Конспект урока литературного чтения, 1 класс. И. Косяков «Все она». Л. Толстой «Мальчик и отец». К. Ушинский «Лекарство»
Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»
Цели: ознакомить с произведениями И. Косякова «Все она», Л. Толстого «Мальчик и отец», К. Ушинского «Лекарство»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать стихотворные и художественные произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.
Оборудование: портреты писателей и выставка книг по теме урока, текст речевой разминки, магнитная азбука, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Расскажите кратко, какие рассказы Евгения Пермяка вы читали.
III. Речевая разминка
— Ребята, прежде чем мы перейдем к изучению следующего произведения, мне хотелось бы познакомить вас с одним стихотворением. Мне оно очень нравится. Послушайте его.
Ворона
— Кра! — кричит ворона. — Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как! — подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
— Что ж вы раньше не сказали?!
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!
В. Орлов
— Понравилось вам стихотворение? Над чем вы смеялись?
— Что хотел показать нам автор этим стихотворением?
— Встречаются ли такие люди?
— Прочитайте его, начиная шепотом, затем громче.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно затихая.
— Прочитайте, начиная медленно, затем с ускорением.
— А сейчас прочитайте наоборот, начиная быстро, затем медленнее.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Прочитайте, что здесь написано.
?ТИБЮЛ ЕШЬЛОБ ,ИТЕД ,САВ ОТК
(Кто вас, дети, больше любит?)
— Как бы вы ответили на этот вопрос?
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о близких людях.
V. Работа по теме урока
Иван Иванович Косяков — детский писатель и поэт. Стихи Косякова, обратившие на себя внимание читателей, больших и маленьких, стали печататься с середины 1880-х гг. в журнале «Задушевное слово». Позднее вышли две книги этого автора: «Детвора» и «Стихотворения для детей». Стихотворение «Все она» Иван Иванович написал в 1889 г.
— Как вы думаете, о ком оно может быть? (Ответы детей.)
— Послушайте его. (Читает учитель.)
— Как автор относится к маме?
— Какие слова говорят нам о любви и трогательном отношении автора к маме?
— Откройте учебник на с. 91 и прочитайте стихотворение выразительно.
— Следующее произведение, которое мы сейчас прочитаем, написал знакомый нам писатель Лев Николаевич Толстой. Что вы помните об этом писателе?
— В учебнике на с. 92 прочитайте рассказ «Мальчик и отец».
— О чем этот рассказ?
— Прочитаем его по ролям, постарайтесь передать голосом эмоции героев рассказа.
(Чтение рассказа по ролям.)
— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
• Всякий правду любит, да не всякий ее скажет.
• За одну правду хвалят, а за другую бьют.
• Засыпь правду золотом, затопчи ее в грязь, а она все наружу выйдет.
— Какая из этих пословиц подходит к данному рассказу?
VI. Физкультминутка
Поднимает руки класс — это раз.
Повернулась голова — это два.
Руки вниз, вперед смотри — это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать — это пять,
Всем ребятам тихо сесть — это шесть.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте название рассказа К. Ушинского в учебнике на с. 92, рассмотрите иллюстрацию к нему.
— Как вы думаете, о чем он? (Ответы детей.) (Читает учитель.)
— Как вы поняли смысл рассказа?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством К.Д. Ушинского.)
Материал для учителя
Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) был учителем всех учителей, составителем учебников для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» и предназначалась для ребят 10—11 лет. В этой книге были разделы «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории» и др. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он написал еще одну книгу — «Родное слово». Она была адресована детям 6—9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Ещё совсем молодой Ушинский записал в дневнике: «Сделать как можно больше пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности!»
— К.Д. Ушинский давал своим рассказам в качестве названия пословицу. Попробуем и мы с вами выполнить такую работу. Прочитайте небольшие рассказы Константина Дмитриевича и выберите название-пословицу.
(Дети получают карточки с тремя рассказами К. Ушинского. Им нужно прочитать их и определить, какая пословица соответствует каждому рассказу. По усмотрению учителя дети работают либо самостоятельно, либо парами, либо в труппах.)
Текст 1
Сережа, как проснется, так и начнет свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Сережа каждое утро, возится... и опоздает в класс.
• Не корми завтраками, а сделай сегодня.
• После дела за советом не ходят.
• Всякой вещи свое место.
Текст 2
Спросил мальчик отца: «Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой торчмя торчит?»
— Который колос полон, — отвечал отец, — тот к земле гнется, а который пустой, тот торчит кверху.
• В пустой голове хорошее эхо.
• Гроша не стоит, а глядит рублем.
• Лучше низом, нежели горою.
Текст 3
Без пищи человек умер бы от голода; без питья умер бы от жажды. Человек употребляет в пищу растения, мясо животных и соль; пьет он воду, молоко, квас, чай, кофе... Самая необходимая пища — хлеб. Самое необходимое здоровое питье — чистая вода.
• Хлеб всему голова.
• Живи просто — доживешь лет до ста.
• Хлеб да вода — наша еда.
VIII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
IX. Подведение итогов урока
— Произведения, которые мы читали сегодня на уроке, написаны очень давно. Почему и сегодня мы читаем их с большим удовольствием?
— Назовите авторов, чьи произведения мы читали.
— Чему учат нас эти произведения?
Домашнее задание
Читать рассказы писателей, которые вас заинтересовали.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Русские народные сказки для 1 класса
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!