Диагностика родителей старшеклассников в школе
Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей
Диагностика — не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.
Д. Добсон
Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Она может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.
Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.
Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией. Во-вторых, не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. В-третьих, любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно задеть достоинство человека.
Диагностику можно использовать при подготовке к родительским собраниям, в ходе встреч с родителями, а также как аналитический материал после родительского собрания.
Предварительная диагностика
Предварительная диагностика проводится с начальных классов и продолжается во всех последующих годах обучения в школе.
Анкета 1. Экспресс-прогноз состава родительского коллектива
1. Фамилия, имя и отчество родителей учащегося.
2. Профессии обоих родителей.
3. Образование родителей.
4. Возраст обоих родителей.
5. Возраст существования семьи.
6. Полная или неполная семья.
7. Как складываются взаимоотношения, если семья неполная.
8. Количественный состав членов семьи.
9. Жилищные условия семьи.
10. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочий телефон родителей.
11. Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок в материальной помощи).
12. Интересы, увлечения, хобби семьи.
Анкета 2. Первый раз в новый класс
Эта анкета необходима в том случае, если ученик поступает в новый класс или в профильный класс.
1. Экспресс-портрет будущего десятиклассника.
2. Фамилия, имя, отчество.
3. Число, год и месяц рождения.
4. Что послужило причиной поступления в данную школу / класс?
5. Кто стал инициатором поступления в данный класс?
6. Каким школьным предметам отдает предпочтение?
7. Какой школьный предмет вызывал в предыдущем классе / школе наибольшую тревогу?
8. Как часто ребенок болеет и как справляется с болезнями?
9. Чего хотел бы добиться в новом классе?
10. Имеет ли приятелей и друзей в новом классе?
11. В каких курсах и спецкурсах, факультативах хотел бы активно участвовать?
12. Чем интересуется и увлекается, чем хотел бы заниматься в школе помимо школьных занятий?
13. Кто из членов семьи наиболее авторитетен для ребенка?
14. Каковы особенности характера и эмоциональной сферы ребенка?
15. Каких качеств характера подростку недостает?
Предварительная диагностика может заключаться не только в анкетировании родителей. Достаточно информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение. Если родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминают негативные моменты из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они будут искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка и даже иногда провоцировать его, чтобы сказать фразу следующего содержания: «Я так и знал, так было и со мной...» Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, обусловленные их собственным школьным опытом. Полученные результаты помогут классному руководителю снять напряженность родительских ожиданий («я знал, что так и будет» и т. д.), уйти от стереотипов, предупредить возможность конфликтных ситуаций уже в самом начале работы с классным коллективом. Подобная предварительная диагностика поможет классному руководителю с первых дней своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом, а также определить семьи, которым будет трудно переживать период своей собственной адаптации и адаптации своего ребенка к школе. На первом родительском собрании родителям десятиклассников можно предложить следующую диагностику.
Анкета 3. Школьные годы родителей
1. Мои школьные воспоминания: _______________.
2. В классе я всегда чувствовал себя _______________.
3. Мой классный руководитель относился ко мне _________.
4. Мои школьные результаты были ____________.
5. Мне нравилось, когда учитель ___________.
6. Мне не нравилось, когда учитель ______________.
7. Я обижался, если ____________.
8. Я радовался, если _______________.
9. Самое яркое событие школьной жизни — это __________.
10. Из школьной жизни мне больно вспоминать о ___________.
11. Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя в классе _________.
12. Я не хочу, чтобы мой ребенок пережил в свои школьные годы то, что ______.
Тематическая диагностика
Помимо предварительной диагностики, которая проводится в начале работы с коллективом родителей, большое значение имеет и тематическая диагностика. Она проводится классным руководителем при подготовке различных мероприятий с родителями по определенной теме.
Например, к родительскому собранию можно провести анкетирование самих учащихся, на основе которого можно провести родительское собрание, которое позволит классному руководителю определить отношение старшеклассников к своей семье, к взрослым.
Анкета 1. Близкие ребенку люди
1. Вы отправляетесь со своим классом в поход. Без взрослых вы не имеете права идти. Кого из взрослых вы бы пригласили в поход?
— классного руководителя;
— своих родителей;
— старших друзей;
— учителя физической культуры;
— взрослого вне школы.
2. Кого из взрослых вы считаете для себя примером нравственного поведения?
— учителей;
— родителей;
— героев книг;
— никого.
3. Кто для вас является образцом для подражания?
— родители;
— друзья;
— одноклассники;
— выдающиеся люди;
— никто.
4. Если у меня возникают в жизни проблемы, требующие помощи или подсказки, я всегда обращаюсь:
— к родителям;
— учителям;
— своим друзьям;
— одноклассникам;
— друзьям родителей;
— родственникам.
5. Если я добиваюсь определенных успехов, то мне сразу хочется сообщить об этом:
— моим родителям;
— друзьям;
— родственникам;
— учителям;
— одноклассникам;
— никому.
6. Если со мной случится неприятность, я могу, не боясь, сообщить об этом:
— моим родителям;
— моим друзьям;
— одноклассникам;
— учителям;
— родственникам;
— никому.
7. Место, где меня понимают, это:
— мой дом;
— дом моих родственников;
— дом моих друзей;
— школа;
— такого места нет.
8. Чей номер телефона самый важный и необходимый в моей жизни? Это номер:
— моих родителей;
— моих родственников;
— моих одноклассников;
— моих учителей;
— моих друзей;
— ничей.
9. Если бы у меня была возможность, то самый дорогой подарок я подарил(а) бы:
— своим родителям;
— своим учителям;
— родственникам;
— знакомым;
— одноклассникам;
— друзьям;
— никому.
10. Мне хотелось бы сделать более теплыми и добрыми отношения:
— с родителями;
— друзьями;
— учителями;
— одноклассниками;
— приятелями;
— родственниками;
— ни с кем.
Анкета 2. Мой ребенок: какой он?
Для того чтобы определить, насколько хорошо родители знают своего ребенка, можно провести анкетирование, вопросы которого нужно предложить и детям, и родителям.
Родители, отвечая на вопросы анкеты, должны выбрать один из вариантов ответов и отметить его знаком «+».
1. Представьте себе, что на пути вашего сына или дочери стоит человек, а ему или ей нужно пройти. Как он поступит, по вашему мнению?
— Обойдет человека, не потревожив его.
— Отодвинет и пройдет.
— Все зависит от настроения.
2. Представьте себе, что ваш ребенок находится в кампании, в которой видит человека, чувствующего себя очень неуютно и одиноко. Как он поступит?
— Это проблема человека, а не моего ребенка.
— Трудно сказать, в зависимости от обстоятельств.
— Подойдет и непременно заговорит.
3. Ваш ребенок опаздывает в школу. Но вдруг он замечает, что человеку ста ю плохо:
— Он должен спешить на уроки.
— Он подойдет в том случае, если еще люди окажутся рядом.
— Он непременно постарается помочь.
4. Вашим соседям, которые переехали в другую квартиру, принесли письмо, но позвонили в вашу квартиру. Как поступит ваш ребенок?
— Возьмет письмо с обязательством его передать.
— Откажет в передаче письма.
— Объяснит, что люди здесь больше не живут.
5. Ваш сын или дочь покупают продукты. Подходит старушка, которая просит купить булочку, так как у нее нет денег. Как поступит ваш ребенок?
— Откажет в покупке.
— Купит бабушке булочку.
— Не обратит на ее просьбу внимания.
6. С вашим ребенком разговаривают оскорбительным тоном. Как он на это отреагирует?
— Ответит тем же.
— Сделает вид, что не замечает этого.
— Ответит спокойным тоном.
7. К вашему ребенку приходят друзья. Как он будет их принимать?
— Сам приготовит угощение.
— Попросит родителей помочь ему.
— Попросит денег для того, чтобы что-нибудь купить.
Анкета 3. Как я буду вспоминать школу своего ребенка
Данное анкетирование можно провести классному руководителю и администрации учебного заведения с родителями выпускников. Данная анкета позволит изучить мнение родителей выпускников о школе, об организации учебно-воспитательного процесса, о том, как чувствовал себя ученик в школе и какова роль школы в развитии его таланта, способностей, интересов и потребностей. Данную анкету можно предложить на последнем родительском собрании в 11 классе. Ее детальный анализ станет хорошим исследовательским материалом для работы администрации учебного заведения.
Родителям учащихся предлагается заполнить бланк анкеты: «Уважаемые родители! Ваш ребенок завершает обучение в нашем учебном заведении. Администрация просит ответить на вопросы данной анкеты с целью экспертизы и дальнейшего развития системы обучения и воспитания учащихся школы. Будьте искренны и правдивы в своих ответах».
1. В чем Вы как родители видите смысл образования ученика в современной школе (выберите не более двух ответов)?
— Познание законов окружающей жизни.
— Развитие интересов и способностей ребенка.
— Познание основ наук и способов их применения в реальной жизни.
— Подготовка к получению профессии.
— Обучение основам самопознания, саморазвития и способности к самосовершенствованию.
— Подготовка к обучению вузе.
— Возможность учиться в школе, в которой работает сильный и профессиональный педагогический коллектив.
2. Что, по вашему мнению, приносило вашему ребенку наибольшее удовлетворение от обучения в нашем учебном заведении?
— Стабильные учебные результаты.
— Востребованность ребенка вне учебных занятий (олимпиады, конференции, конкурсы, спортивные достижения).
— Организация учебного процесса.
— Атмосфера учебного коллектива.
— Взаимоотношения с педагогами.
— Возможность проявить себя в делах школы и класса.
— Возможность проявить себя в учебной работе.
— Высокий уровень требований к учащимся.
— Оправданный престиж учебного заведения.
3. Что в деятельности учебного заведения вызывает у вас неудовлетворение? На что вы бы хотели обратить внимание педагогов?
— В организации учебного процесса.
— В организации воспитательной работы.
— В деятельности педагогического коллектива.
— В работе классного руководителя.
— В организации воспитательных мероприятий.
— В общении учащихся.
4. В какой социальной роли в годы учебы чаще всего выступал ваш ребенок?
— Лидер и организатор.
— Активный участник всех классных и школьных дел.
— Исполнитель задумок других ребят.
— Увлеченный зритель.
— Сторонний наблюдатель.
5. Какое событие в жизни нашего учебного заведения, свидетелем которого вы были, оставило в вашей душе неизгладимое впечатление?
6. Что вы считаете главным достижением вашего ребенка за годы учебы в школе?
7. Какие возможности вашего ребенка так и не были реализованы за время учебы в школе?
— Не смог добиться хороших результатов по отдельным предметам, имея при этом хорошие способности.
— Не смог хорошо учиться.
— Не смог наладить взаимоотношения с одноклассниками.
— Не смог найти взаимопонимание с педагогами.
— Не смог проявить себя в делах класса.
— Ухудшилось его здоровье.
— Не научился быть организованным и ответственным.
— Не сумел обзавестись хорошим и верным другом.
— Не сумел совместить учебу и внеучебную деятельность.
— Не научился преодолевать неуверенность и страх перед любыми испытаниями;
— Не научился жить в ладу с собой и окружающим миром.
8. Если бы у вас была возможность помочь своему ребенку в определении приоритетных жизненных ценностей, чтобы вы посчитали для него самым важным и значимым? Проранжируйте по степени важности.
— Активная и востребованная деятельная жизнь.
— Наличие здравого смысла и мудрости суждений.
— Психическое и физическое здоровье.
— Интересная работа.
— Способность жить в гармонии с природой и миром.
— Любовь, духовная и физическая близость с любимым человеком.
— Материально обеспеченная жизнь.
— Верные и преданные друзья.
— Общественное признание.
— Неограниченность познавательных возможностей.
— Полная реализация сил и способностей.
— Возможность не ограничивать себя в развлечениях.
— Свобода и самостоятельность в поступках и суждениях.
— Счастливая семейная жизнь в кругу детей.
— Способность приносить своей жизнью счастье и радость другим людям.
— Способности и творческая разносторонность.
— Уверенность и независимость.
9. Как вы оцениваете свои взаимоотношения с собственным ребенком?
— Дружественные.
— Теплые.
— Очень близкие и откровенные.
— Нейтральные.
— Безразличные.
— Проблемные.
— Холодные.
— Враждебные.
10. Как вы думаете, с какими чувствами ваш ребенок будет вспоминать школу и учителей?
— С любовью.
— С уважением.
— С безразличием.
— Равнодушно.
— Враждебно.
— Не будет вспоминать.
Данное исследование необходимо в большей степени педагогическому коллективу и администрации школы для объективного анализа вопросов, касающихся организации учебно-воспитательного процесса и его влияния на развитие и становление личности ученика.
Ответы анкеты позволят выявить позитивные и негативные мнения родителей о школе и педагогическом коллективе. Это поможет не только изменить содержание работы коллектива, но обратить особое внимание на имидж учебного заведения в социуме, учесть мнение взрослых и выпускников в организации работы со следующими поколениями учащихся школы.
Безусловно, что такие анкеты заставляют задуматься не только педагогические коллективы, но и самих родителей, позволяя по- иному взглянуть на прошедшие учебные годы в жизни самого ребенка и его семьи.
Главное, чтобы анкеты не остались без внимания педагогов и администрации, а проводимая диагностика была на пользу школе.
Анкета 4. Ребенок: способный или одаренный?
Данное исследование позволит родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его людей что-то новое. Для того чтобы информация о талантливости ребенка была достаточно полной, родителям можно предложить оценить степень одаренности ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов.
Для этого приведен перечень характеристик одаренных детей.
По мнению психологов и педагогов, он содержит критерии потенциальной одаренности. Анкета поможет родителям самостоятельно определить уровень проявления способностей ребенка.
Единственное пожелание родителям — подходить к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. Данное исследование можно провести при переходе учащихся из 9 в 10 класс при определении возможностей его дальнейшего обучения. На вопросы анкеты необходимо отвечать словами «да» или «нет».
Ваш ребенок:
1. Скорее способный, чем одаренный;
2. Творческий, инициативный, деятельный.
3. Живо откликающийся на все новое.
4. Интересующийся непонятными и загадочными явлениями, ищущий ответы на непонятные вопросы.
5. Отвлекающийся и не всегда доводящий начатое дело до конца.
6. Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле.
7. Для него характерно проявление агрессивности, если что-то не получается.
Если на 7 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.
Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.
Ваш ребенок:
1. Скорее одаренный, чем просто способный.
2. Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.
3. Он очень любознателен, его интересы неограниченны.
4. Он любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи, ставить людей в тупик своими суждениями и определениями.
5. Часто не соглашается с мнением взрослых.
6. Любит решать каверзные вопросы и задачи.
7. Всегда доводит начатое дело до конца.
8. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
9. Настойчив в достижении поставленной цели.
10. Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий язык.
11. Сверстники тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.
12. Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям.
Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к ответам на следующие вопросы.
Ваш ребенок:
1. Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.
2. Имеет одного или двух друзей, более старших по возрасту.
3. Его речь очень развита, отличается большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.
4. Во всех вопросах ищет самостоятельные решения.
5. Не любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение, делает свои выводы.
6. В трудных ситуациях отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.
7. В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.
8. Рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.
9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях знаний.
10. Критичен по отношению к себе и другим.
11. Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.
Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей, но в тоже время они должны понимать, что для того чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся, они должны приложить к этому немало усилий.
Признаки высоких умственных и творческих способностей:
— Ранняя мотивированность в выборе цели.
— Проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачи.
— Легкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость запоминания.
— Способность к творческому воображению.
— Способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи между различными предметами и явлениями.
— Способность длительное время увлекаться какой-либо трудноразрешимой идеей.
— Склонность к одиночеству и работе вне коллектива:
— Потребность в мечтаниях, фантазировании.
— Способность заражать своими идеями других людей.
Данные исследования помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по той проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение длительного времени. К примеру, в коллективе стояла проблема общения ребят друг с другом.
Классный руководитель проводит диагностику среди учащихся и их родителей.
Это может быть диагностика учащихся класса по проблеме взаимоотношений в коллективе:
Тест 1 (рисуночный). «Выпускная фотография»
Учащимся предлагается расположить свой класс на выпускной фотографии. Они должны не только определить место положение каждого учащегося, но и определить, какой будет эта фотография: грустной или радостной, с учителями или без учителей и т. д.
Тест 2 (рисуночный). «Вечер встречи»
Учащимся класса предлагается отправиться на океанском лайнере в кругосветное путешествие спустя какое-то количество лет после окончания школы. Для этого необходимо нарисовать корабль и расположить весь класс в каютах на корабле. В каютах можно жить только по два человека. Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать свое мнение.
Тест 3. Изучение степени социализации старшеклассников
Целью исследования является изучение степени социализации учащихся, их нравственной воспитанности.
Учащимся предлагается прочитать двадцать суждений и оценить степень своего согласия или несогласия по следующей шкале: 4 — всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 0 — никогда.
1. Я стараюсь во всем слушать учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо отличаться чем-то от других людей.
3. За что бы я ни взялся, мне все по плечу.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и мои друзья.
6. В любом деле мне хочется быть впереди моих сверстников.
7. Я становлюсь очень упрямым, если уверен(а), что я прав(а).
8. Творить добро — это главный лозунг моей жизни.
9. Я стараюсь поступать так, чтобы меня за это отметили.
10. В общении со сверстниками я всегда отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал(а), я обязательно это исполню.
12. Мне нравится помогать другим людям.
13. Мне хочется, чтобы со мной дружили все окружающие меня люди.
14. Если мне кто-то не нравится, я с ним общаться не буду.
15. Я стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Я всегда переживаю неприятности других людей, как свои собственные.
17. Я не стремлюсь к ссорам с друзьями.
18. Я стараюсь доказывать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие меня люди.
19. Если я за что-то берусь, то всегда довожу его до конца.
20. Я всегда на защите тех, кого обижают.
Бланк ответов:
1 - |
5 - |
9- |
13 - |
17 - |
2 - |
6 - |
10 - |
14- |
18 - |
3 - |
7 - |
11 - |
15- |
19- |
4- |
8 - |
12- |
16- |
20 - |
Анализ результатов
1. Оценка социальной адаптивности получается от сложения всех оценок первой строчки и деления полученной суммы на 5.
2. Оценка автономности определяется аналогичной операцией со второй строкой.
3. Оценка социальной активности определяется аналогичной операцией с третьей строкой.
4. Оценка нравственности определяется аналогичной операцией с четвертой строкой.
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализаций подростка.
Если получаемый коэффициент больше двух, но меньше трех, то можно констатировать среднюю степень развития социальных качеств.
Если получаемый коэффициент меньше двух, то можно констатировать низкую степень развития социальных качеств.
Анкета 1. Работа в классе и участие в ней родителей
— Что, по вашему мнению, изменилось в детском коллективе после проведенной классным руководителем работы?
— Какие мероприятия класса вы посетили в этой четверти?
— Какие из них вам понравились, а какие нет?
— Посещая мероприятия класса, на что вы обратили внимание?
— Как вы думаете, кто из учащихся класса нуждается в опеке и поддержке?
— Какие нравственные темы, по вашему мнению, необходимо обсудить с ребятами?
— Какие классные часы и в какой форме вы предложили бы провести в классе?
— В каких из них вы хотели бы участвовать сами?
Тест 4. Друзья мои и моего ребенка
1. Я знаю, кто его (ее) лучший друг:
а) совершенно точно;
б) приблизительно;
в) предполагаю.
2. Если мой сын (дочь) поссорится с лучшим другом:
а) сделаю вид, что ничего не замечаю;
б) сразу же подробно попытаюсь обо всем случившемся расспросить, даже если он (она) не захочет об этом говорить;
в) попытаюсь сделать так, чтобы он (она) сам захотел(а) обо всем рассказать.
3. Мне хочется, чтобы его (ее) друзья думали обо мне:
а) хорошо;
б) меня не интересует, что они обо мне думают;
в) мне не хотелось бы делить его с друзьями.
4. Если у моего сына или дочери появится новый друг или подруга, то:
а) я посмотрю на это отрицательно. Незачем иметь много друзей и подруг;
б) я постараюсь как можно ближе с этим ребенком познакомиться и по возможности подружиться;
в) я оставлю это на усмотрение своего ребенка. Он вправе сам выбирать себе друзей.
5. Если я узнаю, что друг или подруга моего сына (дочери) ведет себя в школе или на улице плохо, то я:
а) все-таки попытаюсь запретить дружить с таким ребенком;
б) обсужу создавшуюся ситуацию со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод;
в) не буду обращать на эти вопросы внимания, лишь попытаюсь больше общаться со своим ребенком.
6. Я считаю, что хорошие друзья:
а) самый бесценный подарок на всю жизнь;
б) порой бесцеремонно отнимают твое время;
в) это — большая редкость в наше время.
7. Нашей дружбе с лучшими друзьями уже:
а) 10 и более лет;
б) 5 и более лет;
в) мы не имеем друзей столь длительное время.
8. В нашей семье есть непреложное правило:
а) Друзей не выбирают;
б) Друзья познаются в беде;
в) Друзья проверяются радостью твоего дома.
9. Если к моему ребенку приходят друзья:
а) Я стараюсь с ними пообщаться;
б) Я даю им возможность полной свободы общения без моего участия;
в) Я не люблю, когда они приходят. Они ведут себя шумно и бесцеремонно.
10. Мой ребенок рассказывает обо всех своих переживаниях, связанных с его друзьями:
а) Всегда подробно и просит совет, если в этом есть необходимость;
б) Рассказывает только то, что считает нужным;
в) Не рассказывает вообще.
11. Если мы едем куда-то на экскурсию, и с нами хотят ехать друзья ребенка, то:
а) Мы с радостью их берем с собой;
б) Мы категорически против таких поездок. За одним уследить и то трудно;
в) Наш ребенок с такими просьбами не обращается.
Уважаемые папы и мамы!
Подсчитайте, что у вас получилось:
А — 5 баллов. 5. А — 0 баллов. 9. А — 3 балла. Б — 3 балла. Б —
А — 2 балла. 6. А — 5 баллов. 10. А — 5 баллов. Б — 0 баллов. Б — 0 баллов. Б — 2 балла. В — 5 баллов. В — 2 балла. В — 0 баллов.
А — 5 баллов. 7. А — 5 баллов. 11. А — 5 баллов. Б — 0 баллов. Б —
А — 0 баллов. 8. А — 5 баллов. Б — 1 балл. Б — 3 балла. В — 2 балла. В — 4 балла.
1. Если вы набрали 50 баллов, это говорит о том, что вы уделяете большое внимание развитию у собственного ребенка коммуникативной культуры, на своем примере демонстрируя умение быть другом своему ребенку и своим друзьям.
Построение ваших отношений с ребенком подобным образом позволит ему преодолеть чувство одиночества, поверить в собственные силы, быть авторитетным и успешным среди своих сверстников.
2. Если вы набрали менее 30 баллов, то можно констатировать наличие разногласий между вами и вашим ребенком по вопросу значимости дружбы в вашей семье. Вы учите своего ребенка корыстолюбию в дружбе, а это, как правило, бесследно не проходит.
Вы сами не очень желаете иметь друзей, и эти традиции привносите в жизнь собственного ребенка. Вам неинтересно знать, как складываются его отношения со сверстниками, каково его положение в детской среде. Вы очень рискуете. По мере своего взросления ребенок может приобрести таких друзей, которые отдалят его от вас на долгие годы.
3. Если вы набрали всего 5 или 6 баллов, то должны задуматься над тем, какие всходы вы получите через некоторое время из посеянных вами зерен. Ваша воспитательная система «трещит по швам» и вот-вот развалится. Используя в своем педагогическом арсенале лишь запретительные меры, нельзя воспитать ответственного и уверенного в себе человека.
Задумайтесь над этим!
Приведенные выше диагностические методики — лишь малая часть того, что может использовать классный руководитель при подготовке родительских собраний в классе. Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами.
Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.
Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Похожие статьи:
Положение о родительском комитете класса
Развитие самоуправления в классном коллективе
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями старшеклассников
Нет комментариев. Ваш будет первым!