Конспект интегрированного занятия в старшей группе по математике
Занятие в старшей группе ДОУ. Тема: «В царстве геометрических фигур»
Цель занятия: учить использовать знания о свойствах предметов (форма, цвет, размер), применять умение сопоставлять количество предметов с числом.
Оборудование и материалы: задания для игр «Найди пять отличий» и «Что исчезло?» (по числу детей), кукла Квадрат, «билеты на поезд» — карточки с числом точек от 1 до 5, геометрические фигуры из картона, картофельные штампы (параллелепипед из сырого картофеля размером 5 - 6 смх1 смх2 - 2,5 см), акварельные краски.
Часть I. В путь!
Цели: использование умения сопоставлять количество предметов с числом, концентрировать внимание; развитие зрительного восприятия, логического мышления.
Квадрат. Здравствуйте, ребята. Я пришел, чтобы просить вас о помощи. В Царстве Геометрических Фигур сильный ветер все разметал, перепутал. А для нашей страны это недопустимо!
Дидактическая игра «Найди пять отличий». Квадрат показывает различные «фотографии» из Царства Геометрических Фигур. (Подбираются рисунки, соответствующие правилам игры и сюжету занятия.) Детям нужно найти отличия и рассказать о том, что изменилось.
Дидактическая игра «Что исчезло?» Квадрат предлагает изображения различных логических рядов. Детям нужно догадаться, какой элемент пропущен, и дорисовать его.
Дети, справившиеся быстрее других, получают более сложные задания. Организуется взаимопроверка.
Квадрат. Молодцы, ребята. Вы внимательные, сообразительные. Вы сможете помочь жителям моей страны навести порядок. Поедете со мной?
Дети выражают согласие помочь.
Игра на развитие внимания «Поезд». Квадрат раздает детям «билеты» и приглашает занять место в «поезде» (стулья поставлены «паровозиком»). Чтобы найти свое место в «вагоне», детям нужно сосчитать число точек в «билете» и найти соответствующие цифры на стульях.
Упражнение «Соединим вагончики». Начиная с тех, кто сидит сзади, дети кладут руки на плечи сидящим впереди, затем поднимают руки вверх в обратном порядке. Упражнение выполняется строго по цепочке.
Упражнение «Прощание». Педагог и дети договариваются об условных командах. Например, если звучит мужское имя, нужно повернуться влево, а если женское — вправо. Так, если педагог произносит: «До свидания, Дима!» — дети должны повернуться влево и помахать рукой.
Часть II. Большая стройка
Цели: развитие логического мышления, мелкой моторики рук, мускулатуры пальцев; формирование умения планировать свои действия, организовывать взаимодействие в паре.
Квадрат, педагог и дети «прибывают на вокзал». Ребята видят, что ветер разрушил дорожки, ведущие от «вокзала» в «город». Квадрат предлагает детям разделиться на команды и восстановить «дорожки».
Дидактическая игра «Логические ряды». Каждая команда получает набор геометрических фигур, вырезанных из картона, которые нужно разложить в соответствии с образцом. Образец — начало дорожки — представляет собой определенную последовательность фигур, логический ряд. Для того чтобы его продолжить, необходимо выявить закономерность, лежащую в его основе.
Каждая группа отправится в город по дорожке, выложенной представителями другой команды, проверяя таким образом работу товарищей.
Творческая работа «Чтобы дом построить новый». Квадрат приглашает детей сесть за столы и нарисовать дома для жителей Царства Геометрических Фигур при помощи акварели и картофельных штампов. Для работы подойдут также разведенная гуашь и акриловые краски на водной основе. Можно также предложить детям использовать штампы из подручных материалов. Для изображения крыши, украшения дома и участка подойдут штампы, сделанные из поролона, отработанных фломастеров и маркеров, упаковочных коробок различной формы и т. д.
В данной работе важным этапом является планирование «постройки» дома с использованием новой техники. Детям необходимо научиться пользоваться штампом, подумать, как сделать стены ровными, где оставить место для окон и двери. При организации работы в паре ребятам также предстоит распределить фронт работ.
Пальчиковая гимнастика «Надеваем перчатки». Каждый пальчик левой руки поочередно плотно обхватить пальцами правой руки, имитируя надевание пальчиков перчатки. Затем повторить это упражнение для пальцев правой руки.
Беседа по рисунку. Кто будет жить в этом доме? Как они будут относиться к своему дому?
Итог работы. Педагог отмечает «качество кладки»: ровно ли положены кирпичи, нет ли между ними слишком больших пределов, ровные ли вышли стены. Обратим внимание на аккуратность и подбор цветов, фантазию, проявленную при использовании различных штампов, интересные и важные детали, дополнившие рисунки. Особой оценки заслуживает продуктивное взаимодействие в парах.
Итог занятия. Квадрат благодарит детей за помощь. Каждому ребенку предлагается выбрать из заданий, выполнявшихся сегодня на занятии, то, что понравилось ему больше всего. Таким образом, дети смогут в свободное время в группе или дома еще раз обратиться к интересному заданию, предложить его своим друзьям, родителям. Детям, легко справившимся с заданием, нужно предлагать работу более высокого уровня сложности.
Последующая работа
Поскольку дети остаются в Царстве Геометрических Фигур, в контексте данного сюжета логичны будут любые виды деятельности по применению освоенных знаний о геометрических фигурах, умения выявлять закономерности в построении логических рядов, симметричных изображений. С использованием изображений, построенных на основе геометрических фигур, могут проводиться дидактические игры «Что исчезло?», «Чего не хватает?», «Дорисуй» (недостающие фигуры логического ряда, детали домов, предметов обихода, одежды), «Кто нарисован? Что нарисовано?» (чтобы ответить на этот вопрос, необходимо раскрасить все фигуры данного вида в определенный цвет, «проявляя» рисунок).
Похожие статьи:
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»
Нет комментариев. Ваш будет первым!