Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока информатики, 9 класс. Программирование ветвлений на Паскале

Конспект урока информатики "Программирование ветвлений на Паскале"
Автор: Таймасханова Зухра Кенже-Назаровна.
Данный конспект урока может быть использован учителями информатики при изучении условного оператора и оператора выбора языка программирования Паскаль. Разработано для учащихся 9 класса по учебнику Семакина И. Г.
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с формой записи оператора case на Паскале.
Развивающая: сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление, навыки программирования.
Воспитательная: повысить мотивацию к изучению предмета информатики.
Оборудование: компьютерный класс с установленным ПО, проектор, экран.
Ход урока:
1. Инициация
2. Актуализация деятельности учащихся
Проверка домашнего задания, вопросы по домашнему заданию.
3. Объяснение нового материала.
Помимо условного оператора If в языке программирования Pascal существует оператор выбора Case of. Рассмотрим его применение на примере программы, которая выводит на экран то или иное сообщение, в зависимости от введенного числа.
Вывод сообщения на экран с помощью If.
program vetvlenija1;
uses crt;
var NUM :integer;
begin
clrscr;
writeln(‘Введите число от 1 до 4:’);
readln (NUM);
if NUM=0 then
writeln (‘Нуль’);
if NUM=1 then
writeln (‘Один’);
if NUM=2 then
writeln (‘Два’);
if NUM=3 then
writeln (‘Три’);
if NUM=4 then
writeln (‘Четыре’);
end.
Эта программа выводит на экран сообщение (Нуль, Один и т. д.) в зависимости от того, какое мы введем число. Однако, ту же задачу можно выполнить более простым способом с помощью оператора Case of.
Использование Case Of.
program vetvlenija2;
uses crt;
var NUM :integer;
begin
clrscr;
writeln(‘Введите число от 0 до 4:’);
readln (NUM);
case NUM of
0:writeln (‘Нуль’);
1:writeln (‘Один’);
2:writeln (‘Два’);
3:writeln (‘Три’);
4:writeln (‘Четыре’);
end;
end.
В строке №8 записывается оператор выбора Case Of. Сначала записывается слово Case, затем записывается переменная, затем слово Of. После служебного слова Of идет перечисление всех возможных значений переменной (строка №9 - №13), а через двоеточие указывается действие, которое нужно сделать, если переменная принимает то или иное значение. Таким образом, если мы вводим с клавиатуры 0, то на экран выводится сообщение «Нуль» (строка №9), если вводим 1, то выводится сообщение «Один» (строка №10) и т.д.
Нам не нужно каждый раз писать конструкцию If…Then.
Достаточно указать CASE «переменная» OF, а затем для каждого значения этой переменной через двоеточие прописать вывод на экран. После перечисления всех операторов необходимо поставить служебное слово End.
4. Применение изученного
№1. Напишем программу, которая определяет квартал года по введенному числу месяца.
Использование Case Of Else.
program vetvlenija3;
uses crt;
var NUM :integer;
begin
clrscr;
write (‘Введите номер месяца’);
readln (NUM);
case NUM of
1,2,3: writeln (‘Первый квартал’);
4,5,6: writeln (‘Второй квартал’);
7,8,9: writeln (‘Третий квартал’);
10,11,12: writeln (‘Четвертый квартал’)
else
writeln (‘Вы неправильно указали месяц’);
end;
end.
№2. Составить программу задачи, моделирующей работу светофора. При вводе символа первой буквы цветов светофора, программа должна выводить сообщение о соответствующем цвете и действиях.
program svetofor;
var
cvet: char;
begin
read (cvet);
case cvet of
'з': writeln ('зеленый цвет, движение разрешено');
'ж': writeln ('желтый цвет, внимание');
'к': writeln ('красный цвет, движение запрещено');
else writeln ('светофор не работает');
end;
end.
№3. Написать программу, которая запрашивает у пользователя номер месяца и выводит соответствующее название времени года. Предусмотреть ошибку ввода.
program nomermesaca;
var x:byte;
begin
writeln(‘ введите номер месяца ‘);
readln(x);
Case x of
1,2,12:writeln (‘зима’);
3,4,5:writeln (‘весна’);
6,7,8:writeln (‘лето’);
9,10,11:writeln (‘осень’)
else
writeln (‘ошибка’);
end;
end.
№4. Составить программу, имитирующую работу своеобразного калькулятора.
program Calc;
var a, b, c: integer;
begin
writeln(‘Введите a’); Read(a);
writeln(‘Введите b’); Read(b);
writeln(‘Введите c‘); Read(c);
case c of
1: writeln(‘Сумма=‘, a+b);
2: writeln(‘Разность=‘, a-b);
3: writeln(‘Произведение=‘, a*b);
4: writeln(‘Целая часть от деления=‘, a div b);
5: writeln(‘Остаток от деления=‘, a mod b)
else writeln(‘Введен неизвестный номер операции’);
end;
end.
№5. Написать программу, которая в зависимости от введённого числа выводила бы на экран: если 1, 2, 3, 4, 5 то 'один', если 6, 7, 10, 15 то 'два', если 8 то 'три', если 16, 17, 18, 19, 20, 22, 25 то 'четыре'. Иначе вывести на экран 'ошибка'.
program primer;
var n : integer;
begin
write('Введите число: ');
readln(n);
case n of
1..5: write('один');
6, 7, 10, 15: write('два');
8: write('три');
16..20, 22, 25: write('четыре');
else write('ошибка');
end;
end.
5. Рефлексия
Подведение итогов, выставление оценок.
6. Домашнее задание
§ 37
Составить программу по условию: В некотором учебном заведении действуют следующие правила приема. Абитуриенты сдают три экзамена. Если они набирают не менее 13 баллов, то это дает право поступить на дневное отделение, от 10 до 12 — вечернее, от 8 до 9 — заочное и ниже 8 баллов — отказ в приеме на учебу. Записать программу, которая в зависимости от суммы набранных баллов сообщает абитуриенту его права на поступление.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока информатики для 9 класса. Операторы языка Turbo Pascal Внеклассное мероприятие по информатике для 9-11 классов Внеклассное мероприятие по информатике для 9 класса Конспект урока информатики "Гипертекстовое представление информации" 7 класс
Внеклассное мероприятие по информатике для 9 класса | Конспект урока информатики, 10 класс. Сводные таблицы Excel
Опубликовано: 3156 дней назад (1 апреля 2016)
Просмотров: 4185
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!