Конспект урока математики «Прямоугольный треугольник»
Урок математики в 3 классе на тему «Прямоугольный треугольник»
Цели:
– познакомить учащихся с прямоугольным треугольником; научить строить прямоугольный треугольник различными способами (с построения прямого угла, с заданными длинами двух сторон);
– развивать логическое мышление, навык работы с чертёжными инструментами, глазомер;
– воспитывать интерес к предмету, аккуратность, коммуникативные способности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель.
Вижу, ребята, книжки у вас на столах,
Вижу тетрадки.
Верю, всё будет в полном порядке.
Прозвенел долгожданный звонок,
Начинается математики урок.
II. Психологический настрой учащихся.
Несколько минут звучит ритмичная мелодия.
Учитель. Какое настроение вызвала у вас эта мелодия? (Отличное.)
Хочется, чтобы такое настроение было у вас до конца урока. Желаю вам успехов!
III. Актуализация опорных знаний.
Задание 1. Найти на рисунке прямой угол.
- Докажите, что угол, обозначенный синим цветом, является прямым.
Для проверки учащиеся используют угольник или прямой угол на линейке.
Задание 2. На партах у учащихся лежат карточки. Проводится работа в парах.
- Впишите пропущенные слова.
1) Прямой угол ___________________ тупого угла.
2) Прямой угол ___________________ острого угла.
Задание 3. Начертить в тетради прямой угол.
Задание выполняется самостоятельно. Проверка организуется у доски.
Учитель. Посмотрите, что я сейчас сделаю?
Учитель отрезком соединяет концы угла.
Учитель. Как называется геометрическая фигура, которая получилась?
Учащиеся без труда называют, что это треугольник.
Учитель. А можете сказать, как называется такой треугольник?
Учащиеся могут испытывать затруднение при ответе. В случае если вид треугольника назван верно, учащиеся сами формулируют тему урока.
Учитель. Сегодня на уроке познакомитесь с прямоугольными треугольниками, научитесь их строить.
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации.
Задание. Проверить с помощью угольника, какие треугольники имеют прямой угол.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание и называют три треугольника.
Учитель. Прочитайте, как называются такие треугольники.
Ученик читает правило: «Такие треугольники называют прямоугольными».
V. Первичная проверка понимания.
Задание. Постройте прямой угол. Отметьте на каждой стороне по одной точке. Соедините эти точки отрезком. Закрасьте получившийся треугольник. Какой треугольник получился? Как его можно назвать?
Один ученик выполняет задание у доски, остальные - в своих тетрадях.
VI. Организация усвоения способов деятельности.
Задание (повышенной сложности, выполняется коллективно, под руководством учителя). Начертить прямоугольный треугольник со сторонами 3 см и 4 см. Провести отрезок, который разбивает этот прямоугольник на два треугольника.
Учитель. Что можно сказать об этих треугольниках? (Они прямоугольные.)
Учитель. Чему равна длина каждой стороны одного треугольника? (3 см, 4 см, 5 см.)
Учитель сообщает детям о так называемой пифагоровой тройке чисел: 3, 4, 5.
Учитель. Вычислите периметры треугольника и прямоугольника.
Эта часть задания выполняется по вариантам с последующей самопроверкой.
I вариант: 3 + 4 + 5 = 12 (см).
II вариант:3 + 3 + 4 + 4=14 (см)
или (3 + 4) х 2 = 14 (см).
VII. Творческое применение полученных знаний.
Задание 1. Какую фигуру можно составить из 2 одинаковых прямоугольных треугольников? Покажите это с помощью рисунка.
Задание выполняется группами. У каждой группы имеются различные модели прямоугольных треугольников. Учащиеся могут сконструировать из них прямоугольник, квадрат, другой треугольник. Если получится у кого-то из детей, можно рассмотреть (как вариант) невыпуклый многоугольник.
Задание 2. Начертить квадрат. Разбить его на 4 прямоугольных треугольника.
Работа выполняется в парах сменного состава.
- Разрежьте квадрат на прямоугольные треугольники. Сконструируйте из них домик или другой какой-нибудь объект.
Задания по выбору:
1) Начертить прямоугольный треугольник, у которого две стороны равны.
2) Начертить прямоугольный треугольник, у которого одна сторона равна 3 см, а другая - 4 см. Измерить третью сторону этого треугольника и вычислить его периметр.
Учащиеся выбирают задание по своим силам и самостоятельно его выполняют.
VIII. Рефлексия деятельности.
Учитель. Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- Какое задание понравилось?
- Какое показалось трудным?
- Какую задачу поставим на следующий урок?
- Как, по вашему мнению, работали учащиеся класса?
- Оцените свою работу.
- Изменилось ли ваше настроение в конце урока?
Учитель оценивает работу учащихся, выставляет отметки.
Похожие статьи:
Математический диктант «Умножение и деление» с ответами, 3 класс
Математический диктант «Решение задач» с ответами, 3 класс
Математический брейн-ринг, 3 класс. Сценарий
Математический диктант «Сложение и вычитание в пределах 100», 3 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!