Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры на тему «Этикет» для дошкольников 4-6 лет

Игры на воспитание основам правил общения для дошкольников

Дидактическая игра «У нас в гостях кукла Таня»

Цель. Игра воспитывает у детей доброжелательность к родным и близким, вырабатывает способность культурного общения со сверстниками.

Дидактический материал — кукла Таня, картинки с изображением ситуаций общения, хороших поступков детей.

Ход игры. Кукла Таня приходит в гости к детям, ее приветливо встречают, предлагают ей сесть. После этого педагог говорит:

— Кукла Таня знает, как мы умеем умываться, аккуратно и красиво есть. А сегодня она хочет узнать, умеете ли вы красиво поступать. Что же мы расскажем Тане?

Дети могут в этой ситуации не сразу найти ответы, промолчать. Педагог продолжает:

— У нас есть о чем рассказать тебе, Таня. Вот, например, сегодня утром Андрюша увидел, что к нам в группу пришла Галина Петровна, заведующая, посмотреть, как мы тут живем. Андрюша сразу же принес стул и сказал: «Садитесь, пожалуйста». Галина Петровна поблагодарила Андрюшу, мы с ней очень обрадовались, что он такой внимательный и вежливый.

Кукле понравилось, что ребята такие воспитанные, она по просила научить и ее так поступать, а также показать, что нужно сделать, если кто-нибудь пришел в гости.

— Сказать: «Здравствуйте!» — говорит Андрюша.

— Стул принести и сказать: «Садитесь, пожалуйста!» — продолжает другой ребенок.

— Ребята, а как нужно поступить, если надо пройти, а на пути стоит кто-нибудь из вас, как бывает в комнате для раздевания? — спрашивает кукла Таня.

Дети отвечают.

— Правильно, — поддерживает верные ответы педагог. — В такой ситуации нужно сказать: «Пропусти, пожалуйста».

А сейчас вместе подумаем, какие хорошие, красивые поступки можно совершать, чтобы всем окружающим детям и взрослым приносить радость.

Подводя итоги игры, педагог сообщает детям, что когда мы при встрече говорим «здравствуйте», этим приветствием мы желаем человеку здоровья и вообще всего хорошего. Если произнести это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость. Он обязательно улыбнется в ответ. А если это слово сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то приятно, так можно и обидеть. Детям не надо здороваться за руку, так здороваются только взрослые. Не надо кричать через улицу свое приветствие, это невежливо. Ребенок первым должен по здороваться со взрослым. Если ребенок или взрослый стоит не один, то надо сказать всем «здравствуйте».

Затем педагог, усложняя задачу, спрашивает: «Можно ли заменить слово „здравствуйте'1 другими словами, выражающими приветствия?» Если дети затрудняются, то педагог задает наводящий вопрос: «Приветствия, сказанные в разное время суток? Например, „доброе утро", „добрый день", „добрый вечер"».

Игра-упражнение «Пожалуйста»

Цель. Игра-упражнение вырабатывает навык употребления «волшебных» слов.

Ход игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется — выбывает из игры.

Дидактическая игра «Как Буратино стал вежливым»

Цель. Игра учит детей культуре общения, вырабатывает у них чуткое, доброжелательное отношение к сверстникам.

Дидактический материал — игрушка Буратино, другие игрушки.

Подготовка. Перед игрой педагог дает детям задание понаблюдать за поведением окружающих, запомнить вежливые слова, которые они используют при общении.

Ход игры. Педагог разговаривает с детьми и с игрушечным Буратино.

Педагог. Дети, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях!

Дети. Буратино.

Педагог. А почему Буратино молчит? Пришел, не по здоровался с нами, ничего не говорит. Что же с ним случилось? Знаете, что мне рассказал Буратино? Сегодня он играл с ребятами из другой группы и поссорился с ними. (Обращается к игрушке.) Буратино, а почему ты поссорился с детьми?

Педагог (детям). Знаете, сначала Буратино захотел красивую машину и отобрал ее у мальчика. Потом Буратино на доело играть с машинкой, и он сломал ее. Увидел Буратино у девочки красивую куклу и отобрал ее. Надоело Буратино играть, и стал он потихоньку дергать девочек за бантики, а мальчиков за уши. Рассердились ребята на Буратино и прогнали его из группы. Ребята, как вы думаете, почему Буратино прогнали и не захотели с ним играть?

Дети отвечают.

Педагог. Да, Буратино, оказывается, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым. (Обращается к игрушке.) Когда ты хочешь поиграть игрушкой товарища, что ты будешь делать, Буратино?

Буратино. Я отберу эту игрушку.

Педагог. А что вы будете делать, ребята?

Дети. Мы скажем: «Дай, пожалуйста, поиграть».

Педагог. Буратино, когда тебя угощают, что ты говоришь?

Буратино. Ничего.

Педагог. А вы что говорите, ребята?

Дети. Мы говорим: «Спасибо».

Педагог. Буратино, а ты защищаешь слабых? (Обращается к детям.) А вы кого защищаете от обид, дети?

Дети. Девочек, они слабые, нежные, хрупкие.

Педагог. А какие волшебные слова вы еще знаете?

Дети. Доброе утро, здравствуйте, извините, благодарим, будьте добры, всего хорошего.

Педагог. Давайте научим Буратино, как надо входить в группу, как надо просить игрушки, как надо относиться к девочкам.

Дети начинают учить Буратино правилам хорошего тона.

— Ты все понял, Буратино?

Буратино. Я все понял! Теперь я везде и всегда буду говорить волшебные слова. Ведь они такие красивые, и когда их слышат, то все становятся добрыми и приветливыми.

Педагог. А теперь мы все будем играть и говорить друг другу «волшебные» слова. И вы увидите, какие вы все добрые и вежливые.

Буратино. Алеша, у тебя такая красивая машинка. Пожалуйста, дай мне с ней немного поиграть. Большое спасибо.

Педагог. Ай да Буратино! Научился-таки у наших детей вежливости.

Буратино. Таким я теперь буду всегда!

В конце игры педагог читает стихотворения И. Токмаковой и А. Шибаева. Дети хором произносят определенные слова (ниже в тексте — заключенные в скобки).

И. Токмакова

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас... (благодарят).

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого... (спасибо).

 

А. Шибаев

Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем.

Настя — славная девчонка,

Настя ходит в детский сад.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова... (здрасьте).

А слово-то какое —

Очень дорогое.

 

Встретил Витю я — соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова... (извините).

А слово-то какое —

Очень дорогое.

 

Он про внучку говорил:

— Экая досада!

Я ей мишку подарил,

Вижу — очень рада.

Но нельзя ж молчать, как рыба,

Ну, сказала бы... (спасибо).

А слово-то какое —

Очень дорогое.

Педагог читает стихотворение, а дети угадывают слова. В конце он спрашивает, какие еще простые, но дорогие слова дети знают.

Творческая игра «Страна вежливости»

Цель. Игра учит детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия; обучает общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Ход игры. Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Какие слова говорят люди друг другу, когда встречаются? (Ответы детей.)

Педагог. Слово «здравствуйте» — очень интересное слово. Послушайте: «Здравствуйте» — мы желаем вам здоровья (здравия). Поэтому людям приятно это слово-приветствие.

Педагог читает стихотворение В. Солоухина:

— Здравствуйте! —

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

— Здравствуйте! —

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку роднее сделалась жизнь?

Дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении. Педагог говорит, что для того, чтобы людям было радостнее, приятнее, мы добавляем к словам-приветствиям улыбку и слова, которые делают наше обращение к собеседнику более теплым и доброжелательным. Мы говорим: «Здравствуй, мамочка!», «Здорово, Петя!», «Привет, Зайчишка!»

Педагог спрашивает, какие еще вежливые слова знают дети и говорят их при встрече с друзьями и родными.

А. Яшин

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром», «Добрый вечер»,

«Доброй ночи» говорим.

Дети хором повторяют стихотворение.

Чтение педагогом стихотворения В. Кривошеева «Доброе утро»:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Чтение стихотворения Т. Собакина «Здравствуй, Гусь»:

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе: «Не струсь!

Быть может, этот Гусь ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у Гуся свирепый вид —

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Ну и пусть!

Я улыбнулся:

«Здравствуй, Гусь!»

Он головой кивнул в ответ,

И мне послышалось: «При-ве-е-ет!»

Педагог спрашивает детей, почему свирепый Гусь поздоровался с мальчиком. И заключает, что если ты идешь навстречу с улыбкой, с добрым словом приветствия — это значит, что ты не хочешь причинить вред, обидеть, и, наверное, даже самый сердитый гусь смягчится.

Игра-драматизация «Добрый день!» (стихи А. Кондратьева)

Цель. Игра раскрывает детям значение вежливых слов; учит их правильно употреблять слова в речи.

Ход игры. Педагог предлагает детям выбрать и выполнить роль любого доброго слова. Дети, выбрав себе вежливые слова, рассказывают о них в стихотворной форме:

1-й ребенок — Добрый День.

— Добрый день! — тебе сказали. .

— Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали —

Теплоты и доброты.

 

2-й ребенок — Доброго Пути.

Нам желают:

— Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

 

3-й ребенок — Здравствуйте!

— Здравствуйте! —

Ты скажешь человеку.

— Здравствуй, — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

 

4-й ребенок — Пожалуйста.

Отменить, что ли,

Слово пожалуйста?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

 

5-й ребенок — Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы —

Кому сказали? Сколько раз?

 

6-й ребенок — Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

 

7-й ребенок — Будьте добры.

Будьте добры —

Это я говорю по секрету.

Будьте добры —

И не ждите за это конфету.

Будьте добры —

Без игры и во время игры.

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

 

8-й ребенок — Добрые слова.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и новы.

Но я еще повторю все равно:

— Добрые люди, будьте здоровы.

Похожие статьи:

Игровые занятия на тему «Вежливость» в подготовительной группе детского сада

Занятие «Вежливые слова». Старшая группа

Поведение за столом для детей дошкольников

Игры на тему «Вежливость» для детей дошкольников 5-7 лет

Сценарий праздника вежливости для дошкольников 5-6 лет в ДОУ

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!