Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Беседа о смелости со старшими дошкольниками

Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Смелые глаза — молодцу краса»

Дорогие ребята! Кто из вас не мечтает стать смелым и сильным, как герои любимых сказок, фильмов, мультфильмов и книг? Тем более, что многие профессии требуют от человека храбрости, мужества и решительности. Это летчики, моряки, пожарные, спасатели, воины.

Народ с давних времен с уважением относился к богатырям и героям, наделяя их не только отвагой, но и великодушием и добротой.

О смелости сложено много пословиц и поговорок: «Смелых и смерть боится», «Смелые глаза — молодцу краса», «Смелость города берет».

♦ Как вы можете объяснить эти пословицы?

Смелых боятся враги и даже сама смерть, смелость украшает человека. Смелые люди преодолевают любые преграды и препятствия, а во время войны могут брать города. Напротив, боязливые, трусливые люди не вызывают уважения, их часто сравнивают с зайцами, которых считают трусливыми. «Трусливому зайке и пенек — волк» — говорится в поговорке. Очень часто трусость состоит в том, что мы боимся признаться в каком-то дурном поступке или в нечаянной шалости.

Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Не хочу быть трусом

Я боюсь признаться маме,

Что разбил кувшин с цветами.

Весь от страха я трясусь,

Я, наверно, просто трус!

 

Мама может огорчиться,

Мама может рассердиться,

Скажет: «Мы ведь говорили,

Не играй с мячом в квартире.

В догонялки, в салки, в прятки,

В мяч играют на площадке».

 

Кто подскажет мне, как быть,

Чтобы трусом не прослыть?

♦ Что вы можете посоветовать мальчику?

♦ Как ему поступить, чтобы не прослыть трусом?

♦ Бывали ли у вас подобные случаи? Как вы выходили из положения?

Однажды я наблюдала такую картинку.

Высокий, сильный на вид подросток отнял у малышей мяч, поднял его над головой и перебрасывал из руки в руку.

— Кто дотянется, тому мяч и достанется, а если не дотянетесь, то мячик — мой! Ясно, мелочь? — говорил он с насмешливой улыбкой.

Ребятишки подпрыгивали, старались достать мяч, но это им не удавалось.

В это время мимо проходили два друга — Денис и Гриша. Денис, хотя был моложе и меньше ростом, чем вредный подросток, решительно подошел к нему и твердо сказал:

— А ну, отдай мяч малышам!

— Не отдам! Ишь, чего захотел!— ответил парень.

Но Денис неожиданно подскочил, быстро выхватил мяч у парня из рук и бросил его детям.

Гриша наблюдал за действиями друга, стоя неподалеку: ему не хотелось ввязываться в ссору, но он обязательно помог бы другу, если бы в этом была необходимость. Ведь Денис и Гриша — друзья проверенные!

Они дружат в детском саду и вместе занимаются спортом.

Посрамленный подросток бросился к друзьям. Он хотел затеять драку, но тут же получил от мальчиков отпор. Такого он, конечно, не ожидал. Денис и Гриша были меньше его ростом и на вид слабее. Подросток предпочел уйти с детской площадки.

Денис вступился за малышей, во-первых, потому что обладал смелостью, а во-вторых, он был достаточно силен, чтобы справиться с подростком, ведь он занимался в спортивной секции, в-третьих, рядом с ним был его верный друг.

Если бы друзья чувствовали, что с хулиганом им не справиться, я думаю, они позвали бы взрослых. И правильно бы сделали. Ведь и смелость не должна быть безрассудной, а риск — неоправданным.

♦ Как вы оцениваете поступок Дениса?

♦ Смелый ли он мальчик?

♦ Как бы вы поступили в такой ситуации: прошли бы мимо, сделав вид, что ничего не заметили? Поступили бы, как Денис? Позвали на помощь кого-то из взрослых?

А вот другой случай.

Весенним днем, когда лед на пруду стал уже рыхлым и непрочным, трое друзей гуляли возле пруда и захотели перейти на другой берег по льду. Валера и Гена уже собрались переходить пруд, но Костя остановил их:

— Я не пойду по льду и вам не советую. Можно провалиться под лед и утонуть!

— Ты просто трус! — сказал Валера и решительно направился к пруду.

Гена остался на месте. Он тоже подумал, что лед стал слишком слабым и может не выдержать.

Валера подошел к пруду и попробовал стать на лед одной ногой, лед под ногой тут же проломился, и выступила вода. Конечно, ребята не пошли по льду, а направились в обход. Костя оказался прав!

Теперь, я думаю, вы понимаете, что смелость тоже должна быть разумна!

♦ Как вы думаете, трус ли Костя?

♦ Проявил ли Валера смелость или его поведение — не смелость, а неоправданный риск? Почему вы так считаете?

Не стоит путать осторожность и трусость. Кстати, смелым и отважным может быть и не очень физически сильный человек.

Знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов вовсе не казался богатырем. В детстве Саша Суворов был болезненным и слабым мальчиком. Но он мечтал служить в армии, потому стал закалять себя: зимой купался в проруби, ходил босиком, скакал верхом на лошади, выполнял физические упражнения. Это и помогло стать ему ловким, смелым, выносливым, храбрым. Суворов не проиграл ни одного сражения!

Не было полководца, которого бы так любили и уважали солдаты и который одержал бы столько побед! Пятьдесят лет он отдал русской армии, начав службу с низших чинов. Поэтому так хорошо знал нужды простых солдат!

Именно Суворову принадлежат знаменитые слова: «Храброго пуля боится, храброго штык не берет».

Смелый человек может и не обладать громадной физической силой, но он всегда обладает сильным духом! «Храброму счастье помогает», «Нет храбрее русского солдата» — говорится в народе.

Героизм и храбрость всегда проявляли русские солдаты, защищая Отечество.

В народной памяти сохраняются имена героев многих войн. Во время Великой Отечественной войны, длившейся долгих четыре с половиной года, было много тяжелых кровопролитных сражений. Перелом наступил после Сталинградской битвы. Один из домов в г. Сталинграде (сейчас г. Волгоград) устоял, не сдался врагам, хотя многие его защитники погибли. Это здание назвали домом Павлова — по фамилии сержанта, защищавшего его. После войны этот полусгоревший, разбитый снарядами дом не стали восстанавливать: он стоит как памятник несгибаемому духу и мужеству русских солдат.

Дом Павлова

Бомбы рвались и снаряды,

Земля превратилась в ад.

Слышались гул канонады,

Взрывы мин и гранат.

 

Многих здесь смерть скосила

Юных русских ребят,

Но с неослабною силой

В доме строчил автомат.

 

Падал солдат. Поднимался

На смену ему другой.

Дом Павлова не сдавался

И выиграл трудный бой!

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. На прогулке вы потеряли волан от бадминтона. Как вы поступите?

1. Скажете маме, что потеряли волан и не смогли его найти.

2. Скажете, что отдали волан другу, потому что боитесь, что мама пошлет вас его искать, а на улице смеркается.

3. Скажете, что потеряли волан и поищете его завтра.

II. На детской площадке мальчик отнял у малыша совочек. Малыш плачет. Как вы поступите?

1. Позовете воспитательницу.

2. Отойдете в сторонку — вас это не касается.

3. Попросите мальчика вернуть совок малышу.

Послушайте рассказ.

Волшебный фонарик

Саша — мальчик боязливый. Когда был совсем маленький, то чуть что, сразу просился к маме на руки. Увидит ли дворняжку, неторопливо трусящую по переулку, петуха, разгуливающего на зеленой лужайке перед домом, или старика с палочкой, бредущего по дороге, Саша сразу схватит маму за руку, заглянет ей в глаза и умильно попросит: «Мамочка, я устал. Возьми, пожалуйста, меня на ручки!» Ну как тут отказать! Мама пожалеет сынишку, возьмет малыша на руки.

Но сейчас Саше шесть лет, проситься к маме на руки такому большому мальчику стыдно! Стыдно-то стыдно, но Саша и сейчас многого боится. Если мама попросит мальчика вечером принести ей книгу или носовой платок из спальни, Саше идти в темную комнату совсем не хочется. Он боится темноты, а до выключателя пока не дотягивается и сам включить свет не может.

Днем в комнате светло, весело! Все знакомое и родное: мамин пушистый халат на кресле, книги на полках, игрушки на диване. А вот вечером... Совсем другое дело: кресло превращается в великана, присевшего на корточки и широко расставившего руки, словно великан хочет поймать Сашу. В складках штор прячется незнакомец, а в овальном большом зеркале мелькают неясные тени и вспыхивают зеленые и красные огоньки.

— Сынок, ты принес мне книгу? — спрашивает мама.

— Ой, мамочка! Я ногу отсидел, встать не могу! — жалобно захнычет мальчик.

Придется маме самой за книгой идти...

Конечно, все домашние догадывались, что Саша — трусишка. Но как сделать мальчика смелым?

Папа читал Саше интересные книжки о бесстрашных сильных людях — путешественниках, полярниках, космонавтах. Дедушка рассказывал о подвигах солдат на войне. И книжки, и рассказы Саше нравились, да вот беда, сам-то он смелее не становился.

Кроме темноты Саша боялся и соседского кота Федота, который любил понежиться на солнышке, забравшись на перекладину забора. Тот казался мальчугану не обыкновенным толстым и ленивым котом, любимцем бабушки Поли, а настоящим хищником — полосатым тигром.

Саша думал, что Федот смотрит на него злыми-пре- злыми глазами, того и гляди спрыгнет с забора и вцепится в волосы. Во всяком случае, мальчик всегда старался обойти опасного кота стороной.

Боялся он и безобидных лягушек, и земляных червяков. Да мало ли чего еще боялся Саша!

Однажды на день рождения дедушка подарил внуку электрический фонарик. Фонарик очень понравился Саше — блестящий, с двумя круглыми кнопочками. Нажмешь на одну кнопку, и вспыхивает яркий золотисто-желтый свет, нажмешь на другую — свет гаснет.

— Спасибо, дедуля! Я давно о таком фонарике мечтаю, — поблагодарил мальчик дедушку.

Дедушка загадочно улыбнулся и сказал:

— Фонарик этот не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет,' сразу смелым станет, ничего не побоится: ни темноты, ни соседских котов, ни жуков, ни лягушек, — словом, ничего! Волшебный фонарик человеку храбрость и силу дает!

Вечером дедушка попросил Сашу пойти в сад и посмотреть, хорошо ли закрыта калитка.

Сначала мальчик хотел под каким-нибудь благовидным предлогом отказаться от этого поручения, но потом вспомнил про фонарик и подумал: «Вот сейчас и проверю, поможет ли мне волшебный фонарик».

Он взял в руки дедушкин подарок и вышел на крыльцо. Всюду было темно, невидимка-ветер шелестел листьями и качал ветки.

Саша поежился — страшновато все-таки. До калитки идти далеко. Но тут он нажал на круглую кнопочку, вспыхнул свет, и на тропинку возле крыльца легло яркое золотое пятно.

На душе у мальчика повеселело. Кусты крыжовника и смородины больше не казались мохнатыми чудовищами, а кривой сухой сучок, валявшийся в траве, сразу стал обыкновенным сучком, а не опасной змеей.

— Ничего не бойся! Я с тобой, — шепнул мальчику волшебный фонарик.

Саша расслышал в тишине его тихий, как шелест листьев, шепот и подумал: «Не обманул меня дедушка! Фонарик в самом деле волшебный!»

Сжимая в руке фонарик, мальчик смело сбежал с крыльца. Он подошел к калитке, посветил на нее фонарем и, убедившись, что щеколда плотно закрыта, не спеша пошел к дому.

«Со мной волшебный фонарик, теперь я ничего не боюсь!» — весело подумал мальчик.

В этот момент он почувствовал себя смельчаком, настоящим маленьким героем!

— Все в порядке. Калитка закрыта! — уверенно доложил Саша дедушке.

— Молодец! — похвалил тот внука.

С тех пор Саша перестал бояться темноты. Ему даже нравилось гулять с фонариком вечером в саду, качаться на качелях. Фонарик вырывал их темноты то грядку с цветами, то деревянный колодец, то тропинку к дому. Никаких страшилищ в саду не боялся!

Однажды в гости к Саше приехала двоюродная сестра Оля. Да не одна, а со своей собакой по кличке Муха. Муха — маленькая, белая собачонка с хвостиком, свернутым в колечко, и черным пятном на правом ухе.

Сначала Саша и Оля забавлялись с Мухой, учили прыгать через веревочку, угощали лакомыми кусочками. Потом убежали играть с ребятами. Муху оставили в саду. Но собачка скоро заскучала одна. Сначала она бегала вдоль забора и тихонько поскуливала, словно звала ребят, а потом вырыла под калиткой ямку, пролезла в нее и, оказавшись на улице, смело побежала обследовать незнакомую местность.

Когда Саша с Олей вернулись с прогулки, Мухи нигде не было. Напрасно они искали ее, звали: «Муха! Мушка!» — собака не отзывалась им веселым тявканьем.

Между тем стало смеркаться. Оля горько заплакала:

— Вдруг Мушка заблудилась и не может найти дорогу домой в темноте?

— Не плачь, Олечка! — успокоил сестренку Саша. — У меня есть волшебный фонарик, он нам поможет найти беглянку.

Саша взял фонарик, смело выбежал за калитку и пошел вдоль улицы, освещая соседние заборы, заросли малины, крапивы и бузины. Время от времени он звал собаку.

Когда мальчик наконец свернул в темный узкий переулок, фонарик шепнул ему поискать Муху здесь. Послышалось чье-то тихое поскуливание. Саша приподнял ветки и увидел спрятавшуюся в высокой траве Муху.

— Мушка! — громко воскликнул Саша. Собачка узнала его и запрыгала от радости. Ведь она и в самом деле заблудилась!

Скоро Саша с Мушкой вернулись домой. Оля очень обрадовалась и восхищенно сказала:

— Какой ты, Саша, смелый!

♦ Почему Сашу называли боязливым?

♦ Чего боялся Саша?

♦ Боитесь ли вы темноты?

♦ Как вы пытаетесь побороть свои страхи?

♦ Что подарил Саше дедушка?

♦ Как фонарик помог Саше стать смелее?

♦ Кого выручил из беды Саша?

♦ Как вы думаете, был ли фонарик в самом деле волшебным?

Послушайте стихотворение.

Мой фонарик

Я хочу, чтобы стемнело,

Чтобы сад вздохнул листвой,

Я возьму фонарик свой —

Побегу по саду смело.

 

По цветам скользну лучом,

Очерчу широкий круг.

Темнота мне нипочем —

Ведь со мной фонарик-друг!..

 

Куст мохнатый он обшарит —

Кто там прячется живой?

И шепнет, смеясь, фонарик:

«Это старый сук кривой!»

Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Крещение Руси»

О флаге России для детей 5-7 лет

Беседа с детьми 5-8 лет. Гимн России

Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт

Беседа о трудолюбии в подготовительной группе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!