Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. И. Косяков «Все она». Л. Толстой «Мальчик и отец». К. Ушинский «Лекарство»

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Цели: ознакомить с произведениями И. Косякова «Все она», Л. Толстого «Мальчик и отец», К. Ушинского «Лекарство»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к другим людям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать стихотворные и художественные произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.

Оборудование: портреты писателей и выставка книг по теме урока, текст речевой разминки, магнитная азбука, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Расскажите кратко, какие рассказы Евгения Пермяка вы читали.

III. Речевая разминка

— Ребята, прежде чем мы перейдем к изучению следующего произведения, мне хотелось бы познакомить вас с одним стихотворением. Мне оно очень нравится. Послушайте его.

Ворона

— Кра! — кричит ворона. — Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку

И красивую коробку!

— Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана.

— Как! — подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.

— Что ж вы раньше не сказали?!

Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!

В. Орлов

— Понравилось вам стихотворение? Над чем вы смеялись?

— Что хотел показать нам автор этим стихотворением?

— Встречаются ли такие люди?

— Прочитайте его, начиная шепотом, затем громче.

— Прочитайте, начиная громко, постепенно затихая.

— Прочитайте, начиная медленно, затем с ускорением.

— А сейчас прочитайте наоборот, начиная быстро, затем медленнее.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Прочитайте, что здесь написано.

?ТИБЮЛ ЕШЬЛОБ ,ИТЕД ,САВ ОТК

(Кто вас, дети, больше любит?)

— Как бы вы ответили на этот вопрос?

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о близких людях.

V. Работа по теме урока

Иван Иванович Косяков — детский писатель и поэт. Стихи Косякова, обратившие на себя внимание читателей, больших и маленьких, стали печататься с середины 1880-х гг. в журнале «Задушевное слово». Позднее вышли две книги этого автора: «Детвора» и «Стихотворения для детей». Стихотворение «Все она» Иван Иванович написал в 1889 г.

— Как вы думаете, о ком оно может быть? (Ответы детей.)

— Послушайте его. (Читает учитель.)

— Как автор относится к маме?

— Какие слова говорят нам о любви и трогательном отношении автора к маме?

— Откройте учебник на с. 91 и прочитайте стихотворение выразительно.

— Следующее произведение, которое мы сейчас прочитаем, написал знакомый нам писатель Лев Николаевич Толстой. Что вы помните об этом писателе?

— В учебнике на с. 92 прочитайте рассказ «Мальчик и отец».

— О чем этот рассказ?

— Прочитаем его по ролям, постарайтесь передать голосом эмоции героев рассказа.

(Чтение рассказа по ролям.)

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

• Всякий правду любит, да не всякий ее скажет.

• За одну правду хвалят, а за другую бьют.

• Засыпь правду золотом, затопчи ее в грязь, а она все наружу выйдет.

— Какая из этих пословиц подходит к данному рассказу?

VI. Физкультминутка

Поднимает руки класс — это раз.

Повернулась голова — это два.

Руки вниз, вперед смотри — это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать — это пять,

Всем ребятам тихо сесть — это шесть.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте название рассказа К. Ушинского в учебнике на с. 92, рассмотрите иллюстрацию к нему.

— Как вы думаете, о чем он? (Ответы детей.) (Читает учитель.)

— Как вы поняли смысл рассказа?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством К.Д. Ушинского.)

Материал для учителя

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) был учителем всех учителей, составителем учебников для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» и предназначалась для ребят 10—11 лет. В этой книге были разделы «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории» и др. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он написал еще одну книгу — «Родное слово». Она была адресована детям 6—9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Ещё совсем молодой Ушинский записал в дневнике: «Сделать как можно больше пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности!»

— К.Д. Ушинский давал своим рассказам в качестве названия пословицу. Попробуем и мы с вами выполнить такую работу. Прочитайте небольшие рассказы Константина Дмитриевича и выберите название-пословицу.

(Дети получают карточки с тремя рассказами К. Ушинского. Им нужно прочитать их и определить, какая пословица соответствует каждому рассказу. По усмотрению учителя дети работают либо самостоятельно, либо парами, либо в труппах.)

Текст 1

Сережа, как проснется, так и начнет свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Сережа каждое утро, возится... и опоздает в класс.

• Не корми завтраками, а сделай сегодня.

• После дела за советом не ходят.

• Всякой вещи свое место.

Текст 2

Спросил мальчик отца: «Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой торчмя торчит?»

— Который колос полон, — отвечал отец, — тот к земле гнется, а который пустой, тот торчит кверху.

• В пустой голове хорошее эхо.

• Гроша не стоит, а глядит рублем.

• Лучше низом, нежели горою.

Текст 3

Без пищи человек умер бы от голода; без питья умер бы от жажды. Человек употребляет в пищу растения, мясо животных и соль; пьет он воду, молоко, квас, чай, кофе... Самая необходимая пища — хлеб. Самое необходимое здоровое питье — чистая вода.

• Хлеб всему голова.

• Живи просто — доживешь лет до ста.

• Хлеб да вода — наша еда.

VIII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

— Что вас огорчило?

— Что порадовало?

IX. Подведение итогов урока

— Произведения, которые мы читали сегодня на уроке, написаны очень давно. Почему и сегодня мы читаем их с большим удовольствием?

— Назовите авторов, чьи произведения мы читали.

— Чему учат нас эти произведения?

Домашнее задание

Читать рассказы писателей, которые вас заинтересовали.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»

Пришвин «Лисичкин хлеб»

Пантелеев «Две лягушки»

Пантелеев «Как поросенок говорить научился»

Русские народные сказки для 1 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!