Зимние посиделки для детей старшей группы в детском саду
Зимние посиделки для детей старшей группы "Жили- были..."
Автор Саясова Валентина Валерьевна, воспитатель Красноборского детского сада, Шатковского района, Нижегородской области.Описание материала. Материал будет интересен воспитателям старших групп дошкольного учреждения и воспитателям групп продлённого дня.
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Социально-коммуникативная", "Речевая", "Художественно-эстетическая". "Физическая".
Тема: Зима.
Цель. Познакомить детей с некоторыми традициями русского народа проводить зимние вечера.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с традициями наших предков, приобщать к истокам русской народной культуры.
Развивающие: развивать внимание, быстроту, ловкость, смелость, мышление при отгадывании загадок, развивать театральные способности.
Речевые: обогащать и активизировать словарный запас детей по теме "Зима", продолжать знакомить с пословицами и поговорками.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой трудолюбивый народ.
Предварительная работа: беседы по теме "Зима" Зимние месяцы", "Праздники русского народа зимой".
Средства реализации: русские народные костюмы для всех детей и взрослых. Для всех девочек тарелочки с горохом и фасолью и клубочки с нитками. Гимнастические палки по количеству мальчиков, гимнастическая скамья и два бруска- модуля. Атрибуты к сценке.
Ход НОД
Воспитатель. Февраль- лютень.
«Февраль воду подпустит, март подберёт». Февраль наши предки считали самым тяжёлым месяцем.Они называли его «снеженем», «снеговеем» из-за обилия снега. Так же его именовали «межень»- переход между зимой и весной.
Загадка. Солнце выглянет- заплачет.
Солнца нет- слёзки спрячет (сосулька).
По дням февраля раньше пытались предугадать наступление тепла.Вот например, 1 февраля- Макарьев день: «Если ясный солнечный день- к ранней весне».
Загадка. Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закружила, замела,
Стала улица была (метель)
2 февраля- Ефим метельный: на Ефима метель- вся масленая метельная. 6 февраля- Аксинья Полузимница: какова Аксинья, такова и весна. Метель в этот день- к запоздалой весне. 14 февраля- Трифон Перезимник: зима идёт на убыль. На Трифона звездисто- поздняя весна. На Руси с этих дней начинали готовить посевной материал.
Но первая встреча весны – Господня- 15 февраля. «В Сретенье зима с летом встретилась»: какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
Загадка. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладоши и во рту (снег)
«На Сретенье снежок- весной дожжок». 23 февраля- Прохор- «На Прохора зимушка заохала» 24 февраля- Власий- «Пришёл Прохор и Влас- скоро весна у нас».
Но это не значит, что настали тёплые дни, зима берёт своё и уступать весне ни как не хочет.
Загадка. Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
А стоять не велит (мороз).
17 февраля- Николай Студёный. Этот день на Руси известен сильными морозами.
И именно такими долгими студеными вечерами проходили женские посиделки. Девушки собирались в доме у одинокой старушки,
они пряли нитки из льняной и шерстяной пряжи да песни пели. А юноши старушке дров принесут, муку в амбар снесут, сена для коровы натаскают, а потом сядут у двери да на девушек поглядывают. Кто из них прилежнее работает, того и замуж позовут.
А давайте-ка, ребята и мы не будем скучать, а будем весело играть, свою удаль да мастерство друг другу показывать!
Проводятся игры для девочек.
«Смотай клубок»- девочки наматывают шерстяные нитки на клубочек, кто быстрее.
«Приготовь семена»- каждой девочке даётся по блюдечку, в нём фасоль и горох.
Им нужно отделить друг от друга семена, кто быстрее.
Проводятся игры для мальчиков.
«Проскачи на лошади»- мальчикам (по 2-3 участника) раздаются лошадки (гимнастические палки), они должны «проскакать» через препятствия (бруски, кегли), не задев их.
« Кулацкий бой»- мальчики парами встают на гимнастические лавки и мягкими брусками сшибают друг друга с лавки.
Зимнее время так же пора для сказок. Так всегда было в старину.
Слушают дети сказки и ума набираются. Не зря говорится: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Народные приметы и сказки- учат нас мудрости и добру.
А теперь я предлагаю и нам сказку послушать и посмотреть.
Дети инсценируют сказку «Жила- была царевна» (славянская сказка, написанная Л.В. Дьяконовым по фольклорным мотивам).
Автор. Жила- была царевна, царевна- королевна.
Красивая- красивая! Ленивая- ленивая!
Сто четырнадцать служанок
К ней вбегает спозаранок,
Поднимают, умывают, одевают, обувают.
А потом попросят сесть и бегом приносят есть.
А она откроет рот, с блюдца крошечку возьмёт,
Морщится да корчится.
Царевна. Не успела я поспать- и опять жевать, глотать!
Я вчера устала: целый день жевала!..
Автор. Ленивица, бездельница, не ткёт и не прядёт,
не жарит и не варит, не моет и не шьёт!
Всё красится да белится, от зеркальца нейдёт!
Сидит, глядит, уставится
Царевна. Какая я красавица!
Автор. Сидит, глядит, красуется- сама собой любуется!...
Царевне скоро двадцать лет, а женихов всё нет и нет!
Нет принцев, нет царевичей, нет знатных королевичей!
Король и рад бы дочь отдать, да не хотят лентяйку брать!...
Тогда король послал стрелков ловить для дочки женихов
Король. Стрелки! Бегом бегите! Стрелки! Кругом глядите!
И кто вам первый встретится, пусть тот на ней и женится!..
Автор. И час, и два бегут стрелки
Вдруг видят: поле у реки. Прилежно пашет Марко.
Конечно, он мужик простой. Но, как известно,- холостой!
Приводят Марко во дворец.
Король. Ну, Марко, рад?
Автор. А он молчит.
Тогда король ему кричит.
Король. Не так уж дочь моя плоха, чтоб ей сидеть без жениха!
Женись!- раз я тебе велю! Не смей перечить королю!
Марко. Сперва я сбегаю домой, спрошу у матери родной:
Спозволит ли сыночку взять в жёны вашу дочку?..
Автор. В небе звёздочка горит,
Мать с сыночком говорит.
Мать. Тебе бы взять хозяйку, ведь я уже стара!
А ты берешь лентяйку с богатого двора!
Марко. Зато она красива!
Мать. Так что же в том, сынок? Красива! Всем на диво!
Да очень уж ленива! Какой в лентяйке прок?
Она- ни сесть! Она- ни встать! Она- ни прясть! Она- ни ткать! Она- ни мыть!
Она- ни шить! Как будем мы с лентяйкой жить?
Марко. А я возьму бездельницу, и знаешь, почему?
Красавица исправиться у пахаря в дому!
Мать. Ну, так и быть. Тебе с ней жить, тебе решать!..
Автор. Звенят- гремят колокола, а свадьба всё ж невесела!
Царевна- королевна ревёт исподтишка: не хочется царевне
Жить в маленькой деревне, идти за мужика!..
Автор. Вот пиры отпировали…
Мать и Марко рано встали. Марко пашет, мать прядёт,
А царевна- не встаёт! Белоручка, лежебока,
Отлежала все бока, провалялась целый день
Встать с постели было лень!..
Солнце близится к закату, пахарь Марко входит в хату.
Мать давно его ждала: всё сварила, стол накрыла,
Чисто хату прибрала. Мать и сын за стол присели.
А царевна- прыг с постели!
Царевна. Дайте мне!
Я ведь то же голодна!
Автор. Марко спрашивает гневно
Марко. Что здесь делала царевна?
Мать. Ничего! Не хотела даже встать! Ночь лежит и день лежит, а за стол бегом бежит!
Марко. Мне тебя совсем не жалко! Дормоедам нет здесь мест! Кто ленился- тот не ест!
Автор. На него царевна злится, спать без ужина ложится.
Быстро ночка миновала. А как зорька поднялась, Марко встал и мама встала и царевна поднялась.
Ах, как трудно царской дочке натянуть самой чулочки! Одеваться –тяжело! Обуваться, наклоняться- спинку горбиком свело!
Время к полудню идёт. Марко борозду ведёт.
И высок он, и силён он! Ярким солнцем озарён он!
И царевне всех милей показался Марко ей!
Мать за прялкою сидит, а царевна говорит.
Царевна. Мама, мама! Я уж встала! Я бы вам бы помогла! Кабы веник отыскала, я бы в хатке подмела!
Автор. Подмела царевна хатку. Притащила дров охапку.
Царевна. Мама, что у нас не мыто?
Автор. Принесла воды, корыто.
Солнце близится к закату. Пахарь Марко входит в хату. А царевна всё стирает, вынимает, выжимает- весь увесила забор.
Марко взял жену под руки и ведёт её с собой.
Марко. Для тебя готово место! За столом втроём не тесно!
Автор. А король-то в королевстве не находит себе места. Всё с утра король хлопочет- навестить дочурку хочет.
Вот и хата, и хозяйка.
Король. Эй, хозяйка, отвечай-ка! Как здесь дочь моя живёт? Что здесь ест? И что здесь пьёт?
Мать. Нам, батюшка, не верится, что это- дочь твоя! Она у нас- работница. И прясть, и ткать охотница. И шить, и щи варить, и печь топить, коров доить, на речку по воду ходить!
Автор. А царевна- королевна слышит эту похвалу и смутилась, застыдилась, встала столбиком в углу.
Король (к дочери подходит). Здравствуй, дочка! Вот и я, здравствуй, милая моя!
Царевна. Здравствуй, папа! Очень рада! Побеседовать бы надо, только некогда сейчас- много дел с утра у нас! Я пойду доить корову, ну, а ты- сними корону! Помоги-ка нам, отец, наруби-ка нам дровец!
Если дров ты не нарубишь- с нами ужинать не будешь! Дормоедам нет здесь места! Кто ленился- тот не ест!
Воспитатель. Мораль этой сказки очень проста.
Дети (все) Голодными будем мы все без труда.
И если ты хочешь чего-то добиться
Ты должен трудиться, трудиться, трудиться.
Заканчиваем праздник чаепитием из самовара.
Рекомендуем посмотреть:
Зимнее развлечение в старшей группе "Зимние забавы" Зимнее физкультурное развлечение для детей старшей группы. Сценарий Конспект беседы на тему: Зима для детей старшей группы Праздник Зимы на улице в старшей группе детского садаПохожие статьи:
Зимний утренник в старшей-подготовительной группе ДОУ
Конспект занятия на тему: Зима в детском саду. Подготовительная группа
Физкультурный досуг в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-Зима»
Участник №58 творческого конкурса «Зимняя феерия» с 1 декабря 2016 года по 28 февраля 2017 года
← Зимний праздник "Масленица" в детском саду. Сценарий для детей средней и старшей группы | Стихотворение ко Дню победы для старших дошкольников →
Автор: Валентина Валерьевна Саясова
Опубликовано: 2875 дней назад (8 февраля 2017)
Просмотров: 3151
Рубрика: Сценарии праздников
|
+12↑ Голосов: 12 |
Комментарии (7)
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|