Конспект занятия на тему «Настроение» в средней группе
Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию для детей 4-5 лет. Тема: «Разное настроение»
Цель: содействие нравственному развитию детей.
Задачи:
— формировать дифференцированные представления о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких взрослых и детей, об адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций;
— способствовать проявлению сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь игровым и литературным персонажам;
— учить проявлять элементарные способы взаимодействия, адекватные эмоциональным состояниям сверстников разного пола, игровым персонажам.
Оборудование: игрушка мишка (на липучках — вырезанные из плотной ткани контурные изображения губ и бровей для изображения настроения: хорошего (уголки губ приподняты, брови расправлены) и плохого (уголки губ опущены, брови сдвинуты); иллюстрации с изображением сказочных героев и детей с разным эмоциональным состоянием; эмблемы с изображением веселого и грустного солнышка (по количеству детей); игрушечные варежки, сюжетные картинки с изображением человека без лица.
* * *
Воспитатель обращает внимание детей на грустного Мишку (брови сдвинуты, уголки губ опущены), на его необычный внешний вид (на одной из лап — красивая варежка, на другой варежки нет).
Воспитатель. Миша, что случилось, почему ты такой грустный?
Мишка. Вчера мы с друзьями весело играли на участке: кидались снежками, лепили снеговика, и я потерял варежку, подаренную бабушкой.
Воспитатель. Ребята, как мы поняли, что Мишка чем-то огорчен, что ему грустно?
Дети. По лицу: у него брови сдвинуты и уголки губ опущены; слезинки появились; по голосу: он у него тихий.
Воспитатель. Дети, давайте подумаем, как себя чувствует Мишка.
Дети. Мишка огорчился, расстроился, ему грустно от того, что потерялась варежка.
Воспитатель. Как можно помочь Мишке?
Дети. Платочком слезы вытереть, пожалеть, погладить, попытаться найти варежку на участке, когда пойдем на прогулку, подарить Мишке новые варежки, попросить маму связать для него новую варежку.
Мишка. Спасибо, дети! Я очень рад, что вы хотите мне помочь!
Воспитатель. Молодцы, ребята! Посмотрите, как он обрадовался!
С помощью липучек воспитатель незаметно для детей меняет выражение лица Мишки: с грустного на веселое.
Как вы догадались, что у Мишки хорошее настроение?
Дети. По лицу: брови расправлены, уголки губ приподняты; по голосу: он звонкий, радостный.
Воспитатель. Вы предложили хорошие примеры, как следует нам поступить. Главное, что вы почувствовали, как огорчен Мишка, как ему грустно от того, что потерялась варежка. Таня обратила внимание на то, что у Мишки слезинки появились, и предложила дать ему платочек, чтобы их вытереть. Витя решил Мишку погладить, Денис — Мишкину варежку всем вместе поискать на участке, когда мы выйдем на прогулку. Молодцы! Так всегда поступают дети, которые внимательны к своим друзьям, сочувствуют им, готовы помочь.
Мишка. Ребята, я тоже хочу быть внимательным к своим друзьям, но пока не знаю, от чего зависит настроение. Я принес с собой картинки. Помогите определить, почему у сказочных героев разное настроение.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением плачущего зайца из сказки «Заюшкина избушка».
Воспитатель. Подумайте и скажите, какое настроение у сказочного героя.
Дети. Плохое, грустное.
Воспитатель. А как вы догадались, что ему грустно?
Дети. По лицу: брови сдвинуты и уголки губ опущены, он плачет.
Воспитатель. Почему он грустит?
Дети. Потому что лиса выгнала его из своей избушки.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением радостной лисички из сказки «Лиса и волк».
Воспитатель. Какое настроение у лисички?
Дети. Хорошее, радостное.
Воспитатель. А как вы догадались, что ей радостно?
Дети. Она улыбается.
Воспитатель. Почему лисе радостно?
Дети. Потому что она перехитрила волка.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением испуганных козлят из сказки «Волк и семеро козлят».
Воспитатель. Что чувствуют козлята?
Дети. Они испуганы.
Воспитатель. Как вы догадались, что козлята испугались волка?
Дети. Они спрятались от волка; по лицу: у некоторых козлят рот открыт, как будто они хотят закричать, глаза широко раскрыты.
Воспитатель. Чего они испугались?
Дети. Того, что волк хочет их съесть.
Воспитатель показывает картинку «Строим дом». На ней изображены несколько дошкольников, которые строят дом из конструктора. Все увлечены постройкой: возят на машинах бруски, делают перекрытия. В стороне стоит мальчик и печально смотрит на играющих.
Воспитатель. Как вы думаете, почему этот мальчик грустный?
Дети. Он хочет играть вместе с детьми, а они не замечают его.
Воспитатель. А как вы догадались, что ему грустно?
Дети. По лицу: брови сдвинуты и уголки губ опущены.
Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы мальчик стал радостным?
Дети. Нужно, чтобы дети позвали его играть.
Физкультминутка «Солнышко и дождик»
Воспитатель раздает каждому из детей эмблему, которая с помощью тесьмы крепится на шее ребенка. С одной стороны эмблемы — изображение веселого солнышка, а с другой — грустного. Если воспитатель говорит: «Солнышко!», дети поворачивают эмблему той стороной, где изображено веселое солнышко, и радостные бегают под веселую музыку по группе. Если он произносит: «Дождик!», они переворачивают эмблему на ту сторону, где изображено грустное солнышко и под грустную музыку приседают, «прячутся от дождика».
Воспитатель. Мишенька, поиграй с нами в игру, которая поможет тебе лучше понять, от чего зависит настроение.
Дидактическая игра «Определи настроение»
Детям раздают сюжетные картинки с изображением человека без лица (можно раздать каждому ребенку по картинке или одну картинку на группу). Они должны оценить ситуацию, изображенную на картинке, и дорисовать лицо героя в стиле пиктограмм.
Сюжеты картинок: веселые дети водят хоровод возле елки, мальчик с непрорисованным лицом стоит в стороне; девочка с сердитым выражением лица отбирает у подружки с непрорисованным лицом мишку; мальчик с приветливым выражением лица дает другу с непрорисованным лицом красивую машину; дети с непрорисованными лицами играют на участке детского сада, девочка с сердитым выражением лица стоит в стороне от них.
После того как дети выполнили задание, проводится обсуждение: каждый объясняет, какое чувство переживает его герой и почему.
Воспитатель. Ребята, бывало ли у вас такое настроение? Когда? Почему оно было таким?
Дети отвечают.
Миша, теперь ты понял, почему у мальчиков и девочек бывает разное настроение?
Мишка. Да, я понял, что настроение зависит от того, как они относятся друг к другу: если заботливо и бережно — настроение бывает хорошим; если грубо и невнимательно — плохим.
Воспитатель. Дети, вспомните и расскажите Мишке, что нужно делать для того, чтобы людям хорошо было вместе.
Дети. Нужно не обижать друг друга, не говорить грубых слов, не мешать заниматься любимым делом, не прогонять детей из игры, не отбирать игрушки, не ссориться.
После занятия дети отправляются вместе с Мишкой на участок и помогают ему найти варежку.
Похожие статьи:
Конспект занятия в средней группе на тему: Свойства стекла
Конспект занятия в средней группе: Безопасность в быту
Занятие в средней группе детского сада. Деревенское подворье
Конспект занятия в детском саду «Приём гостей». Средняя группа
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила поведения в цирке
Нет комментариев. Ваш будет первым!