Формы работы с родителями в школе классного руководителя
Формы и методы работы с родителями
Вначале хочется привести цитату известного ученого Мартина Хайдеггера: «Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Эти слова иллюстрируют множество форм работы с родителями учащихся, которые существуют в арсенале педагога на сегодняшний день.
Формы работы с родителями обычно включают:
• курсы, занятия, лекции;
• практические занятия для родителей и детей;
• посещение родительских собраний;
• клубы для родителей;
• родительские ассоциаии;
• тренинги для родителей;
• попечительские советы;
• попечительские фонды.
Чем младше ребенок, чем большее в его развитии определяется семьей, тем шире проводится работа с родителями. Чем старше ребенок, чем большее значение приобретают в его социализации, кроме семьи, друзья, учителя, другие взрослые люди, его собственная активная позиция, тем меньше необходимость работы с родителями.
В то же время расхожее суждение, что ошибки, совершенные родителями по отношению к маленькому ребенку, имеют более глубокие последствия для его благополучия, чем ошибки, допущенные по отношению к взрослому ребенку, далеко не всегда отражает реалии. Примеры глубоких конфликтов между родителями и взрослыми детьми демонстрируют значимость работы с родителями и на более поздних этапах: самоубийство юноши-студента, не сдавшего экзамены и боящегося признаться в этом авторитарному отцу; ребенок разведенных бабушками и дедушками родителей; сорокалетний сын, привязанный к мамочке, не сумевший создать свою семью, и др.
Формы и методы работы с родителями на тех или иных этапах развития их ребенка имеют отличия, в основе которых - разница в принципах взаимодействия детей и родителей.
Часто для родителей дошкольников проводятся различные групповые занятия, касающиеся развития психофизических способностей детей, их речи и творческих задатков. Наиболее успешно подобные занятия проходят при непосредственном взаимодействии «сторон». Родителей учат тому, чему хотят научить детей. А дети, являясь свидетелями научения, начинают копировать действия своих мам и пап.
Важно, чтобы дошкольник был для родителей «источником образования», чтобы они учились наблюдать за поведением своего ребенка, его особенностями и способностями. Эффективным может быть ведение дневника наблюдений.
Чтобы научить родителей оказывать помощь в преодолении страхов ребенка, можно помочь им проанализировать воспитательную систему в семье, в том числе в виде имитационных и ролевых игр, и научить интерпретировать рисунки детей. Незаменимыми источниками учения могут быть совместное чтение и сказкотерапия.
Сложнее обучить родителей формам воздействия на ребенка, развивающим его самостоятельность и предприимчивость, поскольку эти качества не представлены преемственно в культуре отношений.
Следует отметить, что родители детей дошкольного возраста особенно открыты для освоения нового опыта, они заинтересованы в педагогических знаниях и готовы слушать лекции педагогов, представляющих интересы школы, в которую будут поступать их дети. Однако учителя часто не подготовлены к работе с родителями, следствием чего могут стать ошибки, отталкивающие родителей от школы.
Психологическое содержание жизни детей младшего школьного возраста во многом определяется учебной деятельностью и таким психосоциальным параметром, как умелость. Родители во многом еще направляют развитие ребенка. Однако для этого им необходимо расширение способов взаимодействия с ним, получение коммуникативной грамотности - общение со знакомыми своего ребенка, его одноклассниками, с их родителями, учителями.
Особое значение в работе с родителями рассматриваемой группы имеет общая с детьми деятельность. В творческой совместной деятельности, в игре взрослые получают возможность по-новому увидеть своего ребенка, лучше понять его, выразить свое отношение, найти способы оказания поддержки, увидеть пути проявления своей ответственности - и не только за своего ребенка. Совместные праздники, концерты, походы могут стать для родителей важным источником образования. Наглядные результаты их действий стимулируют готовность к дальнейшей работе.
Если методы работы с родителями будут разнообразны, каждый взрослый человек получит для себя полезный урок. Важной формой работы может быть анализ и конструирование совместного с детьми времяпрепровождения.
Специфика работы с родителями подростков определяется тем, что подростковый возраст - это возраст, когда контроль со стороны родителей неминуемо должен снижаться, когда ребенок привыкает ко все большей ответственности за себя и за свою жизнь. Родителям необходимо помочь в обретении доверия к своему ребенку. Становится важным их умение оказать ему поддержку, вести с ним доверительные разговоры.
Сам подросток нередко открыто обучает своих родителей, однако всегда ли они учатся у детей? Поэтому взрослые нуждаются в знаниях, которые помогли бы им понять и перестроить мир своих внутренних ожиданий и отношений. Необходимы специальные способы и методы работы, стимулирующие мировоззренческую деятельность и рефлексию. Здесь могут быть эффективными социально-психологические тренинги общения.
Другое важное направление работы - помощь родителям в использовании угасающих (из-за нежелания подростков) возможностей совместного времяпрепровождения. Например, важен совместный просмотр телевизионных передач. Родителям необходимо умение задавать ребенку вопросы по поводу увиденного, вопросы, которые позволят подростку самостоятельно вести анализ и определять свою позицию.
Обучение родителей умению вести с детьми по-настоящему честный разговор о самых опасных, но, к сожалению, реальных вещах (например, об алкоголе, раннем сексе, СПИДе и пр.) может эффективно проходить в форме дискуссий, имитационных игр, в которых каждый взрослый сам определит наиболее подходящие для него аргументы. Достоверно, что дети, с которыми родители ведут подобные беседы, реже имеют негативные последствия при соприкосновении с реалиями жизни.
Родители взрослых детей могут и должны учиться радоваться новой для себя жизни, чужой молодости, возможности найти в своих детях собеседников и друзей. Им надо научиться так выражать свои эмоции и чувства, чтобы не задевать обостренного восприятия молодых людей, «отступать» при принятии решений, спокойно идти рядом и оказывать поддержку. Необходимо признать право молодых людей на ошибки как на неотъемлемую часть их личностного роста. Как правило, это очень сложно для родителей.
Не менее сложная задача - найти в себе возможности принять выбор жизненного партнера своего взрослого ребенка; без потери чувства собственного достоинства, не утрачивая жизненной перспективы, освоить новые для себя социальные роли бабушки или дедушки.
Специфические методы работы с родителями взрослых детей - интроспекция, рефлексивные методики, самоанализ. К сожалению, в нашей культуре эти методы пока еще мало представлены в сфере образовательных услуг. Развитию рефлексивных навыков может способствовать изучение автобиографической литературы, мемуаров, особенно если описываемый опыт и его анализ затронет эмоциональную сферу жизни родителей.
Похожие статьи:
Диагностика родителей старшеклассников в школе
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями старшеклассников
Нет комментариев. Ваш будет первым!