Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Зимняя сокровищница»

Литературный ринг, 6 класс

Литературный ринг для школьников (развлекательно-конкурсная программа к Всемирному Дню молодежи). Сценарий

Участники: две команды шестиклассников, ведущий, члены жюри.

Предварительная подготовка: на стенах зала развешивают плакаты с литературными девизами команд: «Один за всех, и все за одного!», «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»; обложки книг «Три толстяка» Ю. Олеши, «Записки о Шерлоке Холмсе» А. Конан Дойла, «Тимур и его команда» А. Гайдара. Учитель с учениками оформляют стенд с книгами, которые могут понадобиться участникам. Команды готовят вопросы на литературные темы, которые будут задавать соперникам.

Оборудование: экран и эпидиаскоп, магнитофон, предварительно записанные отрывки из музыкальных произведений, песочные часы, гонг для подачи сигналов.

Ход мероприятия

Ведущий.

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна

Литературия.

Сегодня, ребята, мы проводим литературный ринг - соревнование между двумя командами, которое будет состоять из трех небольших раундов-конкурсов на определенные темы. Прежде чем начать, представлю участников: справа от меня находится команда, у которой литературный девиз...

Ребята по просьбе ведущего произносят его: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

Ведущий. Я думаю, вы узнали слова из клятвы Сани Григорьева - героя книги «Два капитана» В. Каверина. Прошу вторую команду назвать свой девиз.

Ребята произносят его: «Один за всех, и все за одного!»

Ведущий. Конечно, вы помните автора книги и героев, которым принадлежит этот девиз. Теперь пусть каждая команда выберет капитана.

Ребята выбирают.

Ведущий. Прошу подойти капитанов ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Я надеюсь, что во время ринга члены команд узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше. Капитаны, получите, пожалуйста, жетоны, которые будут отличать вас от остальных членов команды, займите свои места.

Как известно, в любом конкурсе участвует жюри, которое оценивает работу его участников. Сейчас я представлю членов жюри (Называет их.)

Время, предоставляемое участникам литературного ринга для ответов на вопросы, будет ограниченно. Ответственную роль «хранителя времени» мы возлагаем на ... (называет фамилию).

Итак, церемония представления участников литературного ринга окончена. Я объявляю первый раунд.

Раздается удар гонга. Звучит романс Г. Свиридова к кинофильму по повести А. С. Пушкина «Метель».

Ведущий. Первый раунд мы посвящаем такой области Литературии, отношение к которой у человека в жизни обычно меняется. Это поэзия. Еще малышами мы слышим колыбельные песни. Став старше, мы сами разучиваем стихи и читаем их тем, кто приходит в гости к родителям. Звучат стихи на школьных праздниках. Но я знаю, что в средних классах интерес к поэзии у ребят несколько падает. И в результате многие прекрасные поэтические произведения остаются непрочитанными. А это большая, невосполнимая потеря, ибо волшебные поэтические строки делают нас духовно богаче, восприимчивее к тому, что нас окружает.

Капитаны команд, приготовьте ручку и листок бумаги. Даю задание: в течение минуты подобрать рифму к словам, которые я вам назову. Таких слов будет три. Своим капитанам помогает вся команда. Капитанов я прошу записывать слова столбиком, чтобы жюри было легче оценивать ответы. Первое слово - «день». Второе - «футбол». Третье - «окунь».

По истечении одной минуты ведущий просит капитанов прочитать придуманные рифмы.

Обычно к слову «окунь» школьники с трудом подбирают рифму.

Ведущий. Я вижу, что вы затрудняетесь подобрать рифму к слову «окунь», но не надо отчаиваться. Это слово ставило в тупик даже А. С. Пушкина.

Листочки, на которых записаны рифмы, передайте жюри.

А теперь - последнее задание первого раунда. Я назову окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а задача команд в течение одной минуты вспомнить и прочесть стихотворения, из которых взяты эти слова, и указать фамилии авторов. Например, я назову слова: «кроет», «крутя», «завоет», «дитя». Вы должны будете прочитать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Ведущий по очереди называет командам окончания строчек из таких четверостиший:

1. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

М. Ю. Лермонтов. Парус

2. У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

В. В. Маяковский. Кем быть?

3. Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

Н. А. Некрасов. Мужичок с ноготок

Ведущий. Объявляю конец первого раунда ринга.

Раздается удар гонга.

Ведущий. Пока жюри подводит итоги первого раунда, я прошу вас, ребята, обратить внимание на обложки трех книг, которые развешаны на стенах класса. Послушайте музыку и подумайте, герою какой из этих книг она более созвучна.

Звучит «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.

Ведущий. Герой или героиня какой из этих книг могли бы танцевать под эту музыку?

Ребята называют имя девочки-куклы Суок — героини книги «Три толстяка» Ю. К. Олеши.

Ведущий. Верно, это девочка по имени Суок - героиня книги «Три толстяка», которую написал Юрий Олеша. Он долгое время работал в редакции московской газеты «Гудок», писал статьи, фельетоны, книги, самая замечательная из которых - детская сказка «Три толстяка».

По сюжету сказки «Три толстяка» поставлены опера и балет, которые шли на сцене Большого театра. Многие из вас, наверное, слушали радиопостановку и смотрели фильм с таким же названием.

Мне очень бы хотелось, чтобы после нашей встречи вы обязательно еще раз перечитали это произведение Юрия Олеши.

Жюри объявляет итоги первого раунда литературного ринга.

Ведущий. Начнем второй раунд.

Раздается удар гонга.

Ведущий. Какому разделу литературы будет посвящен второй раунд литературного ринга, догадайтесь сами по музыкальной заставке.

Музыкальная заставка ко второму раунду — музыка из кинофильма «Тайна двух океанов». Можно использовать также песню Р. Паулса «Шерлок Холмс» или мелодию из художественного кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» композитора В. Дашкевича.

Ведущий. Думаю, нетрудно догадаться, что второй раунд литературного ринга посвящен области страны Литературии под названием «детектив». Детективы любят все. Кто не восхищался проницательностью сыщика-любителя Дюпона из рассказов Эдгара По, сметливостью Эркюля Пуаро или старушки Марпл из произведений Агаты Кристи. Но я вряд ли ошибусь, если скажу, что среди всех персонажей, обладающих способностью распутывать самые сложные преступления, наиболее популярен сыщик из произведений писателя Конан Дойла. Назовите его имя.

Ребята (хором). Шерлок Холмс.

Ведущий. Вероятно, вы не знаете, что автор произведения «Записки о Шерлоке Холмсе» сэр Артур Конан Дойл скептически относился к своему герою. Он считал, что рассказы и повести о Шерлоке Холмсе недолговечны, и отдавал предпочтение произведениям других жанров.

Конан Дойл несколько раз пытался окончить повествование о великом сыщике - то писал о гибели Шерлока Холмса на дне Рейхенбахского водопада, то отправлял его разводить пчел в деревне. Но под давлением читателей, требовавших возрождения любимого героя, писатель был вынужден вновь и вновь возвращаться к нему в своих произведениях.

Существует рассказ, в котором изобретатель машины времени навещает Конан Дойла, решившего в очередной раз прекратить создание произведений о Холмсе. «Зачем его возрождать, - устало повторяет писатель, - если через 20 лет его все равно забудут».

Но изобретатель машины времени доказывает бессмертие Шерлока Холмса. Он ошеломляет Конан Дойла следующими данными: «В 1914 г. ... будет устроен обед в честь столетия со дня рождения Эдгара По. Председателем на этом обеде будете Вы, сэр Артур, как признанный мастер детектива. К 1975 г. о Холмсе будет поставлено около 130 кинофильмов и 20 театральных пьес, десятки книг будут посвящены не только Вам, но и Вашему герою... Холмс перестанет быть «Вашим», он станет общим достоянием. Дотошные исследователи с завидной настойчивостью разложат по полочкам всю жизнь Холмса, используя Ваш же детективный метод, раскопают о нем такие «факты», о которых не подозревали даже Вы сами. Дом 221-6 на Бейкер-стрит снесут, а... невдалеке от Скотланд-Ярда создадут музей, но, увы, не Ваш, а Вашего героя».

Изобретателю машины времени удалось уговорить сэра Артура Конан Дойла, и через два месяца после их встречи в лондонском журнале появилась повесть «Собака Баскервилей» - жизнь знаменитого детектива была продолжена.

Вам, ребята, на время придется превращаться в сыщиков. Как вы помните, у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. (Показывает ящичек с карточками.) В нем хранятся словесные портреты персонажей знакомых вам книг. Я познакомлю вас с некоторыми из них. Вы должны назвать литературного героя по его словесному портрету, определить, где он действует, кто автор произведения.

Учитель по очереди читает командам такие отрывки из произведений известных писателей.

1. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - и на месте не посидит... Коса ссиза-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые... А одежда такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платья. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладь. (Медной горы хозяйка. П. Бажов «Уральские сказы».)

2. Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подняв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей;

Его-то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Черномор. (А. Пушкин. Руслан и Людмила.)

3. Тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежнорозовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками. (Хот- табыч. Л. Лагин «Старик Хоттабыч».)

4. Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. (Собака из повести А. Конан Дойла «Собака Баскервилей».)

Ведущий. Я знаю, что вы, ребята, тоже готовились к встрече друг с другом. Прошу задать соперникам те вопросы, которые вы подготовили самостоятельно.

Ребята задают вопросы.

Ведущий. Сейчас команды должны определить название произведения, фамилию, имя его автора и персонажей по изображению, полученному на экране. Прошу включить эпидиаскоп. (Для одной команды показывают иллюстрации к книгам «Приключения Гулливера» Д. Свифта, «Дон Кихот» М. Сервантеса; для другой команды - «Три мушкетера» А. Дюма, «Приключения Тома Сойера» М. Твена.)

Ведущий. Я объявляю конец второго раунда литературного ринга.

Раздается удар гонга.

Ведущий. Прошу жюри подвести итоги второго раунда. Третий раунд нашего ринга называется «блицраунд». Вы слушаете характеристику и описание поступков действующего лица книги и через 3 секунды называете его имя, произведение, в котором он действует, и автора книги.

Каждые три секунды раздается удар гонга. Ведущий, члены жюри по очереди читают такие отрывки из литературных произведений:

1. Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво-дивное, усовершенствовал диковинку заморскую - подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его не ждет ничего хорошего. Автор книги так говорил: «Там, где стоит имя этого героя, надо читать - русский народ». (Левша. Н. Лесков «Левша».)

2. Странное плавающее существо: получеловек-полулягушка, с серебристой чешуей, огромными выпученными глазами и лягушечьими лапами. Но когда это существо снимало очки и перчатки, то выяснялось, что в неведомом волшебном облике скрывался юноша 20 лет. Однако в своем получеловечьем виде этот юноша так пугал ловцов жемчуга побережья Аргентины, что получил от них фантастическое прозвище. (Ихтиандр - Морской Дьявол. А. Беляев «Человек-амфибия».)

3. Внешность этого человека была необыкновенной. Он был одет в глухой костюм, голова его была покрыта несколькими слоями бинта, на глазах - черные очки, розовый нос блестел так, как будто он был сделан из папье-маше, на руках были надеты плотные перчатки. Этот человек был великим изобретателем, но его открытия не принесли счастье ни ему, ни человечеству, хотя он мог творить поистине чудеса. (Гриффин. Г. Уэллс «Человек-невидимка».)

4. Молодой человек 18-ти лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в XVII в. видов спорта, вступил в спор с верховным представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличает особое рыцарское, галантное отношение к дамам, он не лишен юмора, остроумия, хитрости, сообразительности. (Д' Артаньян. А. Дюма «Три мушкетера».)

5. Молодой туземец, родом из Южной Африки. Был приговорен к смерти, но спасен человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасителя. (Пятница. Д. Дефо «Робинзон Крузо».)

6. Подруга мальчика, в детстве попавшего в волчью стаю и воспитанного там. Она была вся сплошь черная, как чернила, но с отметинами, видными на свету, точно легкий узор на муаре. Никто в джунглях не захотел бы становиться у нее поперек дороги, ибо она была хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненный слон. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, а шкура мягче пуха.

Ведущий. Пока жюри подводит итог третьего раунда и литературного ринга в целом, подведем и мы итоги - что дал нам этот вечер. Мы проверили себя на смекалку и сообразительность. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: «Главное - не победить, а участвовать!». Надеемся, что это путешествие в страну литературных героев - не последнее.

Жюри сообщает об итогах литературного ринга. Награждение.

Похожие статьи:

Конкурсная программа в 6 классе

Литературный кроссворд 6-7 класс с ответами и вопросами

Игровой тренинг для школьников 11-13 лет

Игры по ОБЖ для учащихся 6 класса на тему «Действия при пожаре»

Игры по ОБЖ для учащихся 6 класса на тему «Электричество»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!