Подвижные игры для детей начальной школы на улице
Подвижные игры для младших школьников
Прятки
Прятки - простая, но увлекательнейшая игра. В прятки можно играть в любое время года и в любом - чем больше всяких закоулков, тем лучше - дворе. Игра начинается уже с определения водящего. Играющие становятся в круг, а один начинает считать до определенного числа: скажем, до 15. Тот, на кого выпадет это число, выходит из круга, и счет начинается снова. Считающий всегда начинает с себя. Оставшийся последним и становится водящим. Простой счет можно заменить рифмованными считалками.
Самая известная у многих почему-то такая:
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
«Буду резать, буду бить –
Все равно тебе водить».
Бессмыслица, но смешная... А недавно мы узнали очень интересную и полезную с педагогической точки зрения считалку, которую придумали пермские ребята:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж –
Едет жаба на еже.
3, И, К, Л, М, Н, О –
Зайка, глянь ко мне в окно.
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
А у щуки - чешуя.
И в играх весело рассчитываться, и алфавит постепенно запоминается.
Когда водящий таким образом определится, он становится лицом к стене и, закрыв глаза, начинает считать, например до 50, чтобы остальные успели спрятаться. Потом громко кричит: «Раз, два, три, четыре, пять - я иду искать». Если возражающих нет, значит, все успели скрыться. Если кто замешкался, водящий еще считает до десяти. Потом начинает поиски. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все играющие. Обнаруженный первым становится водящим.
А вот интересный вариант игры в одной из книг конца прошлого века. Схема в целом остается прежней, но у места, где считает водящий, например у скамейки, кладется палочка- выручалочка. Обнаружив спрятавшегося, водящий кричит: «Вижу такого-то!» - и бежит к палочке-выручалочке, стучит ею по скамейке и кричит: «Стука-тук, (имя)!»
Но обнаруженный может обогнать водящего, схватить палочку-выручалочку и прокричать: «Стука-тук, выручен!» Тогда водящий обязан дать ему возможность спрятаться снова. Иногда договариваются, что завладевший палочкой выручает не только себя, а и всех найденных и «застуканных» ранее.
К одному из вариантов относится игра «Двенадцать палочек». Вместо того чтобы закрывать глаза и считать до определенного числа, водящий кладет на камень небольшую дощечку. На ее конец, опущенный на землю, укладывают двенадцать палочек. Водящий ударяет ногой по приподнятому концу дощечки, и палочки разлетаются в разные стороны. За время, которое потребуется водящему, чтобы собрать и уложить на дощечку все двенадцать палочек, играющие должны разбежаться и спрятаться.
Потом водящий идет искать спрятавшихся игроков. Найденный выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не разыщет всех игроков. Но есть в игре одна тонкость: когда водящий находится в поиске, игрок может незаметно подобраться к дощечке с палочками и ударом ноги «катапультировать» палочки. И тогда водящий обязан опять их собрать, а ранее пойманные им игроки весело разбегаются перепрятываться.
Вы, конечно, поняли, что выручать, бить ногой по дощечке может только не замеченный водящим игрок. Обнаруженный же игрок терпеливо ждет окончания игры или надеется на выручку, но сам подбивать дощечку с палочками права не имеет.
Если водящий оказался самым расторопным и по очереди обнаружил всех игроков, то найденный первым и становится водящим в новом этапе игры.
Чехарда
Две команды выстраиваются в колонну по одному напротив гимнастических матов, положенных в длину. По сигналу первые и вторые в колонне игроки обеих команд выполняют задание: первые принимают упор присев, а вторые делают длинный кувырок через них и тоже принимают упор присев. Затем кувырок делают первые. Двое игроков, выполнивших задание первыми, приносят своей команде очко. Затем в соревнование вступают следующие двое и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков. В игре может участвовать вся команда одновременно. В этом случае победит та, что закончит игру первой.
Белка в колесе
Две колонны игроков становятся одна напротив другой. Перед ними два гимнастических мата, положенных в длину один за другим. Капитаны команд могут между ними поочередно катить обруч. Игроки должны выполнить кувырок в обруч, не задев его. Когда все сделают кувырок, капитанами становятся следующие по порядку игроки. И так до тех пор, пока каждый из команды не побывает в роли капитана. За неудачный кувырок дается штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.
Вратарь
Игроки строятся в колонну по одному напротив гимнастического мата и по очереди выполняют кувырок вперед с прыжком вверх. В прыжке они ловят мяч, брошенный им навстречу водящим. За пойманный мяч игрок получает очко. Игра повторяется несколько раз. Побеждает тот, у кого окажется больше очков. Игра может быть и командной.
Окно
Два игрока (водящие) становятся друг против друга на одно колено и берутся за руки, образуя «окно». Игроки по очереди выполняют кувырок в «окно». Кто задевает его, получает штрафное очко. Играющих можно разделить на две равные команды и провести между ними соревнование. Каждая команда образует свое «окно». Побеждает команда, игроки которой получили меньше штрафных очков. В дальнейшем можно учитывать и время выполнения задания.
Челнок
Играют две команды. На акробатической дорожке (или гимнастических матах, положенных в длину) проводится мелом линия, отделяющая территории двух команд. По жребию определяется, какая команда начинает соревнование. Один из игроков этой команды, став у линии, выполняет длинный кувырок, стараясь прыгнуть как можно дальше на территорию противника. Там, где игрок коснулся руками, делается отметка. Игрок другой команды, став у нее, выполняет кувырок в противоположную сторону, стараясь не только возвратить свою территорию, но и занять часть территории противника. Побеждает команда, которой удастся занять территорию противника.
Качели
Ученики выстраиваются в колонну по одному. Двое водящих, держа в руках скакалку, раскачивают ее, как качели. Игроки выполняют кувырок вперед через скакалку в тот момент, когда она приближается к ним, и быстро отбегают в сторону. Кто при этом задевает скакалку, сменяет одного из водящих. Игра повторяется несколько раз. Победителем считается игрок, ни разу не зацепивший скакалку.
Кочки
Игроки выстраиваются в колонну по одному. Перед колонной на полу начерчены (через 45-55 см) четыре кружка, размер которых (в среднем) несколько больше величины ног учеников. Игроки делают переворот в сторону, стараясь «ступать по кочкам». Вначале это будет удаваться далеко не каждому. Но постепенно число игроков, ловко шагающих «по кочкам», становится все больше. И тогда можно провести эту игру, разбив учеников на две команды. Победит та из них, игроки которой меньше допустят ошибок.
Капканы
Играют две команды. На полу начерчен коридор шириной в 4—10 шагов. Это «лес». Команды выстраиваются по обеим сторонам коридора. По жребию определяется ведущая команда, которая расставляет в лесу капканы - кружки (диаметром 10-15 см) из картона или бумаги. Задача игроков другой команды - пройти «лесом», то есть сделать несколько переворотов в сторону, не попав ни в один из капканов. За попадание в капкан игрок получает штрафное очко. Игроки выполняют упражнение поочередно или одновременно по 2-3 человека на достаточном друг от друга расстоянии. Затем команды меняются ролями. Игру можно усложнить, увеличив число кружков и расставив их только на «тропинке», по которой обязательно должны пройти игроки.
Эстафета колес
Игроки делятся на две команды и выстраиваются перед стартовой чертой в колонну по одному на некотором расстоянии друг от друга. Впереди обеих колонн - коридор (ширина его зависит от того, насколько ученики освоили предлагаемое упражнение). По команде впереди стоящие ученики выполняют переворот в сторону. Штрафное очко получает игрок, переступивший линию коридора или закончивший упражнение позднее (если это обусловлено правилами игры). Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.
Слалом
Игроки, разделившись на две команды, выстраиваются в колонну по одному перед стартовой чертой. На некотором расстоянии от нее перед каждой командой лежат в длину три- четыре гимнастических мата, которые и образуют как бы трассу слалома. Три-четыре игрока делают стойку на лопатках. По сигналу учителя впереди стоящие игроки начинают соревнование, выполняя кувырки вперед между препятствиями (игроками в стойке на лопатках), после чего становятся в конец своих колонн. Игроки, выполнявшие стойку на лопатках, отдыхают, затем опять повторяют это упражнение, а на трассу слалома выходят ученики, стоявшие вторыми в колонне, и т. д. После трех- четырех повторений игроки, которые делали стойку на лопатках, становятся в конец колонны, а на их место идут следующие, и игра продолжается.
Заяц и лиса
Гимнастические маты кладутся в несколько рядов на расстоянии 1,5-2 м один от другого. Каждый игрок занимает мат и выполняет стойку на лопатках - «березку». Так вырастает «лес». На охоту выходит лиса (водящий). В лесу она встречает зайца (другой водящий) и начинает погоню за ним. Спасаясь, заяц кружит по лесу вокруг деревьев и, чтобы замести следы, выполняет под березками (на гимнастических матах) кувырки вперед (три-пять). Преследуя зайца, лиса бежит за ним точно по его следу, выполняя те же упражнения, что и заяц. Потом другие игроки сменяют зайца и лису, а они становятся березками. Игра продолжается до тех пор, пока зайцем или лисой не побывает каждый игрок. На другом занятии ребята меняются ролями: зайцы становятся лисами, а лисы - зайцами.
Сторож и зайцы
Три-четыре гимнастических мата образуют длинную дорожку. С одной стороны ее по всей длине натягивается веревочка (на высоте, зависящей от подготовленности учеников) - забор, за которым огород. Один из игроков - сторож - садится или ложится в огороде спиной к матам - сторож спит. Остальные игроки - зайцы - в это время проползают под веревочкой в огород. По сигналу сторож просыпается, вскакивает и ловит зайцев, которые убегают, выполняя длинный кувырок вперед через веревочку. Пойманные зайцы становятся сторожами. Как только сторожей будет больше, чем зайцев, выбирается новый сторож, и игра продолжается. В этой игре легко определить самого ловкого зайца - ни разу не попавшегося сторожу.
Успей взять мяч
При переворотах наиболее часто встречается ошибка, которая заключается в том, что акробаты опускают руки или разводят их в стороны, а не держат вверху. Игра «Успей взять мяч» способствует устранению этих ошибок. Выполняя переворот вперед, игрок ставит руки так, что мяч остается лежать между ними. В момент отталкивания руками игрок должен взять волейбольный мяч, обхватив его ладонями. Сначала это удается выполнить не каждому, и поэтому игра проводится на звание чемпиона. Как только с заданием справится большинство, можно устраивать соревнование между командами.
Стопка на лопатках
Ты, наверное, знаешь, что стойку на лопатках называют еще «березкой». Это упражнение называют гак не случайно, а за стройность и красоту. Постарайся и ты выполнить упражнение красиво.
Для этого надо из положения лежа на спине поднять ноги, а затем таз от пола и подставить согнутые в локтях руки под спину; разгибаясь, принять вертикальное положение.
Стойка на голове и руках
Стойка на голове и руках, пожалуй, самое сложное из всех упражнений, описанных нами. Поэтому не огорчайся, если оно у тебя не получится сразу.
Расстели на полу коврик и положи на него маленькую подушечку. Прими упор присев. Поставь руки на коврик, а голову (верхней частью лба) па подушечку, чтобы точки опоры (руки и голова) составили равносторонний треугольник.
Разгибая ноги в коленях, подними таз вверх. А теперь, надавливая руками в пол, старайся оторвать от него ноги (можно тихонько отталкиваться ногами) и несколько секунд постоять в этом положении. Это так называемая маленькая стоечка. Если тебе удалось справиться с заданием на пятый день занятий, считай, что это очень хорошо.
Постепенно можно выполнить стойку полностью.
Желательно, чтобы при разучивании этого упражнения тебе помогал кто-нибудь из старших (стоя сбоку, поддерживать под спину и за ноги).
Чтобы не болели шея и голова, в первые 3-5 занятий выполняй упражнения не более 5-7 раз в занятие, постепенно увеличивая количество повторений до 10-15 раз.
Мостик и шпагат
Для занятий акробатикой, гимнастикой и многими другими видами спорта необходимо обладать хорошей гибкостью и подвижностью в суставах. А этого можно добиться, выполняя упражнения мост и шпагат.
Мост. Лежа на спине, согни ноги, поставив их немного врозь, руки поставь у плеч пальцами назад, теперь, выпрямляя руки и ноги, прогнись в спине. Чем больше прогиб, тем лучше мостик.
После выполнения мостов проделай 3-5 наклонов вперед, доставая пол руками.
Шпагат. Шпагат выполняется следующим образом: сделай выпад одной ногой вперед. Опираясь руками о пол и постепенно выпрямляя ногу, делай пружинистые покачивания, стараясь опуститься пониже.
Упражнение выполняй поочередно то на одну, то на другую ногу. Не старайся выполнить упражнение сразу. Если будут болеть мышцы, пусть это тебя не тревожит - так и должно быть. Главное, не прекращай занятий, и боли исчезнут, надо потерпеть.
Ласточка
Слышишь, как ласково названо упражнение? Значит, его надо выполнять раскованно и элегантно, будто ласточка в воздухе парит.
Опираясь на спинку стула руками, выполни упражнение.
Следи за тем, чтобы нога, на которой ты стоишь, была прямой. Не сгибай и другую ногу, оттяни носок. Плечи разверни (отведи немного назад), голова приподнята, смотри перед собой.
Попытайся удержать равновесие без опоры. Попроси кого-нибудь из старших посмотреть, как ты выполняешь упражнение, и указать на ошибки.
Разучивай их в той последовательности, в которой они описаны, то есть кувырок вперед, затем кувырок назад, стойка на лопатках и стойка на голове и руках.
Мостик, шпагат и равновесие («ласточку») можно включать в конце каждого занятия.
Не старайся разучить все упражнения сразу, в одно занятие.
Занимайся 2-3 раза в неделю по 20-30 минут.
Автор: О. П. Власенко
Похожие статьи:
Подвижные игры эстафеты для детей 7-9 лет
Подвижные игры для детей 7-8 лет на улице и в спортивном зале
Эстафеты по ПДД для начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!