Литературная игра для 3 класса
Литературная игра «Угадайка» в 3 классе
Цель: развивать внимание, память, мышление, умение работать в коллективе.
Оборудование: рисунки лошадей (См. приложения)
В игре участвуют три команды с любым количеством игроков. Первой команде предлагается угадать литературного героя: сначала — по трем словам, относящимся к произведению (и получить за это 3 балла); если герой не угадан, то — по отрывку из этого произведения (и получить 2 балла); если и после этого герой командой не назван, то его называет учитель, а команда получает возможность заработать 1 балл, выполнив задание по карточке, связанное с темой данного произведения. Если же герой был угадан командой, то учитель предлагает выполнить задание в качестве развлекательного момента.
Следующего литературного героя угадывает вторая команда, затем третья. После этого в игру снова вступает первая команда, и т. д.
В конце игры подводится подсчет баллов, выявляется команда-победитель.
Игра развивает внимание, память, мышление, воображение.
ЗАДАНИЯ
1. Небольшой герой из мира домашних животных. (Конек-горбунок.)
Слова: поле, дозор, кобылица.
Отрывок. «На земле и под землей
Он помощник будет твой». (П. Ершов)
Задание. В сказке П. Ершова конек-горбунок не имеет клички, скорее — обидное прозвище. А ведь можно было ему за его заслуги дать красивую кличку, например, одну из тех, что у этих лошадей. (Ведущий показывает рисунки лошадей и просит угадать их клички. Угадавший получает рисунок.)
➢ Так называют первого человека в государстве. (Президент )
➢ Кличка этого жеребца связана с названием мощного явления природы. (Вихрь)
➢ Этот конь отзывается на кличку, происходящую от названия драгоценного камня. (Алмаз. См. приложения)
2. Герой — представитель самой гуманной профессии. (Айболит)
Слова: крест, саквояж, животное.
Отрывок.
«Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!» (К. И. Чуковский)
Задание: изобразить с помощью жестов и мимики животных, которых лечил доктор Айболит из сказки К- Чуковского: обезьяну, корову, медведя, зайца, попугая.
3. Очаровательная юная героиня. (Дюймовочка)
Слова: цветок, девочка, крылья.
Отрывок. «Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не такое, какие растут на крестьянских полях и которыми кормят кур. Посади это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет». (Х.-К Андерсен)
Задание. Рост Дюймовочки из сказки Андерсена — один дюйм, а это в два раза меньше мизинца. Вспомните названия и имена других маленьких героев из различных произведений.
➢ В их стране гостил Гулливер. (Лилипуты)
➢ Незнайка и его друзья — все как один... (коротышки).
➢ Старший брат Дюймовочки из сказки Ш. Перро. (Мальчик-с-пальчик)
➢ Друзья Белоснежки. (Гномы)
➢ Мужчина в полном расцвете сил, живущий на крыше. (Карлсон)
➢ Он «ростом только в три вершка». (Конек-горбунок)
➢ Сказочные существа с крылышками; женой одного из них стала Дюймовочка. (Эльфы)
➢ Волшебная страна Гудвина населена удивительными народцами, которые все время ЖУЮТ и поэтому называются... (жевунами), МИГАЮТ и поэтому называются... (мигунами), ПРЫГАЮТ и поэтому называются ... (прыгунами), БОЛТАЮТ и поэтому называются... (болтунами).
➢ Мужественный герой из сказки Андерсена. (Оловянный солдатик.)
4. Влюбленный герой. (Королевич Елисей)
Слова: солнце, месяц, ветер.
Отрывок.
«Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста». (А. С. Пушкин)
Задание. Королевич Елисей долгое время был занят поисками невесты. Провести игру «Холодно — горячо». Условия игры: в помещении спрятан предмет; его должен найти игрок, ориентируясь на слова ведущего «холодно» и «горячо».
5. Печально известная героиня. (Снегурочка)
Слова: холод, костер, облако.
Отрывок. «Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку». (Русская народная сказка.)
Задание. Исполнить отрывки из песен на зимнюю тему, например, «Три белых коня», «Кабы не было зимы», «В лесу родилась елочка» и т. д.
6. Герой, прославившийся необычайной хитростью. (Кот в сапогах.)
Слова: сапоги, маркиз, принцесса.
Отрывок. «Не успел он спрятаться, как ему сразу повезло: молоденький, доверчивый кролик забрался в мешок». (Ш. Перро)
Задание. Коту в сапогах приходится решать сложнейшие задачи, чтобы добиться цели. Решите задачи про котов.
➢ Пять котов устроили грандиозную драку. Сколько лап было в ней повреждено, если каждый кот ухромал с поля боя на двух лапах? (10 лап.)
➢ Под окном самой красивой кошки города коты устроили концерт. Участвовали 3 черных кота, 10 полосатых, 5 рыжих и 6 белых. Сколько котов орало под окном? (24)
7. Герой из мира птиц. (Гадкий утенок.)
Слова: двор, одиночество, лебеди.
Отрывок. «— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме одного... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!» (Х.-К. Андерсен.)
Задание. Гадкий утенок из сказки Андерсена на самом деле оказался лебедем, дикой птицей. Отгадайте загадки о диких птицах.
➢ Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)
➢ И петь не поет, и летать не летает,
За что же тогда его птицей считают? (Страус)
➢ У нее глаза большие, хищный клюв —
всегда крючком,
По ночам она летает, спит на дереве лишь днем. (Сова )
➢ Проживает в странах жарких, а в нежарких —
в зоопарках,
И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив,
Им любуется он сам и показывает нам. (Павлин)
➢ Это старый наш знакомый,
он живет на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)
8. Единственный в своем роде сказочный герой. (Карлсон)
Слова: мужчина, малыш, крыша.
Отрывок. «— Странно... Домик? Не может быть! На крыше стоит маленький домик?.. Как он мог здесь оказаться?» (А. Линдгрен)
Задание. Карлсон. Герой произведения А. Линдгрен, как известно, обожает пошутить над людьми, причем, ни одна его шутка не повторяется дважды. Игра-игралка — приз-хватал- ка.
Условия игры: разыгрывается приз — игрушка из «киндер-сюрприза». Участвуют 2 или более человек.
Ведущий.
Вот этот приз достанется тому,
Кто всех внимательнее будет,
Тому, кто ловок и умен
И приз забрать свой не забудет.
Когда услышите «И раз!!!» —
Тогда наступит звездный час.
Начинаем мы игру:
«И три, и два, и...»
Рассмеялся бегемот
И схватился за живот.
Вдруг взорвется он сейчас?!
Быстро прячьтесь все и...
Разве вы не знаете,
Что в игру играете?
Я читаю текст для вас,
Слушайте еще и...
Разлетелся на клочки
Мой дневник с оценкой «три»
Не позорю я свой класс.
Рву его. Вот так — и...
Разъяренный военрук
Не любил зеленый лук,
Надевал противогаз
Быстрее всех ребят и...
Разгулялись наши гости:
Чай и кофе уже просят.
Пошла мама включать газ,
Спичку чиркнула и ...
Разговаривать не надо,
Лучше съешьте шоколада.
И РАЗ и навсегда запомни:
Укрепляй зубные корни!
9. Прозвище этого героя в переводе с датского означает «Закрой глазки». (Оле-Лукойе)
Слова: дети, зонтик, сновидения.
Отрывок. «Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, который развертывается над нехорошими детьми; ну, они и спят всю ночь как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне». (Х.-К Андерсен)
Задание. Оле-Лукойе, которого придумал Х.-К. Андерсен, раскрывал над послушными детьми цветной зонтик, и тогда им снились чудесные сны. А вот мамы и бабушки знают другой способ создания благоприятных сновидений — они поют колыбельные песни. Нужно спеть колыбельную «Спят усталые игрушки» (Слова 3. Петровой, музыка А. Островского.)
Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам приспиться.
Ты ей пожелай баю-бай.
Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит дрема возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай, баю-бай.
Баю-бай, должны все люди ночью спать
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень.
Скажем всем — спокойной ночи,
Глазки закрывай, баю-бай...
Приложения
Похожие статьи:
Интеллектуальные игры для младших школьников
Литературная игра по сказке Толстого «Приключения Буратино» для 3 класса
Игра «Поле чудес», 2 класс. Литературное чтение. Тема: Зима. Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!