Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Викторина с ответами ко Дню Победы - 9 мая для старшеклассников

Викторина о Великой Отечественной войне для учащихся старших классов: "И помнит мир спасённый"
Авторы: Каргаполова Татьяна Михайловна, Краснянская Галина Фёдоровна
Пояснительная записка: Вместе с учителем истории - Галиной Фёдоровной Краснянской мы сделали викторину о военных событиях на Дальнем Востоке. Она содержит 10 вопросов о военных событиях в нашем крае и предназначена для учеников старших классов.
Цель: формирование представления учащихся о военных событиях в нашей стране
Задачи: вызвать интерес у учащихся к историческим событиям в нашем крае;
воспитывать интерес к истории.

Вопрос 1
В каких войнах и военных конфликтах периода Второй мировой войны участвовал СССР и почему?
1.Великая Отечественная война (1941-1945) - война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Хорватии, Испании) решающая часть Второй мировой войны.
2.Советско-финская война (1939-1940), или Карельская кампания, - боевые действия между финскими и советскими войсками на Восточноевропейском театре Второй мировой войны. В финской историографии для названия этих военных действий преимущественно используется термин "Война-продолжение" (фин. Jatkosota), её отношение к завершившейся незадолго до этого Советско-финской войне (1939-1940) годов. В российской и советской историографии конфликт рассматривается как один из театров Великой Отечественной войны, аналогичным образом, Германия рассматривала свои операции в регионе как составную часть Второй мировой войны.
Весной 1941 года Финляндия согласовала с Германией планы совместных боевых действий против СССР. Финляндия высказала готовность присоединиться к Германии в её войне против СССР при соблюдении нескольких условий
Война завершилась подписанием Московского перемирия 19 сентября 1944 и Парижского мирного договора 10 февраля1947 года.
3.Сражение при Тали-Ихантала (25 июня – 9 июля 1944 года) - бои на Карельском перешейке последовавшие сразу после взятия Выборга советскими войсками в ходе Советско-финской войны 1941-1944.
В сражении участвовали войска Финляндии (при поддержке Германии) и войска Красной армии. Сражение завершилось ничьёй, после того как войскам Ленинградского фронта был дан приказ перевести часть своих сил (5 дивизий и танковые соединения) с Карельского перешейка в Прибалтику для участия в боях по освобождению Эстонии. Но уже до прекращения наступательных действий был достигнут значительный эффект, руководство Финляндии, оказавшись в ситуации большого политического и военного давления, вынуждено было искать выход из создавшегося положения.

4. Советско-японская война 1945 года, часть Второй мировой войны и войны на Тихом океане. Известна также как битва за Маньчжурию или Маньчжурская операция, а на Западе - как операция "Августовская буря".
Значение
Маньчжурская операция имела огромное политическое и военное значение. Так 9 августа на экстренном заседании Высшего совета по руководству войной японский премьер-министр Судзуки заявил:
Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны
Советская Армия разгромила сильную Квантунскую армию Японии. Советский Союз, вступив в войну с Японской империей и внеся весомый вклад в её разгром, ускорил окончание Второй мировой войны. Американские руководители и историки не раз заявляли, что без вступления в войну СССР она продолжалась бы еще не менее года и стоила бы дополнительно нескольких миллионов человеческих жизней.

5.Бои на Халхин-Голе
Бои на Халхин-Голе (11 мая - 15 сентября 1939 года) были названы так из-за реки Халхин-Гол, протекающей через место боёв; в Японии они известны как Номоханский инцидент (из-за близлежащей деревни Номохан). Причиной конфликта стал спор о делимитации границы между Монголией и Маньчжоу-го. В начале конфликта японским войскам удалось занять часть монгольской территории, но уже в августе японская группировка была окружена силами РККА в районе Халхин-Гола и разгромлена.

Вопрос 2
Охарактеризуйте милитаристский характер международной политики Японии в период Второй мировой войны.
Японский милитаризм сопоставима с германским фашизмом и являлась его японской альтернативой. Японский милитаризм показал «пример» разбойничьего вооруженного захвата чужой территории, осуществленного в 1931-1932 гг.
Оккупация Маньчжурии и превращение ее в японскую колонию под фальшивой вывеской «независимого Маньчжоу-Го» было ярким выражением той политики военных авантюр, на путь
которой стали господствовавшие круги Японии, используя свою милитаристскую машину. Он унаследовал это положение от насчитывающего уже столетнюю давность исторического периода, когда происходило становление режима императорской Японии. Это позволило милитаристам сохранить и использовать на новой основе старые феодальные традиции, занять место особо доверенного выразителя интересов наиболее реакционной верхушки правящих классов. Диктатура военщины в Японии в годы второй мировой войны не была абсолютной. Она была направлена на увеличение влияния Японии в Азии, была придумана для захвата новых земель, колоний.
Она маскировала реальное господство реакционной плутократии, используя так называемую «новую экономическую структуру», которая выдавалась за ограничение власти монополий.
Японский милитаризм прошел в своем развитии долгий путь авантюр и кровавых войн. Методы его деятельности отличались многообразием, изощренностью и коварством. Японские
милитаристы никогда заранее не объявляли о разрыве отношений и начале войны. Они нападали внезапно, стремясь нанести удар в самое уязвимое место противника, или же маскировали
свои захватнические акции провозглашением «мирных» целей.
японский империалистический милитаризм как систему «политических, экономических и идеологических средств», используемых эксплуататорскими классами для достижения его «внутри- и внешнеполитических целей на основе применения вооруженной силы» в годы войны милитаризм достиг своего апогея и был развит наиболее сильно. военная верхушка Японии доминировала во всех сферах жизни страны. Именно японский милитаризм вывел Японию в могущественную военную страну в Азии.
Из-за того, что в мире начала главенствовать демократия как государственный строй, милитаризм и прочие режимы были свергнуты.
Вопрос 3
Какое оперативно-стратегическое объединение советских войск на Дальнем Востоке было создано в июне 1938 года и действовало в течение трех месяцев, затем было воссоздано в июле 1940 года? Какие задачи стояли перед ним в годы Великой Отечественной войны?
Создан по приказу НКО от 28 июня 1938 (в соответствии с постановлением Гл. воен. совета РККА от 8 июня 1938) на базе Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА) и именовался Краснознаменным ДВФ. В его состав вошли 1-я и 2-я армии и Хабаровская группа войск.
Участвовал в конфликте у озера Хасан в 1938.
После окончания боевых действий в районе оз. Хасан решением Главного военного совета РККА от 31 августа 1938 управление ДВФ было расформировано
Управление фронта вновь создано в июле 1940 года на базе управления Читинской фронтовой группы войск с подчинением ему 1-й и 2-й Краснознамённых отдельных армий, а также 15-й армии и Северной армейской группы.
В 1-м Дальневосточном фронте характер местности исключал возможность массированного применения танковых и механизированных войск в первом оперативном эшелоне. Для увеличения пробивной способности общевойсковых армий и соединений они усиливались танковыми бригадами и самоходно-артиллерийскими полками. После прорыва обороны противника эти бригады и части намечалось использовать в качестве передовых отрядов. Когда же произойдет прорыв оборонительных укреплений, то на глубине 100—150 км предусматривался ввод в сражение 10-го механизированного корпуса.
Войскам 2-го Дальневосточного фронта предстояло форсировать реки Амур, Уссури, прорывать укрепленные районы и развивать наступление в лесисто-болотистой и труднопроходимой горно-таежной местности. Это обстоятельство вынуждало использовать танковые соединения и части в качестве передовых отрядов армий и корпусов на танкодоступных направлениях только в оперативной глубине.
Тихоокеанский флот получил задачу содействовать войскам 1-го Дальневосточного фронта в разгроме Квантунской армии в Маньчжурии и Северной Корее, а 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта — в освобождении Южного Сахалина и Курильских островов, нарушать морские сообщения противника в Японском море и защищать свои морские коммуникации.
Краснознаменная Амурская флотилия должна была обеспечить форсирование Амура и Уссури, а после выхода кораблей в Сунгари содействовать войскам 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов в борьбе за укрепленные районы и опорные пункты врага.
Весной 1945 г. на Дальнем Востоке дислоцировалось до 40 расчетных дивизий, входивших в состав Забайкальского, Дальневосточного фронтов и Приморской группы. Эти силы предназначались для решения оборонительных задач. Техническое оснащение войск, вооруженных в основном устаревшими типами боевой техники, было невысоким.
Кампания советских войск на Дальнем Востоке принадлежит к числу классических кампаний второй мировой войны.
Вопрос 4.

Бородинское поле – поле воинской славы. Как его история связана с ратным подвигом дальневосточников в годы Великой Отечественной войны?
32-я Краснознаменная стрелковая дивизия, отличившаяся в хасанских боях, в начале октября 1941 г. прибыла в прифронтовую полосу и вошла в состав 5-й армии, заняв оборону на можайском направлении. Спустя почти 130 лет после похода Наполеона этой дивизии пришлось скрестить оружие с врагом на Бородинском поле, ставшем бессмертным памятником русской воинской славы. Воины 32-й стрелковой дивизии приумножили эту славу. Дивизия была сформирована 20 июля 1922 года из полков, прославившихся в гражданскую войну.
Получилось, что основной силой армии в данный момент оказалась - одно из старейших соединений Красной Армии.
Дивизия имела в своем составе 17, 113, 322-й стрелковые, 133-й артиллерийский, 154-й гаубичный полки, 65-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион, 166-ю зенитную батарею, саперный батальон, батальоны связи и медико-санитарный, роты разведки и химзащиты - всего до 15 тыс. человек личного состава, 8593 винтовки, 872 автомата, 444 пулемета, 286 орудий и минометов.
Вопрос 5
Расскажите о героическом пути дальневосточной дивизии, в песне которой есть следующие слова: «Бились мы с отвагой и в боях под Прагой свой победоносный кончили поход. Пронесли сквозь пламя боевое знамя, что вручил дивизии народ!»? Расскажите об одном из ее героев.
81-я гвардейская стрелковая дивизия
Ведет свою историю от 422-й стрелковой дивизии (2-го формирования),которая 1 марта 1943 года была преобразована в 81-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
Полное наименование к концу Великой Отечественной войны: 81-я гвардейская Красноградская Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия.
Период нахождения в составе действующей армии: 01.03.1943 - 11.05.1945.
Дивизией командовали:
Морозов Иван Константинович (01.03.1943 - 14.09.1943), генерал-майор

Николаев Сергей Григорьевич (19.09.1943 - 11.12.1943), полковник

422 дивизия была сформирована 01.03.1942 года в городе Бикин Хабаровского края. 18 июля 1942 года прибыла в Сталинград. В составе 57-й Армий дивизия воевала на Лысой горе, освобождала элеватор, Дар-гору, вокзал. После Сталинградской битвы получила звание 81-й гвардейской и воевала в составе 64-й Армии. Бои закончила в Праге, полное название 81-я Гвардейская Красноградская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени стрелковая дивизия. Дивизия действующая, по окончании войны возвращена в город Бикин.
Подтверждение мужества солдат и офицеров дивизии - присвоение 22 из них высокого звания Героя Советского Союза. С.Ф. Швецов- родился в 1913 году в с. Линовке Липецкой области. В середине 30-х годов по путевке Тамбовского обкома комсомола был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре. В суровую пору Великой Отечественной войны Степан Федорович стал солдатом. Он воевал под боевым Знаменем прославленной 422-й стрелковой дивизии, ставшей на фронте 81-й гвардейской.
26 сентября 1943 года в числе первых форсировал Днепр. На правом берегу реки с расчетом своего орудия выдвинулся в боевые порядки пехоты и открыл по врагу сокрушительный огонь прямой наводкой. 26 октября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Советского Союза.
Вопрос 6
Что такое секретный «Объект 500», какие подобные по значимости объекты были построены в Хабаровском крае в годы войны?
Строительство 500 (Управление строительства № 500) - управление строительства и лагерей железнодорожной линии Комсомольск-Советская Гавань
История
Строительство 500 было создано в 1943 году. Управление Строительства 500 располагалось первоначально в городе Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край. В оперативном командовании оно подчинялось Главному управлению лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС).
Максимальное единовременное количество заключённых могло составлять более 20 500 человек.
В состав Строительства 500 входили:
-Восточный исправительно-трудовой лагерь в составе Строительства 500,
-Нижне-амурский исправительно-трудовой лагерь,
-Перевальный исправительно-трудовой лагерь.
Строительство 500 прекратило своё существование в 1946 году после структурного объединения с Амурским ГУЛЖДС и образованием Амурского управления строительства БАМ и строительства 500.
Производство
Основным видом производственной деятельности заключённых было строительство железнодорожной линии Комсомольск - Советская Гавань.
Для организации и руководства сооружением железной дороги приказом было организовано Управление строительства № 500 НКВД, возглавляемое генерал-майором Ф. А. Гвоздевским и главным инженером Б. И. Цвелодубом. Инженерно-технический проект 1939-1940 годов был пересмотрен в сторону упрощения, причем было разрешено производить строительство по облегченным техническим условиям, на переходе реки Амур вместо 2,5-километрового моста построить паромную переправу, для сокращения расхода металла и цемента применить дерево при строительстве мостов, труб, служебных и технических зданий, при пересечении хребта Сихотэ-Алинь применить взамен двух тоннелей долговременный обход с использованием тройной тяги, пропускную способность установить в шесть пар поездов. Переход на облегченные технические условия позволил резко сократить объемы и стоимость строительства и, следовательно, снизить потребные ресурсы для первоначального пуска дороги в эксплуатацию, что в годы войны имело важнейшее значение.
Учитывая приоритетный характер строительства № 500, на более поздние сроки была перенесена сдача в рабочую эксплуатацию некоторых других железнодорожных линий, сооружаемых НКВД СССР. Особый статус новостройки наложил отпечаток и на систему связи. Телеграфный обмен строительства 500 на трассе Комсомольск-Москва производился вслед за правительственным, что значительно повышало оперативность управления.
Наркомат получил право прекратить все договорные работы, не предусмотренные правительством, за исключением производства боеприпасов и строительства аэродромов. Высвободившиеся ресурсы НКВД СССР и прежде всего многие тысячи заключенных были направлены на восток. Всего в сооружении рельсового пути принимало участие более ста тысяч строителей - вольнонаемных и заключенных. Были среди них и представители репрессированных народов - чеченцы, татары, немцы Поволжья, после 1945 года - военнопленные японцы. Трудились здесь и так называемые женщины-"указницы", получившие срок за небольшое опоздание на работу или утерю документов и сосланные по этапу на эту стройку.
Трудовой коллектив стройки № 500 ценой невероятных усилий выполнил поставленную задачу. Пятнадцатого июля 1945 года (на месяц раньше установленного срока) произошла смычка рельсового пути западного и восточного участков. Начальник Управления строительства № 500 генерал Ф. А. Гвоздевский забил последний "золотой" костыль на рельсовом пути Комсомольск-Ванино. А через час к каменному вокзалу станции Кузнецовский прибыл первый пассажирский поезд. Шестнадцатого июля, поздним вечером, первый поезд с берегов Амура подошел к берегам Татарского пролива. Его приветствовали гудками стоявшие у причалов порта Ванино океанские суда, готовые принять в свои трюмы грузы, предназначенные для охотского побережья, Камчатки, Сахалина.
Значение транспортной артерии, связавшей Комсомольск-на-Амуре и Советскую Гавань велико. В победном 1945 году она позволила перевезти большое количество военных грузов и эшелонов. В мирное время она сыграла важнейшую роль в освоении районов Дальнего Востока. Новая дорога значительно сократила пробег грузов, идущих на Сахалин, Камчатку и Колыму.
Помимо железнодорожной ветки Советская Гавань - Комсомольск-на-Амуре в годы войны в Хабаровском крае было построено множество важнейших объектов. Один из них - Тоннель под Амуром.
Тоннель под Амуром, или во время строительства стройка № 4 - однопутный железнодорожный тоннель на Транссибирской магистрали близ Хабаровска, протяженностью 7198 м. Построен в 1937-1941 годах для дублирования моста через Амур. Является единственным подводным сооружением на железных дорогах России.
Линия Хабаровск1-Бирибиджан1
Проекты сооружения тоннеля под Амуром возникли в связи со строительством Транссиба. В 1913 на выставке Приамурского края был представлен чертеж такого тоннеля, но выбор к тому времени уже был сделан в пользу моста.
Технический проект подводного тоннеля протяженностью 7198 метров разработан в 1937 году институтом Метропроект, находившемся тогда в составе Народного комиссариата путей сообщения СССР.
Путь в 7 км был пройден с помощью пяти щитов на длине 3627 м, а также горным способом (из трех забоев) на восточном участке, открытым способом на западном участке длиной 1350 м. Внутренний диаметр тоннеля - 7400 мм на подводной части.[2] Заготовку щебня, строительство домов и других наземных сооружений перехода вели железнодорожные войска. Работы непосредственно в тоннеле под Амуром осуществляли прикомандированные с Метростроя 900 специалистов основных профессий и тысяча местных вольнонаемных граждан. Всего на "стройке № 4" работали около 5,5 тыс. человек. Заключенные трудились на Тунгусском и Новокаменном карьерах, из которых
12 июля 1941 года по тоннелю прошел первый пробный поезд со строителями. А в постоянную эксплуатацию объект был введен 25 октября 1942 года.
В 1944-1945 гг началась перевозка грузов, связанных с предстоящими боевыми действиями с Японией, и в соответствии с приказом наркома путей сообщения И. В. Ковалева от 22 мая 1945 г., на Дальневосточной магистрали форсированными темпами были проведены работы по приспособлению тоннельного перехода через р. Амур для пропуска всех видов транспорта и воинских соединений. После окончания боевых действий на Дальнем Востоке тоннель в качестве секретного объекта находился на консервации. В связи с ростом грузопотоков, для увеличения пропускной способности Транссиба, в 1964 году тоннель стали использовать для движения грузовых составов в нечетном направлении. После завершения электрификации дороги по тоннелю стали пропускать и пассажирские поезда.
Вопрос 7
«Туземцы – хорошие стрелки. Мы знаем, что … туземцы будут одними из лучших стрелков в Красной армии», сказал Я. Б. Гамарник на I краевом туземном съезде в 1925 году. Каким образом эти слова были подтверждены в годы Великой Отечественной войны?
В первые же дни войны коренные народы Дальнего Востока так же, как и все советские люди, должны были решать важные военные задачи. Местные
партийные и советские органы власти оперативно проинформировали их о
вероломном нападении на СССР. Повсеместно прошли митинги и собрания, на которых чукчи, коряки, нанайцы и другие народы региона единодушно поклялись приложить все силы для разгрома врага. Последующие события показали, что это были не только слова. Верные своему гражданскому долгу, народы Дальнего Востока трудились и воевали наравне со всеми народами СССР.
Уже летом 1941 г. в национальных районах и округах развернулась работа по всевобучу коренного населения. Оперативно созданы подразделения Осоавиахима, группы самозащиты и санитарные посты, стрелковые команды по совершенствованию снайперского дела, курсы медсестер.
Большая работа в овладении военными приемами и в изучении оружия проводилась в Нанайском районе Хабаровского края. В селе Верхний Нерген, например, политрук И. Ходжер и его бойцы всевобуча оборудовали военно- учебный пункт, вызвав на соревнование аналогичные формирования Найхина и
Иннокентьевки. Желание стать снайперами было всеобщим. Многие отлично владели пулеметами. На пунктах всевобуча и районе своими руками было изготовлено 18 макетов танков, 1292 пары лыж 1488 макетов винтовок, 1391 граната, оборудовано 20 штурмовых полос.
Одним словом, делалось все, чтобы качественно подготовить мужское население, особенно призывного и предпризывного возраста, к участию в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Один из самых известных представителей коренных народов – снайпер Максим Пассар.
С детства любил он охоту. Чтобы не портить белке шкурку, он бил её прямо в глаз. Лучшим охотником слыл в округе. Когда началась война, 18-летнего Максима зачислили в снайперы. И здесь ему пригодились охотничьи навыки. Под Сталинградом он стал настоящей головной болью для
гитлеровцев. К 28 сентября 1942 года на его счету было уже 100 убитых немцев. «Сотый – это не последний. Буду беспощадно истреблять захватчиков!» - написал он в тот день. Вот что рассказывает его фронтовой друг – слесарь Волжского завода асбестотехнических изделий Александр
Иванович Фролов:
«Обычно Пассар выходил на свою позицию, когда на востоке чуть брезжил рассвет, и возвращался ночью. Как-то вражеский снайпер решил обмануть Максима. Из своего окопа он стал показывать каску. Максим туда навел бинокль. Снова каска появилась, а внизу палка торчит. Разгадал он уловку врага и не стрелял. Немец успокоился и высунул голову. А в это время
Максим его на мушку и взял».
К октябрю на его боевом счету значилось 227 убитых фашистов. «Но этого еще мало, – говорил Пассар на слете снайперов 65-й армии. – Мало, потому, что враг еще не уничтожен. Мой Амур – большая река, очень сердит в бурю. Пусть наша злость будет, как сердитый Амур».
Двести семьдесят два фашиста уничтожены рукой охотника-снайпера.
Незадолго до гибели командование решило представить Пассара к высшей награде – званию Героя Советского Союза. Но бюрократические проволочки помешали этому. Однако, в народной памяти он навечно остался Героем.
Погиб Максим Пассар смертью героя 22 января 1943 года в шесть часов
вечера в бою в районе селения Песчанка Городищенского района. Улица Максима Пассара находится в Советском районе Волгограда. В ноябре 2009 года Максим Пассар удостоен звания Героя России посмертно.

Вопрос 8
«Хабаровский комсомол», «Амурский мститель», «Комсомольск», «Дальневосточный железнодорожник»… Что связывает эти названия с участием жителей?
В годы Великой Отечественной войны дальневосточники активно помогали фронту. Помимо обеспечения армии необходимой продукцией, партийный и комсомольский актив Хабаровского края рьяно вступил в «акцию» по формированию и отправке на передовую именных колонн военной техники. «Амурский Мститель», «Дальневосточный железнодорожник», «Хабаровский Комсомол»… - список можно продолжать долго. Большая роль в этом деле принадлежит комсомольцам – именно благодаря их активности в сборе денежных средств на фронт отправились танковая колонна и звено бомбардировщиков, обе под названием «Хабаровский Комсомол». Так, для формирования звена бомбардировщиков 2 ноября 1941 года вышло постановление о начале сбора денежных средств на счет Госбанка и вступившее в силу через два дня. И уже в декабре краевая комсомольская организация делает заказ на заводе №126 (ныне КнААПО) на 12 самолетов. В свою очередь, самолеты передаются экипажам в торжественной обстановке уже 21 декабря, а 23 декабря 4 звена отправляются на фронт. Для строительства танковой колонны «Хабаровский Комсомол» в апреле 1942 года (за один месяц!) в ЦК ВЛКСМ было перечислено 10,5 миллионов рублей.

Вопрос 9
Памятник этому военачальнику был установлен в г. Хабаровске в мае 2000 года. Какую роль он сыграл в развитии Дальнего Востока?[/b]

8 мая 2000 года на территории стадиона им. В. И. Ленина был открыт памятник маршалу Советского Союза Родиону Яковлевичу Малиновскому.
Дважды герой Советского Союза, Родион Яковлевич в годы Великой Отечественной войны командовал войсками Забайкальского фронта, сражался с японскими захватчиками. После войны Малиновский многие годы командовал войсками Дальневосточного военного округа. Идея и активная работа по созданию парка, в котором установлен памятник, а также всего военного спортивного комплекса, размещенного на берегу реки Амур, принадлежит именно Родиону Яковлевичу Малиновскому.
Вопрос 10
Назовите авторов и названия художественных произведений. Что объединяет их авторов?
Танки рушат дубы, поднимают кусты,
В белостволые рощи врываются с хода.
Пахнут дымом цветы, пахнут кровью цветы.
Это запах цветов сорок первого года.
(Сергей Тельканов)
Это было буднями когда-то,
В памяти ж не канет, не умрет…
Был закон один лишь у солдата:
Упади, но головой вперед!
Было нашей совестью и клятвой –
Лишь вперед, к Победе – напролом!..
(Александр Трифонович)
И далеко от нас иль рядом
Сейчас клубится дым войны,
Но выстрелы под Ленинградом
Нам и в Хабаровске слышны.
(Петр Комаров "Сердцем к сердцу")
«Комсомольская организация послала его на Дальний Восток. Он строил в тайге город юности – Комсомольск-на-Амуре. Но и туда, в тайгу, он привез свою мечту о полетах». Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Кроссворд:

1 - Ленинградская школьница – блокадница, чьим именем названа звезда.
3 - Командующий фронтом во время войны с милитаристской Японией.
5 - Автор знаменитой песни «В землянке», написанной во время битвы под Москвой.
6 - Полный кавалер ордена Славы, участник парада Победы, житель Хабаровского края.
9 - Советский военачальник, герой Гражданской войны на Дальнем Востоке, погибший в бою у города Осташков Калининской области.
10 - Знаменитый пограничник, Герой Советского Союза, задержавший на дальневосточной границе свыше 450 нарушителей.
12 - Хабаровский завод, специализировавшийся в годы Великой Отечественной войны на выпуске мин, гранат, снарядов, орудий, минометов.
16 - Почетный гражданин г.Хабаровска, отличник просвещения СССР, участник трудового фронта.
18 - Командующий Краснознаменной Амурской флотилией.
20 - Герой Советского Союза, в период войны с милитаристской Японией повторивший подвиг А.Матросова.
22 - Название линкора, на борту которого состоялось подписание Акта о капитуляции Японии.
23 - Дальневосточный поэт, погибший на Великой Отечественной войне.
24 - Женщина – Герой Социалистического Труда, машинист парового молота, ветеран завода «Дальэнергомаш».
25 - Город, откуда была эвакуирована театральная труппа, положившая начало Хабаровскому ТЮЗу.
По вертикали:
2 - Дальневосточное предприятие металлургической промышленности, выдавшее первую продукцию для фронта в 1942 году.
4 - Хабаровчанин, Герой Советского Союза, орудие которого установлено в одном из залов Артиллерийского музея г.Санкт-Петербурга.
7 - Где уставлен памятник Николаю Голубкову – «Человеку, победившему дракона».
8 - Название секретного плана нападения Квантунской армии на СССР.
11 - Рудник в Хабаровском крае, в годы войны выдававший стратегическое сырье для производства танковой стали.
13 - Автор романа «Была война».
14 - Освобождение какого острова явилось решающим событием в ходе всей Курильской операции.
15 - Пропущенное слово в названии газеты II-го Украинского фронта, ставшей впоследствии дальневосточным изданием «… натиск».
16 - Участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин г.Хабаровска, награжденный серебряной медалью А. А. Фадеева за книгу «Солдаты Отечества».
17 - Японский летчик–смертник.
19 - Конструктор самого известного советского танка Второй мировой войны.
21 - Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, представитель коренного малочисленного народа Дальнего Востока.
Список литературы к викторине «И помнит мир спасенный», посвященной окончанию Второй мировой войны.
1.Амур – река подвигов: Художественно-документальное повествование о Приамурской земле, ее первопроходцах, защитниках и преобразователях. – 2-е изд., перераб. и доп. – Хабаровск
2.Антология поэзии Дальнего Востока 1917-1967. – Хабаровск:
3.Багров В.Н., Сунгуркин Н.Ф. Краснознаменная амурская флотилия. – М.: Воениздат, 1970. – 173 с.: ил. чз
4.Дальневосточники в Великой Отечественной: Очерки / С.С. Бевз, И.К. Бокань, Н.А. Гоголев, Ф.К. Ищенко, Н.Ф. Сунгоркин. – Хабаровск: Кн. изд.,
5.Иванов А. Дорога длиною в век: 100 лет театру драмы Хабаровска. – Хабаровск,
6.Краснознаменный дальневосточный: Очерк истории Краснознаменного Дальневосточного военного округа. – Хабаровск: Кн. изд., 1979. – 336 с.: ил. аб
7. Майский вальс: хабаровчане в годы Великой Отечественной войны / сост. О. Н. Копытов, Н. Д. Красикова; фото Ю. С. Салин ; худож. Ю. И. Дунский. - Хабаровск: Приамур. ведомости, 2006. - 160 с.: ил. - (60-летию великой победы посвящается).
8. Никто не забыт и ничто не забыто 1941-1945 / Ю.К. Стрижков, В.Б. Тельпуховский, Л.В. Ярушина. – М.: Просвещение, 1970. – 320 с.: ил. юн
9. От Амура до Дуная и Эльбы: Рассказ о дальневосточных частях и соединениях, отличившихся на фронтах Великой Отечественной войны / сост. Ю.Л. Яхнин, И.В. Федорец. – Хабаровск: Кн. изд., 1983. – 273 с. юн
10. Писатели Дальнего Востока: Биобиблиографический справочник. Вып.2 / сост. Т.В. Кирпиченко, Л.Н. Циновская. – Хабаровск, 1989. – 384 с. мо
11. Письма живых и мертвых: Документальное повествование о подвиге дальневосточников в годы Великой Отечественной войны. – Хабаровск:
12. По военной дороге: Сборник песен о Советской Армии и Военно-Морском Флоте / сост. и автор рассказов о песнях Ю.Е.Бирюков. – М.: Воениздат, 1988.
13. Подвиги их бессмертны: Герои Советского Союза Хабаровского края / сост. К.П. Прохацкий, Ю.Л.Яхнин. – 2-е изд., испр. и доп. – Хабаровск: Томарова К. Человек-легенда // Местное время. – 2006. – 9 августа. – С. 6 кх
14. Форпост героев: Героические повествования о подвигах дальневосточников. – Хабаровск: Кн. изд., 1973. – 736 с.: ил. кх
15. Хабаровск. Страницы истории: сб. документов гос. архива Хабар. кр., Рос. гос. ист. архива Дальнего Востока. – Хабаровск: Частная коллекция, 2008. - 448 с. - (Страницы ист.). - Имен. указ.: с. 462-232. - ISBN 5 - 7875 -0074 - 1
16. Хабаровск 150 лет: Историко-географический атлас города. – Хабаровск: Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие, 2007. – 160 с.: ил. Мо
17. www.wikipedia.r
18. http://monument.volgadmin.ru/start.asp?np=12-70

Рекомендуем посмотреть:

Литературная викторина с ответами по рассказам Алексеева о Великой Отечественной войне для младших ш Викторина к 9 мая с ответами и презентацией для школьников, 7-8 класс Филворды с ответами для начальной школы. Города - герои Великой Отечественной войны Интеллектуальная игра к 9 мая - День Победы, 8-9 класс

Похожие статьи:

Викторина о городах героях Великой Отечественной войны с ответами для школьников

Викторины ко Дню Победы для школьников средних классов с ответами

Стихотворение о Великой Отечественной войне для учащихся 8-11 класса: Память | Классный час для старшеклассников. Дин Рид
Опубликовано: 2283 дня назад (26 августа 2018)
Просмотров: 3995
Рубрика: Без рубрики
+14
Голосов: 14
Комментарии (10)
Оксана Анатольевна Данильченко # 26 августа 2018 в 17:04 +3
Отличная викторина! голос №1
Галина Владимировна Козюкова # 27 августа 2018 в 06:44 +3
Здравствуйте, Татьяна Михайловна, мне очень понравилась Ваша викторина, вопросы интересные, соответствуют возрасту ребят, развивают их мышление, память, эрудицию, с удовольствием голосую.
Наталья Викторовна Курилова # 27 августа 2018 в 08:30 +3
Дорогая Татьяна Михайловна, хочу отметить, что викторина достаточно сложная и объёмная. Чтобы ответить на её вопросы надо много знать. В Вашей викторине много фактов, которые в обычных учебниках истории не приведены. Было очень интересно узнать новые факты из истории ВОВ. Лишний раз убедилась, что били врага и помогали фронту все люди нашей Родины. Впечатлил и рассказ о Максиме Пассаре. Всё- таки награда нашла своего героя даже спустя 70 лет! Здорово!
Каргаполова Татьяна Михайловна # 27 августа 2018 в 13:24 +1
У нас в школе есть факультатив по краеведению, там ученики знакомятся с героями на Дальнем Востоке.
Елена Ивановна Буторина # 28 августа 2018 в 18:55 +2
С огромным интересом читала Вашу публикацию! Какой объем ценного материала о дальневосточных героях Второй мировой и Великой Отечественной войны пришлось изучить, затем ознакомить учеников! Спасибо за обмен опытом, за труд, за вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи, Татьяна Михайловна! v
Вера Валерьевна Ляпина # 1 сентября 2018 в 15:15 +1
Добрый сентябрьский день, Татьяна Михайловна! С удовольствием всегда знакомлюсь с вашими разработками. Эта не исключение. Объемно, актуально. Голос
Татьяна Николаевна Дворецкая # 8 октября 2018 в 17:00 +1
Татьяна Михайловна Ваша работа вызывает интерес к историческим событиям и воспитывает интерес к истории. СПАСИБО Примите мой голос +7
Валентина Валерьевна Саясова # 16 октября 2018 в 17:37 +2
Татьяна Михайловна, так много новой и интересной информации и материала находится в последнее время о ВОВ. КАЖЕТСЯ, ЧТО МЫ УЖЕ ПОЧТИ ВСЁ ЗНАЕМ, НО НЕТ нам никогда не понять того, что пережили люди тех лет и не дай Бог!
Елена Юрьевна Деришева # 21 октября 2018 в 15:15 +1
Отличный материал. Голос.
Наталия Валентиновна Кузнецова # 1 декабря 2019 в 06:41 0
Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Познакомилась с вашей работой. Вы просто удивительный педагог.Я восхищаюсь вашим трудолюбием.Этот материал очень полезен как вашем деткам,так и взрослым. Героев забывать нельзя! Вечная им память,и низкий поклон!Огромное спасибо!