно неподвижных предметов: высоких деревьев, столбов, углов зданий. Замечают объект и ориентир - угол, крышу дома, высокое дерево - и отмечают движение облака относительно его. Почему двигаются облака, и откуда берутся тучи?

Приметы: облака идут низко - возможен дождь; на перистых облаках появилось множество белых облачков - к дождю.

Поговорки и пословицы: «Холоден батюшка октябрь, да ноябрь и его перехолодил».

Стихотворение С. Михалкова «Облака».

Загадки про облака.

Дидактическая игра «Летает - не летает».

Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Охотник и зайцы».

Труд на участке. Вместе с воспитателем собрать листву в клумбы (где посажены многолетние растения) и лунки деревьев для защиты корневой системы растений от морозов.

Прогулка №6

Рассматривание однолетних и многолетних растений

Цели: продолжать знакомить с многообразием растительного мира; прививать любовь к природе; развивать наблюдательность и любознательность.

Воспитатель детям рассказывает о многолетних и однолетних растениях. У однолетних растений осенью отмирают стебли и корни, сохраняются лишь семена. Зародыши в семенах окружены питательными веществами и от сильного охлаждения и длительной засухи защищены плотной кожурой семени.

У многолетних травянистых растений осенью отмирают все наземные части. Жизнь сохраняется в подземных видоизмененных побегах, в корневищах, луковицах, которые служат «складом» питательных веществ (найти их в ближайшем окружении).

Стихотворения:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!»

3. Федоровская

Загадки:

В этот месяц, что ни год, нас встречает семь погод:

Сеет, веет, крутит, студит, свищет, вьюжит, сверху льет. (Октябрь.)

Дидактическая игра «Что растет в лесу?».

Подвижная игра «Космонавты».

Цель: развивать ловкость, воображение детей.

Ход игры. По залу разложены обручи. Их на один меньше, чем игроков. Посередине «космонавты», взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет.

С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в «ракетах», те, кто не успел, остаются на «космодроме», а те, кто сидит в «ракетах», поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.

Наблюдение за отлетом журавлей

Цели: углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений); классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.

Обратить внимание на отлет журавлей. Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с вытянутыми длинными шеями. Иногда можно увидеть, как передовой журавль меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.

Выяснить с детьми причину отлета перелетных птиц, назвать их и зимующих птиц.

Приметы: поздний отлет птицы - к теплой зиме; если журавли осенью летят высоко, осень будет продолжительной.

Поговорки и пословицы: «У каждой пташки - свои замашки»; «Вороне соколом не быть».

Стихотворения:

ЖУРАВЛИ

Журавли летят, курлычут,

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Жалко мне цветных полянок

И журавликов моих!

Только я тужить не стану,

А весною встречу их.

М. А. Познанский

Загадки:

Улетели с севера на юг

И теряли белый-белый пух.      (Лебеди.)

Дидактическая игра «Летает - не летает».

Подвижная игра «Гуси-лебеди».

Прогулка №7

Рассматривание деревьев

Цель: расширять знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадение листвы, наличие плодов и семян).

Воспитатель просит детей назвать и показать знакомые растения. Подводит детей к березе, клену, тополю, чтобы полюбоваться красотой этих стройных деревьев. Сравнивает их. Отмечает поредевшую листву на ветках. Рассматривает листья этих деревьев и сравнивает их по цвету, форме. Предлагает детям понаблюдать, какие листья отрываются от веток и как они падают на землю, послушать, как листья шелестят.

Стихотворение «Деревья».

Загадки про деревья.

Дидактическая игра «Отгадай, что за растения».

Подвижная игра «Космонавты».

Труд на участке. Назвать садовый инвентарь и правила безопасной работы с ним. Вместе с воспитателем уборка опавшей листвы на участке и возле него, помочь детям младшей группы.

Наблюдение за насекомыми

Цели: систематизировать знания о многообразии насекомых; уточнить представления о подготовке насекомых к зиме.

Воспитатель обращает внимание на исчезновение насекомых. Спрашивает, где они, что с ними стало. Ищет муравья, чтобы рассмотреть его строение, отличительные черты насекомого. Вспоминает его деятельность весной и осенью. Напоминает, что муравьи - коллективные животные, живущие большими колониями - муравейниками. С ранней осени до поздней весны муравьев можно увидеть снующими по земле, они всегда в работе, всегда в движении, порой несут груз, превышающий их вес. Осенью они собираются в глубине муравейника, где им будет тепло, и закрывают в него ходы, чтобы не попал дождь и снег.

Приметы: паутина стелется по растениям - к теплу; много пауков и их сетей - к ясной погоде.

Стихотворения:

МУРАВЬИНЫЙ ТЕРЕМ

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Т. А. Шорыгина

Загадки:

Народ рабочий весь день хлопочет –

Из лесного сора строит себе город.    (Муравей.)

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Прогулка №8

Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления детей о частях растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним.

Рассматривание почек после листопада и веткопада

После ветра воспитатель проводит наблюдение за опавшими листьями и веточками. Веточки живые, но засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой - остроконечная почка, внутри которой виднеются зеленые зачатки листочка (посмотреть). Следующей весной такая почка могла бы нормально распуститься. Почему же деревья скидывают живые веточки? Оказывается, на сломе у дерева имеется еще одна почка с зачатками листочка. Ветка отделилась от дерева сама собой в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист осенью. Значит, дерево намеренно избавляется от некоторых лишних ветвей. Следовательно, у тополя может быть не только листопад но и «ветвепад».

Приметы: поздний листопад - к суровой продолжительной зиме; лист хоть и пожелтел, но опадает слабо - морозы наступят не скоро.

Загадки:

Летают, кружатся, на землю ложатся.

С земли не встают и тут пропадут.    (Листья деревьев.)

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Рассматривание окраски и формы листьев

Обратить внимание детей на листву. Перемена окраски листьев начинается при понижении температуры. Это результат разрушения хлорофилла, обуславливающего их зеленый цвет, и появления пигментов, придающих листьям красный и фиолетовый цвет. Опавшие листья служат хорошим удобрением: из них образуется перегной.

Воспитатель предлагает покружиться, как листочки, походить по листочкам, понюхать их, сплести из опавших листьев гирлянды. Обращает внимание детей на разнообразие окраски и формы листьев у деревьев (у одних края узорчатые - у вяза, березы, у других - цельные - катальпа, сирень, у третьих, например, у дуба - покато-резные) Вместе с детьми собирает самые красивые осенние листья для вазы в группе.

Стихотворения:

ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал,

Ветер листочки считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Н. Нищева

Дидактическая игра «Найдите, что опишу».

Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Прогулка №9

Рассматривание веток

Цели: уточнить знания о расположении веток разных деревьев, определения названия деревьев и кустарников которые стоят без листвы; формировать представление о распространении семян растений.

Воспитатель просит назвать деревья, рассмотреть, какие у них веточки, почки. У березы белый ствол, свисающие тонкие веточки, отходящие от крепких сучьев. У клена каждая веточка - большая или маленькая - раздваивается вилкой, а круглые почки сидят друг против друга: нередки и семена на ветках. Рассматривает их (у клена - кожистая крылатка, у березы крылатый орешек). Наблюдает вместе с детьми, как ветер отрывает и разносит их на расстояние.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Русская народная игра «Мячик кверху».

Наблюдение за птицами и насекомыми

Цели: развивать логическое мышление; формировать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях; расширять представления о перелетных птицах; знакомить с народными приметами о птицах; развивать речь детей; воспитывать чувство сопричастности с окружающей природой.

Воспитатель обращает внимание детей на уменьшение летающих насекомых (бабочек, пчел, стрекоз).

- Куда делись? Откуда появляются весной?

Для поиска ответа на эти вопросы организовать наблюдение за поведением птиц. Синицы перелетают с дерева на дерева, внимательно осматривают ветку за веткой, обследуя кору, что-то выклевывают. Осмотрев стволы деревьев и кустарников (взять лупы), дети находят личинок различных насекомых, которые попрятались в трещины и под кору на зиму.

Приметы: в муравейнике с утра открыты все ходы, а сами муравьи интенсивно движутся - к ясной погоде; много паутины в «бабье лето» - к ясной осени и холодной зиме.

Стихотворения:

ВОРОБЕЙ

- Что желаешь, воробей?

- Мне бы горстку отрубей,

Мне бы зернышек пшеничных,

Хлебных корочек обычных.

Загадки:

Снится ночью червяку чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла...

 

А кого червяк боится?

Угадали? Это... (птица).

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Подвижная игра «Гуси-лебеди».

Прогулка №10

Наблюдение за березой

Цели: продолжать упражнять в умении выделять и описывать характерные особенности знакомых растений, различать деревья по листьям и стволам; приучать детей любоваться красотой русской природы.

Воспитатель предлагает детям найти березу и назвать ее отличия от других деревьев (посмотреть вверх на тоненькие ветки березки, кое-где оставшиеся потемневшие листья и плоды).

Предлагает детям найти листья березы на земле, вспоминает летних жильцов этого дерева. Куда делись все они осенью? Напоминает, что береза - это символ нашей родины - России.

Стихотворения:

БЕРЕЗКА

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой - зимой,

Вся в сережках - весной,

Сарафан зеленый - летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

И. Семенова

Загадки:

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза.)

Дидактическая игра «Найдите, что опишу».

Русская народная игра «Волк».

Труд на участке. Пойти на огород: весь урожай уже снят, огород стоит пустой. Помочь воспитателю приготовить его на зиму и убрать засохшие стебли, ботву.

Наблюдение за насекомыми

Цели: уточнить представление о подготовке насекомых к зиме; воспитывать познавательный интерес к насекомым; развивать наблюдательность и желание общаться с природой.

Обратить внимание, что после первых заморозков насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке. Насекомые забираются в укромные места: под кору, под сухие листья, в щели домов и стволов растений и засыпают до весны - их не надо трогать. Воспитатель обсуждает с детьми, почему птицы улетают.

Приметы: паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем; перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.

Стихотворения:

МУХА

Муха, муха-надоеда

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит,

Хлеб нарезан - можно есть.

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

Загадки:

Осенью в щель заберется,

А весной проснется.    (Муха.)

Дидактическая игра «Отгадываем загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.

Подвижная игра «Песенка стрекозы».

Цель: развивать ритмичную, выразительную речь и координацию движений.

Ход игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Я летала, я летала, устали не знала,   (Плавно взмахивают руками.)

Села посидела опять полетела.   (Опускаются на одно колено.)

Я подруг себе нашла, весело нам было.   (Делают летательные движения руками.)

Хоровод кругом вела, солнышко светило.    (Берутся за руки и водят хоровод.)

Прогулка №11 «Наблюдение за температурой воздуха»

Цель: учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир (сильный ветер срывает листья с деревьев; воробьям прыгать тяжело, перья от ветра так и раздуваются, долгота дня уменьшается, поэтому становится прохладнее и т. д.).

Попросить ребят охарактеризовать погоду. В рассказе употреблять как можно больше прилагательных.

Воспитатель перечисляет приметы осени, находит их в природе. Читает стихотворение А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы...» Дети легко запомнят стихотворение, так как они сами видят то, о чем в нем говорится.

Приметы: осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к теплу; сырое лето и теплая осень - к долгой зиме.

Поговорки и пословицы: «Знать осень в октябре по грязи»; «В октябре на одном часу и дождь, и снег».

Стихотворение А. Толстого «Осень».

Дидактическая игра «Расскажи без слов».

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

Русская народная игра «Мячик кверху».

Подвижная игра «Лягушки».

Труд на участке. Помощь дворнику в уборке опавшей листвы.

Прогулка №12

Наблюдение за небом

Поговорки и пословицы: «Весной дождь растит, а осенью гноит».

Стихотворение «Осень на опушке...».

Дидактическая игра «Расскажи без слов».

Подвижная игра «Пузырь».

Цель: учить правильно делать длительный плавный выдох.

Ход игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Повторяют слова за воспитателем: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося: «С-С-С», подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит).

Наблюдение за вечерним небом

Цель: приучать любоваться красотой луны и звезд.

На вечерней прогулке воспитатель обращает внимание на глубокое темное небо, на котором появляется тонкий серебристый серп - месяц. Объясняет, что это луна, только маленькая. Прослеживает за всеми изменениями луны (от появления месяца до полнолуния), отмечает ее цвет.

Когда светит полная луна, вокруг светло, видны все предметы. Осенью на темном небе звезды светят особенно ярко.

Воспитатель обращает внимание, что они разные - большие и маленькие - и светят по-разному: одни ярче, другие более тускло. Находит знакомые созвездия на небе, называет и показывает их детям.

Дидактическая игра «Что вокруг нас?».

Цель: научить делить дву-трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.

Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть: мяч, мак, шар, дом, сад... две части: забор, кусты, цветы, песок, трава... три части: качели, веранда, береза, машина... За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.

Подвижная игра «Лягушки».

Прогулка №13

Наблюдение за образом жизни птиц осенью

Цели: уточнить представления об изменении образа жизни птиц осенью; установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц; воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам; подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать.

С исчезновением насекомых улетели многие птицы, которые ими питаются, - ласточки, стрижи, скворцы. Поздней осенью становится меньше корма и для других птиц, они прилетают ближе к людям. Воспитатель просит детей назвать зимующих птиц; обращает их внимание на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев; рассказывает, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что те покормят их.

Приметы: голуби разворковались - к ясной погоде; воробьи сидят нахохлившись - к дождю.

Поговорки и пословицы: «Мала синичка, да коготок остер»; «И птица чует, что холод будет».

Стихотворения:

ГОЛУБИ

Голуби, голуби - раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари,

Сели и нахохлились у дверей,

Кто накормит крошками сизарей?

И. Токмакова

Подвижная игра «Пузырь».

Наблюдение за вороной

Цели: уточнить представления об изменении образа жизни птиц осенью; установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц; воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам; подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать.

Напомнить детям некоторые повадки, особенности внешнего вида вороны. Она ходит важно, медленно. Ворона так названа за черный цвет оперения, который по-старинному назывался «вороной». Это частично оседлая, частично перелетная птица. Из района гнездования часть птиц, преимущественно молодых, отлетает к югу, а на их место прибывают птицы из северных мест. Зиму птицы проводят у жилья человека, где могут прокормиться на свалках различными отходами. Особенно большими стаями они скапливаются в крупных городах, стаи смешанные - с грачами и галками. Как правило, ночь они проводят в центре города (в парках и на крышах зданий), а на день вылетают кормиться на окраины города и в его окрестности.

Ворона - всеядная птица. Летом питается насекомыми, яйцами мелких птиц, грызунами и семенами трав. Зимой - в основном отбросами.

Приметы: вороны купаются в песке, воде - к скорому потеплению; вороны прячут клюв под крыло - к снегопаду.

Стихотворения:

Кричит ворона в небе: «Кар-р!

В лесу пожар! В лесу пожар!»

А было просто очень:

В нем поселилась осень.

Е. Интулов

Загадки:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: - Карр! Карр! Карр!    (Вороны.)

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Подвижная игра «Стайка».

Цель: развивать ритмическую и выразительную речь; активизировать словарь по теме «Птицы»; воспитывать спортивную сноровку.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку И. Токмаковой:

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек - стайка:

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко,

Эта - зяблик, эта - стриж,

Эта - развеселый чиж,

Ну а эта - злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети после этих слов разбегаются, а водящий (злой «орлан»), старается кого-нибудь поймать.

Прогулка №14 «Наблюдение за ветром»

Воспитатель предлагает ребятам ответить на вопросы:

- Есть ли сегодня ветер? Посмотрите и послушайте.

- Как вы узнали, что сегодня ветер? Прислушайтесь, какой сегодня ветер, слабый или сильный. Почему вы так решили?

Ветер возникает от столкновения теплого воздуха с более холодным. (Выясняет с детьми влияние ветра на живые организмы и использование его в помощь человеку.)

Стихотворения:

ВЕТЕР

С поля, с моря, с дальних гор

Ветры к нам летят во двор.

Первый ветер вербу мнет,

А второй березу гнет,

Третий ветер дуб ломает,

Тучи пыли поднимает.

Ты глаза не засори,

Отвернись и не смотри.

Разлетимся, как ветры.

Раз, два, три.

П. Воронько

Загадки:

Я березку качну, я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу, даже шапку утащу,

А меня не видать. Кто я? Можешь угадать?      (Ветер.)

Дидактическая игра «Что вокруг нас?».

Русская народная игра «Блуждающий мяч».

Цель: развивать внимание, ловкость движения.

Ход игры. Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удается, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя передавать мяч через одного, можно только рядом стоящему игроку. Игрок, уронивший мяч, становится водящим.

Дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь».

Цели: учить употреблять в ответах полные предложения; развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шум дождя, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Выигрывает тот, кто больше назовет услышанных звуков.

Башкирская народная игра «Липкие пеньки».

Цель: развивать ловкость и быстроту движения.

Ход игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить к ним близко. «Пенечки» должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Те, до кого дотронулись, становятся «пеньками».

Правила игры. «Пеньки» не должны вставать с места.

Прогулка №15

Наблюдение за погодой

Цели: развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени; устанавливать причинно-следственные и временные связи; продолжать знакомить с многообразием явлений природы.

В октябре появляются первые заморозки на почве. Утром крыши домов, трава, дорожки припорошены инеем. Все белое. (Понаблюдать, как иней быстро исчезнет под лучами солнца, останутся только блестящие капли.)

Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и т. д.). Иногда она игольчатая. Воспитатель сравнивает изморозь с инеем (иней на земле, на траве). Иней образуется так же, как и роса.

Приметы: если ночью был иней - к ветру; роса ночью выпала обильно - не будет ни грозы, ни ливня.

Стихотворения:

ОСЕНЬ

Осень - роща золотая!

Золотая, синяя.

А над рощей пролетает стая журавлиная.

Высоко под облаками

Гуси откликаются,

С дальним озером, с полями

До весны прощаются.

А. Пришелец

Загадки:

Листья желтые летят, под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает. Когда это бывает?     (Осенью.)

Дидактическая игра «Кто же я?».

Цель: указать названное растение.

Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Подвижная игра «Совушка».

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры. Играющие свободно располагаются в зале или на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Воспитатель говорит: «День наступает - все оживает». Все играющие свободно двигаются на площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полёт бабочек, стрекоз и т. д. Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

Наблюдение за небом, воздухом

Цель: обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение).

Обратить внимание на небо: там плывут облака, летают самолеты, находятся таинственные планеты, туда запускают космические корабли. Небо - это воздух, который окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

Опыт с воздухом. Потихоньку выпускают воздух из надувного шара. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха - это ветер. Надувая воздушный шар, спросить детей, чем его надувают. (Воздухом.) А откуда он берется?

Делается вывод: в человеке тоже есть воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар.

Опыт «Необходимость воздуха для дыхания человека». Закрыть нос и рот и попробовать не дышать некоторое время.

Дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь».

Подвижная игра «Стоп!».

Цель: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним.

Ход игры. На одной стороне стоят дети в одну линию, на другой, в обруче, водящий. Стоя спиной к играющим, говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах дети шагают к водящему. Как только он произнес: «Стоп!», поворачивается. Кто не успел остановиться, тот возвращается на линию. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не встанет в обруч.

Прогулка №16 «Наблюдение за движением облаков»

Воспитатель замечает на ясном небе легкое облачко и предлагает детям следить за тем, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает». Напоминает детям формы облаков. Перистые - самые высокие облака, состоят из кристалликов льда; имеют вид белых перьев, нитей, волокон; полупрозрачны и не закрывают солнце, луну и звезды.

Кучевые облака образуются весной, летом и осенью; имеют вид красивых белоснежных куполообразных куч с ровными основаниями: появляются обычно утром или к полудню, а к вечеру начинают исчезать. Они громоздятся, принимают вид башен и превращаются в грозовые тучи.

Слоистые - самые низкие, серые облака, сплошь застилающие все небо, похожи на туман.

Приметы: облака черные, низкие, движутся быстро - ненастье сохранится; на небе несколько дней подряд видны белые облака - к похолоданию.

Поговорки и пословицы: «Осень велика - зима долга».

Стихотворения:

ОБЛАКО

Облако за облаком по небу гналось –

За облаком-лодкой облако-лось.

А ветер гонит, гонит, торопит облака,

То с налету тронет, то шевельнет слегка...

Я. Аким

Загадки:

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)

Дидактическая игра «Кто же я?».

Дидактическая игра «Лесник».

Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. На земле чертят круг диаметром 10 м. Это лес, а в середине квадратик - это дом лесовика. В квадрате помещают Ванюшу и выбирают «лесовика». Остальные - «лебеди». «Лебеди», залетая в лес, пробуют забрать Ванюшу, а «лесовик» - поймать «лебедей» рукой. «Лебедь», которому удается вывести из леса Ванюшу, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в дом «лесовика» нельзя. Пойманные «лебеди» выбывают из игры до смены ролей. «Лесовик» не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.

Подвижная игра «Жмурки».

Цель: развивать внимание.

Ход игры. Водящему закрывают глаза. Затем игроки поочередно легко ударяют по ладони его вытянутых рук. При этом они шепотом спрашивают: «Кто я?» Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим.

Правила игры. Ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников.

Прогулка №17 «Рассматривание почвы»

Цель: продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (выявить первые признаки приближения зимы - заморозки по ночам, появление инея); приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды.

Воспитатель просит детей рассказать, что они знают о почве. Из чего она состоит? Для чего она нужна? Кто в ней живет?

Почва состоит из песка, глины, отмерших частей растений и животных, камешков и разных органических частиц, воды и воздуха. В почве находятся корни всех растений, которые черпают из нее воду и полезные для растения вещества. Почва служит домом для многих животных, насекомых и червей.

Воспитатель просит ребят назвать обитателей подземного царства (крот, мышь-полевка, слепыш, дождевой червь, насекомые и их личинки).

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю из лейки (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность, она липкая, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Вывод. Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Приметы: днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде-

Стихотворения:

Чтобы корни всех растений

Под землей дышать могли,

Хорошенько нужно землю

Прополоть и разрыхлить.

Загадки:

Он и желтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать и играть.    (Песок.)

Дидактическая игра «Лесник».

Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди».

Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, дети кружатся с листочками в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три - пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, лист от которого держит в руках».

Подвижная игра «Кто сделает меньше шагов».

Цель: развивать ловкость движения.

Ход игры. Дети становятся за линию и по сигналу взрослого бегут на противоположную сторону площадки до обозначенного чертой места. Каждый из играющих старается делать шаги как можно длиннее и считает их. По окончании бега дети говорят, кто сколько сделал шагов, и определяют, у кого их меньше.

Правила игры. Вначале воспитатель предлагает пробежать установленное расстояние по очереди и считает шаги каждого ребенка, а затем дети делают это сами.

Игра-забава «Узнай по звуку».

Прогулка №18 «Наблюдение за продолжительностью дня»

Приметы: заходящее солнце красное - будет солнечная, морозная погода.

Стихотворение «Закружила осень».

Загадки:

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?    (Солнце.)

 

Не огонь, а больно жжет;

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.    (Солнце.)

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Цель: учить понимать смысл предложения.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в них допущены ошибки, вы их должны исправить. Слушайте внимательно:

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога идет по машине.

Гена разбил стеклом мяч и т. д.

Дидактическая игра «Найди пару».

Подвижная игра «Ловишки на одной ноге».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают, а ловишка ловит. Ловишка не может ловить ребенка, который остановился на одной ноге, обхватив колено другой ноги двумя руками. В конце игры определяют, какой ловишка самый ловкий.

Удмуртская народная игра «Водяной».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. Очерчивают круг. Это пруд или озеро. Выбирается водящий («водяной»). Играющие бегают вокруг «озера» и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». «Водяной» бегает по кругу («озеру») и ловит играющих, которые подходят близко к «берегу» (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. «Водяной» ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают «водяному».

Прогулка №19

Цель: учить детей самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на животный, растительный мир и на людей.

Наблюдение за дождем

Обратить внимание детей на приближающийся дождь. Облака стали совсем другие: серые, тяжелые, низкие. Наблюдая за ними, сделать вывод о том, что облака в разную погоду бывают разными.

Медленно ползут темные, почти черные, облака — тучи, из которых обычно идет дождь. Перед дождем поднимается ветер, птицы и животные прячутся в укрытия. Люди стараются без дела не выходить на улицу, а если выходят, то обязательно в плащах и с зонтами.

Приметы: дождь без ветра будет долго идти; дождь пошел после обеда - будет долго идти.

Поговорки и пословицы: «Туча летуча, а дождь - бегун».

Стихотворение «Дождик».

Загадки про дождь.

Дидактическая игра «Исправь ошибку». Подвижная игра «Стоп!».

Наблюдение за погодой после дождя

После дождя воспитатель выходит с детьми на улицу и просит понюхать влажный, терпкий запах вянущей листвы, тот особый запах осени, который так остро ощущается в воздухе, особенно после дождя. Что происходит с природой после дождя?

Прочитать стихотворение.

Дождик, дождик кап да кап!

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять,

Наденем сапожки.

Определение характера дождя.

Стихотворения:

ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: - Ох!

И ушел... Газон засох.

О. Бундур

Загадки:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь.)

Дидактическая игра «Бывает или нет?».

Подвижная игра «Ловишки на одной ноге».

Прогулка №20

Цели: приучать детей наслаждаться красотой родной природы; показать, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно (опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле).

Рассматривание листьев на земле

Воспитатель обращает внимание детей, что на деревьях почти не осталось листвы, она лежит на земле и под деревьями. Показывает, как листья покоробились, порывы ветра носят их по дорожкам сада.

Приметы: сухие листья шуршат на деревьях - к снегопаду.

Стихотворения:

ЛИСТОПАД

Под ногами в листопад

Листья желтые лежат.

Листья желтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама, и сынок.

В. Голяховский

Загадки:

Целый день он шлепал, шлепал,

Ямы лужами заштопал.    (Дождь.)

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Удмуртская народная игра «Водяной».

Игра-забава «Успей подхватить».

Труд на участке. Помочь дворнику убрать опавшую листву в специальную яму, приготовленную для перегнивания листвы.

Рассматривание луж на земле

Если в луже относительно чистая вода, провести опыт по прозрачности воды. Бросить в лужу монетку, а затем найти ее. Вода прозрачная, и сквозь нее видны брошенные предметы.

Приметы: во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри - дождь долгий; если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Подвижная игра «Стоп!».

Похожие статьи:

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями осенью»

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за сезонными изменениями в ноябре»

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за воробьем осенью»

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за голубями»

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за тополем»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!