Статья: "Тон семейной жизни - главное условие воспитания"
Автор: Каргаполова Татьяна Михайловна Пояснительная записка: В наше время и всегда семья играла самую главную роль в воспитании ребёнка. Атмосфера в семье- главный залог в воспитании. В этой статье я рассказываю о значении семейной атмосферы и о роли родителей в семье. Привожу конкретные примеры знакомых мне семей. Эта статья предназначена для педагогов.
Цель: формирование представления о семейной атмосфере, о тоне семейной жизни;
Задачи: рассказать о тоне семейной жизни, который является главным условием воспитания детей;
привести примеры семей с плохой и хорошей семейной атмосферой.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Атмосфера в семье имеет огромное значение для детей. Наш выдающийся педагог
А.С. Макаренко подчёркивал: «Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребёнком, и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы, игры и авторитета».
Что происходит в нашей жизни? Молодые люди до брака счастливы, их не разлучить. Им кажется, что эти чувства навсегда. Но потом молодая пара вступает в брак, и это – уже семья, где у каждого должны быть определённые обязанности. Появляются бытовые заботы и трудности. Бывает, что привычки одного супруга, прежде вызывавшие улыбку, начинают раздражать другого, вызывают в нём неприязнь, а иногда и отвращение. Есть и семьи, где привычки мужа и жены являются источником радости.
Вот одна из них: Юрий и Светлана окончили Минский педагогический институт. Оба принимали активное участие в общественной жизни.
У них были разные привычки. Они полюбили друг друга и поженились. Как – то Юру спросили, не мешает ли это семейной жизни. И вот что он ответил: «Учёт времени позволяет поддерживать нормальный ритм семейной жизни. Мы с женой по-прежнему связаны с товарищами, стараемся активно участвовать в общественных делах. Мне думается, плохи дела тех молодожёнов, которые замыкаются в своей семейной скорлупе, отрываются от коллектива. Тем самым они себя обедняют. Ведь человек – существо общественное. Поэтому он всегда стремится к общению, испытывает потребность в обмене информацией, советах и т.п. Иначе можно
«засохнуть». Для меня важнее, чтобы моя Светлана осталась по-прежнему светлой, чистой, одновременно деятельной как в семье, так и на работе. Поэтому я, как глава семьи, делаю всё, что сохраняет её нежность, её прелесть и что помогает ей, как и раньше, быть «душой» своего небольшого коллектива. С рождением семьи возникают дополнительные заботы, обязанности- это верно. Но это нисколько не омрачает нашей любви, нашей семейной радости. О многом мы знали и о многом догадывались до женитьбы. У нас было время всё обдумать, взвесить, решить.
Из высказываний Юрия видно, что в основу этой семьи, её взаимоотношений положены принципы дружбы, взаимопомощи, стремления представителя сильного пола сохранить женственность, красоту, красоту и и общественную активность своей супруги. В этой семье налицо
«психологическая совместимость». А иной раз в семьях происходят такие непристойные сцены, что становится стыдно за молодых супругов.
Я хочу рассказать об одной знакомой мне семье, в которой супруг пренебрегает здоровыми взаимоотношениями. Он - работник умственного труда, пишет диссертацию. А со своей женой разговаривает как дурно воспитанный чиновник. Его домашняя речь состоит из предложений вроде:
«Я сказал!», «Я распорядился!», «Это не твоего ума дело!», «Я, я, я!». Что за дикое слово! Он влюблён в своё «Я», для него не существует ничего вне этого. Он на жену смотрит как на домашнего робота. А как тяжело переживает она его грубости! Перед знакомыми и детьми стыдно ей, а не ему. Не случайно жена отсылает детей на улицу или в другую комнату, когда её супруг заводит свою «пластинку». В такой семье к домашним заботам и бедам присоединяются ещё и психологические, но по своей тяжести ни с чем не сравнимые беды. Глава семьи при подобных взаимоотношениях является её разрушителем.
Я уверена, что во взаимоотношениях супругов совершенно необходима высокая человечность. Именно это и позволяет им, и прежде всего отцу семейства, естественно и просто одаривать семью счастьем и радостью.
Педагогическая мудрость родителя должна проявляться в терпении, осторожности, заботливом отношении к члену семьи с учётом его сильных и слабых сторон.
Педагогическое умение заключено не только в том, чтобы разумно приказать, потребовать выполнения или повиновения от сына или дочери, а скорее в искусстве убеждать, разъяснять и тем самым увлекать. При этом мнение своё и члена семьи надо всесторонне взвешивать и аргументировать фактами жизни, говорящими примерами. Общение и воздействие, основанные на духовной широте, на принципе равенства, позволяют как бы очеловечивать, оживлять предмет обсуждения. А сам человек при этом становится нравственно чище, духовно богаче. В результате достигается нравственное единство, твои идея действительно становится близкой и понятной для сына, дочери или брата. Они морально поддерживают тебя, помогают. И такое единство, пожалуй, крепче всего скрепляет семью.
Надо всегда думать о том, чтобы члена семьи поняли его же родные и близкие.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей детского сада
Воспитание ребёнка в семье
Как воспитывать ребёнка в семье
Выслушайте своего ребенка
Похожие статьи:
Веселые игры для детей и взрослых
Типы семейного воспитания и их характеристика
Роль отца в воспитании детей
Социализация ребенка в обществе
Взаимодействие ребенка с окружающим миром