Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок литературного чтения в 1 классе. Введение в содержание раздела «Сто фантазий»

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Р. Сеф «Совершенно непонятно». В. Маяковский «Тучкины штучки». Ю. Мориц «Сто фантазий»

Цели: ознакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятием «творчество»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, сочинению собственных историй; развивать мышление, творческое воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; выразительно читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; сочинять свои собственные истории; объяснять значение понятия «творчество».

Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Переполох

Слушай...

- КРАжа!

- КРАжа!

- КРАжа!

- ГРАбят,

БРАтцы!

Где же стРАжа?

- Что уКРАли?

- Два пеРА,

- БезобРАзие!

С утРА...

- Вы укРАли?

- Мы не бРАли!

- БРАли!

- БРАли!

- КРАли!

- КРАли!

Это я

Грачиный крик

Перевел

На наш язык.

А. Шибаев

— Какими звуками играет автор? Для чего он это делает?

— Прочитайте, начиная шепотом, затем все громче.

— А сейчас наоборот: начиная громко, постепенно затихая.

— Прочитайте с ускорением, с замедлением.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Как автор сумел перевести грачиный крик на наш язык? Что ему помогло в этом? (Предположения детей.)

— Сегодня на уроке мы начнем изучать новый раздел, узнаем, как он называется. Составьте слова из рассыпавшихся букв: ОТС НАИЙЗАФТ

(Сто фантазий.)

— Как вы понимаете эту фразу? (Высказывания детей.)

IV. Работа по теме урока

— Произведения на какую тему вы поместили бы в раздел «Сто фантазий»? (Мнения детей.)

— В учебнике на с. 95 найдите, какое понятие узнаем, изучая этот раздел. (Творчество.)

— Как вы понимаете значение этого слова?

Творчество: 1) деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей, 2) то, что создано в результате такой деятельности.

— Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.

— Что хотели сказать этим диалогом дети?

— Согласны ли вы с ребятами?

— Прочитайте, что говорит им профессор Самоваров.

— Чему, по его мнению, вы должны учиться во время каникул?

— В учебнике на с. 96 прочитайте название стихотворения, которое будем сейчас читать.

— Рассмотрите иллюстрации к нему, предположите, о чем оно. (Предположения детей.)

— Знакомы ли вы с творчеством Р. Сефа? Читали его произведения?

Материал для учителя

Роман (Роальд) Семенович Сеф (1931-2009) - русский поэт, переводчик. Родился в Москве. Партийный псевдоним отца-революционера стал фамилией будущего поэта. Судьба Р. Сефа складывалась трагически: отец был расстрелян в 1936 г., мать отправлена в лагерь, Роман и его брат оказались на попечении бабушки.

Стихи Р. Сеф стал писать рано. Он вспоминал: «Стихи я писал всегда, а точнее с пяти лет. Так случилось, что стали приходить сами собой рифмы, они не давали мне покоя, и однажды во дворе, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: "Береза ждет мороза!" Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: "Береза ждет мороза!" — "А зачем береза ждет мороза?" — спокойно спросила меня бабушка. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни стихотворение и получил первое редакторское замечание».

Учился Р. Сеф в МГУ на факультете журналистики. В 1962 г. был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 г. — в Союз писателей СССР, долгое время занимался художественным переводом.

Роман Сеф — автор многих широко известных книг для детей, таких как «Шагают великаны» (1963), «Необычный пешеход» (1965), «Человечек в коробке» (1967), «Моя песенка» (1967), «Если ты не веришь» (1968), «Голубой метеорит» (1969), «Речнойтрамвай» (1971), «Шоколадный поезд» (1971), «Цирк» (1983), «Ключ от сказки» (1984).

В 1991 г. Р. Сеф стал лауреатом Государственной премии РФ.

— Прочитайте стихотворение этого замечательного поэта.

— О чем говорит автор?

— Как вы понимаете смысл фразы «Есть о чем подумать»?

-- Прочитайте стихотворение выразительно.

— Возникали ли у вас такие необычные вопросы?

— Как понимаете название стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки»? Удивило оно вас?

— Прочитаем стихотворение в учебнике на с. 97.

— Найдите объяснение выделенных словосочетаний. (Любопытством объятая — очень любопытная, небо синее лоно — синее небо.)

— Понравилось вам стихотворение? Найдите в нем рифмующиеся слова.

— Прочитайте стихотворение по две строчки, объясняя их.

— А сейчас прочитайте стихотворение выразительно.

V. Физкультминутка

Тик-так, тик-так —

(Наклоняют голову вправо и влево.)

Так ходики стучат.

Туки-так, туки-так —

(Хлопают в ладоши.)

Так колеса стучат.

Ток-ток, ток-ток —

(Стучат кулачок о кулачок.)

Так стучит молоток.

Туки-ток, туки-ток —

(Топают ногами.)

Так стучит каблучок.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте в учебнике на с. 97 первую строчку стихотворения В. Викторова. Как вы ее понимаете? Как поэт может найти в себе слова?

— Прочитайте стихотворение друг другу, а потом выразительно всему классу.

— И наконец, прочитаем стихотворение Юнны Мориц «Сто фантазий» (с. 98).

— Как вы понимаете значения слов «кашалот», «бегемот», «налегке», «чистокровный», «рыбка-живоглот»?

Кашалот — морское животное, родственник китов.

Бегемот — крупное парнокопытное млекопитающее, живущее в пресноводных бассейнах Тропической Африки.

Налегке: 1) без ноши или с легкой ношей; 2) в легкой одежде.

Чистокровный — не смешанной, чистой породы, например, жеребец.

Живоглот — беспощадный и жестокий.

— Прочитаем стихотворение выразительно.

— Расскажите, какие фантазии возникали у вас.

— Какие рассказы вы составили о самом счастливом дне жизни? Расскажите.

VII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать?

— Чем он вам понравился?

— Чему учились на уроке?

— Какой важный вывод можно сделать по теме урока?

Домашнее задание

Сочинить необычную, фантастическую историю.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Пантелеев «Как поросенок говорить научился»

Пришвин «Лисичкин хлеб»

Русские народные сказки для 1 класса

Пантелеев «Две лягушки»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!