Игры для родителей на собрании в детском саду
Игры и игровые ситуации на родительских собраниях в ДОУ
Игры и игровые ситуации помогут избежать монотонности родительского собрания, являются прекрасной социо-игровой разминкой 1дя любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут родителям более непринужденно выполнить сложное задание. Приведем примеры таких разминок, игровых ситуаций для взрослых.
Автопортрет. Педагог предлагает родителям создать свой автопортрет и представить его всем присутствующим. Портрет можно нарисовать. Родители могут выбрать несколько предметов, которые представляют их как личность, как специалистов, и с их помощью представить себя окружающим.
Кто я? Педагог предлагает описать внешность, особые приметы какого-либо человека, не называя его имени. Работа ведется в группах или в парах. Каждая группа выбирает участника, описывает его, а все остальные угадывают, кто это. Победит та группа, которая больше всех загадает представленных участников.
Три предмета. Каждый из участников должен положить на стол три предмета, которые есть у него под рукой или в сумке. Его сосед, глядя на эти предметы, определяет его склонности и интересы.
Самореклама. Каждый из участников должен каким-либо образом заявить о себе. Это может быть объявление в газете (несколько строчек) или реклама на радио, телевидении. В рекламе или объявлении необходимо указать главную цель — для чего это делается.
Фантастическая автобиография. Участникам предлагается придумать себе необычайную автобиографию (можно жить в другой стране, другом измерении, на другой планете и т. д.).
Стул для вопросов. Один из участников родительского собрания садится на стул в центре комнаты. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. В качестве арбитра и ведущего выступает педагог. Участнику надо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа его место занимает тот, чей вопрос был последним.
Кресло автора. Педагог предлагает родителям рассказать о самом ярком впечатлении их детства. Какие чувства у них связаны с этим впечатлением? Что в сегодняшнем времени напоминает им об этом? Какое у них было самое любимое занятие? Кто их к нему приучил? Сохранились ли у них любимые игрушки? Что они напоминают, где хранятся? И т. д.
Три зеркала. Участникам предлагается нарисовать себя в зеркале маленькими и испуганными. Во втором зеркале - большими и веселыми. В третьем - счастливыми. В какое зеркало хочется чаще смотреться? В каком зеркале человек более симпатичен? На кого он больше всего похож?
Собираемся в дорогу. Один из участников выходит из комнаты. Оставшиеся собирают ему дорожную сумку: пишут на листочках «подарки в дорогу». Они могут быть абстрактные или предметные. Вошедший разбирает «подарки», объясняет их назначение, причины и цель их дарения.
Эмпатия. Один из участников выходит из комнаты. Остальные характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, высказывая свое мнение о нем. Затем его приглашают и зачитывают перечень мнений о нем без указания авторов. Именно это ему предстоит угадать. Затем выходит следующий и ситуация повторяется.
Поздравляем с днем рождения! Участники определяют для себя роли. Это может быть растение, животное, предмет. Затем они объединяются в пары, и каждый придумывает подарок на день рождения своему партнеру. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы и вообще все что угодно. Участники обмениваются подарками, а затем стараются представить, какие эмоции мог бы испытать объект, выбранный ими для своей роли.
Для того чтобы почувствовать необходимость работы в группе, можно предложить упражнение Собери квадраты. Суть упражнения состоит в следующем. Пять квадратов делят на три неравные части и разрезают. Части квадратов перемешивают. Каждый берет одну часть. Группы должны сложить квадраты. При этом участники не имеют права разговаривать во время работы. Можно только отдавать детали конкретному человеку в группе, но запрещается просить каким-либо способом (жестами, звуками, глазами, мимикой и т. д.) части у других членов группы. Остальным присутствующим также запрещается разговаривать, обмениваться мнениями. Работу начинают по сигналу учителя. После завершения делают выводы. Что чувствовали те, кто складывал квадраты? Что осложняло работу? Почему были предложены такие правила? Бывают ли в жизни такие ситуации? Как поступить в таком случае? Для чего было предложено данное упражнение?
Особое мнение. Участникам предоставляется возможность высказать свое мнение. Если кто-то не желает высказываться, то ему можно дать возможность сделать это несколько позже. Такое упражнение полезно, когда необходимо за короткий промежуток времени выяснить Уровень владения участниками конкретной темой, проблемой.
Поговорим без слов. Группа разбивается на пары. Один сжимает кулак, а другой в течение минуты без физического воздействия и слов, только мимикой и жестами, старается сделать так, чтобы кулак разжался. Через минуту участники рассказывают, что они при этом чувствовали. В чем сильная и слабая стороны нефизического взаимодействия? Что оказалось сложным? Как целесообразно поступать в такой ситуации на практике?
Телефон сломался. Группа делится на подгруппы. Одному из участников группы дают лист бумаги, на котором написана фраза. Он должен передать прочитанную информацию на ухо своему соседу, а тот - следующему. Таким образом, информация переходит к тому, кто начинал. Он сравнивает услышанную информацию с тем, что написано на листке. Группа делает выводы, почему произошло искажение информации, что из этого следует, как избежать подобных ситуаций в реальной жизни. Другие варианты использования приема с телефоном: передается слово (можно договориться использовать только существительные); проговорить цепочку слов не на ухо, а вслух (это значительно труднее, т. к. приходится придумывать слова, чтобы не повторяться). Возможны и другие варианты.
Волшебная палочка. Существует множество вариантов эстафет с общим названием «волшебная палочка». «Родительский» вариант заключается в следующем.
«Волшебную палочку» - карандаш, фломастер, линейку - родители будут передавать друг другу по рядам. При этом им нужно будет назвать (без повторов!) какое-либо качество личности или черту характера (добрый или злой, послушный или невоспитанный и т. п.).
Первый этап - по эстафете родители называют любое положительное качество. Если кто-то замешкался или запамятовал, то соседи могут подсказывать! Обычно на втором-третьем круге открывается второе дыхание. Поэтому педагогу не нужно спешить: пусть «волшебная палочка» пройдет по рядам несколько кругов. У присутствующих от этого интерес только возрастет.
Второй этап - теперь называют качества отрицательные. И опять несколько кругов.
Третий этап - вместо «волшебной палочки» кусочек мела. Каждый родитель подходит к доске и слева записывает на ней одно из прозвучавших отрицательных качеств, а справа - одно из положительных.
Когда эстафета с мелком закончится, звучит команда: «Все встали!» Так начинается четвертый этап игры.
Нужно подумать, какое из отрицательных качеств (из тех, что на доске слева) можно переделать в одно из записанных справа положительных. Сообразив, нужно подойти к доске и стрелкой соединить эти качества, поставив рядом со стрелкой свои инициалы. Например, кто-то выбрал лень и понял, как переделать ее в воспитанность. Другой родитель, облюбовав, скажем, все ту же лень, соединяет ее новой стрелкой с сообразительностью. И т. д. и т. п.
Содержание пятого этапа - взаимные консультации родителей по воспитательным проблемам. Родители делятся опытом, как они смогли
Разговор без умолку. Родители сидят на стульях, расставленных по кругу. Педагог предлагает им представить, что они находятся на рыночной площади, а затем встать и свободно перемещаться по ней в любом направлении. При этом они могут куда-то спешить или, наоборот, идти медленно, как бы прогуливаясь, приветствовать друг друга, уклоняться от столкновений, останавливаться и т. д. Педагоги показывают пример, снуя по «рынку», здороваясь с родителями и улыбаясь им. На этой «рыночной площади» каждый родитель подыскивает себе партнера, по возможности малознакомого, и садится рядом с ним. Педагоги называют тему, по которой каждый из собеседников должен высказываться в течение 4-8 мин. Пока один из партнеров говорит, другому партнеру разрешается только слушать его, т. е. демонстрировать напарнику что его внимательно слушают, выражая свое отношение к высказыванию только мимикой и жестами. Если вдруг говорящий на некоторое время умолкает, то оба партнера терпеливо пережидают возникшее молчание. После того, как все родители выскажутся, на «рынке» формируются новые пары. После 3-4 таких разговоров в парах родители снова садятся все вместе на расставленные стулья по кругу и анализируют проделанную работу. Они делятся мнениями о том, насколько легко или трудно было полагаться на исключительно невербальные сигналы, воздерживаться от дополнений, переживать возникшие в разговорах паузы. Этот метод следует использовать в первую очередь для воспитывающих взрослых, заинтересованных в повышении своей компетентности в общении и социальном взаимодействии с другими (коммуникативный тренинг).
Вариант. Во время второго разговора наряду с невербальными средствами общения разрешается также использовать короткие ответные реплики «да», «верно» и др. Во время третьего разговора родители получают задание уже в вербальной форме переспрашивать правильно ли они поняли своего партнера: «То есть, вы считаете...»; «Я понял, что...»; «Ага, т. е. это так...» и т. д. Примерные темы разговора: «Мой ребенок», «Проблемы воспитания ребенка в семье», «Достижения нашей семьи в воспитании ребенка».
Похожие статьи:
Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»
Родительское собрание в средней группе. Эмоциональное благополучие ребенка
Родительское собрание в средней группе. Наши бабушки и дедушки в семье
Родительское собрание в средней группе. Семейные традиции
Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы
Нет комментариев. Ваш будет первым!