Литературный КВН для старшеклассников
Сценарий КВН по литературе для учащихся старших классов «Клуб весёлых и начитанных»
Ход мероприятия
Ведущий: Когда мы произносим всего три буквы: КВН, у людей сразу же поднимается настроение. У нас сегодня тоже КВН, но расшифровывается эта аббревиатура немного по-другому: «Клуб весёлых и... начитанных».
В этот клуб мы пригласили сегодня две команды, которые не только будут вспоминать прочитанные ими книги и блистать своей эрудицией, но и продемонстрируют творчество, юмор, фантазию.
Разминка: Ведущий по очереди называет командам литературные произведения, в названия которых вкрались ошибки. Задача команд — исправить их. Жюри отмечает ответы команд и присуждает победителям два балла, проигравшим 1 балл. (Если разрыв в количестве правильных ответов большой, победителям можно присудить три балла.)
1. Русская народная сказка «Желобок» («Колобок»)
2. Сказка Шарля Перро «Полушка» («3олушка»)
3. Фенимор Купер «Премия» («Прерия»)
4. Николай Васильевич Гоголь «Нож» («Нос»)
5. Артур Конан Дойл «Голубой фурункул» («Голубой карбункул»)
6. Виктор Гюго «Отверченные» («Отверженные»)
7. Александр Николаевич Островский «Грёза» («Гроза»)
8. Александр Иванович Куприн «Яга» («Яма»)
9. Жюль Верп «80 лет под водой» («80 лье под водой»)
10. Василий Шукшйн «Малина красная» («Калина красная»)
11. Виктор Крапивин «Мальчик на шпагате» («Мальчик со шпагой»)
12. Юрий Олёша «Ври холостякам» («Три толстяка»)
13. Константин Паустовский «Золотая поза» («Золотая роза»)
14. Ханс Кристиан Андерсен «Простушка и трубочист» («Пастушка и трубочист»)
15. Джон Голсуорси «Сара о Форсайтах» («Сага о Форсайтах»)
16. Виктор Астафьев «Царь-глыба» («Царь-рыба»)
17. Александр Кивинов «Улицы разбитых главарей» («Улицы разбитых фонарей»)
18. Дмитрий Фонвизин «Водоросль» («Недоросль»)
19. Антон Павлович Чехов «Ванна на шее» («Анна на шее»)
20. Михаил Булгаков «Родовые яйца» («Роковыеяйца»)
21. Николай Лесков «Отупевший художник» («Тупейный художник»)
22. Дмитрий Мамин-Сибиряк «Долото» («Золото»)
23. Эмиль Золя «Человек-дверь» («Человек-зверь»)
24. Проспер Меримё «Карман» («Кармен»)
25. Агата Кристи «Испанский дундук» («Испанский сундук»)
26. Джордж Байрон «Пособничество Чайльд Гарольда» («Паломничество Чайльд Гарольда»)
27. Вильям Шекспир «Омлет» («Гамлет»)
28. Александр Сергеевич Пушкин «Бедный всадник» («Медный всадник»)
29. Григорий Петрович Данилевский «Княжна Наркоманова» («Княжна Тараканова»)
30. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Гея» («Портрет Дориана Грея»)
Конкурс: Командам предлагается уйти за сцену, оставив па ней капитанов, и вспомнить известные им литературные произведения: 1 команде — те, в названии которых есть название цвета; 2 команде — те, в названии которых есть материалы, минералы.
Пока команды вспоминают, проводится Конкурс Капитанов.
Ведущий называет автора и произносит первое слово в названии произведения. Капитаны должны быстрее соперника назвать всё произведение. Победитель получает два балла, проигравший — один балл.
1. Григорий Петрович Данилевский «Сожжённая... Москва»
2. Лев Николаевич Толстой «Кавказский... пленник»
3. Артур Конан Дойл «Затерянный ... мир»
4. Николай Васильевич Гоголь «Страшная... месть»
5. Иван Алексеевич Бунин «Антоновские ... яблоки»
6. Антуан де Сент Экзюпери «Маленький... принц»
7. Оноре де Бальзак «Неведомый... шедевр»
8. Карел Чапек «Почтальонская... сказка»
9. Константин Георгиевич Паустовский «Блистающие... облака»
10. Леонид Дмитриевич Платов «Секретный... фарватер»
11. Юрий Васильевич Бондарев «Горячий... снег»
12. Антон Павлович Чехов «Лошадиная... фамилия»
13. Валентин Саввич Пикуль «Исторические... миниатюры»
14. Александр Михайлович Адамович «Хатынская... повесть»
(Жюри оглашает итоги.)
Ведущий: Настало время услышать, какие литературные произведения вспомнили наши команды.
Цвет в названии литературного произведения:
1. Артур Конан Дойл «Голубой карбункул», «Союз рыжих», «Жёлтое лицо», «Пёстрая лента», «Этюд в багровых тонах»
2. Павел Петрович Бажов «Голубая змейка»
3. Александр Григорьевич Грин «Алые паруса»
4. Стендаль «Красное и чёрное»
5. Александр Дюма «Черный тюльпан»
6. Джек Лондон «Белое безмолвие»
7. Александр Мелентьевич Волков «Волшебник Изумрудного города», «Жёлтый туман».
8. Михаил Александрович Булгаков «Белая гвардия»
9. Фёдор Моисеевич Боровский «Рыжий»
10. Дмитрий Наркйсович Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
И. Майн Рид «Белый вождь»
12. Роберт Льюис Стивенсон «Чёрная стрела»
Материалы и минералы в названии литературного произведения:
1. Александр Мелентьевич Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
2. Иван Иванович Лажечников «Ледяной дом»
3. Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа»
4. Александр Сергеевич Пушкин «Каменный гость», «Медный всадник», «Золотой петушок»
5. Братья Гримм «Пряничный домик»
6. Александр Серафимович Серафимович «Железный поток»
7. Анатолий Наумович Рыбаков «Бронзовая птица»
8. Александр Иванович Купрйн «Гранатовый браслет»
9. Юрий Самсонов «Стеклянный корабль»
10. Павел Петрович Бажов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы», «Золотой волос»
11. Ханс Кристиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
12. Илья Ильф и Евгений Петров «Золотой телёнок»
(Жюри подводит итоги.)
Конкурс: Двое ребят от каждой команды уходят за сцену готовиться. Один из них — актёр, второй — его гримёр и костюмер. Актёр первой команды должен сыграть Старика Хоттабыча, второй — подготовить грим, головные уборы, предметы одежды. Актер второй команды играет Барона Мюнгхаузепа.
Роль Старика Хоттабыча:
Идёт в песках верблюжий караван,
Лежат барханов белые ухабы...
Меня зовут Гассан Абдурахман,
Я сын достопочтенного Хоттаба.
О Сулейман ибн Дауд!
Годы идут, дети растут.
Даже и я мальчиком был...
Был или нет? Забыл...
Люблю я всех зверей и всех людей,
Но отношусь с тревогою к посуде.
Тот Сулейман, ужаснейший злодей,
Меня закрыл он в глиняном сосуде.
О Сулейман ибн Дауд!
Глиняный твой тесный сосуд!
Много столетий жил я один —
Самый несчастный джинн.
Скрывал сосуд светил небесных свет,
Но в нём открыл я мудрости копилку.
Могу теперь друзьям подать совет,
Совсем простой совет: «Не лезь в бутылку!»
О, Сулейман ибн Дауд!
Где-то во льдах вьюги поют,
Где-то печёт солнце с небес —
Сколько вокруг чудес!
Я знаю географию на пять.
И помню наизусть любой учебник.
Всегда могу тихонько подсказать —
На то я, между прочим, и волшебник!
О Сулейман ибн Дауд!
Если друзья помощи ждут,
Дождь или снег, день или ночь —
Всем я готов помочь!
(Автор — Я. Дубровин)
Роль Барона Мюнхгаузена:
Я признаться вам могу
И пи слова не солгу,
Но замечу по секрету
Всем без исключения –
У Мюнхгаузена нету,
Просто не было и нету
Дня без приключения!
Помню, как-то в жаркий день
Я искал в пустыне тень.
Оглянулся — что такое?
Тень увидел сзади я.
И за собственной спиною,
Да, за собственной спиною
Отдыхал в прохладе я.
В океане полный штиль,
Ветра нет на сотни миль.
Я тихонько подплываю
К антарктическим китам,
Якорь с палубы бросаю,
Якорь снял — киту бросаю,
Зацепляю за фонтан!
Побывать недавно мне
Довелось и на Лупе.
Солнце светит — караул! —
Ну просто нет спасения.
И на Луну я повернул,
Взял на Луну и повернул
В сторону затмения.
Мне поёт пернатый хор:
— Ах, какой Вы фантазёр!
Мне косматые медведи
Пляшут, аплодируя,
Потому что нет па свете,
Никого иа целом свете
Нет меня правдивее.
(Автор — Я. Дубровин)
(Конкурс оценивается по пятибалльной системе. Он может быть и домашним заданием.)
Конкурс: Пока актёры готовятся исполнить роль сказочных героев, ведущий предлагает остальным участникам команд тантаморески. Это ватманские или картонные листы, на которых нарисованы сказочные герои. Вместо лица у них отверстие. Участники конкурса по очереди примеряют на себя тантамореску и пытаются отгадать, каким сказочным героем они являются. Для этого они задают ведущему вопросы, на которые тот может ответить «Да», «Нет». Например: «Я человек?», «Я кукла?», «Я животное?», «Я добрый?», «У меня есть родственники?», «Я из России?», «У меня в одежде (внешности) есть что-то особенное?» и так далее. Побеждают те ребята, которые быстрее соперников отгадают, какими сказочными героями они являются. Кого можно изобразить на тантаморесках:
1. Мальвину
2. Чебурашку
3. Кощея Бессмертного
4. Змея Горыныча
5. Карлсона
6. Крокодила Гену
7. Колобка
8. Бабу Ягу
Конкурс: Если актёры ещё не готовы, можно провести конкурс с болельщиками. Членам команды выдаются листы и ручки или фломастеры. В зале включается весёлая музыка на две-три минуты. За это время ребята записывают варианты расшифровок аббревиатуры КВН, которые им сообщают их болельщики. Как только музыка перестаёт звучать — команды поднимаются на сцену и по очереди зачитывают то, что им удалось собрать в зале.
(Жюри оценивает конкурс болельщиков по 3-балльной системе, не по количеству данных вариантов, а по количеству весёлых, смешных, оригинальных расшифровок.)
Вот какие ответы однажды записали ребята:
1. Кляча выла непрестанно.
2. Комары воют насмерть.
3. Колян выглядел недомерком.
4. Какой-то воротила нагадил.
5. Кретины всегда неотразимы.
6. Крикуна вмиг нокаутировали.
7. Катя валялась нагишом.
8. Крысы всласть нахохотались.
9. Косолапые ворвались некстати.
10. Кто-то весело натусовался.
(Примечание: У конкурса может быть продолжение. Можно дать командам время на подготовку и предложить им составить связный рассказ или газетный репортаж из расшифровок, данных их болельщиками. Разумеется, ребята могут добавлять и свои варианты, но все фразы рассказа (или репортажа) должны состоять из трёх слов, начинающихся с букв К, В, Н. Конкурс оценивается по 5-балльной системе.)
Конкурс: После выступления Хоттабыча и Мюнхгаузена приглашаются по два поэта от каждой команды. Они должны соединить классику и современность в двустишьях. Им выдаются карточки, па которых написаны поэтические строчки, ставшие крылатыми. Например, такие:
1. Счастливые часов не наблюдают.
2. Выпьем, добрая подружка бедной юности моей.
3. Я помню чудное мгновенье...
4. Дай, Джим, на счастье лапу мне.
5. Я достаю из широких штанин.
6. Злой чечен ползёт на берег, точит свой кинжал.
(Ребята должны придумать современные продолжения этих строк.)
В качестве примера можно привести следующие варианты:
1. Выхожу один я на дорогу,
Пистолет при мне, и слава богу.
2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный:
Шестнадцать строк в общественной уборной.
3. Ты жива ещё, моя старушка,
Приглянулась мне твоя избушка.
4. Если я заболею, к врачам обращаться не стану,
Всё равно па лекарства я денег таких не достану.
5. Гляжу в озёра синие,
Нырнул — и весь в бензине я.
6. Природой здесь нам суждено
Открыть стриптиз и казино.
(На подготовку ребятам даётся время. Конкурс оценивается по 5-балльной системе.)
Конкурс: Пока ребята готовятся — остальным участникам команд предлагается угадать названия известных произведений литературы по следующим толкованиям:
1. Скопление плодово-ягодных деревьев («Вишнёвый сад»)
2. Две противоположные составляющие состояния государства («Война и мир»)
3. Перемещённые в неизвестном направлении потоком воздуха («Унесённые ветром»)
4. Позднее время неоднократно проведённое в небольшой усадьбе рядом с населённым пунктом («Вечера на хуторе близ Диканьки»)
5. Высшее животное, приспособленное жить в разных средах («Человек-амфибия»)
6. Эфемерные субстанции без признаков жизни («Мёртвые души»)
7. Большие неприятности на почве интеллекта («Горе от ума»)
8. Цветы жизни в закрытом, мрачном помещении («Дети подземелья»)
9. Внебрачное дитя большого воинского подразделения («Сын полка»)
10. Птичий дом благородного сословия («Дворянское гнездо»)
11. Небольшие заметки человека с ружьём («Записки охотника»)
12. Густая взвесь водяных паров в мужской одежде («Облако в штанах»)
(Два балла получает команда, давшая больше правильных ответов, один балл — их соперники.)
Конкурс: Ребята перед конкурсом заранее учат наизусть определённые отрывки из басен Ивана Андреевича Крылова. Для какой цели, они не знают. Во время КВН ведущий предлагает членам команды прочитать наизусть строчки из басен по очереди. Вот что может получиться, если читать отрывки из басен «Осёл» и «Мартышка и Очки».
Когда вселенную Юпитер населял,
Мартышка к старости слаба глазами стала.
И заводил различных тварей племя,
А у людей она слыхала,
То и Осёл тогда на свет попал.
Что это зло ещё не так большой руки,
Но с умыслу ль или имея дел беремя,
Лишь стоит завести Очки.
В такое хлопотное время
Очков с полдюжины она себе достала;
Тучегонитель оплошал:
Вертит Очками так и сяк,
А вылился Осёл, почти как белка, мал.
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
Осла никто почти не примечал,
То их понюхает, то их полижет;
Хоть в спеси никому Осёл не уступал.
Очки не действуют никак.
Или отрывки из басен «Крестьянин и Змея» и «Свинья под дубом».
Свинья под дубом вековым
Мужик с Змеёю подружился.
Наелась жёлудей досыта, до отвала;
Известно, что Змея умна:
Наевшись, выспалась под ним;
Так вкралась к Мужику она,
Потом, глаза продравши, встала
Что ею только он и клялся, и божился.
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
С тех пор все прежние приятели, родня,
«Ведь это Дубу не вредит, —
Никто к нему ногой не побывает.
Ей с Дубу ворон говорит, —
«Помилуйте, — мужик пеняет, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
За что вы все покинули меня!
«Пусть сохнет, говорит Свинья, —
Иль угостить жена вас не умела?
Ничуть меня то не тревожит;
Или хлеб-соль моя вам надоела?»
В нём проку мало вижу я;
«Нет, — кум Матвей сказал ему в ответ, —
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
К тебе бы рады мы, сосед,
Лишь были б жёлуди, ведь я от них жирею».
(Проигрывает тот участник конкурса, кто первым собьётся и неправильно произнесёт очередную строчку из своего отрывка басни. Победитель получает два балла, проигравший — один.)
Разновидностью этого конкурса является домашнее задание, в котором ребятам предлагается сочинить забавное стихотворение из перепутанных строчек разных стихов. В качестве примера при подготовке к КВН ребятам можно прочитать следующую путаницу:
Я помню чудное мгновенье:
Добрый доктор Айболит,
Как мимолётное виденье,
Он под деревом сидит.
В томленьи грусти безнадежной
И пришла к Айболиту лиса.
Звучал мне долго голос нежный:
«Ой, меня укусила оса!»
В глуши, во мраке заточенья
И пришёл к Айболиту барбос,
Без божества, без вдохновенья
Его курица клюнула в нос.
Душе настало пробуждепье,
Вдруг откуда-то шакал,
Как мимолётное виденье,
На кобыле проскакал.
И сердце бьётся в упоепьи,
Всех излечит, исцелит,
Как божество, как вдохновенье,
Добрый доктор Айболит.
(Это домашнее задание оценивается по 5-балльной системе. )
Пока команды готовятся к выполнению финального домашнего задания, с болельщиками можно провести Конкурс литературных перевертышей.
Сказки:
1. «Республика прямых стёкол» («Королевство кривых зеркал»)
2. «Большой кум» («Маленький Мук»)
3. «Старый прикид шута» («Новый наряд короля»)
4. «Бодрствующая уродина» («Спящая красавица»)
5. «Четыре дистрофика» («Три толстяка»)
6. «Девочка без ноги» («Мальчик с пальчик»)
7. «Петушок однотонный» («Курочка Ряба»)
8. «Пёс босиком» («Кот в сапогах»)
9. «Километровочка» («Дюймовочка»)
10. «Эльза, что умирает в подвале» («Карлсон, который живёт на крыше»)
И. «Кубичек» («Колобок»)
12. «Марья — царская дочь» («Иван — крестьянский сын»)
13. «Простак коричневой деревни» («Волшебник Изумрудного города»)
14. «Пациент Эхвыздоравливает» («Доктор Айболит»)
15. «Кукушка-домоседка» («Лягушка путешественница»)
Литературные произведения:
1. «Слуга белолицых» («Вождь краснокожих»)
2. «Отец» («Мать»)
3. «Гений» («Идиот»)
4. «Благодеяние без поощрения» («Преступление и наказание»)
5. «Заплыв под хатой дятла» («Полёт над гнездом кукушки»)
6. «Радость до глупости» («Горе от ума»)
7. «Рождение под проспектом Роддом» («Убийство на улице Морг»)
8. «Матери без родителей» («Отцы и дети»)
9. «Переросток» («Недоросль»)
10. «Под крышкой» («На дне»)
11. «Известный материк» («Таинственный остров»)
12. «Простолюдин и богач» («Принц и нищий»)
13. «Солдатский сынок» («Капитанская дочка»)
14. «Ему в Америке умирать плохо» («Кому на Руси жить хорошо»)
15. «Цветочный камень» («Каменный цветок»)
16. «Живые тела» («Мёртвые души»)
17. «Романы рыболова» («Записки охотника»)
18. «Туча под блузкой» («Облако в штанах»)
19. «Бубновый валет» («Пиковая дама»)
20. «Опущенная тайга» («Поднятая целина»)
21. «Жара — Синее ухо» («Мороз — Красный нос»)
22. «Подлец вашего мига» («Герой нашего времени»)
23. «Ангел» («Демон»)
24. «Майор Приделай-Ноги» («Капитан Сорви-Голова»)
25. «Поющие зверята» («Пляшущие человечки»)
Финальное домашнее задание:
Поставить мюзикл, оперу, боевик, фантастический триллер или детектив, в котором бы действовали: Терминатор, Колобок, Герцог Синяя Борода, Винни-Пух, Квазимодо, Марфушечка-Душечка и Царевна-Лягушка (или Царевна Несмеяна).
Похожие статьи:
Сценарий поэтической игры для школьников 5-7 класса
Викторины по произведениям Джека Лондона с ответами
Игра по русскому языку и литературе с ответами, 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!