Урок литературного чтения в 1 классе. Введение в содержание раздела «Сто фантазий»
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Р. Сеф «Совершенно непонятно». В. Маяковский «Тучкины штучки». Ю. Мориц «Сто фантазий»
Цели: ознакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятием «творчество»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, сочинению собственных историй; развивать мышление, творческое воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; выразительно читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; сочинять свои собственные истории; объяснять значение понятия «творчество».
Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно.
Переполох
Слушай...
- КРАжа!
- КРАжа!
- КРАжа!
- ГРАбят,
БРАтцы!
Где же стРАжа?
- Что уКРАли?
- Два пеРА,
- БезобРАзие!
С утРА...
- Вы укРАли?
- Мы не бРАли!
- БРАли!
- БРАли!
- КРАли!
- КРАли!
Это я
Грачиный крик
Перевел
На наш язык.
А. Шибаев
— Какими звуками играет автор? Для чего он это делает?
— Прочитайте, начиная шепотом, затем все громче.
— А сейчас наоборот: начиная громко, постепенно затихая.
— Прочитайте с ускорением, с замедлением.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как автор сумел перевести грачиный крик на наш язык? Что ему помогло в этом? (Предположения детей.)
— Сегодня на уроке мы начнем изучать новый раздел, узнаем, как он называется. Составьте слова из рассыпавшихся букв: ОТС НАИЙЗАФТ
(Сто фантазий.)
— Как вы понимаете эту фразу? (Высказывания детей.)
IV. Работа по теме урока
— Произведения на какую тему вы поместили бы в раздел «Сто фантазий»? (Мнения детей.)
— В учебнике на с. 95 найдите, какое понятие узнаем, изучая этот раздел. (Творчество.)
— Как вы понимаете значение этого слова?
Творчество: 1) деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей, 2) то, что создано в результате такой деятельности.
— Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.
— Что хотели сказать этим диалогом дети?
— Согласны ли вы с ребятами?
— Прочитайте, что говорит им профессор Самоваров.
— Чему, по его мнению, вы должны учиться во время каникул?
— В учебнике на с. 96 прочитайте название стихотворения, которое будем сейчас читать.
— Рассмотрите иллюстрации к нему, предположите, о чем оно. (Предположения детей.)
— Знакомы ли вы с творчеством Р. Сефа? Читали его произведения?
Материал для учителя
Роман (Роальд) Семенович Сеф (1931-2009) - русский поэт, переводчик. Родился в Москве. Партийный псевдоним отца-революционера стал фамилией будущего поэта. Судьба Р. Сефа складывалась трагически: отец был расстрелян в 1936 г., мать отправлена в лагерь, Роман и его брат оказались на попечении бабушки.
Стихи Р. Сеф стал писать рано. Он вспоминал: «Стихи я писал всегда, а точнее с пяти лет. Так случилось, что стали приходить сами собой рифмы, они не давали мне покоя, и однажды во дворе, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: "Береза ждет мороза!" Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: "Береза ждет мороза!" — "А зачем береза ждет мороза?" — спокойно спросила меня бабушка. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни стихотворение и получил первое редакторское замечание».
Учился Р. Сеф в МГУ на факультете журналистики. В 1962 г. был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 г. — в Союз писателей СССР, долгое время занимался художественным переводом.
Роман Сеф — автор многих широко известных книг для детей, таких как «Шагают великаны» (1963), «Необычный пешеход» (1965), «Человечек в коробке» (1967), «Моя песенка» (1967), «Если ты не веришь» (1968), «Голубой метеорит» (1969), «Речнойтрамвай» (1971), «Шоколадный поезд» (1971), «Цирк» (1983), «Ключ от сказки» (1984).
В 1991 г. Р. Сеф стал лауреатом Государственной премии РФ.
— Прочитайте стихотворение этого замечательного поэта.
— О чем говорит автор?
— Как вы понимаете смысл фразы «Есть о чем подумать»?
-- Прочитайте стихотворение выразительно.
— Возникали ли у вас такие необычные вопросы?
— Как понимаете название стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки»? Удивило оно вас?
— Прочитаем стихотворение в учебнике на с. 97.
— Найдите объяснение выделенных словосочетаний. (Любопытством объятая — очень любопытная, небо синее лоно — синее небо.)
— Понравилось вам стихотворение? Найдите в нем рифмующиеся слова.
— Прочитайте стихотворение по две строчки, объясняя их.
— А сейчас прочитайте стихотворение выразительно.
V. Физкультминутка
Тик-так, тик-так —
(Наклоняют голову вправо и влево.)
Так ходики стучат.
Туки-так, туки-так —
(Хлопают в ладоши.)
Так колеса стучат.
Ток-ток, ток-ток —
(Стучат кулачок о кулачок.)
Так стучит молоток.
Туки-ток, туки-ток —
(Топают ногами.)
Так стучит каблучок.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте в учебнике на с. 97 первую строчку стихотворения В. Викторова. Как вы ее понимаете? Как поэт может найти в себе слова?
— Прочитайте стихотворение друг другу, а потом выразительно всему классу.
— И наконец, прочитаем стихотворение Юнны Мориц «Сто фантазий» (с. 98).
— Как вы понимаете значения слов «кашалот», «бегемот», «налегке», «чистокровный», «рыбка-живоглот»?
Кашалот — морское животное, родственник китов.
Бегемот — крупное парнокопытное млекопитающее, живущее в пресноводных бассейнах Тропической Африки.
Налегке: 1) без ноши или с легкой ношей; 2) в легкой одежде.
Чистокровный — не смешанной, чистой породы, например, жеребец.
Живоглот — беспощадный и жестокий.
— Прочитаем стихотворение выразительно.
— Расскажите, какие фантазии возникали у вас.
— Какие рассказы вы составили о самом счастливом дне жизни? Расскажите.
VII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел начали изучать?
— Чем он вам понравился?
— Чему учились на уроке?
— Какой важный вывод можно сделать по теме урока?
Домашнее задание
Сочинить необычную, фантастическую историю.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Пантелеев «Как поросенок говорить научился»
Русские народные сказки для 1 класса
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!