Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры на изучение времени для дошкольников

Как научить ребёнка понятию о времени

Научить детей пониманию времени и его свойств (длительности, необратимости) непросто — дети всегда живут в настоящем. Однако можно физически показать Движение времени, временную последовательность процессов, что сделает усвоение этого понятия более простым.

К примеру, проведите с ребенком такую игру. Возьмите веревочку, наденьте на нее крупную бусину и натяните вдоль книжной полки малыша. Прикрепите к полке скотчем несколько кусочков бумаги с названиями знакомых обозначений времени. Это могут быть «время завтрака», «время обеда», «время отдыха», «время занятий (укажите конкретные)», «время ужина», «время купанья», «время сна». Дайте ребенку задание: передвигать бусину — указатель времени - вдоль линии, по мере того как будет проходить день. После того как вы один раз введете этот обычай, вы сможете через время усложнить его, и написать вместо названий числовые значения времени.

Кто рано встает?

Если звонко за окном

Защебечут птицы,

Если так светло кругом,

Что тебе не спится,

Если радио у вас

Вдруг заговорило,

Это значит, что сейчас

Утро наступило.

Б. Яковлев

Взрослый помогает ребенку вспомнить, кто раньше всех встает, кто рано начинает работать (дворник, водители общественного транспорта и т. д.). Вспомните вместе с ребенком, что делают утром дети и взрослые.

Кто поздно ложится?

Взрослый читает стихотворение «Ночная страница» С. Маршака:

Перед вами — страница ночная,

Столица окутана тьмой,

Уходят на отдых трамваи,

Автобусы мчатся домой.

Спешат на ночлег пешеходы,

Нигде не увидишь ребят.

И только вокзалы, заводы,

Часы и машины не спят.

Скользят огоньки по аллее,

Спускаясь с московских холмов.

И с каждой минутой тусклее

Бессчетные окна домов...

«Утром почтальон приносит газету, и она еще пахнет краской. Когда же ее печатали и кто?» — спрашивает взрослый. — Кто еще работает ночью? (Пекарь, чтобы утром был хлеб; телефонисты; электрики, чтобы был в домах свет; механики, работают машины и т. д.)

Было - будет

Игра, содействующая уточнению представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени.

Взрослый предлагает послушать коротенькое стихотворение и определить, было это или будет.

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

А. Фет

Ответ ребенка: было.

Уронили мишку на пол, —

Оторвали мишке лапу...

А. Барто

Ответ ребенка.

На улице две курицы

С петухом дерутся,

Две маленькие девочки

Смотрят и смеются...

Ответ ребенка.

Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки.

Отгадчик должен сказать: было это или будет.

Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы. (Было).

У нас будет елка. (Будет) и т. д.

Выигравшим считается тот, кто правильно загадал, отгадал загадку или исправил ошибку.

Вчера, сегодня, завтра

Взрослый и ребенок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит короткую фразу. Ребенок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.

Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идем (сегодня) и т. д.

Исправь ошибку

Из плотной бумаги сделать 4 больших квадрата белого (утро), желтого (день), серого (вечер) и черного (ночь) цветов — модели времени суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течение суток. Картинки положены сверху квадратов без учета соответствия сюжета времени. Исправить ошибки.

О часах

Прежде всего, объясните малышу, что часовая стрелка движется очень медленно: за то время, что она проходит от одной цифры до другой, большая, минутная, стрелка успевает сделать полный круг. А пока минутная стрелка движется от одной цифры до другой, секундная стрелка успевает также пройти круг. Разглядывая минутную и секундную стрелки, ребенок может сообразить, как ведут себя минутная и часовая стрелки, ведь их взаимное движение слишком медленно, чтобы он мог непосредственно его наблюдать.

Расскажите ребенку, что час состоит из 60 минут, а это соответствует полному обороту минутной стрелки. Тут-то большой картонный круг с минутами и сослужит вам службу. Считайте только отрезками по 5 минут (избегайте точного указания времени типа 8 часов 12 минут или 10 часов 34 минуты). Объясните, что маленькая стрелка показывает часы (цифры на циферблате часов), а большая — минуты (цифры на картонном циферблате).

Когда ребенок все это усвоит, начертите крест посередине циферблата. Он поможет понять, что, вместо того чтобы говорить «1 час 15 минут», можно сказать «час с четвертью»; вместо «1 час 45 минут» — «час и три четверти». Теперь можно научить малыша отсчитывать в обратном порядке минуты, которые остаются до следующего часа. Напишите на картонном циферблате, который вы поместите дальше от часов, чем циферблат с минутами, красным: -20, -1/4, -5. Скажите ребенку, что минуты можно считать и в обратном порядке, и покажите, как это делается (четверть второго, половина второго, без двадцати два и т. д.). На последнем этапе расскажите, что можно считать минуты, находящиеся внутри отрезков по пять минут.

Какое время?

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть таблицу и найти часы, которые показывают 8 часов, 9, 10, 12, 2 и 4 часа. После этого взрослый ведет рассказ, по ходу которого ребенок показывает те или другие часы.

- В 8 часов утра встала наша Наташа, оделась, позавтракала, а в 9 часов уже рисовать села. В 10 часов она с мамой пошла в магазин, а в 12 часов вернулась домой. (Взрослый контролирует, правильно ли выбирает часы ребенок.)

— Затем Наташа пообедала и в 2 часа легла спать. Поспала она два часа, встала и спросила: «Какое сейчас время?».

Ребенок должен назвать и показать на часах.

Что это: день или ночь? Утро или вечер?

Упражнение - «Когда начнется спектакль?»

Олег проснулся в 8 часов.

— Мама, я не проспал? Нам уже пора отправляться в кукольный театр?

— Еще рано: спектакль начинается через 4 часа.

— А когда же мы пойдем?

— Мы выйдем из дому ровно за час до начала спектакля, — сказала мама.

Кто догадался, когда начинается спектакль? В котором часу Олег с мамой выйдут из дома? (12, 11 часов.)

Похожие статьи:

Развивающие игры для ребенка 6 лет

Игры на развитие мышления детей 5 лет

Игры для детей 5 лет на развитие творческого мышления

Игры для развития памяти детей 6 лет

Что такое развивающие игры для дошкольников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!