Развивающие игры для детей от 2,5 до 3 лет дома
Домик и зайчики
Поставьте все пальчики одной руки на ладонь другой или на стол.
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка
(пересчитывая, приподнимайте пальчики поочередно),
Будет лапками стучать
(пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой).
Постучали, постучали и устали,
Сели отдыхать.
И малыш пусть отдохнет, он тоже устал!
• Игры развивают мелкую моторику и тренируют мышечную силу рук.
Послушаем специалистов
Важный элемент воспитания - поощрение и наказание за поступки и намерения. Самое главное - проявлять последовательность в проявлении своих чувств, а не спекулировать ласками и наградами. Нельзя одновременно и наказывать, и поощрять, принимая сиюминутные решения в зависимости от ситуации. И в поощрении, и в наказании нужно знать меру
Что у нас есть?
«А не устроить ли нам экскурсию по родному дому? Согласен, малыш?» Конечно, не против. Очень интересно пройтись по знакомым местам!
Возьмите кроху за ручку и вместе с ним походите по квартире. И конечно, задавайте вопросы:
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей?
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки?
Иногда малыш дает краткий ответ: «На кухне», «В углу». А бывает, что и более развернутый: «На кухне, в шкафу у окна», «На верхней полке», Случается также, что он не может ответить, - тогда ему нужно подсказать.
• Игры расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение.
Послушаем специалистов
Выбирая няню для малыша, лучше отдайте предпочтение той, которая наиболее близка вам по духу.
Кто там?
А сейчас вы с малышом будете ходить друг к другу в гости. Выйдите из комнаты и закройте за собой дверь. Постучитесь и скажите: «Тук-тук!» А малыш скажет: «Кто там? Войдите!» Откройте дверь и скажите: «Это я».
Теперь все наоборот: малыш выходит и стучится в дверь, а вы говорите: «Кто там? Войдите!» Малыш входит и отвечает: «Это я».
Предложите малышу изображать разных животных. Например, скажите ему: «А сейчас ты будешь собачкой». Тогда после того, как вы произнесете: «Кто там? Войдите!», малыш откроет дверь и залает, как собачка. А потом он будет кошечкой, лошадкой, коровой. А вы будете угадывать, кто именно постучался в дверь.
• Игра способствует развитию активной речи.
Послушаем специалистов
Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Внешне картина выглядит вполне благополучно, но, если более Внимательно понаблюдать за ребенком, станет понятно, что он погружен в собственный мир и не реагирует на окружающих. Для возникновения первых активных слов необходимо предметное взаимодействие с малышом.
Баю-бай...
Малышу пришло время ложиться в кроватку. А сна ни в одном глазу... Сейчас капризничать начнет: «Не хочу, не буду спать!» Посидите рядом, успокойте малыша, спойте ему колыбельную.
Вот хорошая колыбельная:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю –
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
За бочок за правенький,
Мой сынок - кудрявенький.
Не скребутся паучки –
Все по норкам спать легли.
Не летают гули –
Все давно уснули.
Только серенький волчок
Ходит ночью у ворот,
Хочет Вову забирать,
Мы не будем отдавать.
• Ласковая колыбельная, полная тепла и любви, поможет успокоиться и быстрее уснуть.
Послушаем специалистов
Стоит ли засыпать с малышом вместе, в одной кровати? С одной стороны, это очень удобно: совместный сон избавляет родителей от всех ужасов детского вечернего манипулирования. Но чем старше ребенок, тем лучше он осознает без прелести родительской кровати и тем менее охотно согласен ее покидать.
Угадай-ка!
«Ну-ка, малыш, неси свои любимые игрушки! Кукла, мишка, зайчик, тигренок - все в сборе? Отлично! Сейчас мы их посадим в кружок, а ты сам сядешь в серединку».
Малыш уселся и ждет с нетерпением: что такое мама придумала? Скажите ему, что загадали одну из игрушек, пусть угадает какую. Для этого скажите, где находится игрушка: «Она сидит сбоку от тебя» («перед тобой» или «за тобой»).
Теперь поменяйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. А загадывать будет малыш.
Вскоре он так натренируется угадывать задуманные вами игрушки, что вы сможете усложнить задачу: вместо слова «сбоку» будете говорить «слева» или «справа». А малыш, даже если сначала слегка запутается, потом четко научится различать эти понятия.
• Игра поможет ориентироваться в пространстве, способствует развитию речи и сообразительности.
Послушаем специалистов
Как объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо? Читайте ему побольше сказок и вместе обсуждайте их. Можно придумать сказку, в которой будут отражены проблемы вашего малыша (например, о жадном зайчике, который ни с кем не хотел делиться морковкой).
Угадай, кто это?
Назовите несколько прилагательных, характеризующих животное, которое вы задумали. А малыш должен угадать как можно быстрее!
Сначала давайте общие описания - вдруг малыш сразу поймет, о ком идет речь. Если же он не догадывается, постепенно уточняйте признаки:
Серый, злой, зубастый, голодный ... (волк).
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий ... (заяц).
Маленький, коротконогий, колючий ... (ежик).
Длинная, безногая, ядовитая ... (змея).
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая ... (лиса).
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый ... (медведь).
• Игра развивает интеллект, способность к анализу, сообразительность и воображение.
Послушаем специалистов
Наблюдая за малышом в игре, бы сможете лучше узнать и понять, какой он. Кто он: лидер или ведомый, экстраверт или интроверт? Гибок ли он в общении или же, наоборот, порой и неразумно упрям? Каков ребенок в игре, таким, скорее всего, он будет и во взрослой жизни. Во всяком случае, таким же образом он будет стремиться вести себя, когда вырастет.
Подскажи слово!
Дети очень быстро запоминают стихи. Убедитесь в этом сами! Почитайте малышу стишок раз или два. А потом прочитайте снова, пропуская последние слова каждой фразы. Прекрасно подойдет стихотворение А. Барто:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
Слышите? Малыш уже подсказывает вам! Усложните задачу: пропустите два последних слова. Потом вы будете произносить только первое слово, а малыш - всю строчку. Ну, а затем он сам прочитает вам стишок от начала до конца.
Так вы разучите с малышом много разных стихов. Он будет с удовольствием читать их и вам, и всем, кто его об этом попросит.
• Игра способствует развитию памяти и речи малыша.
Послушаем специалистов
Стремительность речевого развития - это тоже проблема. Неокрепшая нервная система ребенка не справляется с обрушившимся на него потоком информации. Ребенку необходимы отдых, свобода от лишних впечатлении, прежде всего речевых.
Кошечка
Не хотите ли заняться с малышом йогой? Да-да, йогой! Вам тоже придется потрудиться - кто, кроме вас, покажет малышу упражнения? Итак, приступаем!
Встаньте на колени, упершись руками в пол. Прогните спину, опустите поясницу, а голову поднимите вверх. Скажите малышу: «Смотри, это - ласковая кошечка».
Выгните спину, делая ее полукруглой, и опустите голову: «Это - сердитая кошечка». Повторите упражнение 4-6 раз.
Пусть малыш попытается сделать то же самое. Он может также проползти под вами, перелезть через вас или сесть верхом, а вы его покатаете,
• Упражнение «Кошечка» очень полезно для мышц спины, особенно для поясницы.
Послушаем специалистов
У многих детей к трем годам уже прорезываются все молочные зубы - все двадцать. Эти зубки должны прослужить малышу еще 4-5 лет. Ваша задача - следить за тем, чтобы они были здоровыми.
Кобра
Лягте на пол лицом вниз, а ладонями упритесь в пол (они должны быть около плеч). Сделайте вдох и медленно поднимайте голову, а затем верхнюю часть туловища как можно выше, прогибаясь назад. Задержитесь в этом положении несколько секунд и с выдохом вернитесь в исходное положение. Объясните малышу: «Это – кобра. Такая змея».
И малыш пусть попробует показать кобру. Вот как она поднимает голову! А еще он может покататься на «кобре» - тоже интересно!
• Упражнение «Кобра» повышает внутрибрюшное давление, улучшает работу всех органов живота, укрепляет мышцы спины, устраняет искривление позвоночника.
• Занятия йогой одинаково полезны и маме, и малышу. Они способствуют установлению более тесного контакта между ними.
Послушаем специалистов
У молочных зубов эмаль тоньше, чем у коренных, а потому они и разрушаются гораздо быстрее. Да и коренные зубы будут гораздо меньше подвержены кариесу, если вырастут на месте здоровых молочных зубов.
Семья
Очень хорошо, когда к вам в гости приходят другие дети. Скажите детям, что все они - одна семья, и распределите роли: мама, папа и ребенок. Могут быть и другие персонажи, в зависимости от того, сколько собралось детей.
Мама и папа будут воспитывать ребенка, вместе играть, гулять. Можно изобразить, что малыш заболел, а они его лечат. Семья может поехать отдыхать, Словом, сюжетов предостаточно - их подсказывает сама жизнь.
На ваших глазах дети создадут свою модель семейных отношений. Наблюдая за этой игрой, вы получите массу интересной и полезной информации о том, что тревожит малышей, какой они видят свою семью, чего боятся и что хотели бы изменить в отношениях со старшими.
• Игра развивает воображение, мышление, речь.
Послушаем специалистов
Совместная игра детей разного возраста полезна и большим, и маленьким. Старшие дети знают множество игр и задают общую линию поведения. Они распределяют роли, а малыши с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт.
Запутывалка
Запутывалка - очень веселая и увлекательная игра. Встаньте с малышом друг против друга. Предупредите его, что сейчас ему придется быть очень внимательным.
Называйте какую-нибудь часть тела и дотрагивайтесь до нее. Малыш тоже - с вами одновременно.
Произнесите: «Ухо!» - и дотроньтесь до него. Малыш тут же повторит ваши действия. Похвалите его - он все правильно сделал!
А через какое-то время попробуйте запутать малыша. Скажите: «Нос!» - а дотроньтесь до уха.
Кстати, ребенок любого возраста справится и с ролью ведущего.
• Игра способствует развитию координации движений и внимательности.
Послушаем специалистов
Появление и развитие речи расширяет возможности ребенка. Теперь он может говорить уже не только со своими близкими, но и с малознакомыми людьми, в том числе со сверстниками. Он уже ничего не делает молча - все время что-то приговаривает.
Что внутри?
Назовите слово «дом» и спросите малыша: «Что в нем находится?» А он назовет любой предмет, который находится в доме, например, стол. Ответил? Отлично! Значит, играем дальше.
Называйте первое слово, а малыш - второе:
шкаф - свитер,
пузырек - лекарство,
кастрюля - суп,
дупло - белка,
улей - пчелы,
нора - лиса,
автобус - пассажиры,
корабль - матросы,
больница - врачи,
магазин - покупатели.
А теперь сыграйте наоборот. Пусть малыш ответит, где могут находиться предметы, которые вы называете.
• Игра способствует развитию интеллекта, сообразительности и находчивости.
Послушаем специалистов
Приблизительно в 2-3 года ребенок начинает играть со сверстниками. Это очень важный этап в становлении личности. Объясните ему, что в каждой игре есть свои правила. Если у вашего малыша ярко выражены задатки лидера, ему труднее подчиняться общепринятым правилам. Отводите ему в играх разные роли, а не только те, которые ему нравятся.
Что сначала, что потом?
Комментируйте свои действия: «Сначала мы книжку откроем, а потом будем читать» или «Сначала мы карточки достанем из коробки, а потом будем рассматривать». Ну что, малыш все понял? Тогда пусть продолжит начатые вами фразы:
Сначала чай наливают, потом ... (пьют).
Сначала человек ложится спать, потом ... (встает).
Сначала самолет взлетает, потом ... (садится).
Попробуйте произнести «неправильные» фразы, в которых нарушены последовательность действий или смысл. Пусть малыш поймает вас на ошибке!
Через какое-то время вы сможете поменяться ролями: малыш будет начинать фразы, а вы - продолжать.
• Игра способствует развитию интеллекта, логичности мышления.
Послушаем специалистов
Если ребенок большую часть времени играет сам и не слишком стремится к общению с вами, для начала уберите часть игрушек и оставьте в основном те, в которые лучше играть в компании. Попробуйте организовать в его присутствии игру между собой. Глядя на маму и папу, которые, по-детски ликуя и радуясь, катают друг другу мячик, малыш наверняка захочет к ним присоединиться.
Поиграем в «Репку»
Репку мы сажали
(пальцами как будто роете лунку на детской ладошке);
Репку поливали
(перебирая пальцами, имитируйте, как льется вода из лейки).
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики),
Хороша и крепка
(ладонь оставьте открытой, пальцы согните, как крючочки.
Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните - каждый в свою сторону)!
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух (расцепите руки)!
• Игра способствует развитию мелкой моторики и укреплению мышечной силы рук.
Послушаем специалистов
Дети очень наблюдательны. И если в присутствии ребенка они говорят о человеке хорошо, а за глаза - плохо, то нет ничего удивительного в том, что впоследствии ребенок начнет поступать точно так же.
Что бывает ...
Расскажите малышу: «Мягким может быть хлеб, или подушка, или … Что еще?» Пусть малыш продолжит начатую вами фразу. Если ему никак не придумать, подскажите.
Затем переходите к другому признаку: «Твердым может быть шоколад, или кубик, или ... Что еще?» Малыш вспомнил? Замечательно!
Когда он ответит, задайте следующий вопрос: «Может ли мячик быть одновременно желтым и зеленым? А мягким и жестким? А большим и маленьким?»
Вообще, эта игра очень удобная, в нее можно играть везде: сидя в машине или в очереди к врачу, по пути в детский сад, дома и на прогулке.
• Игра способствует развитию мышления, внимательности, речи.
Послушаем специалистов
Малышу еще нет трех лет, а он вдруг перестал бас слушаться. Просто у малыша появились собственные желания и намерения, которые он пытается противопоставить вашим требованиям.
Что будет, если …
Малыши так любят задавать вопросы! Теперь настала ваша очередь: вы будете спрашивать, а малыш - отвечать. Спросите его:
Что будет, если я встану ногами в лужу?
Что будет, если в ванну с водой упадет мячик?
Что будет, если добавить в воду краску?
А теперь пусть малыш задает вам вопросы. Они у него всегда наготове!
• Игра способствует развитию интеллекта.
Послушаем специалистов
На детской площадке зачастую можно увидеть такую картину: стоит одному малышу обратить внимание на другого, как тут же рядом оказываются расторопные бабушки или няни: «Посмотри, Ванечка, какая девочка к тебе подошла! Ну-ка, спроси, как ее зовут?» И тут же подбегает мама девочки: «Катюша, дай Ванечке сбою лопатку поиграть! Вы теперь друзья!» и т. д. Конечно, дети такого возраста еще не готовы к тому, чтобы осознанно общаться. Поэтому родители должны следить, чтобы карапузы друг друга не обидели ненароком. Не стоит акцентировать внимание на произошедшей неприятности, лучше просто отвлечь ребенка.
Заплети косичку
Доставьте удовольствие своей крохе: прикрепите ленточки и веревочки к стене или столу так, чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии, а нижние оставались свободными. Покажите малышу, как заплетаются косички на кукле: «Вот какая у нас Ляля стала красивая!» А теперь пусть он потренируется на приготовленном вами тренажере,
Если у малыша пока не получается плести настоящие косички, пусть он смотрит, как это делаете вы, а сам потом расплетает. Это тоже интересно!
• Игра способствует овладению такими действиями, как наматывание, разматывание, плетение. Они очень важны для развития согласованности и точности движений рук.
Послушаем специалистов
В поисках человека, который на некоторое время должен стать для ребенка «второй мамой», полагайтесь не только на данные, предоставленные агентством, но и на собственную интуицию: как правило, она не подводит.
Магазин
Наверняка ваш малыш хотя бы иногда ходит с вами в магазин. Там очень интересно! Чего только нет: и продукты и книжки, и игрушки! А почему бы вам не поиграть в магазин дома?
Отличная идея! Разложите на полках товар: вместо картошки - камешки, вместо соли и сахарного песка - настоящий песочек, а вместо пачек молока или сока - пустые спичечные коробки. Вариантов множество - подключите фантазию! Напишите ценники крупными цифрами, теми, которые ребенок уже знает.
А деньгами могут быть пуговицы. Если на ценнике написано «3», то «платить» надо три пуговицы.
• Игра способствует развитию воображения, совершенствует умение считать.
Послушаем специалистов
В 2-3 года ребенок еще не может контролировать сбои внезапные вспышки гнева. А потому не стоит слишком сильно ругать или стыдить его за проявления агрессии малыш пока не понимает, что поступает плохо. Если вы строго отчитаете его, он может почувствовать себя одиноким незаслуженно обиженным.
Забираемся в домик
У всех сказочных героев есть свой домик. И малышу тоже хочется иметь домик - маленький и уютный. Это легко устроить. Можно составить стулья и накинуть сверху покрывало. Если есть невысокий столик, можно такой же домик устроить под ним. А если захотите, купите малышу готовый. Они бывают металлические или пластмассовые, обтянутые тканью и напоминающие палатку. У этих домиков имеется дверь или круглое отверстие - «дупло».
Но появление домика совсем не означает, что малыш будет целый день в нем сидеть. Нет, вы сможете с ним весело играть, например, в пятнашки: вы его «не догоните», если он забрался в домик. Как только малыш в домике скажет: «Раз, два, три!», вы проиграли.
• Игра развивает воображение и создает хорошее настроение,
Послушаем специалистов
Трехлетнему малышу уже недостаточно просто слов о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Ему нужны доказательства. Напевая песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик» (от которого, как известно, остались только рожки да ножки), малыш усваивает золотое правило, которое на нашем, взрослом, языке звучит как: «Не ходи, куда не следует!»
Зайка и капуста
Малыш становится все более самостоятельным, а значит можно предоставить ему полную свободу в инсценировке стишков. Вы будете только читать текст, а малыш сам придумает, какие ему выполнять движения. Итак, читайте:
Зайка шел,
Зайка шел,
Капусту нашел,
Сел, поел и опять пошел.
Зайка шел,
Зайка шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и опять пошел.
Вот как малыш старается! Пусть импровизирует, как хочет, у него это здорово получается!
• Игра развивает координацию движений, пластику и воображение.
Послушаем специалистов
Амбициозные родители не просто следят за интеллектуальным развитием своего чада, но и всячески приучают его демонстрировать свой интеллект. Результатами всегда восторгаются, считая их выдающимися. С самых ранних лет ребенок усваивает, что нужно уметь выделиться в обществе. В результате любая неудача у него будет сопровождаться острыми и болезненными переживаниями.
Ковёр-самолёт
Разложите на полу несколько листов цветной бумаги. Объясните малышу: «Это волшебные ковры-самолеты, на которых полетят игрушки. Они должны быть такого же цвета, как ковер, а то он не полетит».
Показывая лист бумаги, сравнивайте цвета: красный как помидор; желтый как песок; зеленый как травка; синий как небо; белый как снег.
Пусть малыш найдет игрушки, подходящие по цвету к каждому из ковров. Итак, рассадили игрушки и… полетели!
Но тут вдруг началась буря, и ветер унес ковры-самолеты в тридевятое царство. А игрушки упали на землю и перемешались. И вдруг они услышали голос доброго волшебника: «Если вы вновь соберетесь в группы по цветам, ковры-самолеты вернутся, и можно будет продолжить путешествие». Теперь пусть малыш попробует собрать игрушки без вашей подсказки.
• Игра совершенствует знание цветов, развивает воображение.
Послушаем специалистов
Малыш проснулся с плачем посреди ночи? Видно, ему приснилось что-то плохое. Подойдите к нему, возьмите на руки и успокойте. Скорее всего, он заснет прямо у вас на руках, и можно будет опять положить его в кроватку.
Помоги бабушке
Смешайте в мисочке немного гороха и фасоли и предложите крохе рассортировать их по разным тарелкам. Покажите, как можно брать фасоль и горох: тремя пальцами большим и указательным пальцами, большим и средним и т. д. Таким же образом можно сортировать и макароны разной формы.
• Игра развивает мелкую моторику пальцев, творческие способности ребенка.
Послушаем специалистов
Есть семьи, где родители постоянно заняты и ребенок предоставлен сам себе. Его игры, как правило, - это имитация взрослой деятельности. С малых лет ребенок наблюдает за окружающими и старается осмысливать их поступки самостоятельно. А это значит, что он живет в своем мире, куда пускает не каждого. Скорее всего, он вырастет человеком, про которого точно ничего нельзя будет сказать, кроме того, что он «себе на уме».
Зарядка для языка
Пришло время сделать зарядку. Нет, не для ручек и ножек, а для язычка, чтобы он лучше выговаривал слова!
Сядьте напротив малыша и читайте стишок, сопровождая слова действиями.
А малыш пусть сначала просто смотрит, а потом попробует повторить. Итак, начали:
Погулять язык собрался (откройте рот);
Он умылся
(кончиком языка быстро проведите по верхним зубам),
Причесался
(несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и спрячьте обратно),
На прохожих оглянулся (проведите языкам по губам),
Вправо, влево повернулся (поверните язык в указанные стороны),
Вниз упал, наверх полез (опустите язык, а потом поднимите),
Раз – и в ротике исчез (спрячьте язык во рту).
• Игра тренирует артикуляционный аппарат.
Послушаем специалистов
При задержке речевого развития нужно прежде всего вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Всем предметным действиям следует придать «человеческий» характер: куклу - жалеть, кормить, называть по имени, обезьянку - лечить, играть с ней.
А ещё …
Вот одна из тех игр, в которые можно играть где угодно: дома, на прогулке, в поезде и в очереди к врачу.
Вы начинаете фразу, малыш должен продолжить перечисление:
Воду можно пить, ею можно умываться, а еще ...
Залезать можно на кровать, на лестницу, а еще ...
Теперь постройте фразы по-другому:
На кровати лежат, а на стуле ...
Котлеты жарят, а суп ...
Песок в ведро насыпают, а воду ...
Попробуйте поменяться ролями: малыш начинает, а вы продолжаете.
• Игра развивает интеллект и сообразительность, расширяет кругозор.
Послушаем специалистов
Учтите, что маленькие дети могут быть крайне несправедливыми. Если несколько малышей на вашей площадке уже целых три дня как научились строить песчаные крепости или спускаться с детской горки, то они чувствуют себя героями. Те детишки, которые присоединились позже и еще не умеют этого делать, будут единодушно награждены презрением и окажутся в изоляции.
Съедобное - несъедобное
Все игроки выстраиваются в ряд. Ведущий с небольшого расстояния бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет - отбить (или просто не ловить).
«Кто дал больше всего правильных ответов? Кто самый внимательный? Выходи в круг - будешь ведущим».
Самый лучший способ сбить всех с толку - назвать подряд несколько съедобных предметов, а потом вдруг - раз! - назвать несъедобный. Кто-то может случайно «съесть» змею или табуретку. Или наоборот: отказаться от арбуза или мороженого.
• Игра совершенствует сообразительность и реакцию.
Послушаем специалистов
Существуют разные причины застенчивости. Это может быть наследственная черта, результат особенностей боепитания или недостаточного общения с другими детьми. Нужно поощрять самостоятельность ребенка, тогда он научится отстаивать свои права.
Кто разбудил щенка?
Пусть малыш принесет все свои игрушки, которые издают звук: колокольчик, погремушку, свистульку, барабан, дудочку и музыкальную шкатулку.
Вам понадобится также какая-нибудь мягкая игрушка. Ну, например, плюшевый щенок.
Уложите щенка - пусть он поспит. А вы тем временем возьмите любую из звучащих игрушек - малыш не должен видеть, какую именно. Вы можете держать руку с игрушкой за спиной или спрятать ее под большим платком. Пришло время будить щенка! Потрясите игрушкой. Щенок проснулся - кто его разбудил? Пусть малыш отгадает! И не просто отгадает, а опишет эту игрушку, какие звуки она издает.
• Игра развивает слух и память.
Послушаем специалистов
Общаясь с трехлетним ребенком, вы, как правило, уже можете обсуждать такие явления и события, которые нельзя увидеть здесь и сейчас. Например, вы можете говорить о дожде, хотя светит солнце, с птицах, которые улетели в далекие страны, и т. д. Такое общение называется внеситуативным: оно существенно обогащает внутренний мир ребенка.
Как зовут зверят?
Это игра под названием «Вопрос - ответ». Если малыш уже хорошо говорит, он будет с радостью отвечать вам. д если ему пока еще отвечать трудно, озвучивайте ответ сами.
Сначала расскажите малышу:
Как зовут детенышей собачки? Щенки!
Как зовут детенышей кошечки? Котята!
Как зовут детенышей коровы? Телята!
Как зовут детенышей курочки? Цыплята!
Как зовут детенышей овечки? Ягнята!
Как зовут детенышей утки? Утята!
А теперь пришло время задавать вопросы. Может, малыш на них ответит? Кстати, потом вы сможете сыграть наоборот: вы будете называть детенышей, а малыш отвечать, кто их мама,
• Игра способствует развитию памяти и речи.
Послушаем специалистов
Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, поэтому, произнося его, одновременно показывайте ему соответствующие предмет или действие. Новые слова повторяйте по нескольку раз - так ему будет легче запомнить.
Наблюдаем за Луной
Луна все время меняется: сегодня она круглая, как мяч, через какое-то время - тонкая, как лезвие ножа. Обратите на это внимание своего малыша. Несколько вечеров подряд понаблюдайте вместе за Луной. Обсудите, как меняются ее размер и форма. Каждый вечер рисуйте Луну такой, какой вы ее увидели. Потом будет интересно сравнить рисунки.
Придумайте определения, которыми можно описать Луну в разных фазах: полная, круглая, тонкая, рогатая.
• Игра развивает наблюдательность и воображение, расширяет кругозор.
Послушаем специалистов
Для чего нужны запреты, если они нарушают свободу? Но ведь именно благодаря запретам мы знаем те правила, по которым можно жить. Мы бы не представляли, что такое «приятно» или «хорошо», если бы нам не было известно, что такое «больно» и «плохо». Вот почему многие «табу», которые мы ставим перед ребенком, служат ему своеобразной страховкой. Опираясь на запреты, он может безбоязненно двигаться вперед, зная что все делает верно.
Волк и зайчата
Эта игра коллективная.
Читайте такой стишок:
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
В это время «зайчата» скачут по комнате. А вы читаете дальше:
А мы прячемся в кусты,
Не найдешь теперь нас ты!
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся - иди!
«Зайчата» присаживаются на корточки и сидят не шевелясь. «Волк» проходит между ними: кто пошевелится, того он уводит с собой. «Зайчонок», оставшийся сидеть неподвижно, - выиграл.
• Игра развивает координацию движений, реакцию и поднимает настроение.
Послушаем специалистов
Если ваш ребенок не хочет делиться игрушками, это вовсе не означает, что он Жадничает. Малыш просто научился отделять себя от других, сбои игрушки от чужих. Точно так же он не хочет «делиться» своей мамой и очень ревниво реагирует на то, что его мама может уделять внимание другим детишкам.
Шишкин праздник
Установите на небольшом расстоянии от малыша ведер- о чтобы он пытался забрасывать туда шишки,
Если собралась целая компания взрослых и детей, можно поиграть в такую игру. Выкопайте в земле на одной линии три небольшие ямки. Отойдите от первой ямки на несколько шагов и попробуйте забросить в нее шишку. Если попытка удалась, бросьте по шишке во вторую и третью ямки. Промахнулись - уступите место следующему игроку. Нужно только уравнять шансы с малышами: они будут кидать шишки с близкого расстояния, а вы отойдете подальше.
Самый меткий получает приз и почетное звание «Верный глаз»,
• Игра развивает меткость и координацию движений.
Послушаем специалистов
В эти годы первый и главный враг физической подготовки - телевизор. Пусть ребенок с самого раннего возраста привыкнет к тому, что в вашей семье занятия домашним хозяйством и физическая активность имеют приоритет над просмотром телевизионных программ.
Удивительная клякса
Для этой игры вам понадобятся самые обычные чернила и лист чистой бумаги. Капните на середину листа небольшую кляксу и сложите лист пополам. Потом раскройте лист и дайте кляксе высохнуть.
Все, можно звать маленького фантазера! Пусть он придумает, на что похожа эта клякса.
Спросите его: «А что если пририсовать ей глазки, ротик, ручки, ножки, хвостик? Кто получится?» Если окажется, что получилось загадочное существо, Придумайте ему вместе с малышом имя и сочините про него интересный рассказ. Какой простор для неуемной детской фантазии!
• Игра развивает воображение и творческие способности.
Послушаем специалистов
Дети очень любят праздники, особенно когда в гости приходят другие малыши. Устройте спектакль или концерт. Дети могут выступать и сами, и вместе с родителями. Второй вариант лучше, потому что дети часто стесняются, а показать вместе с мамой и папой заранее подготовленную дома сценку проще и интереснее.
Совершенствуемся в счете
Как быстрее научить малыша считать? Конечно, с помощью игры.
Можно, например, пересчитывать пальчики на руках, напевая песенки-потешки или читая веселые стишки:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!
Принесли его домой,
Оказался он живой!
Пересчитывайте с малышом различные предметы в квартире. Пусть малыш покажет на пальчиках, сколько яблок на столе, сколько стульев в комнате, А одновременно показывайте ему изображения цифр, чтобы он научился соотносить число с количеством предметов.
• Игра способствует развитию мышления, речи, сообразительности и памяти.
Послушаем специалистов
Все любят праздники. А самый долгожданный праздник для каждого малыша - день рождения. Сначала он показывает на пальчиках, сколько ему лет: годик, два. Хорошо бы, чтобы «три» он произнес сам.
Море волнуется - раз!
А вот игра, в которую любят играть все дети. Вы тоже играли в нее, когда были маленькими. Сначала нужно выбрать водящего. Спорить не надо: на этом месте побывает каждый. Итак, водящий произносит такие слова:
Море волнуется - раз!
Море волнуется - два!
Море волнуется - три!
Морская фигура, на месте замри!
Сначала все малыши прыгают, пляшут и размахивают руками, изображая волны. А при слове «Замри!» застывают на месте в той позе, в которой в этот момент находились.
Водящий проходит между фигурами и выбирает ту, которая ему больше всех понравилась. Именно эта «фигура» теперь будет водить. Но сначала он дает команду:
Раз, два, три!
Фигура, отомри!
Ну вот, все задвигались, заплясали - можно начинать игру сначала!
• Игра развивает координацию движений.
Послушаем специалистов
Если вы решили определить малыша в детский сад, заранее обратите внимание на режим дня. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того бремени, когда бы планируете выходить
Путаница
Попробуйте сказать ребенку перепутанные фразы со смешным значением; «Пол стоит на столе», «Диван лежит на папе», «Потолок висит на лампочках» и т. д.
Конечно, малыш сразу же заметил ошибку. Посмотрите, как весело он хохочет.
А теперь поменяйтесь ролями. Пусть малыш составляет перепутанные фразы, а вы будете из этих слов составлять правильные предложения. Постепенно усложняйте игру, делая менее явные ошибки. Например: «На улице очень жарко, поэтому мы наденем пальто, шапку и валенки».
• Игра способствует развитию речи, мышления, внимательности и сообразительности,
Послушаем специалистов
В этом возрасте полезны игры, основанные на имитации. Взрослый говорит в присутствии малыша разными голосами за разных зверюшек, а ребенок включается в эту игру. Приучайте малыша менять не только интонацию, но и темп речи.
Поле чудес
В эту игру лучше всего играть летом на пляже. Начертите палочкой на песке небольшой круг - это будет «Поле чудес», как в сказке про Буратино. Теперь попросите малыша отвернуться, а сами возьмите какую-нибудь маленькую игрушку и положите в коробочку.
Закопайте «клад» в любой части «Поля чудес». Все, зовите малыша! Пусть возьмет совочек и попробует найти «клад». Нашел? Молодец! Теперь нужно открыть коробочку и назвать предмет.
Ну а сейчас очередь малыша закапывать клад. Пусть положит в коробочку то, что найдет: камушек, ракушку или простую щепку. А вы не подглядывайте! Все, «клад» зарыт, можете идти искать.
Во время игры можно пользоваться ориентирами: «холодно» (далеко от «клада»), «теплее» (ближе к «кладу»), «горячо» («клад» найден).
• Игра увлекает ребенка, позволяет весело и интересно провести время.
Послушаем специалистов
Родителям необходимо помнить о том, что самооценка ребенка в первую очередь зависит от их отношения к нему.
Домики
Возьмите два пластмассовых обруча, положите их на некотором расстоянии друг от друга. Это будут «домики». В одном «домике» у вас будут жить игрушки (шишки, камешки), которые нужно будет «переселить» в другой «домик».
Каждый малыш берет игрушку и переносит ее в другой обруч. Затем возвращается за следующей, и так до тех пор, пока не перенесет все предметы.
Вы можете усложнить игру: пусть малыши двигаются на цыпочках или на пятках, прыжками или приставным шагом. Проведите мелом на асфальте линию и предложите малышам пройти по мостику из одного домика в другой. Разложите на пути у малышей принесенные из дому листы бумаги, чтобы они топали по «кочкам».
• Игра развивает двигательную активность и координацию движений.
Послушаем специалистов
Основные двигательные навыки для последующих занятий спортом - это умение ловить и бросать мяч, бить по нему битой, ракеткой или просто ногой.
Перышки
Когда вы отправитесь с малышом на прогулку, попробуйте найти насколько перышек. Если малыш совсем еще маленький, просто покажите ему как перышко может летать, А если малышу уже 2-3 года, вы можете устроить соревнование по запуску перышек.
Встаньте с малышом на одну линию, положите на ладони по перышку и дуйте на них, чтобы они летели дальше и выше. Посмотрите, как малыш старается - надувает щечки! А вы тем временем рассказывайте ему что перышки - это «одежда» птичек, что они бывают разного цвета и размера - ведь птички тоже разные. Обратите внимание малыша на то, как летит перышко и как оно плавно опускается на землю.
• Игра знакомит ребенка с понятиями «легкий» и «летающий».
Послушаем специалистов
С самых ранних лет ребенок слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми: родителями, учителями, ровесниками, посторонними лицами. Мнения эти не всегда одинаковые, а порой даже очень противоречивые. Ребенок выбирает для себя любые из них, чаще принимая те, которые лестны для него или б данный момент чем-то выгодны.
Веселый зоопарк
Наверняка у вас дома много игрушек-зверюшек. А значит, можно поиграть с малышом в зоопарк, Возьмите карточки и четкими печатными буквами напишите на них названия животных, которые будут участвовать в игре, расскажите немного о них: кто где живет, что ест, как «говорит».
Разложите на полу или на столе карточки с подписями. Скажите малышу: «Это зоопарк, где живут зверюшки. Их сюда привезли из разных мест и каждому дали свой „домик". Видишь, на каждом „домике" надписи».
Пусть малыш поможет животным «расселиться в домики». В первые 2-3 занятия прочитывайте малышу названия «домиков». А потом дайте ему возможность самому угадать, кто где должен поселиться.
• Игра расширяет кругозор, развивает речь, пополняет словарный запас ребенка.
Послушаем специалистов
Не сравнивайте успехи своего ребенка с достижениями других детей. Одобрение и поддержка гораздо действеннее язвительного укола: «Смотри, а Ваня уже это давно знает!» Вы же не хотите, чтобы ваш малыш замкнулся в себе!
Чудесная капуста
Что может быть приятнее сюрприза? Только много сюрпризов! До чего же любят их малыши! Чем бы удивить свою кроху? Вы можете делать это постоянно. Например, приехав летом на дачу, покажите такой «фокус». Пока малыш спит, сходите на грядку и выберите самый большой кочан капусты. Между ее листьями положите маленькие конфетки - в фантиках, конечно. А потом, во время прогулки, подведите малыша к заветному кочану. Скажите так: «Эта капуста не простая, а волшебная. Давай посмотрим, не выросло ли на ней что-нибудь вкусненькое?» Пусть малыш сам раздвинет капустные листы и найдет конфетки. Представляете, в каком он будет восторге?
• Игра приносит радость, поднимает настроение, создает ощущение сказки.
Послушаем специалистов
Сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Они склонны отступать или раздражаться при встрече с новыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери, большая часть из них впоследствии становятся несмелыми, излишне осторожными людьми.
Сказка со счастливым концом
Дети обожают слушать сказки. Единственное, что может их огорчить, - это грустный конец сказочной истории. Не беда! Придумайте вместе другой конец - счастливый. Пусть в вашей сказке Колобок перехитрит Лису, убежит от нее и вернется к бабушке и дедушке. Ведь они так любят его и ждут.
«И Колобку стало стыдно, что он доставил им столько огорчений. Он вернулся, и больше никогда от них не убегал. И жили они долго и счастливо». Так можно переделать любую сказку, открывая малышу простые истины: нужно уважительно относиться к старшим, слушаться их и вообще ценить людей, которые тебя любят. И тогда любая история получится со счастливым концом! • Игра развивает воображение и творческие способности.
Послушаем специалистов
На формирование повышенной тревожности и застенчивости могут влиять следующие факторы: излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери, завышенные требования и ожидания по отношению к ребёнку.
Бабушкин чемодан
У бабушки всегда много подарков для малыша. Но она приезжает не каждый день, поэтому придется немного пофантазировать. «Давай, малыш, представим, что привезет бабушка в своем чемодане!»
Говорите: «К нам едет бабушка и в своем чемодане везет ... (например, тапочки)».
Теперь пусть малыш повторит всю фразу, а к ней добавит еще одно слово. Например: «К нам едет бабушка и в своем чемодане везет тапочки и платье». Дальше вы повторяете то же самое и добавляете еще одну вещь. Так постепенно ваше предложение станет длинным-длинным.
Чтобы было еще интереснее, возьмите настоящий чемодан, сложите в него вещи и по очереди доставайте их. А можно «бабушкины подарки» нарисовать на листках бумаги.
• Эта игра развивает речь, память и воображение.
Послушаем специалистов
Одни» из препятствий к разбитию речи ребенка могут стать и так называемые «детские слова» типа «бу-бу», «люка», «няка» и др. Обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от него внятного произношения. Главное - терпение: со временем, при правильном воспитании, неточное произношение устраняется само собой.
Чего на cвете не бывает?
Малыши - большие фантазеры. Они так любят что-нибудь придумывать! Вот и предоставьте своему карапузу такую возможность. Пусть он нарисует на бумаге то, чего на свете не бывает. Работа закончена? Рассмотрите рисунок очень внимательно и спросите малыша, что он изобразил. Пусть он придумает название для своей картины. А потом обсудите с ним, правда ли, то, что он нарисовал, в реальной жизни не встречается.
• Игра развивает творческие способности.
Послушаем специалистов
Иногда на рисунке малыша оказывается одна-единственная фигура - самого художника. Причем он, скорее всего, будет такой большой-большой. Это типичный случай детского эгоцентризма. Вся семья - это он. А может быть и так; самого художника на рисунке нет! Видимо, он чувствует, что в жизни мамы после появления второго ребенка ему не осталось места. Еще вариант: все большие и вместе, а сам герой - маленький, да к тому же где-то в стороне. Это может означать, что ребенок одинок.
Украсим елочку
Вы уже с малышом украшали новогоднюю елку? Тогда он знает, какое это приятное и радостное занятие. Но, к сожалению, Новый год, как и день рождения, только раз в году. Но мы выход найдем: поиграем в елочку.
Нарисуйте на альбомном листе елку и сделайте в ней несколько прорезей. А из цветной бумаги вырежьте елочные украшения: шары, звездочки и фигурки зверюшек. Сколько прорезей - столько и игрушек. К каждой игрушке приклейте картонную палочку.
• Игра развивает воображение и мелкую моторику.
Послушаем специалистов
Одно и то же качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях - как недостаток. Например, стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость. К тому же застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом и повышенным чувством ответственности. Задача родителей - помочь им раскрыть свои таланты.
Похожие статьи:
Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста
Игры на развитие физических качеств для детей 2-3 лет
Игры на развитие мышления для детей 2-3 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!