Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Благодатная Осень»

Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников

Игры, стимулирующие познавательную деятельность у детей дошкольного возраста

Времена года

Подбери правильно

Для игры вам потребуется дидактический материал: репродукции с изображениями времен года по сезонам, например ранней осени, поздней осени, начала зимы, середины зимы, конца зимы и т. п. Кроме этого, подберите к каждой теме по 5-7 маленьких картинок. На них могут быть изображены явления или предметы, характерные для определенного времени года, например, снежинка, ветка сирени, желтый лист дерева, птенцы в гнезде.

Предложите ребенку к каждой репродукции подобрать соответствующие картинки. Наборы карточек должны постоянно меняться. Необходимый материал можно находить в журналах, газетах, старых раскрасках, распечатать на принтере.

Лето

Прочитайте ребенку стихи С. Маршака из серии «Круглый год».

Июнь

Пришел июнь.

«Июнь! Июнь!» —

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь —

И весь он разлетится.

Июль

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

Август

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зернами

Черными

Набит.

Попросите ребенка подумать и объяснить, почему в названиях всех 3 стихотворений упомянуты летние месяцы; какая деталь указывает на то, что описывается определенный период (июнь — разлетающийся одуванчик и т. п.).

По сезону

Подготовьте карточки с изображением разных предметов, ассоциирующихся с определенным временем года, например надувного круга, сачка, грибного лукошка, бумажного кораблика и т. п.

Предложите ребенку угадать, почему вы объединили эти предметы и, в свою очередь, разделить их на группы. Если малыш затрудняется, помогите ему наводящими вопросами.

Группы должны создаваться по принципу: лето, осень, зима, весна.

Ягода-малина

Разложите на тарелке 2 вида летних ягод (малина, смородина) и их листочки. Предложите малышу разделить ягоды и подобрать к каждой свои листики. После того как задание будет выполнено, устройте ягодный пир для кукол.

Весенние приметы

Поговорите с ребенком о том, что для каждого времени года характерны свои признаки. Например, для осени — желтые листья, для зимы — снег, для весны — ручьи, для лета — обилие цветов, бабочки и т. п. Попросите малыша рассказать о своих наблюдениях за природой в то или иное время года.

Прочитайте стихотворение.

Шумит на речке ледоход,

В саду хлопочет садовод.

Забавно чибисы кричат,

Ворона кормит воронят.

Резвится теплый ветерок,

Проснулся первый мотылек.

И песня зяблика слышна:

— Пришла весна, пришла весна.

(В. Алферов)

Предложите ребенку перечислить те весенние приметы, о которых идет речь в стихотворении.

Попробуйте «нарисовать» весну красками.

Сделайте подборку стихов о каждом времени года, прочитав стихи, делайте зарисовки на бумаге.

Дело было в январе...

Предложите ребенку поочередно говорить предложения, описывающие какое-либо время года. Например, тема занятия «Осень»:

— облетают листья;

— идут дожди;

— птицы улетают на юг;

— становится холодно;

— люди надевают теплую одежду;

— дети идут в школу.

Выигрывает тот, кто придумает больше предложений.

Определи листья

Вырежьте из картона листья разных деревьев — клена, дуба, березы, осины. Цвет листьев должен повторять осеннюю гамму. Разрежьте каждый лист на несколько частей. Предложите ребенку сложить каждый листочек и определить, с какого дерева он слетел. Предложите малышу вспомнить и рассказать стихотворение об осени. Усложняя задание, добавьте листья тех же деревьев зеленого цвета. Задача ребенка — выбрать только осенние листья.

12 месяцев

Вырежьте из картона круг большого диаметра. Разделите его на 12 секторов. В каждом из них напишите название месяца года. Предложите ребенку закрасить сегменты в соответствии с принадлежностью к определенному времени года: летние месяцы — красным цветом, зимние — голубым, осенние — желтым, весенние — зеленым. Прикрепите к центру круга стрелку, острие которой должно указывать на текущий месяц. Просите малыша переводить стрелку в начале каждого месяца.

Изучаем время

Вчера, сегодня, завтра

Приступая к изучению категории «время», сформируйте у ребенка представление о таких понятиях, как «сейчас», «вчера», «завтра», «было», «есть», «будет». Предложите малышу поиграть в «телефонные разговоры». Первому собеседнику (ваш выбор) он расскажет о том, чем вы занимались вчера, второму — что вы делаете сейчас и, соответственно, третьему — о планах на завтра. Следите за тем, чтобы ребенок употреблял глаголы нужной формы, мягко исправляйте его, если он ошибается.

Было — стало

Вы называете ребенку какой-либо предмет. Задача малыша — представить его эволюцию. Например: «Дерево». — «Было семя, стало ростком, затем — саженцем, потом — деревом»; «Дом». — «Сначала — фундамент, затем — первый этаж, второй; «Книжная полка». — «Сначала — дерево, затем — доски, потом полка».

Утро, день или вечер

Вы описываете время суток, ребенок должен догадаться — какое. Например:

— на траве лежит роса. Цветы раскрывают свои бутоны. Пастух гонит коров на пастбище. Петух взлетел на забор и громко закричал: «Ку-ка-ре-ку!»;

— все затихло. На небо вышла луна. Мальчик спит в своей кроватке. Сова вылетела на охоту.

Разложи по порядку

Подберите картинки с изображениями последовательных действий, например: мальчик спит, мальчик умывается, завтракает, идет в школу. Разложите карточки, нарушив последовательность. Предложите ребенку поменять картинки местами, восстановив порядок действий.

Секунды и минуты

Обратите внимание ребенка на движение секундной, минутной и часовой стрелки — первая бежит по кругу быстро-быстро, вторая — чуть медленнее, а третья так медленно, что ее передвижение и заметить-то трудно. Расскажите малышу, что время принято обозначать часами, минутами и секундами. Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Ивановой «Временасуток».

Зайка объяснял Мишутке

Про секунды и минутки:

«За секундочку ты сможешь

Снять с куста малинку.

За минутку их положишь

Шестьдесят в корзинку!

До краев ее как раз

Ты наполнишь через час!»

Наглядно продемонстрируйте движение времени — выберите момент начала новой минуты (секундная стрелка — на 12) и посчитайте до 60, предложив ребенку в это время наблюдать за секундной и минутной стрелками. После того как первая сделала полный круг, вторая продвинулась на одно деление. Пересчитайте деления, указывая на каждое. Одно деление — 1 минута, 60 делений — 60 минут, или 1 час. Предложите малышу проверить, что можно сделать за 1 секунду (сказать «раз»), за 1 минуту (взять с полки книгу и открыть ее), за 1 час (погулять).

Твое время

Предложите ребенку понаблюдать за его режимом дня: как располагаются стрелки на часах, когда он просыпается, завтракает, идет гулять: «Большая стрелка — на 12, а маленькая — на 8, значит, ты проснулся в 8 часов». Сделайте часы для куклы (можно использовать старый будильник). Обыгрывайте различные ситуации: кукле пора завтракать, какое время должны показывать часы? Когда кукла пойдет на прогулку? (обозначить на часах). Какое время мы выставим на часах, если кукла ложится спать?

Сколько времени?

Нарисуйте несколько циферблатов. На каждом из них обозначьте разное время: 12 часов, 1 час, 2 часа и т. д. Называйте ребенку определенное время и просите выбрать нужный циферблат.

Моя семья

Рассмотрите вместе с ребенком семейные фотографии, раскладывая их в хронологическом порядке: «Вот бабушка. Здесь она молодая, папа у нее еще не родился. А вот — маленький папа. Папа пошел в школу. На этой фотографии мы с папой уже вместе, но ты еще не появился. А вот и ты. Видишь, какой ты был маленький». Смешайте фотографии, предложите ребенку выложить их в первоначальном порядке, опираясь на возраст изображенных на фото людей.

Разноцветная неделя

Сделайте календарь, где каждый день недели будет обозначен определенным цветом. Каждое утро поясняйте ребенку, какой сегодня день, показывая цвет на календаре. Вырежьте из цветного картона 7 кругов, в соответствии с цветом дней. Предложите малышу выложить дни недели, начиная с понедельника. При выполнении задания просите ребенка называть каждый из дней. Усложняя задание, выкладывайте круги, начиная со вторника, среды и т. д.

Прочтите стихотворение, выделяя голосом названия дней недели.

Мы спросили у Емели:

— Назови нам дни недели.

Стал Емеля вспоминать.

Стал Емеля называть.

— Дядька крикнул мне «бездельник» —

Это было в понедельник.

На забор я лез, и дворник

Гнал меня метлой во вторник.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку —

Изорвал себе рубаху.

А в субботу — вот потеха! —

На свинье верхом поехал.

В воскресенье отдыхал —

На мосту сидел, дремал.

Да с моста свалился в реку.

Не везет же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели.

(А. Тимофеевский)

Обсудите времяпровождение Емели.

Знакомство с профессиями

Рабочий инструмент

Подберите картинки с изображенным на них разнообразным рабочим инвентарем: молоток, рубанок, фонендоскоп, школьная указка, парикмахерские ножницы и т. п. Разложите их рисунком вниз, попросите ребенка поочередно переворачивать карточки и рассказывать кто и для чего использует данные инструменты.

Подготовьте карточки с изображениями различных инструментов (игла, молоток, пила, мастерок, ножницы, фонендоскоп) или муляжи этих предметов. Сложите их в коробку, предложите ребенку поочередно вынимать тот или иной инструмент и рассказывать, кому и для чего он нужен. Например, игла — портному, чтобы шить, ножницы — парикмахеру, чтобы стричь волосы, а портному — чтобы кроить одежду и т. п.

Повар делает котлеты...

Для игры вам потребуются карточки с изображением людей разных профессий: врач, учитель, строитель, повар, плотник и т. п. Попросите ребенка брать по одной карточке и рассказывать о том, кто на ней изображен: как называется профессия, что делает этот человек. Например: «Это врач. Он лечит людей. Строитель строит дома. Писатель пишет книги. Учитель учит детей».

Закончи стихотворение

Читайте ребенку стихи о представителях разных профессий, делая паузу в конце каждого стихотворения, просите малыша закончить строку.

В сумке плотника найдешь молоток и острый ... (нож).

Инструмент любой у места — и рубанок, и ... (стамеска).

(С. Попов)

В небо синее пилот поднимает... (самолет).

(В. Степанов)

Чтоб не мокли люди под дождем

Кровельщик железом покрывает... (дом).

Ходит кран подъемный — огромной высоты

Подает на крышу железные... (листы).

(С. Баруздин)

Летят опилки белые, летят из-под пилы:

Это плотник делает рамы и... (полы).

(С. Баруздин)

Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).

На глазах у детворы крышу красят... (маляры.).

Доски на гору везем, будем строить новый... (дом).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра).

(Ю. Шигаев)

Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра).

(С. Баруздин)

Народная мудрость

Познакомьте ребенка с народными пословицами о труде, попросите объяснить смысл каждого выражения. Помогайте малышу наводящими вопросами. Скучен день до вечера, когда делать нечего.

Хочешь есть калачи — так не сиди на печи.

Сделал дело, гуляй смело.

Делу — время, а потехе — час.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Мастера по работе видно.

Терпение и труд все перетрут.

Дело мастера боится.

Землю красит солнце, человека — труд.

Пчела мала, а и та работает.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Нет скуки, коль заняты руки.

Меньше слов, да больше дела.

Под лежачий камень вода не течет.

Собирай по ягодке, наберешь кузовок.

Кто это?

Вы называете действие человека, а малыш угадывает его профессию.

— Лечит, выписывает рецепты.

— Врач.

— Много ездит, перевозит пассажиров, управляет автобусом.

— Водитель.

— Учит детей писать, считать, читать.

— Учитель.

Своими руками

Для игры вам потребуются: воск или остатки использованных свечей, толстые хлопчатобумажные нитки, металлическая миска для нагревания воска. Расплавьте воск, подогревая его на водяной бане. Соблюдайте меры предосторожности, не допускайте контакта ребенка с горячей массой. Остудите воск до слегка теплого состояния, небольшие порции равномерно распределите на плоской поверхности в виде прямоугольников, в каждый вложите нить и сверните плотным «рулетом» — свеча готова.

Чтобы придать изделию оригинальную форму, поместите заготовку в теплом виде в какой-либо сосуд или формочку для песка. Во время занятия обращайте внимание ребенка на то, как меняется консистенция воска при нагревании, как он изменяет форму и, в конце концов, твердеет.

Фокусы

Достаньте кусочек льда из формочки. Предложите ребенку стать волшебником — достать лед из стакана с водой, используя простую нитку. После безуспешных попыток малыша завязать нитку вокруг ледяного бруска поделитесь собственным опытом: положите нитку на лед и посыпьте солью. Через некоторое время, сопровождая свои действия волшебными словами «Крэкс! Пэкс! Фэкс!», вытягивайте нитку вместе с кусочком льда. Раскройте секрет фокуса: соль растапливает лед и нитка «прилипает» к подтаявшему кусочку.

Магниты

Покажите ребенку магнит, расскажите о его свойствах, наглядно продемонстрируйте способность магнита притягивать металлические предметы. Тестирование окружающих предметов на «притягивается — не притягивается» может стать любимым занятием малыша на весьма продолжительное время.

Покажите ребенку «магнитный театр»: положите на лист бумаги или пластиковую тарелку скрепку или другой легкий металлический предмет и предложите подвинуть его, не дотрагиваясь. После того как малыш выскажет свои предположения, проведите магнитом по обратной стороне листа — движение скрепки по листу без видимых механических воздействий будет воспринято ребенком, как настоящее чудо. Предложите крохе действовать самостоятельно.

Выбери правильно

Предложите ребенку стать «магнитом»: вы показываете ему картинки с изображением каких-либо предметов, а он решает, притягивать их или нет, т. е. малыш должен отобрать все металлические предметы.

Удивительно!

Предложите ребенку провести опыт: накройте скрепку или другой металлический предмет тканью, поднесите магнит. Ткань не дает предмету притянуться к магниту. Замените ткань листом бумаги. А теперь? Дайте ребенку возможность экспериментировать, создавая препятствия из различных материалов. В конце игры обобщите полученные сведения.

Радуга

Для игры вам потребуется: таз с водой, зеркало. Дождитесь солнечного дня, поставьте емкость с водой таким образом, чтобы на нее падали солнечные лучи. Зеркало установите под углом 25°. «Поймайте» зеркалом солнечный луч. В результате преломления и отражения луча от зеркала на стене появится радуга. Продемонстрировать ребенку радугу в домашних условиях можно, поставив на белый лист бумаги хрустальный фужер. При этом солнечный луч должен падать непосредственно на сосуд. Поясните малышу, что радуга в небе — это тоже результат преломления солнечных лучей, возникающее после дождя.

Форма и масса

Для игры вам потребуются небольшие весы, два одинаковых куска пластилина или глины. Рассмотрите оба куска пластилина. Какие они? Одинаковые. Предложите ребенку убедиться в этом, взвесив кусочки на весах. Затем измените форму одного куска, вытянув его. поинтересуйтесь у малыша, стала ли эта часть пластилина больше?

Если ребенок отвечает утвердительно, произведите повторное взвешивание — масса пластилина осталась прежней, значит изменение формы не повлияло на этот параметр вещества, кусочки по-прежнему одинаковы.

Что можно сделать, чтобы один кусок пластилина отличался от другого? (оторвать небольшую часть). Продемонстрируйте, взвесив полученный фрагмент на весах.

«Химия» для дошкольников

Сделай вулкан

Для проведения этого опыта вам потребуется: пластилин, столовый уксус, питьевая сода, красный краситель, мыльный раствор.

Слепите из пластилина лепешку — это будет основание вулкана, на ней установите полый конус из пластилина с отверстием наверху — непосредственно вулкан. Приготовьте лаву: смешайте по 1 части мыльного раствора и соды, добавьте несколько капель красителя. Полученную массу вылейте в вулкан и добавьте туда уксус. В результате взаимодействия кислоты и щелочи начнется бурная реакция и из отверстия (жерла вулкана) польется лава — окрашенная пена. Проводя опыт, будьте предельно осторожны, следите за тем, чтобы кислота не попала на кожу или одежду. И не забывайте, что хранить «реактивы» следует в недоступном для детей месте.

Соляной кристалл

Приготовьте перенасыщенный раствор соли. Опустите в него тонкую проволоку с петлей на конце. Оставьте ее в растворе на несколько дней, и вы увидите, как проволочка обрастает кристаллами соли.

Желатиновый цветок

Приготовьте желатиновый раствор: 10 г сухого желатина залейте холодной водой в объеме 50 мл, оставьте до набухания. Затем проварите раствор на водяной бане до полного растворения желатина. Полученную смесь тонким равномерным слоем распределите по пленке и подсушите при комнатной температуре. После того как образуется упругая желатиновая масса, из нее можно вырезать силуэты цветов или животных. Вырезанную фигурку положите на тонкий лист бумаги и подышите на нее. Вы увидите волшебные превращения: увлажненный дыханием желатин увеличится в объеме и цветок (другая фигурка) начнет изгибаться.

Змеиная горка

Для проведения опыта вам потребуется: 4 ст. л. речного песка, этиловый спирт, 1 ст. л. сахарной пудры и 1 ч. л. питьевой соды.

Песок высыпьте на тарелку горкой с углублением на вершине. Полейте его этиловым спиртом. Сахарную пудру и соду тщательно разотрите и засыпьте в ямку на песочной горке. Соблюдая все правила предосторожности, подожгите смесь. Горение будет сопровождаться появлением на поверхности черных шариков и растеканием черной жидкости у основания горки. После того как прогорит весь спирт, из песка появится извивающаяся черная змея. Фокус довольно прост — при горении сахар плавится, а из соды выделяется углекислый газ, благодаря которому «змея» двигается.

Безобидная змейка

Еще одну змейку можно получить посредством обжигания таблетки глюконата кальция. Возьмите ее пинцетом и поднесите к пламени свечи. На ваших глазах из таблетки появится белая довольно крупная змейка.

Огнеупорная нить

Для опыта вам потребуется насыщенный соляной раствор. Пропитайте им длинную нить. После высыхания вновь погрузите ее в раствор. Проделайте это 6- 7 раз. Натяните нить, закрепив концы. После чего подожгите ее. Огонек будет «бегать» с одного конца на другой, в то время как нить останется совершенно целой.

Очевидное — невероятное

Возьмите две свечи разного размера. Обе установите в один стакан — верхний конец одной из них должен находиться на 3-4 см ниже края стакана, а другой — выше. По дну стакана равномерно распределите 1 ст. л. соды. Зажгите свечи и вылейте в стакан 1 ст. л. уксусной кислоты. Выделившийся углекислый газ погасит пламя нижней свечи, в то время, как пламя верхней останется неизменным.

Секретное письмо

Предложите ребенку поиграть в разведчика. Эта профессия сопряжена со множеством тайн и секретов. Посвятите в некоторые из них малыша, например — в тайнопись или буквы-невидимки. Тайные послания можно составлять с помощью обыкновенного молока. Обмакните кисточку в молоко и напишите несколько слов на белой бумаге. Подсушите надпись, а затем покажите ребенку, как проявляются буквы после того, как вы подержите бумагу над горячим паром. В целях безопасности не позволяйте малышу проявлять буквы самостоятельно. Невидимое письмо можно создать и «лимонными» чернилами. Вместо молока используйте лимонный сок, а вместо пара — аптечный йод. После того как надпись высохнет, смочите ее слабым йодовым раствором (несколько капель на стакан воды).

Похожие статьи:

Игры для изучения букв с детьми 3-5 лет

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-8 лет

Игры на развитие восприятия формы у детей 3-7 лет

Игры на развитие памяти и речи у детей 4-6 лет

Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду. Картотека

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!