Внеурочное занятие про сказки для младших школьников
Конспект занятия для учащихся начальной школы "Сказки - реки мудрости"
АВТОР: Руднева Татьяна Витальевна, руководитель творческой мастерской "Радуга" центра детско-юношеского творчества им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой г. Бердянск Запорожской обл., УкраинаОПИСАНИЕ: Занятие рассчитано на детей младшего школьного возраста. Может быть использовано учителями начальных классов, воспитателями ГПД, вожатыми в детских оздоровительных лагерях, воспитателями детских садов в группах старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ: Выявить знания детей о фольклоре и его видах.
ЗАДАЧИ:
1. Дать понятие фольклора и его видов. Рассмотреть такой вид как сказки.
2. Развивать речь, память, воображение, интонационную выразительность, умение чётко отвечать на поставленные вопросы. Прививать интерес к театральной деятельности.
3. Воспитывать любовь к народному слову и уважение к его создателям. Сделать акцент на положительных качествах человека, побуждать к их развитию.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГА: жетоны для викторины, карточки с распределением ролей сказки.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ: бумага для рисования, цветные карандаши.
ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение нового материала
МЕТОДЫ:
Словесные: беседа, рассказ, пояснение.
Практические: высказывание умозаключений, логических выводов, инсценирование, иллюстрирование.
Формы организации образовательной деятельности на занятии: индивидуальная, групповая.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: В процессе занятия дети слушают сказку "Злыдни". В сборнике "Гора самоцветов" есть такой мультфильм, но я рекомендую отказаться от его просмотра. При прослушивании сказки у детей развиваются усидчивость, внимание, воображение. Каждый мысленно рисует свою картину происходящего, тогда как мультфильм предлагает готовые зрительные образы. "Злыдни" можно посмотреть после того, как дети нарисуют свои иллюстрации к сказке и сравнить их со сценами мультфильма.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сегодня мы начинаем изучение новой темы - украинский фольклор. Кто-нибудь знает, что такое фольклор? (Народное творчество). Что относится к народному творчеству? (Сказки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, легенды, мифы, песни).
Почему сказки называют реками мудрости? (Они впитали в себя мудрость многих поколений). Продолжите известное выражение: «Сказка - ложь, да в ней намёк ... (добрым молодцам урок)».
Чему учат сказки? (Они учат нас быть добрыми, рассудительными, отважными, помогать друзьям в беде. В сказках всегда добро побеждает зло.) Сказки высмеивают такие недостатки как лень, зависть, хитрость, коварство. Они учат нас, как надо поступать в конкретной ситуации.
Сказки бывают народными и авторскими. А кто знает, чем отличается народная сказка от авторской? (Авторская сказка является произведением конкретного человека.)
Какие у вас любимые сказки? А кто вам рассказывает сказки? А кто-нибудь из вас сам сочиняет сказки? (Ответы детей)
А сейчас я предлагаю вам определить лучшего знатока сказок в нашей группе. Мы проведем викторину «В гостях у сказки». Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. По их количеству мы и определим победителя.
1. Назовите сказки Г.Х. Андерсена.
2. Герой какой сказки имел сердце изо льда? (Кай, «Снежная королева»).
3. Героиня какой сказки вышла из цветка? (Дюймовочка).
4. Почему уснула принцесса из сказки «Спящая красавица»? Сколько лет она спала? (Укол пальца веретеном, 100 лет).
5. Имя самой маленькой сказочной девочки - Дюймовочка. А как зовут самого маленького сказочного мальчика? (Мальчик-с-пальчик).
6. Назовите сказки, в названиях которых используются числа.
7. Назовите действующих лиц сказки «Бременские музыканты». (Кот, петух, собака, осёл.) Какой новый герой появился в одноимённом мультфильме? (Трубадур.)
8. Как называется город, в котором жил Незнайка? (Цветочный). В какой город он путешествовал? (Солнечный.)
9. Где ещё побывал Незнайка? (На Луне).
10. Какой волшебный предмет получил Незнайка? (Волшебная палочка). Благодаря чему ему это удалось? (Три бескорыстных поступка.)
11. Какие ещё волшебные предметы вы знаете? (Ковер-самолет,скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды).
12. С помощью каких слов Али-Баба открывал пещеру? (Сезам, откройся!)
13. Назовите имя в меру упитанного, в меру воспитанного мужчины в полном расцвете сил. (Карлсон)
14. Назовите имя самой сильной девочки в мире. (Пеппи Длинный Чулок.)
15. Как называется волшебный цветок, лепестки которого исполняли желания? (Цветик-семицветик).
16. Какой герой прибыл в ящике с апельсинами? (Чебурашка)
17. Кто спутал волка со своей бабушкой? (Красная Шапочка)
18. Кто мог потерять эти сказочные вещи: хрустальный башмачок, стрелу, волшебное перо, рукавичку, лекарства? (Золушка, Иван-царевич, жар-птица, дед, доктор Айболит).
Подводятся итоги викторины.
А теперь давайте вспомним давно вам известную сказку «Репка» и попробуем её инсценировать.
Детям предлагаются карточки, с помощью которых распределяются роли и определяются зрители. «Актёры» инсценируют сказку, а зрители выступают в роли автора. После инценировки дети меняются ролями. Зрители становятся актёрами, а актёры рассказывают хором сказку от автора.
А теперь я предлагаю вам послушать сказку. Но сначала давайте выясним, что такое «злыдни». (Дети высказывают свои предположения.) Злыдни - это бедность. Бедных людей называют нищими или ещё злыдота. А в нашем случае злыдни - это сказочные существа, приносящие семье бедность. Поэтому садитесь поудобнее, закрывайте глаза и слушайте. А ваше воображение пусть вам нарисует иллюстрации к сказке.
Жили себе в Карпатах Петро и Маричка.
И дети были у них, и конь был, и коровы, и свинья, и куры, и гуси, и мохнатая собака. Она всё это хозяйство и стерегла. Петро был на все руки мастер, по хозяйству управлялся и на сопилке играл. А Маричка ему помогала - стирала и еду готовила.
Только соседи этому порядку всё время завидовали.
Однажды ночью пошло всё наперекосяк.
Петро с Маричкой понять ничего не могут. Утром как посмотрели - в доме всё кувырком, в сарае - не лучше. Начало хозяйство разваливаться. А соседи нарадоваться не могут.
Заиграл с горя Петро на сопилке, вдруг смотрит - какие-то существа на столе заплясали. Семья испугалась: «Вы кто?» А они отвечают: «Мы - злыдни. Мы всё ломаем, всё портим. Будем жить у вас».
Стали Петро с Маричкой их ловить, да не тут то было. Исчезли они. Тут сынок схватил папину сопилку и дунул в неё, а злыдни моментально на столе появились и заплясали. Догадался Петро, что только так их и можно выманить из дома.
Заиграл он на сопилке и пошёл. Завел он злыдней в глубокую яму, чтобы не вылезли. Пришел домой и говорит: «Завтра всё хозяйство поправлю». А соседи за происходящим наблюдают.
Злыдни же копались-копались в яме, а затем превратились в птиц, вылетели из ямы и уселись на ёлке.
Утром закипела работа у Петра, и скоро хозяйство вновь было приведено в порядок. А соседи наблюдают и снова завидуют. Тут Петро и просит Маричку: «Сходила бы ты за грибами. Очень уж вареников хочется».
Пошла Маричка в лес. А злыдни превратились в огромный белый гриб и под ноги к ней бросились.
Она его заметила, обрадовалась, схватила и скорее домой. А соседи как увидели эту находку, так от зависти чуть не лопнули.
А гриб только попал на стол, мгновенно превратился в злыдней. И снова хозяйство развалилось, как будто тайфун пронесся над двором Петра и Марички. А соседям - радость.
Опять заиграл Петро на сопилке и завел злыдней в глубокое озеро, чтобы они оттуда не выплыли. Те посидели-посидели на дне и превратились в огромную зубастую щуку.
Между тем Петро с Маричкой хозяйство ремонтируют, а детей на рыбалку отправили, потому что очень уж отцу захотелось пирогов с рыбой. И попалась ребятишкам та самая зубастая щука. Несут они её домой, а соседи смотрят и завидуют.
Дома щука превратилась в злыдней, и вновь хозяйство развалилось. А соседям радость!
Грустит Петро, не до музыки ему уже. И решил он променять сопилку на водку. Пьёт и песни хмельные поёт.
Вот злыдни у него и интересуются: «А что такое водка?» «Да это то, что с горя пьют» - ответил Петро. Залезли злыдни в кружку и всё из неё выпили. Опьянели. Ещё захотели, поэтому полезли в бутылку. А Маричка скорее ту бутылку пробкой и заткнула. Схватил Петро бутылку и занёс вместе со злыднями в далёкое-далёкое болото. И бросил там.
Не могут злыдни из бутылки выбраться. Петро с Маричкой тем временем хозяйство восстанавливают. Стало оно прежним, даже ещё лучшим.
Соседи от зависти совсем покой потеряли. И прознала соседка, как Петро от тех злыдней избавился. Задумала она вернуть их Петру и Маричке, мужа за ними отправила. Дошел он до того болота, нашел бутылку и домой принёс. Откупорили её соседи, вытрясли оттуда злыдней и к Петру отправляют.
А злыдни и отвечают: «Вы нас спасли, и вы теперь - наши новые хозяева. Будем жить у вас».
С тех пор злыдни живут у тех, кто соседям завидует.
Скажите, какими были Петро и Маричка? (Они были хорошими и трудолюбивыми). Какими были их соседи? (Злыми и завистливыми). Как они были наказаны за свою зависть? (У них поселились злыдни, и они стали бедными).
А теперь вам даётся новое задание - нарисовать иллюстрацию к сказке.
Воспитанники рисуют иллюстрации. Те, кто выполняет работу раньше других, получают раскраску и работают над ней.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Дети, как вы поняли, что такое фольклор? Что мы можем отнести к фольклору? Дома нарисуйте иллюстрацию к любимой сказки и принесите на следующее занятие.
Рекомендуем посмотреть:
Игра по сказкам в начальной школе Игра - путешествие по сказкам для учащихся начальной школы Конкурсная программа по сказкам в начальной школе. СценарийПохожие статьи:
Участник №16 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 августа по 15 ноября 2017 года
← Подсвечник из ракушек своими руками для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото | Как сделать новогодний подсвечник своими руками. Мастер-класс с фото →
Автор: Татьяна Витальевна Руднева
Опубликовано: 2607 дней назад (2 ноября 2017)
Просмотров: 6782
Рубрика: Конспекты занятий
|
+22↑ Голосов: 22 |
Комментарии (42)
|
замечательно!!!спасибо |
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|