Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию в средней группе детского сада. Тема «Жилище русского человека»
Занятие в детском саду. Средняя группа
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к жилищу русского человека.
Задачи:
— формировать дифференцированные представления о назначении избы, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища;
— поддерживать проявление потребности в получении информации о жилище человека;
— обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой, изобразительной, коммуникативной видах деятельности.
Оборудование: дидактическая игра «Теремок» с разрезными картинками, игрушка мишка, детские рисунки на тему «Мой дом», макет теремка, сделанный из гофрированного картона, иллюстрации с изображением последовательности строительства избы, коса, аудиозапись русской народной песни «Во саду ли, в огороде», аудиопроигрыватель.
* * *
Воспитатель вносит игру с разрезными картинками «Теремок».
Воспитатель. Ребята, я хотела подарить детям младшей группы игру «Теремок», но почему-то все картинки перепутались, помогите мне, пожалуйста, разложить их правильно, чтобы получился теремок.
Дети собирают теремки.
Ребята, а кто в теремке жил?
Дети. Звери.
Воспитатель. Почему в домик-теремок так много пришло жить зверей?
Дети. Он им понравился.
Воспитатель. Какой был теремок?
Дети. Красивый, расписной, сказочный.
Воспитатель. Из чего был построен теремок?
Дети. Из дерева.
Воспитатель. Чем был украшен теремок?
Дети. Наличниками, ставнями, красивым крыльцом с витыми столбами.
Воспитатель. Ребята, а вы бы хотели жить в таком теремке?
Дети. Да.
Воспитатель. А как украшены дома, в которых вы живете?
Воспитатель выслушивает ответы 2 — 3 детей, рассказы которых сопровождаются демонстрацией рисунков на тему «Мой дом». Раздается стук в дверь.
Кто это там стучит?
Появляется Мишка.
Мишка. Здравствуйте, ребята, я Мишка из сказки «Теремок», пришел к вам за помощью. Решил я построить новый теремок, а звери не хотят там жить и в гости не приходят, а я так старался.
Воспитатель. Миша, а как же ты строил теремок? Расскажи нам.
Мишка рассказывает, используя картинки.
Мишка. Заготовил деревья: спилил, обрубил ветки, доставил бревна; сложил стены; настелил: пол, потолок, крышу; топором вырубил окна. Получился у меня вот такой теремок.
Мишка достает макет теремка, сделанный из гофрированного картона.
А гости не приходят, и звери не хотят здесь жить. Они говорят, что не похож мой дом на теремок. Ребята, помогите мне превратить его в теремок.
Воспитатель. Не волнуйся, Мишка. Сейчас мы с ребятами построим теремок и украсим его, а ты, как хозяин, позовешь гостей.
Звучит русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Дети и воспитатель входят в музей «Русская изба». Их встречает Кузя с косой в руке.
Дети. Добрый день, Кузя!
Дети кланяются.
Кузя. Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. Кузя, а куда это ты собрался?
Кузя. Да вот беда, дрова кончились, а бабы с дедом в доме нет. Пойду в лес, накошу дров, печь натоплю.
Воспитатель. Кузя, а разве косой деревья косят?
Кузя. Я видел, что дед летом траву косил. Я тоже как махну косой, так сразу много деревьев скошу.
Воспитатель. Ребята, а разве можно косой деревья косить? Для чего нужна коса?
Дети. Траву косить.
Кузя. А чем же тогда деревья косить?
Воспитатель. Кузя, деревья не косят. Ребята, что делают для того, чтобы заготовить дрова?
Дети. Деревья рубят, бревна пилят.
Кузя. А чем рубят и пилят деревья?
Дети. Рубят топором, пилят пилой.
Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций.
Кузя. Я вспомнил, что у деда во дворе есть пила и топор.
Воспитатель. Ребята, поможем Кузе заготовить дрова! А кто в лесу дрова рубит и пилит: мужчины или женщины?
Дети. Мужчины, они сильные.
Воспитатель. Мальчики у нас будущие мужчины, они сильные и помогут Кузе заготовить дрова.
Физкультминутка для мальчиков
Мальчики встают в круг.
Шагаем, шагаем, шагаем целый день, Дети идут по кругу.
А ручки и ножки, устали ли они? Показывают руки.
И снова на работу готовы ли идти? Делают поворот вокруг себя.
Готовы! Поднимают правую руку.
Пилили, пилили, Имитируют движения в парах.
пилили целый день,
А ручки и ножки, устали ли они? Показывают руки.
И снова на работу готовы ли идти? Делают поворот вокруг себя.
Готовы! Поднимают правую руку.
Кололи, кололи, кололи целый день, Имитируют колку дров.
А ручки и ножки, устали ли они? Показывают руки.
И снова на работу готовы ли идти? Делают поворот вокруг себя.
Готовы!
Воспитатель. Молодцы, мальчики, потрудились хорошо, а теперь можно и отдохнуть.
Кузя. Спасибо вам, ребята, теперь у нас в избе всю зиму тепло будет! Будем печку топить дровами, которые вы помогли мне заготовить, а печка согреет избу. Не замерзну зимой! А чтобы я и на улице зимой не замерз, бабушка связала мне новые рукавички.
Рыжий щенок утащил рукавичку.
Чтобы забыл он дурную привычку,
Тут же решил за щенком я бежать
И рукавичку свою отобрать.
Быстро бежал я, как только мог,
Но удирает мой рыжий щенок.
А рукавичку держит в зубах,
Чтоб не пропала она впопыхах.
Долго мы бегали, даже устали.
И рукавичку на части порвали.
Ох, и рассердится бабка моя.
Но рукавичку щенок рвал, не я.
Ребята, что мне делать, как мне быть, как рукавичку починить?
Дети отвечают.
Воспитатель. Ребята, из какого материала изготовлена рукавичка у Кузи?
Дети. Она связана из шерсти.
Воспитатель. А где шерсть можно взять? Кто нам шерсть дает?
Дети. Овцы.
Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением овец.
Воспитатель. Кто вспомнит стихотворение про маленького барашка?
Дети
Маленький барашек
Нам мешок кудряшек
Подарил к зиме.
Вышла брату шубка,
Вышла маме юбка
И носочки мне.
Воспитатель. Дети, а кто обычно вяжет шерстяные вещи?
Дети. Мамы, бабушки, старшие сестры.
Воспитатель. Верно, это женский труд, он требует аккуратности, терпения, заботы. Сейчас люди покупают одежду в магазине, а раньше делали ее сами. Чтобы получить шерстяные вещи, нужно было состричь шерсть с животного, спрясть ее, связать вещь.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций.
Наши девочки — будущие мамы, и они позаботятся о своей семье, детях, и о Кузе тоже.
Физкультминутка для девочек
Девочки встают в круг. Выбирается ведущий (воспитатель), который показывает движения, а дети их повторяют.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами кудельку прясть?
Дети. Мы с вами, мы с вами кудельку прясть.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами клубочки мотать?
Дети. Мы с вами, мы с вами клубочки мотать.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами рукавички вязать?
Дети. Мы с вами, мы с вами рукавички вязать.
Воспитатель. Славно потрудились, рукавички получились.
Воспитатель дарит Кузе новые рукавички.
Кузя. Вот спасибо вам, девицы, за новые рукавицы.
Воспитатель. А чтобы работа получалась хорошо и быстро, люди придумали много инструментов: деревья рубили топором, бревна пилили пилой, траву косили косой, пряли при помощи прялки и веретена. Чтобы ты, Кузенька, про это не забыл, мы дарим тебе игру «Труд русских людей», а ребята тебя научат в нее играть.
Дети с воспитателем и Кузей играют в дидактическую игру, дарят ему ее.
Кузя. Спасибо, ребята! До свидания!
Похожие статьи:
Конспект занятия в средней группе на тему: Свойства стекла
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила поведения в цирке
Конспект занятия в средней группе: Безопасность в быту
Конспект занятия в детском саду «Приём гостей». Средняя группа
Занятие в средней группе детского сада. Деревенское подворье
Нет комментариев. Ваш будет первым!