Автор: Мачульская Татьяна Борисовна, учитель швейного дела КОУ «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Омская область, Муромцево
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект урока швейного дела по теме «Пошив салфетки» в 5 классе коррекционной школы - интернат VIII вида .
Конспект урока швейного дела в 5 классе по теме «Пошив салфетки»
Цель:
Дать представление, и закрепить на практике пошив салфетки.
Задача:
Учебно-познавательная:
- повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;
- учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;
- отрабатывать умение работать с кроем изделия.
Коррекционно-развивающая:
- развитие памяти, логического мышления;
- развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;
- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления салфетки.
Воспитательная:
- формирование привычек бережливости и экономии;
- воспитание культурно-гигиенических навыков.
- воспитание чувства вкуса.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционная.
Оборудование: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, коллекция салфеток, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку Приложение 1, карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.
План урока
1. Организационный момент
2. Целеполагание
3. Актуализация опорных знаний
4. Основная часть: изучение нового материала:
- повторение история изделия
- Анализ готового изделия (образец для пошива)
- Физкультминутка
- Работа с готовым кроем
- Составление плана пошива изделия
5. Закрепление.
6. Итоги урока. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
- Приветствие учащихся.
- Внешний вид учащихся, готовность к уроку
- Организация рабочего места
2. Целеполагание
– Тема нашего урока – знакомство с пошивом салфетки. Наша цель – учиться анализировать салфетку, учиться работать с кроями изделия (салфетки) и планировать работу по пошиву салфетки.
3. Актуализация опорных знаний
- Ребята, а чём мы с вами говорили на прошлом уроке? ( мы говорили о салфетках о её истории возникновении).
Давайте вспомним, что же мы такое салфетка?
Салфеткой называют платок для вытирания губ или небольшая скатерть.
- Ребята, откуда мы взяли с вами объяснение этого слова? (мы взяли объяснение этого слова в толковом словаре С. Ожегова русского языка)
- Ребята, а что вы помните из истории салфетки, откуда стали известны нам салфетки?
(Салфетки были известны ещё в Древней Греции: ими служили листья деревьев и цветов, в частности листья фигового дерева, которыми рабы вытирали после еды губы своему хозяину)
- Ребята, а кто ввел традицию делать салфетки из материи, ткани.
(Древние римляне ввели традицию делать салфетки из материи)
- Ребята, а у кого особенно пользовались спросом салфетки?
(Особенным спросом салфетки пользовались у мужчин которые носили бороду и усы. А в странах, где мужчины брились, например, в Англии, салфетки были распространены мало).
- Скажите, пожалуйста, для чего пользуемся салфетками мы сейчас в наше время? (В наше время салфетками мы пользуемся для сервировки стола, для личных гигиенических норм).
- Какими салфетками мы чаще всего пользуемся?
(Чаще всего мы пользуемся бумажными салфетками, но тканевые салфетки служат дольше и им можно украсить свой дом, а так же можно и подарить в качестве подарка).
А из чего изготавливают тканевые салфетки?
(Тканевые салфетки изготавливают из хлопчатобумажной ткани, льняной, встречаются салфетки из шелка).
4. Основная часть изучение нового материала
И с одной из таких салфеток, которую мы будем с вами шить, я хотела бы вас познакомить.
Анализ готового изделия (образец для пошива)
Салфетку можно изготовить своими руками.
Давайте внимательно посмотрим на салфетку.
– Из скольких деталей состоит салфетка? ( Салфетка состоит из одной детали).
– На какую фигуру похожа наша салфетка? ( Салфетка похожа на квадрат)
- Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную форму).
– Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете? (носовой платок,, головной платок, скатерть, полотенце и т.д.)
- Какая ткань подойдет для пошива салфетки? (Хлопчатобумажная ткань).
– Правильно, хлопчатобумажная ткань лёгкая, мягкая, она подойдет нам. Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань получают из растений).
- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)
– Какие изделия еще можно изготовить из хлопчатобумажных тканей?
Какие свойства этих тканей знаете?
1. Хорошо пропускают воздух.
2. Хорошо впитывают влагу.
3. Быстро сохнут.
4. Создают ощущение тепла.
5. Мнутся при носке.
– Перечислите достоинства хлопчатобумажных тканей.
– Какие свойства хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке).
Ребята давайте сделаем вывод. Салфетка имеет квадратную форму, служит для сервировки стола, гигиенических целей, состоит из одной детали, ткани для пошива – хлопчатобумажные.
А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки? (Тонкой, легкой, мягкой). Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из различных лоскутков ткани, предложенных учителем, работа в парах).
Физкультминутка
(Выполняют упражнения).
Работа с готовым кроем
– Прежде чем сшить какое либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия? (Выкраиваем из ткани) (Раздаю крой изделия).
– Это крой или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки? Чему равны стороны нашего квадрата? (Измеряют стороны кроя). Из какой ткани я выкроила для вас деталь салфетки? (Из хлопчатобумажной ткани).
Ребята давайте вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).
- Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка).
– Какие свойства у этих нитей? (Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань).
- Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкоокрашенная, с рисунком).
- Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны). Показ на слайде.
– Как выглядит лицевая сторона? А изнаночная сторона ткани? Определите стороны ткани на крое салфетки.
– Итак, салфетку мы выкроили.
Ребята, что образуется при разрезании ткани? (Срезы). Какие срезы есть на крое салфетки? (Долевые, поперечные).
– А что нужно делать со срезами? (Срезы нужно обрабатывать.) Почему? (Чтобы ткань не осыпалась).
Какие способы обработки срезов вы знаете? (Бахрома, петельный стежок, косой стежок, обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом).
– А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки? (Обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом.) слайд
Некоторые желают украсить платок собственными руками, обвязать его крючком тонкой хлопковой нитью, которая сделает платок более нежным и красивым. Этот способ мы запомним.
– Какой способ обработки срезов салфетки мы выберем? (Шов вподгибку с закрытым срезом).
Ребята, давайте сделаем вывод, салфетки состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроен из хлопчатобумажной ткани, ткань кроя гладкоокрашенная, у кроя есть долевые и поперечные срезы.
Составление плана пошива салфетки
– Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить? (План пошива изделия можно вклеить в рабочую тетрадь).
«План работы по изготовлению салфетки»
1. Построение чертежа
2. Подготовка к выкройки к раскрою.
3. Раскрой салфетки.
4. Обработка срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
5. Обработка углов
6. Утюжка готового изделия.
- С чего начнём пошив салфетки? (Пошив салфетки начнем с обработки срезов).
- Какой способ обработки срезов салфетки выбрали? (Шов вподгибку с закрытым срезом).
- К каким швам относится шов вподгибку к соединительным или краевым? (К краевым швам).
- При пошиве, каких изделий он применяется? Для чего применяется шов вподгибку с закрытым срезом? (для обработки низа изделия, рукавов, срезов постельного и столового белья)
- Какой может быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом? (от 5 до 30 мм в зависимости от свойств ткани и назначения изделия.)
- Какими стежками будут обработаны углы салфетки (косыми)
- Какой вид имеют косые стежки? ( Косые стежки имеют одинаковый вид и с лицевой и с изнаночной стороны, выполняют их справа налево или слева направо)
Практическая работа « Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка углов».
Перед началом практической работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила техники безопасности.
«Правила безопасной работы иглой» Показ на слайде
1. Хранить иглы необходимо в определённом месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так как она заметнее, её легче обнаружить).
2. Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.
3. Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.
4. Не допускать потери иглы.
5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать её в одежду.
6. Сломанную иглу надо сдать учителю.
7. Нельзя откусывать нитку зубами.
«Правила безопасной работы ножницами» .
1. Хранить ножницы в строго определённом месте.
2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх
3. Передавая ножницы необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперёд.
4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.
Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.
Чтение вслух: метод разъяснительного чтения
После того как мы выяснили, что понадобиться для работы, какие действия необходимо выполнить? (приготовить своё рабочее место)
Да следует организовать своё рабочее место, убрать всё лишнее и положить нужные предметы рационально.
Организация учащимся своих рабочих мест
Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.
Если вопросов нет, приступайте к выполнению.
Выполнение работы учащимися.
Анализ работ разбор типичных ошибок и установление их причин.
Организация выставки работ. Анализ работ, разбор типичных ошибок и устранение их причин.
6. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Итак, вы все обработали срезы салфетки. У вас получились вот такие замечательные салфетки, но конечный итог мы подведём на следующем уроке, когда вы ещё украсите салфетку и доделаете её до конца.
Похожие статьи:
Конспект интегрированного урока в 4 классе. Подарки зимы
Конспект урока письма в 5 классе по теме «Имя существительное»
Конспект КВН в 4 классе по теме «Мы и наше здоровье»