Внеклассное занятие по технологии (швейное дело), 6-7 класс
Автор Арестова Татьяна Петровна, учитель технологии МБС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида" г. Мичуринск
Данный материал будет полезен для учителей технологии, педагогов коррекционных школ и педагогов дополнительного образования. Материал подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 13-14 лет, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
• Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; научить изготавливать тряпичную куклу; совершенствовать швейные навыки и закрепить навыки правильного и безопасного использования инструментов и приспособлений;
• Развивающая – воспитывать мотивацию к учению; развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
• Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и уважение к народным традициям, формировать эстетический вкус.
• Коррекционная - формирование умения работать по инструкции; развитие высших психических функций; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
Тип урока: комбинированный
Оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, куклы, тканевые перчатки, лоскуты ткани, рабочие коробки, наглядность, сказка «Василиса Прекрасная».
Ход урока
I. Организационный момент.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о куклах, узнаем, в какие куклы играли наши предки и сами сошьем куклу. А начать наш урок мне хочется со сказки «Василиса Прекрасная»
1. Чтение отрывка из сказки «Василиса Прекрасная»
«В некотором царстве жил-был купец.
12 лет жил он в супружестве и была у него дочь, Василиса Прекрасная. Когда мать скончалась, девочке было 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она – и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Затем мать поцеловала дочку и померла.
Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей Василисы. Василиса была на все село красавица; мачеха и сестры завидовали её красоте, мучили её всевозможным работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела, - совсем житья не было!
Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так получалось? Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работаю! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует её, приговаривая:
- На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки – не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть?
Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет, помогает Василисе.
Хорошо было Василисе жить с куколкой.»
2. Слово учителя: - Здесь мы оставим Василису и вернемся на занятие.
- Все вы играли или играете в куклы. Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. А когда появилась кукла? Какой она была? Из чего и как делали куклу? Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир кукол. А помогут нам в этом ученицы 8 класса.
III. Изучение нового материала.
3. Рассказ об истории тряпичной куклы (ученицы)
1 ведущий: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики. Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девочка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.
Первые куклы были простые. Это было деревянное поленце, наряженное в женскую одежду: сарафан и платок.
2 ведущий
Куклы, которые предназначались для забавы детям, называются игровыми. Они были сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду
Учитель:
Кукла была не только игрушкой. Ей приписывались различные волшебные свойства: считалось, что куклы могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Такие куклы назывались обереги.
3 ведущий:
Раньше в семье был обычай – как только женщина узнавала, что у неё будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку: связывала поначалу тулово, потом приделывала руки вместе с головкой, а уж потом и наряжала простенько, работала без ножниц и иголки (чтобы не уколоть, не поранить «младенца»). Сделает куколку за 2 недели до рождения малыша, уложит её в люльку и обе они уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук.
Практическая часть
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
Учитель: -Мы с вами сделаем куклу из перчатки.
Для работы нам понадобятся:
• тканевая перчатка,
• нитки под цвет перчатки,
• цветные шерстяные нитки,
• кусочек ткани,
• ленточка или тесьма,
• иголка,
• ножницы,
• наполнитель
Но прежде, чем приступить к работе, вспомним технику безопасного труда:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Ножницы клади кольцами к себе.
3. Подавай ножницы кольцами вперёд.
4. Не оставляй ножницы открытыми.
5. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
6. Не откусывай нитки зубами, а отрезай ножницами.
7. Храни иглу и булавки в определенном месте (в игольнице).
8. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
9. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
10. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
11. Не отвлекайся во время работы с иглой.
Физкультминутка:
Ручка в зеркальце глядит,
Ручка пальчикам велит: ладошки кладутся на ребро одна напротив другой
- Загибайтесь.
сгибаются пальцы в кулачки
- Выпрямляйтесь.
пальчики выпрямляются
- Снова в горстку собирайтесь
пальчики обеих рук складываются в горсточки
- Разбегитесь, распрямитесь.
снова ладошки друг напротив друга, только руки широко разведены
- В кулачки опять сожмитесь.
- Кулачок на кулачок.
один кулак ставится на другой сверху
- Вновь ладошки на бочок.
первоначальное положение
- А теперь лежат ладошки,
- Отдохнут они немножко.
руки кладутся на стол ладонями вниз
- Положили их на стол
- И конец игре пришёл. положили руки на стол ладонями вверх
Описание работы:
(Опустив перчатку пальцами вниз вспомнить, как называются пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
1. Возьмите перчатку (это основа нашей куклы) и отрежьте средний пальчик. При помощи нитки с иголкой зашейте появившуюся дырочку.
2. Чтобы сделать нашей кукле руки – придется повозится. Большой палец - будет одной рукой. Чтобы получилась вторая рука, отрежьте пальчик-мизинец и пока отложите его в сторону.
3. Чтобы кукла из перчатки приобрела форму, возьмите наполнитель и набейте сначала ноги и руку нашей будущей куклы.
4. Теперь набиваем вторую руку и аккуратно пришиваем ее.
5. Набейте перчатку-заготовку до резинки.
6. В области манжета проложите строчку стежков «вперед иголку» и крепко стяните. Получилась шея. Сверху перчатки также проложите строчку стежков и стяните. У нас получилось тело и голова куклы.
7. Волосы куклы сделайте из ниток. Нарежьте пряжу на отрезки такой длины, которая соответствует выбранной прическе. Пришейте нитки к голове куклы. Сделайте выбранную вами прическу, подравняйте концы ниток.
- Нам осталось сшить одежду для нашей куклы. Вот что у нас получилось!
Учитель: - А теперь вернемся к нашей сказке. Что же случилось с Василисой. Как вы думаете, хороший конец у этой сказки или плохой?
4. Отрывок из сказки Василиса Прекрасная (заключение)
Наткала Василиса полотна и сшила из них рубашки для царя. Царю так понравились эти сорочки, что захотел он увидеть искусницу, что их сработала, и наградить её из своих царских рук.
Явилась Василиса пред очи царские. Как увидел царь Василису Прекрасную, так и влюбился в неё без памяти.
- Нет, - говорит он, - Красавица моя! Не расстанусь я с тобою, ты будешь моею женою.
Тут взял царь Василису за белые руки, посадил её подле себя, а там и свадебку сыграли. Скоро воротился и отец Василисы, порадовался об её судьбе и остался жить при дочери, а куколку она до конца жизни своей носила в кармане».
5. Подведение итогов.
При подготовке мероприятия использовались иллюстрации художницы Кинуко Крафт.
Данный материал будет полезен для учителей технологии, педагогов коррекционных школ и педагогов дополнительного образования. Материал подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 13-14 лет, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Тема: «Смастерим куклу ладную, милую, нарядную…»
Цели:• Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; научить изготавливать тряпичную куклу; совершенствовать швейные навыки и закрепить навыки правильного и безопасного использования инструментов и приспособлений;
• Развивающая – воспитывать мотивацию к учению; развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
• Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и уважение к народным традициям, формировать эстетический вкус.
• Коррекционная - формирование умения работать по инструкции; развитие высших психических функций; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
Тип урока: комбинированный
Оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, куклы, тканевые перчатки, лоскуты ткани, рабочие коробки, наглядность, сказка «Василиса Прекрасная».
Ход урока
I. Организационный момент.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о куклах, узнаем, в какие куклы играли наши предки и сами сошьем куклу. А начать наш урок мне хочется со сказки «Василиса Прекрасная»
1. Чтение отрывка из сказки «Василиса Прекрасная»
«В некотором царстве жил-был купец.
12 лет жил он в супружестве и была у него дочь, Василиса Прекрасная. Когда мать скончалась, девочке было 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она – и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Затем мать поцеловала дочку и померла.
Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей Василисы. Василиса была на все село красавица; мачеха и сестры завидовали её красоте, мучили её всевозможным работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела, - совсем житья не было!
Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так получалось? Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работаю! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует её, приговаривая:
- На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки – не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть?
Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет, помогает Василисе.
Хорошо было Василисе жить с куколкой.»
2. Слово учителя: - Здесь мы оставим Василису и вернемся на занятие.
- Все вы играли или играете в куклы. Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. А когда появилась кукла? Какой она была? Из чего и как делали куклу? Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир кукол. А помогут нам в этом ученицы 8 класса.
III. Изучение нового материала.
3. Рассказ об истории тряпичной куклы (ученицы)
1 ведущий: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики. Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девочка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.
Первые куклы были простые. Это было деревянное поленце, наряженное в женскую одежду: сарафан и платок.
2 ведущий
Куклы, которые предназначались для забавы детям, называются игровыми. Они были сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду
Учитель:
Кукла была не только игрушкой. Ей приписывались различные волшебные свойства: считалось, что куклы могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Такие куклы назывались обереги.
3 ведущий:
Раньше в семье был обычай – как только женщина узнавала, что у неё будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку: связывала поначалу тулово, потом приделывала руки вместе с головкой, а уж потом и наряжала простенько, работала без ножниц и иголки (чтобы не уколоть, не поранить «младенца»). Сделает куколку за 2 недели до рождения малыша, уложит её в люльку и обе они уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук.
Практическая часть
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
Учитель: -Мы с вами сделаем куклу из перчатки.
Для работы нам понадобятся:
• тканевая перчатка,
• нитки под цвет перчатки,
• цветные шерстяные нитки,
• кусочек ткани,
• ленточка или тесьма,
• иголка,
• ножницы,
• наполнитель
Но прежде, чем приступить к работе, вспомним технику безопасного труда:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Ножницы клади кольцами к себе.
3. Подавай ножницы кольцами вперёд.
4. Не оставляй ножницы открытыми.
5. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
6. Не откусывай нитки зубами, а отрезай ножницами.
7. Храни иглу и булавки в определенном месте (в игольнице).
8. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
9. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
10. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
11. Не отвлекайся во время работы с иглой.
Физкультминутка:
Ручка в зеркальце глядит,
Ручка пальчикам велит: ладошки кладутся на ребро одна напротив другой
- Загибайтесь.
сгибаются пальцы в кулачки
- Выпрямляйтесь.
пальчики выпрямляются
- Снова в горстку собирайтесь
пальчики обеих рук складываются в горсточки
- Разбегитесь, распрямитесь.
снова ладошки друг напротив друга, только руки широко разведены
- В кулачки опять сожмитесь.
- Кулачок на кулачок.
один кулак ставится на другой сверху
- Вновь ладошки на бочок.
первоначальное положение
- А теперь лежат ладошки,
- Отдохнут они немножко.
руки кладутся на стол ладонями вниз
- Положили их на стол
- И конец игре пришёл. положили руки на стол ладонями вверх
Описание работы:
(Опустив перчатку пальцами вниз вспомнить, как называются пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
1. Возьмите перчатку (это основа нашей куклы) и отрежьте средний пальчик. При помощи нитки с иголкой зашейте появившуюся дырочку.
2. Чтобы сделать нашей кукле руки – придется повозится. Большой палец - будет одной рукой. Чтобы получилась вторая рука, отрежьте пальчик-мизинец и пока отложите его в сторону.
3. Чтобы кукла из перчатки приобрела форму, возьмите наполнитель и набейте сначала ноги и руку нашей будущей куклы.
4. Теперь набиваем вторую руку и аккуратно пришиваем ее.
5. Набейте перчатку-заготовку до резинки.
6. В области манжета проложите строчку стежков «вперед иголку» и крепко стяните. Получилась шея. Сверху перчатки также проложите строчку стежков и стяните. У нас получилось тело и голова куклы.
7. Волосы куклы сделайте из ниток. Нарежьте пряжу на отрезки такой длины, которая соответствует выбранной прическе. Пришейте нитки к голове куклы. Сделайте выбранную вами прическу, подравняйте концы ниток.
- Нам осталось сшить одежду для нашей куклы. Вот что у нас получилось!
Учитель: - А теперь вернемся к нашей сказке. Что же случилось с Василисой. Как вы думаете, хороший конец у этой сказки или плохой?
4. Отрывок из сказки Василиса Прекрасная (заключение)
Наткала Василиса полотна и сшила из них рубашки для царя. Царю так понравились эти сорочки, что захотел он увидеть искусницу, что их сработала, и наградить её из своих царских рук.
Явилась Василиса пред очи царские. Как увидел царь Василису Прекрасную, так и влюбился в неё без памяти.
- Нет, - говорит он, - Красавица моя! Не расстанусь я с тобою, ты будешь моею женою.
Тут взял царь Василису за белые руки, посадил её подле себя, а там и свадебку сыграли. Скоро воротился и отец Василисы, порадовался об её судьбе и остался жить при дочери, а куколку она до конца жизни своей носила в кармане».
5. Подведение итогов.
При подготовке мероприятия использовались иллюстрации художницы Кинуко Крафт.
Рекомендуем посмотреть:
Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников Воспитательная работа по социализации воспитанников с ОВЗ Внеклассное мероприятие по технологии для девочек 6-7 класса Конспект урока технологии, 6 класс. Сувенир заяц ТильдаПохожие статьи:
Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗа на тему: Путешествие по сказке «Колобок»
Участник №77 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 марта по 15 июня 2015 года
Автор: Татьяна Петровна Арестова
Опубликовано: 3483 дня назад (10 июня 2015)
Просмотров: 6516
Рубрика: Методические разработки
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
|
||
|