Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду на тему «Ребенок и окружающий мир»
Игра «Новоселье»
Дидактическая задача. Научить группировать предметы: посуда — мебель.
Игровая задача. Помочь кукле Кате и медвежонку Мише разобрать вещи.
Игровые правила. Разложить вещи правильно: посуду на —полку, одежду — на вешалку
Ход игры
Воспитатель сообщает детям о том, что жители кукольного уголка, кукла Катя и медвежонок Миша, переезжают на новую квартиру. К новому дому подъехала машина и надо разгрузить вещи. Мишка все время ошибается, не знает, куда что поставить. Дети помогают игрушкам сгруппировать привезенные вещи: тарелки, чашки и блюдца — это посуда; платья, кофты и пальто —это одежда. Затем раскладывают все по местам: посуду — на полку в посудный шкаф, одежду — на вешалку в платяной шкаф.
Игра «У кого такой же?»
Дидактическая задача. Учить детей находить предмет, соответствующий образцу (по цвету, по величине).
Игровая задача. Подобрать подарки для медведя и лисы.
Игровые правила. Подобрать подарки так, чтобы они подходили по размеру и понравились героям.
Ход игры
Воспитатель приносит игрушки — медведя и лису и ставит их на стульчики по разные стороны от фланелеграфа. Говорит, что звери очень любят подарки. Предлагает детям подобрать подарки для зверей. Педагог по одному выкладывает на фланелеграфе любимые предметы медведя и лисы.
Медведь любит мед в синем горшочке и сгущенное молоко в желтом кувшине. Лиса любит курочку в синей кастрюле и молочко в желтом пакете. Дети получают карточки и на вопрос воспитателя: «У кого такой же предмет?» — показывают карточки и называют предмет. Подарки различаются по величине: для медведя большие, для лисы — поменьше. Дети должны учесть не только цвет, но и величину искомого предмета. Определив, кому какой подарок, дети рассказывают, почему медведю нравится именно это, что он с этим подарком будет делать. Если ребенок определяет предметы верно, то герои радуются, а дети хлопают в ладоши. Если неверно — герои отворачиваются.
Игра «Кто на чем ездит?»
Дидактическая задача. Учить детей группировать транспорт.
Игровая задача. Выбрать зверюшкам транспорт.
Игровые правила. Выбрать транспорт так, чтобы зверюшки захотели на нем ехать (в соответствии с профессиями зверей).
Оборудование. Одинаковые наборы картинок для фланелеграфа и индивидуальные комплекты карточек: с видами транспорта (такси, скорая помощь, аварийная служба, машина «Хлеб») и с изображением зверей в одежде, соответствующей их профессии (лиса — в белом колпаке и переднике пекаря; волк —в белом халате и шапочке врача с трубкой в лапах; заяц —в форменной фуражке таксиста; медведь — в костюме аварийной службы с набором инструментов).
Ход игры
Воспитатель приносит игрушки: зайку, волка, мишку, лису —и рассаживает их на столе. Сообщает детям, что каждый герой ждет свою машину, которая задержалась в гараже. На фланелеграфе выкладываются все карточки с изображением транспорта (такси, скорая помощь, аварийная служба, машина «Хлеб»). Воспитатель показывает одну игрушку и предлагает детям определить, на чем поедет этот герой. Дети высказывают предположения, и воспитатель прикладывает карточку с изображением героев к той или иной машине. Дети «сажают» (накладывают карточки в индивидуальном наборе) героев в тот вид транспорта, который соответствует их профессии: лиса —печет хлеб, волк —врач скорой помощи, заяц — работает таксистом, медведь — в аварийной службе. Если дети определяют транспорт неверно, то герой отказывается в него садиться.
Игра «Что изменилось?»
Дидактическая задача. Учить детей определять состояние погоды; закреплять знание характерных особенностей времен года.
Игровая задача. Вывести зайку на прогулку.
Игровые правила. Вывести зайку на прогулку, учитывая особенности погоды и времени года.
Оборудование. Игрушка зайка, теплая и легкая одежда зайчика для прогулки; карточки с изображением одежды.
Ход игры
Воспитатель приносит зайку, одетого в шубу и теплую шапку (на улице ранняя осень). Зайка жалуется детям: «Ребята, я не могу гулять на улице, потому что сильно устают, не могут побегать и попрыгать. Может быть, я заболел? Дети высказывают предположения. Воспитатель побуждает ребят посмотреть в окно и спрашивает: «Как оделся зайка, правильно или нет? В такой одежде, как у него, на улице тяжело бегать и прыгать, потому что жарко. Когда носят шубу и теплую шапку? (Зимой.) Как узнать, как сегодня нужно одеться, чтобы пойти на улицу?» (Посмотреть в окно и на градусник.)
Зайка радуется, раздевается и складывает одежду, потом идет к окну и смотрит на улицу.
Воспитатель показывает карточку, на каждой изображена солнечная лужайка и говорит: «Подскажите зайке, что ему надеть». Дети выбирают одежду из своих наборов карточек. Зайка одевается по совету детей и идет гулять.
После прогулки зайка идет обедать и спать, а потом снова идет на улицу. Воспитатель показывает другую карточку, на которой изображена та же лужайка, только погода пасмурная из-за туч: «Как теперь зайке одеться?» Дети подсказывают зайке. Воспитатель спрашивает у зайки, что изменилось на улице. Дети помогают зайке определить, какая погода, что изменилось и как надо одеваться на прогулку.
Похожие статьи:
Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду
Дидактические игры в младшей группе. Картотека
Игры с песком в младшей группе
Что такое развивающие игры для дошкольников
Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе