Подвижные игры для детей 7-8 лет на улице и в спортивном зале
Игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Малечина-калечина
Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:
Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера.
После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев. Пальцами другой руки малечину-калечину поддерживать нельзя. Водящий считает: «Раз, два, три ... десять!» Когда палка падает, ее надо подхватить второй рукой, не допуская окончательного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.
Палку можно держать по-разному: на тыльной стороне ладони, локте, плече, голове.
Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.
Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.
Круговой мяч
Все играющие располагаются по кругу диаметром примерно 10 м. Выбирают водящего. Он с мячом начинает ходить по кругу, выжидая удачный момент для броска мячом в одного из стоящих в кругу. Выбитый игрок хватает мяч руками и кричит: «Стой!» Водящий, который после попадания мячом в игрока старается убежать как можно дальше от круга, должен остановиться. Играющий говорит: «До тебя 1... шагов!» Делает названное число шагов и бросает мяч в водящего. Если попадает, водящий будет все повторять сначала. Если промахнется, сам становится водящим.
Столбы (вариант)
Играющие становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу. Каждый, кому бросают мяч, должен ладонями отбить его другому. При этом каждый игрок следит за тем, как отбивают мяч остальные. Как только мяч, неудачно отбитый или неудачно принятый, упадет на землю, все разбегаются в разные стороны. Игрок, уронивший мяч, становится водящим. Он поднимает мяч и кричит: «Огонь!» Все играющие останавливаются. Теперь водящий должен отыграться — бросить мяч в ближайшего к нему игрока. Если попадет — отыгрался. Играющие опять становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу, пока не определится новый водящий. Если водящий бросает мяч и не попадает в играющего, его за это ставят «столбом»: он должен стоять на месте не двигаясь, игра продолжается.
В круг
Играющие бросают мяч друг другу. Не поймавший идет в середину круга и его «салят» — бьют мячом. Не поймавший в руки мяч сменяет его.
Правила игры: играющих должно быть до 10 человек. Передавать мяч нужно быстро, нельзя задерживать его в руках. Чем быстрее играющие передают мяч, тем интереснее проходит игра и больше возможностей запятнать зайчика. Тот (или водящий во втором варианте) может и поймать мяч. В этом случае игрок, чей мяч был пойман, встает в круг и выполняет роль зайчика (или водящего).
Слон
Играющие делятся на две группы, одна изображает слона, другая — наездников. Играющие первой группы становятся один за другим, обхватив друг друга за пояс (лицом к стене). Первый, согнувшись и опустив голову, упирается руками в стену. Крепко держась друг за друга, они изображают слона. Игроки другой группы один за другим с разбега запрыгивают на «слона» так, чтобы сесть верхом как можно дальше вперед, оставив место для следующих игроков. Когда запрыгнули все игроки, «слон» медленно разворачивается и везет седоков до условленного места и обратно.
Указания к проведению: эта игра интересна младшим школьникам, в нее обычно играют мальчики. Число играющих может быть от 8 до 12 человек (до 6 — в одной группе). Если игра проводится в лесу, для упора при постановке «слона» можно использовать ствол дерева. Следует помнить, что игроки, находящиеся наверху («наездники»), держатся только друг за друга. Если же они схватятся за «слона», то меняются с ним ролями. Группы меняются местами и в том случае, если во время передвижения кто-то из седоков упал. Если игроки, изображающие «слона», выполняют все правильно, в следующей игре они становятся наездниками.
Прорываты или цепи
Играющие по сговору делятся на две команды и выстраиваются двумя шеренгами друг против друга (на расстоянии до 10—15 м). Играющие каждой шеренги крепко берутся за руки, образуя цепь. В каждой команде выбирают «матку». По договоренности со своими игроками «матка» обращается к другой команде со словами: «Тары- бары! Дайте нам такого-то!» Названный ребенок отделяется от своей шеренги, бежит к зовущим, а подбежав, старается прорвать «цепь». Если ему это удается, он уводит в свою команду любого из команды противника. Если же «цепь» остается неразорванной, тогда он сам остается в противоположной команде, встав в их шеренгу. Выигрывает та команда, в которую переходят все играющие из шеренги противника.
Игра интересна детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Проводится на спортивной поляне. Число участников — от 8 до 16 человек. Каждый раз перед выбором все члены команды договариваются, какого игрока из противоположной шеренги будут вызывать. Победившей можно считать команду, в которую перешло больше игроков из противоположной «цепи».
Достать камешек
Для игры требуются крепкая веревка длиной 2—3 м и два камешка. Двое соревнующихся берутся за концы веревки (для удобства на концах веревки можно завязать узлы или сделать петли) и расходятся, натягивая ее. Возле каждого игрока кладется камешек на расстоянии 1 м от него. По сигналу каждый старается перетянуть противника, достать свой камешек.
Топочок-волчок
Вариант 1. Игрой с волчком увлекается не только детвора, но и взрослые. Волчок высотой 5—7 см делают из твердого дерева. В заостренный конец его вбивают гвоздь с округлой шляпкой. На вол накручивают крепкую, но легко раскручивающуюся проволоку. Другой конец проволоки игрок держит в руке, при броске волчка он может регулировать его кручение. Чей волчок дольше будет вращаться, тот и победитель.
Вариант 2. Чертят круг диаметром 0,8—1 м. Участники игры (2—4 человек) по очереди запускают вращающийся волчок в круг. Последний игрок пускает свой волчок так, чтобы выбить волчки других участников. Побеждает игрок, выбивший больше волчков.
Снежный тир
В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Желательно, чтобы это были деревянные щиты размером 1 х 1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их дети будут сбивать снежками.
Тяни-толкай
Так назвали состязание в беге. Но бег необычный, парами. Игроки становятся спиной друг к другу и, взявшись за руки, стартуют от одного ориентира к другому, расположенному на расстоянии 10 м, затем возвращаются обратно. Непременное условие игры — не отрывать спины друг от друга. Один игрок бежит и тянет за собой партнера, который старается передвигаться синхронно с первым. Многим не удается бег с соблюдением условий. Побеждает пара, быстрее других преодолевшая расстояние туда и обратно. Время пробежки фиксируется.
Три ноги
Игроки разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного игрока с левой другого). Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
Бой мешками
Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение имеет умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.
Лаломом играть
Вариант 1. Играют «лаломом»: схватив друг друга за руки, образуют длинную цепь, которую первый игрок (заводила) тащит за собой по улице, делая по пути неожиданные повороты, то ускоряя, то замедляя движение. Оторвавшиеся и упавшие игроки выходят из игры, пока не останется один заводила.
Вариант 2. Девочки играют в «веревочницу». Берут длинную веревку, самая сильная хватается за конец, а остальные — за оставшуюся часть веревки. После этого заводила тащит всех подружек за собой, бросается из стороны в сторону, стараясь повалить их наземь.
Вариант 3. В Тарногском районе тянут «репку». Дети становятся друг за другом в две параллельные цепочки, обхватив впереди стоявших за пояс или ухватившись за полы одежды. Два передних игрока, обычно из тех, кто постарше и посильнее, берут друг друга за руки и устремляются вперед, таща за собой «репку» и стараясь оторваться от «хвоста», который со смехом и визгом волочится за ними. При этом заводилам нельзя размыкать руки, их заменяют другие.
Веревочка
Игра распространена на севере России. Для нее необходима длинная веревка, концы которой связывают. Игроки становятся в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться руки одного из игроков. Чтобы водящий не мог прикоснуться, играющие должны быстро отпустить веревку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они сразу же снова берутся за веревку. Игрок, которого водящий ударит по руке, становится водящим.
Веревку обязательно надо держать двумя руками. По ходу игры веревка не должна падать на землю.
Бонный бой
Эта игра — забава для мальчиков, когда им хочется поразмяться. Все собираются в круг, и один считает:
Шани, мани, что под вами,
Под железными плитами?
Шунчик-бунчик, сам король,
Выходи на бонный бой!
После считалочки все отбегают в сторону, и тот, на кого выпадает последнее слово, остается один на один со считавшим. Бойцы начинают толкать друг друга плечом, стараясь принудить соперника к бегству или свалить его на землю без помощи рук. Если их борьба затягивается, остальные могут в сторонке рассчитываться заново, не дожидаясь исхода поединка.
На лодке кататься
Игра-забава развивает чувство равновесия и силу. Один из участников садится на землю, вытянув вперед ноги. На его голени усаживается второй участник и, схватившись за руки партнера, слегка приподнимает его, а затем сводит свои ноги так, чтобы тот мог на них усесться. После этого оба начинают поочередно, отклоняясь назад, тянуть на себя партнера. Со стороны их действия напоминают греблю на веслах, откуда и название забавы, встречающееся в Тотемском районе.
Прятки
Одна из самых любимых игр всех детей. Участвует обычно любое количество играющих.
Выбирается водящий и место — «кон», до которого необходимо дотронуться, если водящий найдет игрока (это может быть дверь, стенка и т.п.).
Водящий считает до 20 (возможны различные варианты слов, которые он произносит), остальные игроки в это время прячутся. Водящий должен найти всех участников.
Водящий находит кого-либо из игроков, и они наперегонки должны добежать и дотронуться до «кона». Тот, кого водящий находит первым, становится водящим.
Десять палочек
На землю ставится деревянный брусок, на него кладется доска длиной приблизительно 80 см с наклоном в одну сторону. На длинный конец кладут 10 палочек или веточек сухого дерева. По считал очке выбирается водящий. Один из игроков ударяет по короткому концу доски — палочки разлетаются. Пока водящий собирает палочки и кладет их на прежнее место, остальные игроки разбегаются и прячутся. Проигрывает тот, кого водящий найдет первым. Проигравшего можно выручить, если успеть в то время, пока не видит водящий, вновь ударить ногой по короткому концу доски. Палочки разлетаются. Игра начинается вновь с прежним водящим.
Водящий начинает искать спрятавшихся игроков только после того, как соберет разбросанные палочки. Если последнему из спрятавшихся игроков удается при «застукивании» снова выбить ногой палочки, новый водящий не выбирается.
Палочка-выручалочка
Игра очень похожа на игры «Прятки» и «Десять палочек». Готовят заранее доску, которую кладут на бревно, на нее кладут палочки. Сколько детей — столько и палочек. Выбирается водящий.
Игроки встают в круг. Водящий подходит к доске и на слова: «Раз, два, три — лови (называет имя ребенка)» ударяет ногой по доске так, чтобы палочки разлетелись. Игрок, чье имя назвали, пытается поймать одну палочку, другие участники разбегаются и прячутся.
Если игрок поймает палочку, игра повторяется сначала, но водящим становится он. Если игрок не поймает палочку, то должен собрать все и сложить их на доску. Собрав все палочки, игрок произносит: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват».
Водящий должен найти всех детей, но далеко от палочек отходить ему нельзя, так как другие игроки могут снова выбить их и водящему опять придется их собирать.
Если водящий всех находит, сохраняя при этом палочки, он выигрывает. Выбирается другой водящий. Игра начинается снова.
Лапта
На земле чертится большой круг в зависимости от количества участников. Все игроки встают в него. Выбирают водящего по счита- лочке. Водящий держит в руках резиновый мяч, в руках у игроков — биты (доска, заостренная сверху). Водящий считает до десяти, за это время все игроки выпрыгивают из круга на одной ноге и разбегаются по площадке. Досчитав, водящий старается попасть в игроков, которые прыгают во все стороны на одной ноге и стараются защититься от мяча битой. Водящим становится тот, в кого попали мячом или кто встал на обе ноги не в круге.
Игроки прыгают только на одной ноге. «Отдыхать», т.е. вставать на обе ноги, можно только в круге.
Охотник
На свободном месте стоит группа игроков — это «дом». За несколько шагов от них проведена черта, чем дальше, тем лучше. Это «лес», где водятся звери. В этот «лес» отправляется охотник — один игрок. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я пойду в лес на охоту, я поймаю...». Потом он делает шаги вперед и произносит названия диких животных. Домашних животных не называет, так как на них ведь не охотятся. Нельзя по два раза называть одного и того же зверя, рыбу и птицу. Того, кто дошел до «леса» и с каждым шагом без запинки называл разных зверей, считают победителем. Игрока, которому не хватило названий зверей или он два раза повторил одного и того же зверя, дразнят: «Ты охотник плохой, возвращайся домой!» Он — делать нечего — возвращается домой. Назначается новый охотник.
Салочки
Это одна из самых распространенных игр на севере России. В разных местах она имеет разное название и варианты условий, например, «Салки», «Ловишки», «Пятнашки».
При всем разнообразии правил суть игры заключается в том, что один или несколько водящих ловят других игроков, а если поймают, меняются местами.
Салочки-пересалочки
В этом варианте игры любой может выручать игрока, которого пытается настичь водящий. Для этого игрок должен пересечь дорогу между водящим и убегающим игроком. Как только он перебежит дорогу, пятнашка должен ловить уже его.
Салки с пленом
Выбирается водящий, который остается таковым на все время игры. В начале игры водящий громко сообщает: «Я — салка!» и начинает ловить игроков, которые бегают по площадке, не выходя за ее пределы. Всех пойманных игроков он отводит в свой «дом» (плен). Для этого палочкой очерчивают угол площадки. Но пленных можно выручать: для этого надо коснуться пленного игрока рукой. Салка же старается осалить каждого, кто посмеет приблизиться к его «дому». Игра заканчивается, только когда все участники игры пойманы.
Салочки в два круга
Игроки образуют два круга (внутренний и внешний), и в разных кругах двигаются в противоположных направлениях. По сигналу водящего, который предварительно выбирается по считалочке, они останавливаются. Все игроки во внутреннем круге быстро стараются осалить игроков внешнего круга, дотронувшись до них рукой раньше, чем они успеют присесть. Осаленные игроки встают во внутренний круг, и игра начинается снова. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (об их количестве заранее договариваются).
Чижик (Цурка, Чилик, Клепа)
Старинная русская игра. В основе ее маленькая деревянная чурочка — чижик, которую один игрок должен ударом биты заставить взлететь в воздух и далеко отогнать в поле, а другой — поймать и отправить обратно «домой». Играют на достаточно просторной площадке или лужайке. Для игры нужны чижик (его называют цурка) и битка.
Цурка — круглая палочка длиной 8—10 см, диаметром 1—3 см. Оба конца срезаются на конус. Битка — палка с плоским концом-лопаткой. Ее длина примерно 60—80 см.
На земле чертят «кон» (круг диаметром 1 м или квадрат), в центр его кладут цурку. Определяют поле, куда надо направить полет цурки. Один из игроков (метальщик) ударяет палкой по заостренному концу цурки, стараясь выбить его. Предварительно цурку подбрасывают вверх, а затем вторым или иногда даже третьим ударом отбивают ее подальше. В случае промаха, а также если цурка ляжет слишком близко, на расстоянии меньшем, чем палка, метальщик может повторить свой удар, но после третьего промаха меняется с водящим ролями. Второй игрок — водящий — старается поймать цурку на лету или задержать ее палкой, и с того места, где упадет цурка, ударом палки забросить ее в поле. Если цурка все-таки попадет в круг или водящий поймает ее на лету, игроки меняются ролями.
Круговая лапта
Выбирают водящего по считалочке следующим образом: тот, на кого выпадает, выбирает себе пару; считаются до тех пор, пока не останется кто-то один, он и будет водящим.
На земле рисуют круги диаметром 70—80 см. Игроки становятся каждый в свой круг с лопаткой в руке. Водящий бросает небольшой резиновый мяч, который игроки отбивают лопатками в сторону. Водящий должен попасть в одного из игроков с того места, на которое упал мяч. Если водящий попадает в одного из игроков, они меняются местами.
Любое касание мяча руками расценивается как попадание. Разрешается ловить летящий мяч. Сколько «свечек» поймал играющий, столько попаданий мяча в него ему прощается.
Если мяч не долетел до игрока, разрешается выбежать из круга и отправить мяч обратно. Водящий может воспользоваться ситуацией и занять освободившийся круг. В таком случае прозевавший игрок отдает свою лопатку водящему и занимает его место.
Разрешается при близкой опасности (когда мяч оказывается рядом) внутри круга отойти назад, оставив в нем лишь одну ногу, или присесть и, насколько возможно, прикрыться лопаткой. Водящий выбирает наиболее уязвимого противника и бросает в него мяч.
Вышибалы (Солнечный круг)
Вариант 1. Выбирают двух водящих по считалочке. На земле рисуют большой прямоугольник (2x4 м и больше) или круг.
Водящие (вышибалы) встают с двух противоположных сторон напротив друг друга, один из них держит в руках мяч. Остальные игроки (любое количество) стоят в прямоугольнике, но как можно дальше от того водящего, у которого в руках мяч. Задача водящих — осалить мячом игроков, находящихся в прямоугольнике, последние же стараются увернуться от мяча, перебегают с одной стороны на другую.
Игроки, находящиеся в круге (прямоугольнике), могут ловить мяч, набирая тем самым себе «свечи». Каждая «свеча» дает возможность игроку оставаться в круге (квадрате) до тех пор, пока его не выбьют. Осаленный игрок выходит из круга (прямоугольника). Игра заканчивается, когда выбит из круга (прямоугольника) последний игрок.
Побеждает тот, кто остается последним. Игроки, выбитые первыми, становятся водящими.
Участники игры не могут выходить за линию круга (прямоугольника).
Вариант 2. Игроки сидят на земле, подогнув колени и руками упираясь в землю. Водящие пытаются попасть мячом в сидящих игроков. Они должны отбить мяч ногами или увернуться от мяча. Игрок, не сумевший отбить мяч ногами, выбывает из игры.
Классики
На земле чертятся квадраты или прямоугольники. В них пишутся цифры. В первый квадрат кладется битка, игроки начинают двигать ее ногами по клеткам, стараясь не задеть черту.
Шаром в лунке
В земле вырывают неглубокую ямку, в которую кладут шар. Все игроки должны иметь прямые палки длиной около 1 м. Путем жребия выбирается исполник — игрок, который будет охранять шар. Все остальные игроки отходят за условную черту — на определенное расстояние от лунки и начинают в порядке установленной очереди метать палки, стараясь попасть в шар. При непопадании палки остаются лежать на месте.
Если все промахиваются, исполник катит мяч своей палкой в сторону бижайшей палки игрока, стараясь в нее попасть. Если это ему удается, он бежит за исходную для бросков линию, также называемую домом. Исполником становится тот, в чью палку попал мяч. Если же кому-либо удается выбить мяч из лунки, в этот момент игроки, чьи палки находятся в поле, бегут их забирать, а исполник должен установить мяч на место. Так игроки получают возможность произвести дополнительный бросок. Во время метания палок исполнику рекомендуется находиться чуть в стороне от мяча, чтобы избежать попадания палки в него.
Без соли соль
Выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга так, чтобы подошвы их ног соприкасались. Водящим завязывают глаза. Руки водящих находятся за их спинами. Все остальные участники — игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат: «Без соли!» — и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать «Соль!» — и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Те стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязывают глаза.
Растеряхи
Игроки становятся в один ряд, берутся за руки, образуя «цепочку». По ее правую сторону назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления, и вся «цепочка» начинает движение за ним. Однако никто, кроме вожака, не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не разъединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.
Укротитель диких зверей
На игровой площадке ставятся по кругу пеньки или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька, — укротитель зверей, а все остальные — звери. До начала игры выбирают, кто будет волком, лисой и зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Названный игрок встает и идет за укротителем. И так укротитель может выбрать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: «Внимание, охотники!», звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому места не находится, становится укротителем, и игра продолжается.
Елы
Игроки находятся недалеко друг от друга (на лужайке, во дворе, в поле) и роют маленькие ямки, каждый для себя. После чего становятся одной ногой в ямку За исключением водящего, у которого в руках находится палка длиной 1 м и шар (мяч). У всех «полевых» игроков также есть палки. Водящий ударяет палкой по шару и старается попасть им в остальных игроков. Как только игроки в поле видят, что мяч катится в их сторону, стараются отбить его, бросив в него палкой. Если игрок не попадает, ему помогают его товарищи. Как только мяч отбит, водящий бежит за ним, дотрагивается до него и пытается занять место того, кто метал палку, и должен ее забрать. Если водящий успевает занять пустое место, ямку, происходит смена водящего.
В ногу
Народная казацкая игра, получившая свое распространение в XIX в. Она требует проявления меткости и ловкости от участников. Дети делятся на две равные команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30 см, согласно количеству игроков одной команды. После этого игроки строятся в шеренгу по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Противоположная команда стоит напротив на определенном ранее расстоянии. Ее задача — попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по пять), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам в кругах — отрывать ногу, находящуюся в круге, от земли.
Гуси
Игроки делятся на две команды. В центре площадки рисуется круг. По одному игроку от команды выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу они начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает тот, кому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.
Бой петухов
Игра проводится практически по тем же правилам, что и «Гуси». Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечами. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.
Перетяжка
Игроки делятся на две команды. От каждой команды приглашается по одному участнику. В центре площадки лежит палка длиной 1 м. Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть ее. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.
Переездной конь
Играть могут взрослые и дети. Участники делятся на две команды: одни — кони, другие — наездники. Последние садятся на коней и образуют круг. Одному из наездников вручается мяч. Он передает мяч по кругу в ту или иную сторону, например вправо. Нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После этого команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, команды моментально меняются местами: кони становятся наездниками, а наездники — конями.
Падающая палка
Встав в круг, несколько игроков рассчитываются по порядку. Участник игры под номером один берет гимнастическую палку и выходит на середину круга. Поставив палку вертикально и накрыв ее ладонью сверху, он громко называет какой-либо номер, например три, а сам отбегает на свое место. Тот, кто назван, выбегает вперед, стараясь подхватить падающую палку. Если он успевает это сделать, первый участник снова берет палку и, поставив ее вертикально, называет какой-либо номер и т.д. Если же палка упала на землю, водящим становится тот, кто не сумел ее подхватить. Игра длится 5—7 мин. Побеждает тот, кто меньше других был в роли водящего.
Челнок
Посередине площадки проводят черту, недалеко от которой выстраиваются две команды по 4—6 человек. Представитель одной из них выходит к черте и прыгает с места, как можно дальше от черты. К отметке, куда допрыгнул представитель первой команды, выходит представитель другой команды и прыгает в обратном направлении. После этого еще один представитель первой команды вновь прыгает в обратную сторону и т.д. Если последний прыжок оказался за чертой, завершающая соревнование команда побеждает: сумма прыжков ее членов больше. Если последний прыгун не допрыгивает до черты, победа на стороне команды, начавшей игру.
Счет по кругу
Игроки образуют два круга (по 4—6 человек) на расстоянии двух шагов один от другого. По сигналу водящего члены каждой команды начинают считать по порядку от 1 до 70. Число, в состав которого входит цифра 7 или которое делится на 7, запретное, его произносить нельзя. Вместо этого играющий должен обежать свой круг справа налево и встать на свое место, после чего счет продолжается. Кто ошибется и назовет запретную цифру или побежит не в том направлении, должен обежать круг дважды.
Выигрывает команда, которая раньше закончит счет. Если в игре участвуют 5—7 человек, они образуют один круг.
Возьми булаву
Играют 5—7 человек, которые образуют широкий круг. Внутри круга ставят булавы (кегли или городки), но на одну меньше, чем участников. Все идут по кругу и выполняют по указанию водящего несложные упражнения: поднимают и опускают руки, приседают и т.д. Неожиданно ведущий командует: «Взять!» Каждый стремится как можно быстрее схватить одну булаву. Тот, кому она не достанется, выбывает из игры. Каждый раз количество булав уменьшается на одну. Двое самых внимательных и ловких участников игры разыгрывают между собой последнюю булаву.
Перетягивание
На земле проводят длинную черту. Игроки становятся вдоль нее так, чтобы образовать две команды: одна по одну сторону черты, другая — по другую. Расстояние между ними один шаг. По первому сигналу водящего члены команд берутся попарно за руки. По второму сигналу каждый старается перетянуть своего соседа за черту. Игрок, переступивший за нее обеими ногами, считается пленником и выбывает из игры, а перетянувший его игрок может теперь помочь одному из членов своей команды: обхватив его сзади руками, вместе с ним пытается перетянуть члена другой команды. Команда, взявшая большее число пленных, считается победительницей.
Вдогонку за мячом
Две команды (по 4—6 человек) выстраиваются двумя шеренгами справа и слева от водящего и рассчитываются по порядку. Водящий кидает мяч как можно дальше и громко называет какой-либо номер. Два участника игры, имеющие этот номер, устремляются к мячу, чтобы завладеть им и сразу же бросить партнерам по команде. Если это удается, команда получает очко. В том случае, когда мяч перехвачен противником, очко засчитывается ему.
Затем снова выстраиваются две шеренги, и игра продолжается. Водящий называет номера в любой последовательности, поэтому, чтобы выиграть, нужно быть внимательным. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Круговой обстрел
Игра проводится на лужайке. Все участники стоят по кругу и передают волейбольным пасом (сверху или снизу) друг другу мяч. Тот, кто совершил ошибку при приеме или неточно послал мяч, садится в центр круга. Участники игры, передающие мяч по кругу, время от времени сильным ударом направляют его в сидящих. Если мяч не пойман ими и отскочил, он снова вводится в игру. Если же игрок не попал мячом в сидящих, он сам занимает место рядом с ними. Круговой «обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих игроков не поймает мяч. Тогда все сидящие игроки встают и занимают места по кругу, а в центр круга идет тот участник игры, чей мяч поймал один из сидящих игроков.
Неуловимый шнур
Шнур длиной 4 м (три связанные скакалки) кладут на землю. У разных концов шнура спиной к его концам встают два соревнующихся участника. По сигналу водящего они одновременно бегут в левую сторону. Задача каждого из них — обежать противоположный конец шнура и вернуться на свое место. Далее играющие должны снова встать спиной к шнуру, наклониться вперед и рукой, просунутой между слегка расставленными ногами, дернуть за шнур. Кто сумеет сделать это первым, выигрывает. Затем соревнуется вторая пара. В заключение проводится конкурс между победителями, где выявляется лучший спринтер.
Разведчик и часовой
Участники разделяются на две команды по 4—6 человек, выстраиваются на площадке шеренгами в 20 шагах друг от друга и рассчитываются по порядку. На середину площадки кладется волейбольный мяч. Одна команда считается разведчиками, другая — часовыми.
Ведущий громко называет какой-либо номер. Два участника игры с этим номером устремляются к мячу и останавливаются в шаге от него. Один из них — разведчик, другой — часовой. Разведчик, делая ряд движений (прыжки на месте, взмахи руками и др.), старается отвлечь внимание часового (тот обязан повторять за разведчиком все его движения), схватить и унести мяч к своей команде.
Если разведчик сумел схватить мяч, но часовой настиг его и осалил рукой, он становится пленным. В противном случае в плен попадает часовой.
Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все члены команд. Побеждает команда, сумевшая захватить большее количество пленников.
Борьба за флажки
Игровая площадка делится поперечной чертой на два равных участка. С тыльной стороны обоих участков очерчиваются зоны шириной 2 м, там расставляются по 10 флажков.
Играющие делятся на две команды и произвольно располагаются ближе к своим участкам.
По сигналу водящего часть игроков обеих команд бежит в сторону противника, стремясь схватить побольше флажков и унести их на свою сторону. Другая часть, защищая флажки, пытается осалить противников на своей стороне. Осаленный остается там, где его коснулись, а взятый флажок возвращается на место. Осаленного может выручить игрок своей команды, коснувшись его рукой. Вырученный снова вступает в общую игру.
Похожие статьи:
Эстафеты по ПДД для начальной школы
Весёлые спортивные упражнения для детей 7-9 лет
Подвижные игры эстафеты для детей 7-9 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!