Урок литературного чтения в 1 классе. А. Митяев «За что люблю маму». В. Берестов «Стихи для папы»
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Цели: ознакомить детей с произведениями о маме и папе; продолжать развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; формировать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.
Оборудование: карточки с заданиями к уроку, выставка книг по теме урока, текст речевой разминки, текст и аудиозапись песни «Про папу» (сл. М. Танича).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какие рассказы о своей маме вы подготовили к сегодняшнему уроку?
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно.
Мама поет
Мама по комнатам,
В фартуке белом,
Неторопливо пойдет,
Ходит по комнатам,
Занята делом,
И, между делом.
Поет.
Чашки и блюдца
Перемывает,
Мне улыбнуться
Не забывает
И напевает.
Но вот сегодня
Голос знакомый
Словно совсем и не тот:
Мама по-прежнему
Ходит по дому,
Но по-иному поет.
Голос знакомый
С особенной силой
Вдруг зазвучал в тишине.
Доброе что-то
В сердце вносил он...
Не разреветься бы мне.
А. Барто
— Прочитайте, начиная медленно, затем с ускорением.
— Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп чтения.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно понижая голос.
— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как вы поняли, почему мама пела по-другому?
— Когда мама грустит?
— Сегодня мы с вами продолжим читать произведения о маме и папе, поговорим об отношениях с ними.
V. Работа по теме урока
— Прочитайте в учебнике на с. 87 название рассказа А. Митяева. («За что люблю маму».)
— Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предположения детей.)
— Знаете ли вы произведения Анатолия Митяева?
Материал для учителя
Анатолий Васильевич Митяев (1924—2008) — российский писатель, сценарист. Окончив 9-й класс школы № 1 в подмосковном поселке Клязьма, хотел учиться дальше. Но началась война.
Летом 1942 г. записался добровольцем, на третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском минометном дивизионе. В конце войны поступил в минометное училище. Демобилизовался в 1947 г.
С 1950 по 1960 г. Анатолий Митяев был ответственным секретарем газеты «Пионерская правда», а затем, с 1960 по 1972 г., — главным редактором детского журнала «Мурзилка».
Ни для кого не секрет: то было золотое время, расцвет «Мурзилки» Митяев сам не рисовал, но имел художническую натуру. Он прекрасно разбирался в живописи и обладал чутьем на потенциальные, неразбуженные таланты, не случайно в «Мурзилке» начинали многие впоследствии известные мастера. Ко всему Митяев был обаятельным человеком от него веяло теплом. Он прошел войну, но сохранил детское восприятие — восторгался простыми вещами и делал постоянно открытия в окружающем мире. Но что особенно важно — открывал в людях то, чего они в себе и не подозревали. Митяев объединил в журнале лучших детских авторов. Позднее он возглавлял редакцию студии «Союзмультфильм».
— Прочитайте строчки, с которых начинается рассказ «За что люблю маму».
— Прочитайте ответы детей.
— Прочитайте заключительную часть рассказа по ролям.
— Как бы вы ответили на вопрос, за что вы любите маму? (Высказывания детей.)
VI. Физкультминутка
Мы читали и устали,
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали:
Раз, два, три,
Ножками потопали:
Раз, два, три.
И еще потопали
И дружней похлопали.
Сели, встали, снова сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
VII. Продолжение работы по теме урока
— А вот поэт Валентин Берестов написал стихи, которые называются «Стихи для папы».
— Как вы думаете, что скажет в них автор?
— Прочитаем стихотворение и проверим ваши предположения. (Учитель читает стихотворение в учебнике на с. 88.)
— От чьего имени написано стихотворение?
— Объясните, как вы поняли смысл стихотворения. (Дети читают и разбирают каждое предложение.)
— Послушайте песню «Про папу». У вас на столах есть текст этой песни, поэтому подпевайте.
Про папу
Сколько песен мы с вами вместе
Спели маме своей родной,
А про папу до этой песни
Песни не было ни одной.
Припев:
Папа может, папа может все что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить.
Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть,
Только мамой, только мамой не может быть.
Папа дома — и дом исправный,
Газ горит, и не гаснет свет,
Папа дома, конечно, главный,
Если мамы случайно нет.
Припев.
И с задачкою трудной самой
Папа справится, дайте срок.
Мы потом уж решаем с мамой
Все, что папа решить не смог.
Припев.
М. Танич
— Сравните рассказ А. Митяева и стихотворение В. Берестова. Что в них общего?
— Расскажите о своей семье. Как вы заботитесь друг о друге? Какие у вас общие интересы? Любите ли вы читать книги вместе?
VIII. Рефлексия
— Что вам на уроке особенно удавалось?
— В чем были трудности?
IX. Подведение итогов урока
— Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
— Кто его автор?
— Какое стихотворение, какого автора читали?
— Чему учились на уроке?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о самом близком для вас человеке.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Пантелеев «Как поросенок говорить научился»
Русские народные сказки для 1 класса
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!