Беседа о смелости со старшими дошкольниками
Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Смелые глаза — молодцу краса»
Дорогие ребята! Кто из вас не мечтает стать смелым и сильным, как герои любимых сказок, фильмов, мультфильмов и книг? Тем более, что многие профессии требуют от человека храбрости, мужества и решительности. Это летчики, моряки, пожарные, спасатели, воины.
Народ с давних времен с уважением относился к богатырям и героям, наделяя их не только отвагой, но и великодушием и добротой.
О смелости сложено много пословиц и поговорок: «Смелых и смерть боится», «Смелые глаза — молодцу краса», «Смелость города берет».
♦ Как вы можете объяснить эти пословицы?
Смелых боятся враги и даже сама смерть, смелость украшает человека. Смелые люди преодолевают любые преграды и препятствия, а во время войны могут брать города. Напротив, боязливые, трусливые люди не вызывают уважения, их часто сравнивают с зайцами, которых считают трусливыми. «Трусливому зайке и пенек — волк» — говорится в поговорке. Очень часто трусость состоит в том, что мы боимся признаться в каком-то дурном поступке или в нечаянной шалости.
Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Не хочу быть трусом
Я боюсь признаться маме,
Что разбил кувшин с цветами.
Весь от страха я трясусь,
Я, наверно, просто трус!
Мама может огорчиться,
Мама может рассердиться,
Скажет: «Мы ведь говорили,
Не играй с мячом в квартире.
В догонялки, в салки, в прятки,
В мяч играют на площадке».
Кто подскажет мне, как быть,
Чтобы трусом не прослыть?
♦ Что вы можете посоветовать мальчику?
♦ Как ему поступить, чтобы не прослыть трусом?
♦ Бывали ли у вас подобные случаи? Как вы выходили из положения?
Однажды я наблюдала такую картинку.
Высокий, сильный на вид подросток отнял у малышей мяч, поднял его над головой и перебрасывал из руки в руку.
— Кто дотянется, тому мяч и достанется, а если не дотянетесь, то мячик — мой! Ясно, мелочь? — говорил он с насмешливой улыбкой.
Ребятишки подпрыгивали, старались достать мяч, но это им не удавалось.
В это время мимо проходили два друга — Денис и Гриша. Денис, хотя был моложе и меньше ростом, чем вредный подросток, решительно подошел к нему и твердо сказал:
— А ну, отдай мяч малышам!
— Не отдам! Ишь, чего захотел!— ответил парень.
Но Денис неожиданно подскочил, быстро выхватил мяч у парня из рук и бросил его детям.
Гриша наблюдал за действиями друга, стоя неподалеку: ему не хотелось ввязываться в ссору, но он обязательно помог бы другу, если бы в этом была необходимость. Ведь Денис и Гриша — друзья проверенные!
Они дружат в детском саду и вместе занимаются спортом.
Посрамленный подросток бросился к друзьям. Он хотел затеять драку, но тут же получил от мальчиков отпор. Такого он, конечно, не ожидал. Денис и Гриша были меньше его ростом и на вид слабее. Подросток предпочел уйти с детской площадки.
Денис вступился за малышей, во-первых, потому что обладал смелостью, а во-вторых, он был достаточно силен, чтобы справиться с подростком, ведь он занимался в спортивной секции, в-третьих, рядом с ним был его верный друг.
Если бы друзья чувствовали, что с хулиганом им не справиться, я думаю, они позвали бы взрослых. И правильно бы сделали. Ведь и смелость не должна быть безрассудной, а риск — неоправданным.
♦ Как вы оцениваете поступок Дениса?
♦ Смелый ли он мальчик?
♦ Как бы вы поступили в такой ситуации: прошли бы мимо, сделав вид, что ничего не заметили? Поступили бы, как Денис? Позвали на помощь кого-то из взрослых?
А вот другой случай.
Весенним днем, когда лед на пруду стал уже рыхлым и непрочным, трое друзей гуляли возле пруда и захотели перейти на другой берег по льду. Валера и Гена уже собрались переходить пруд, но Костя остановил их:
— Я не пойду по льду и вам не советую. Можно провалиться под лед и утонуть!
— Ты просто трус! — сказал Валера и решительно направился к пруду.
Гена остался на месте. Он тоже подумал, что лед стал слишком слабым и может не выдержать.
Валера подошел к пруду и попробовал стать на лед одной ногой, лед под ногой тут же проломился, и выступила вода. Конечно, ребята не пошли по льду, а направились в обход. Костя оказался прав!
Теперь, я думаю, вы понимаете, что смелость тоже должна быть разумна!
♦ Как вы думаете, трус ли Костя?
♦ Проявил ли Валера смелость или его поведение — не смелость, а неоправданный риск? Почему вы так считаете?
Не стоит путать осторожность и трусость. Кстати, смелым и отважным может быть и не очень физически сильный человек.
Знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов вовсе не казался богатырем. В детстве Саша Суворов был болезненным и слабым мальчиком. Но он мечтал служить в армии, потому стал закалять себя: зимой купался в проруби, ходил босиком, скакал верхом на лошади, выполнял физические упражнения. Это и помогло стать ему ловким, смелым, выносливым, храбрым. Суворов не проиграл ни одного сражения!
Не было полководца, которого бы так любили и уважали солдаты и который одержал бы столько побед! Пятьдесят лет он отдал русской армии, начав службу с низших чинов. Поэтому так хорошо знал нужды простых солдат!
Именно Суворову принадлежат знаменитые слова: «Храброго пуля боится, храброго штык не берет».
Смелый человек может и не обладать громадной физической силой, но он всегда обладает сильным духом! «Храброму счастье помогает», «Нет храбрее русского солдата» — говорится в народе.
Героизм и храбрость всегда проявляли русские солдаты, защищая Отечество.
В народной памяти сохраняются имена героев многих войн. Во время Великой Отечественной войны, длившейся долгих четыре с половиной года, было много тяжелых кровопролитных сражений. Перелом наступил после Сталинградской битвы. Один из домов в г. Сталинграде (сейчас г. Волгоград) устоял, не сдался врагам, хотя многие его защитники погибли. Это здание назвали домом Павлова — по фамилии сержанта, защищавшего его. После войны этот полусгоревший, разбитый снарядами дом не стали восстанавливать: он стоит как памятник несгибаемому духу и мужеству русских солдат.
Дом Павлова
Бомбы рвались и снаряды,
Земля превратилась в ад.
Слышались гул канонады,
Взрывы мин и гранат.
Многих здесь смерть скосила
Юных русских ребят,
Но с неослабною силой
В доме строчил автомат.
Падал солдат. Поднимался
На смену ему другой.
Дом Павлова не сдавался
И выиграл трудный бой!
Тест
Выберите ответ и объясните свой выбор.
I. На прогулке вы потеряли волан от бадминтона. Как вы поступите?
1. Скажете маме, что потеряли волан и не смогли его найти.
2. Скажете, что отдали волан другу, потому что боитесь, что мама пошлет вас его искать, а на улице смеркается.
3. Скажете, что потеряли волан и поищете его завтра.
II. На детской площадке мальчик отнял у малыша совочек. Малыш плачет. Как вы поступите?
1. Позовете воспитательницу.
2. Отойдете в сторонку — вас это не касается.
3. Попросите мальчика вернуть совок малышу.
Послушайте рассказ.
Волшебный фонарик
Саша — мальчик боязливый. Когда был совсем маленький, то чуть что, сразу просился к маме на руки. Увидит ли дворняжку, неторопливо трусящую по переулку, петуха, разгуливающего на зеленой лужайке перед домом, или старика с палочкой, бредущего по дороге, Саша сразу схватит маму за руку, заглянет ей в глаза и умильно попросит: «Мамочка, я устал. Возьми, пожалуйста, меня на ручки!» Ну как тут отказать! Мама пожалеет сынишку, возьмет малыша на руки.
Но сейчас Саше шесть лет, проситься к маме на руки такому большому мальчику стыдно! Стыдно-то стыдно, но Саша и сейчас многого боится. Если мама попросит мальчика вечером принести ей книгу или носовой платок из спальни, Саше идти в темную комнату совсем не хочется. Он боится темноты, а до выключателя пока не дотягивается и сам включить свет не может.
Днем в комнате светло, весело! Все знакомое и родное: мамин пушистый халат на кресле, книги на полках, игрушки на диване. А вот вечером... Совсем другое дело: кресло превращается в великана, присевшего на корточки и широко расставившего руки, словно великан хочет поймать Сашу. В складках штор прячется незнакомец, а в овальном большом зеркале мелькают неясные тени и вспыхивают зеленые и красные огоньки.
— Сынок, ты принес мне книгу? — спрашивает мама.
— Ой, мамочка! Я ногу отсидел, встать не могу! — жалобно захнычет мальчик.
Придется маме самой за книгой идти...
Конечно, все домашние догадывались, что Саша — трусишка. Но как сделать мальчика смелым?
Папа читал Саше интересные книжки о бесстрашных сильных людях — путешественниках, полярниках, космонавтах. Дедушка рассказывал о подвигах солдат на войне. И книжки, и рассказы Саше нравились, да вот беда, сам-то он смелее не становился.
Кроме темноты Саша боялся и соседского кота Федота, который любил понежиться на солнышке, забравшись на перекладину забора. Тот казался мальчугану не обыкновенным толстым и ленивым котом, любимцем бабушки Поли, а настоящим хищником — полосатым тигром.
Саша думал, что Федот смотрит на него злыми-пре- злыми глазами, того и гляди спрыгнет с забора и вцепится в волосы. Во всяком случае, мальчик всегда старался обойти опасного кота стороной.
Боялся он и безобидных лягушек, и земляных червяков. Да мало ли чего еще боялся Саша!
Однажды на день рождения дедушка подарил внуку электрический фонарик. Фонарик очень понравился Саше — блестящий, с двумя круглыми кнопочками. Нажмешь на одну кнопку, и вспыхивает яркий золотисто-желтый свет, нажмешь на другую — свет гаснет.
— Спасибо, дедуля! Я давно о таком фонарике мечтаю, — поблагодарил мальчик дедушку.
Дедушка загадочно улыбнулся и сказал:
— Фонарик этот не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет,' сразу смелым станет, ничего не побоится: ни темноты, ни соседских котов, ни жуков, ни лягушек, — словом, ничего! Волшебный фонарик человеку храбрость и силу дает!
Вечером дедушка попросил Сашу пойти в сад и посмотреть, хорошо ли закрыта калитка.
Сначала мальчик хотел под каким-нибудь благовидным предлогом отказаться от этого поручения, но потом вспомнил про фонарик и подумал: «Вот сейчас и проверю, поможет ли мне волшебный фонарик».
Он взял в руки дедушкин подарок и вышел на крыльцо. Всюду было темно, невидимка-ветер шелестел листьями и качал ветки.
Саша поежился — страшновато все-таки. До калитки идти далеко. Но тут он нажал на круглую кнопочку, вспыхнул свет, и на тропинку возле крыльца легло яркое золотое пятно.
На душе у мальчика повеселело. Кусты крыжовника и смородины больше не казались мохнатыми чудовищами, а кривой сухой сучок, валявшийся в траве, сразу стал обыкновенным сучком, а не опасной змеей.
— Ничего не бойся! Я с тобой, — шепнул мальчику волшебный фонарик.
Саша расслышал в тишине его тихий, как шелест листьев, шепот и подумал: «Не обманул меня дедушка! Фонарик в самом деле волшебный!»
Сжимая в руке фонарик, мальчик смело сбежал с крыльца. Он подошел к калитке, посветил на нее фонарем и, убедившись, что щеколда плотно закрыта, не спеша пошел к дому.
«Со мной волшебный фонарик, теперь я ничего не боюсь!» — весело подумал мальчик.
В этот момент он почувствовал себя смельчаком, настоящим маленьким героем!
— Все в порядке. Калитка закрыта! — уверенно доложил Саша дедушке.
— Молодец! — похвалил тот внука.
С тех пор Саша перестал бояться темноты. Ему даже нравилось гулять с фонариком вечером в саду, качаться на качелях. Фонарик вырывал их темноты то грядку с цветами, то деревянный колодец, то тропинку к дому. Никаких страшилищ в саду не боялся!
Однажды в гости к Саше приехала двоюродная сестра Оля. Да не одна, а со своей собакой по кличке Муха. Муха — маленькая, белая собачонка с хвостиком, свернутым в колечко, и черным пятном на правом ухе.
Сначала Саша и Оля забавлялись с Мухой, учили прыгать через веревочку, угощали лакомыми кусочками. Потом убежали играть с ребятами. Муху оставили в саду. Но собачка скоро заскучала одна. Сначала она бегала вдоль забора и тихонько поскуливала, словно звала ребят, а потом вырыла под калиткой ямку, пролезла в нее и, оказавшись на улице, смело побежала обследовать незнакомую местность.
Когда Саша с Олей вернулись с прогулки, Мухи нигде не было. Напрасно они искали ее, звали: «Муха! Мушка!» — собака не отзывалась им веселым тявканьем.
Между тем стало смеркаться. Оля горько заплакала:
— Вдруг Мушка заблудилась и не может найти дорогу домой в темноте?
— Не плачь, Олечка! — успокоил сестренку Саша. — У меня есть волшебный фонарик, он нам поможет найти беглянку.
Саша взял фонарик, смело выбежал за калитку и пошел вдоль улицы, освещая соседние заборы, заросли малины, крапивы и бузины. Время от времени он звал собаку.
Когда мальчик наконец свернул в темный узкий переулок, фонарик шепнул ему поискать Муху здесь. Послышалось чье-то тихое поскуливание. Саша приподнял ветки и увидел спрятавшуюся в высокой траве Муху.
— Мушка! — громко воскликнул Саша. Собачка узнала его и запрыгала от радости. Ведь она и в самом деле заблудилась!
Скоро Саша с Мушкой вернулись домой. Оля очень обрадовалась и восхищенно сказала:
— Какой ты, Саша, смелый!
♦ Почему Сашу называли боязливым?
♦ Чего боялся Саша?
♦ Боитесь ли вы темноты?
♦ Как вы пытаетесь побороть свои страхи?
♦ Что подарил Саше дедушка?
♦ Как фонарик помог Саше стать смелее?
♦ Кого выручил из беды Саша?
♦ Как вы думаете, был ли фонарик в самом деле волшебным?
Послушайте стихотворение.
Мой фонарик
Я хочу, чтобы стемнело,
Чтобы сад вздохнул листвой,
Я возьму фонарик свой —
Побегу по саду смело.
По цветам скользну лучом,
Очерчу широкий круг.
Темнота мне нипочем —
Ведь со мной фонарик-друг!..
Куст мохнатый он обшарит —
Кто там прячется живой?
И шепнет, смеясь, фонарик:
«Это старый сук кривой!»
Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна
Похожие статьи:
Беседа с детьми 5-8 лет. Гимн России
Беседа о трудолюбии в подготовительной группе
Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт
О флаге России для детей 5-7 лет
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Крещение Руси»
Нет комментариев. Ваш будет первым!