Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Самовоспитание детей в семье

Автор: Каргаполова Татьяна Михайловна
Пояснительная записка:
Дети растут в семье, их воспитывают родители, воспитание даёт определённые результаты. Но очень нужно и полезно, когда ребёнок занимается самовоспитанием, составляет свою программу воспитания и идёт к намеченной цели, достигая её. Это не легко, приходится преодолевать определённые трудности, но это посильно только тем, у кого сильная воля и желание. Этот материал я готовила к родительскому собранию. хочется убедить родителей,что ребёнок может воспитывать себя сам.
Цель: формирование представления учащихся о самовоспитании и пользе его;
Задачи: понять принципы самовоспитания;
привести положительные примеры самовоспитания;
вызвать желание у учащихся составить свою программу самовоспитания и выполнять её.
------------------------------------------------------------------------------------------
Самовоспитание – это сознательная, планомерная работа человека над собой с целью выработать у себя такие свойства, которые отвечали бы как его личным требованиям развития, так и требованиям общества.

Самовоспитание вторично, оно возникает тогда, когда человек на основе воспитания и жизненного опыта начинает осознавать себя личностью, начинает задумываться над своими собственными личностными чертами.
Для чего нужно самовоспитание?
Вот что писал по этому поводу К. Д. Ушинский:

Потребность в самовоспитании возникает как естественная необходимость в самосовершенствовании отдельных личностных черт.
Самовоспитание может включать в себя различные стороны человеческого развития. Оно может быть направлено на воспитание нравственных или физических качеств, может касаться интеллектуальной или эстетической стороны развития. В зависимости от своих планов, жизненной направленности, конкретной цели человек воспитывает у себя определённые свойства и качества. Важно, каким себя хочет видеть человек, что он считает значимым для себя.
Если сын, например, желает стать физически сильным, он закаляется, если он хочет заниматься наукой, он развивает наблюдательность, память, свой ум. Направленность самовоспитания зависит также от тех трудностей, с которыми человек сталкивается в жизни. Это излишняя застенчивость, неумение сдерживать себя, нерешительность, лень и т.д. Например, часто излишняя застенчивость, неумение держать себя могут затруднять общение ребёнка со своими сверстниками, а недостаточная самостоятельность затрудняет исполнение поставленной цели. Многие выдающиеся люди уделяли огромное значение самовоспитанию: Ленин, Дзержинский, А.С. Макаренко, Л. Н. Толстой.
На основе анализа своих личностных качеств Л. Н. Толстой наметил большую программу исправления.

Исследования показывают, что наибольшее число случаев осознания школьниками потребности в самовоспитании падает на 6 – 8 классы. Подросток хочет уже не играть во взрослого, не называться взрослым, а быть им. И главное – хочет, чтобы другие признали его взрослым.
Я привожу примеры письменных высказываний подростков:
1. «Я ставлю перед собой задачу воспитать крепкую волю, упорство и настойчивость. Каждый день занимаюсь музыкой по три часа в день, но иногда не хватает усидчивости…»
2. «Решил закалять тело, стать сильным и ловким. Собираюсь стать спортсменом, как мой отец. Утром делаю зарядку, посещаю гимнастический кружок. Это улучшило моё здоровье».
3. «Воспитываю в себе силу воли и физическую силу. Хочется стать сильным и смелым. Выполняю режим, встаю рано. Хочется спать, но я встаю, хотя мать ругает, что я всю квартиру бужу».
(Почему же мать ругает мальчишку? Да потому, что она не понимает тех усилий и стараний, которые предпринимает её сын, чтобы стать лучше. Знала бы мать, что существует не только воспитание, но и самовоспитание, вряд ли она стала бы ругать его за это.)
4. «Ставлю перед собой задачу хорошо кончить школу. Понимаю, что для этого нужна воля, и стремлюсь воспитать её. Если возьмусь за одно дело, стараюсь довести его до конца. Однако не всегда это у меня выходит. Иногда отвлекаюсь. Трудно перевоспитать себя. Не всегда приходится считаться со своими желаниями». Эти примеры говорят сами за себя. Дети стремятся к самовоспитанию, ставя перед собой определённые задачи».
Самовоспитание требует контроля за его результатами, и эти результаты ребята сами устанавливают.
Вот как они оценивают свои результаты:
1. «Трудно говорить о себе, о мне кажется, что результаты неплохие. Я стала более живой и общительной, научилась понимать и уважать чувства других, научилась любить людей».
2. «В результате самовоспитания у меня появилась сила воли. Я теперь могу заставить себя сделать то, что надо, а не то, что хочется. Утром теперь всегда встаю в семь часов, даже в воскресенье. По – моему, это очень здорово. Я совершенно перестала бояться темноты и по кладбищу даже ночью проходила. Да, результат есть. Но я понимаю, что этого мало. Я продолжаю работать над собой и никогда этого не брошу».
3. «Хотел воспитать, выработать в себе сдержанность, быть менее вспыльчивым. К концу девятого класса я добился умения владеть собой».
4. «Я решительно боролась со своей раздражительностью и резкостью. Постоянно следила за своими поступками, за тем, что и как говорю. Ну, а теперь окружающие считают меня человеком выдержанным, со спокойным характером».
Как видим, в результате самовоспитания ребята становятся лучше.
Большую роль в побуждении детей к самовоспитанию играют правильные требования родителей, подкрепляемые разумной организацией жизни ребёнка в семье.


Занятия по самовоспитанию:
(музыка, спорт)

А. С. Макаренко говорил, что с самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и точным границам поведения.
Важным средством самовоспитания ребёнка является пример яркого литературного героя. Жизнь замечательных людей показывает, как они вели борьбу со своими собственными недостатками.
Дети должны знать некоторые способы и приёмы воздействия на себя. Такими способами могут быть: самовнушение, самоубеждение и упражнения.
Самовнушение – это такое воздействие на самого себя, которое осуществляется при помощи слова. Слова самовнушения рекомендуется произносить от своего имени в утвердительной форме и в настоящем, а не в будущем времени, например: «Я не курю».
Самоубеждение – это доказательство самому себе истинности или ложности определённого положения, правильности или неправильности своего поступка, отношения к кому –либо или чему – либо.
Упражнения: это повторение поступков и действий, направленное на формирование определённого стиля поведения. Л.Н. Толстой рекомендовал разоблачать собственную лень и безволие.
Это можно сделать в форме внутреннего самоубеждения:
«Я увиливаю от работы потому, что одолела лень»
Стыдно, а ещё хвастаю, что я сильный».
«Я должен работать»
«За дело!»
Если у сына или дочери план намеченных упражнений не выполняется, они могут сами себя наказывать. Например, лишать себя удовольствия посещать кино в течение недели, месяца, отказаться от участия в играх и т. д. Если же намеченная ими программа выполняется успешно, они могут поощрять себя внеочередным посещением кино, театра и т. п.
Вспомните Гулю Королёву, главную героиню книги Елены Ильиной "Четвёртая высота". Она преодолевала свои "высоты" благодаря своему упорству и силе воли. Если ей не давался предмет в школе, она учила материал, кропотливо разбиралась в темах предмета.
Вывод:

Рекомендуем посмотреть:

Логические задачи и упражнения для 1 класса Нужны ли детям сказки Консультация для родителей детского сада Воспитание ребёнка в семье

Похожие статьи:

Как бороться с капризами ребенка 2 лет

Методика Масару Ибука

Веселые игры для детей и взрослых

Типы семейного воспитания и их характеристика

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Участник №3 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 30 апреля 2017 года
Стихотворение о зиме | Самооценка подростка. Доклад
Опубликовано: 2848 дней назад (15 января 2017)
Просмотров: 6575
Рубрика: Статьи
+22
Голосов: 22
Комментарии (22)
Елена Викторовна Гончаренко # 15 января 2017 в 07:53 +4
спасибо за полезный материал
Альбина Анатольевна Печникова # 15 января 2017 в 12:23 +3
Татьяна Михайловна, здравствуйте! v С прошедшими и будущими праздниками вас, моя дорогая!Ваша статья "Самовоспитание детей в семье" пригодится мне для классного часа.Спасибо большое вам за труд педагога!Беру в закладки ваш материал, добавлю свои наработки по этой теме, и классный час готов!Конечно,голос!+2
Каргаполова Татьяна Михайловна # 15 января 2017 в 14:17 +3
Спасибо!
Сайт педагога: Светлана Николаевна Мухина # 15 января 2017 в 15:53 +3
Интересная и полезная работа. Голосую за Вас.
Светлана Васильевна Лапатина # 15 января 2017 в 17:58 +2
Татьяна Михайловна!Добрый вечер,прочитала внимательно вашу новую публикацию "Самовоспитание
детей в семье".Очень нужная и своевременная статья для родителей,классных руководителей,
особенно в наше современное время,когда школьники часами просиживают за компьютером,
планшетом,и,ох,как бывает трудно сделать первый шаг к самосовершенствованию: наметить цель,выбрать способы и методы достижения цели,идти к ней настойчиво и уверенно.И тут,
конечно,многое зависит от родителей.Спасибо за интересный материал,с удовольствием дарю вам свой голос + 1.
Елена Ивановна Кремень # 15 января 2017 в 18:49 +3
Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Полезная статья и для педагогов, и для родителей, и для детей. Удачи и примите голос!
Александра Евгеньевна Александрова # 15 января 2017 в 19:58 +4
Добрый вечер, Татьяна Михайловна! Какой пласт Вы подняли в самовоспитании подрастающего поколения. Честь Вам и хвала! Голос!
Виктория Олеговна Ляпина # 16 января 2017 в 18:00 +4
Тема просто шикарная, Татьяна Михайловна! Многие возьмут на заметку и не только для работы, но и для своих детей, а многие и для самих себя. Какие важные слова вы нашли и дали возможность каждому подумать над этой темой, попробовать не только поставить цели перед собой, но и оценить уже полученные результаты. 5+
Гузель Мамедова # 16 января 2017 в 19:34 +2
Очень нужная тема в наше время для подростков. Спасибо. Голос
Татьяна Николаевна Дворецкая # 16 января 2017 в 23:43 +2
Татьяна Михайловна правильный выбор человека - самообразование в течение всей жизни! СПАСИБО за полезный мудрый материал! Информация которая заставляет думать! Примите мой голос №10
Вера Валерьевна Ляпина # 17 января 2017 в 20:46 +3
Добрый вечер, Татьяна Михайловна!Прекрасно проведенная работа!Вы воспитываете человека, способного создавать свою собственную жизнь,способного к самоопределению. Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период.Ваш классный час проведен именно для такого возраста. С удовольствием проголосую за него.
Татьяна Геннадьевна Антонова # 17 января 2017 в 20:48 +1
Добрый вечер Татьяна Михайловна. Спасибо за очень полезную и актуальную публикацию. Для меня, Ваш материал интересен не только, как для педагога, но и как для матери троих сыновей, один из которых подросток. Внимательно прочла, есть повод задуматься о том, правильно ли я воспитываю своих мальчишек. С удовольствием голосую!
Каргаполова Татьяна Михайловна # 17 января 2017 в 22:59 +1
Спасибо!
Вaлентина Николаевна Ковальчук # 18 января 2017 в 11:37 +1
Добрый день, Татьяна Михайловна! Интересный, безусловно необходимый для познания материал!Голос!
Вера Александровна Павлухина # 19 января 2017 в 15:23 +1
Добрый вечер, Татьяна Михайловна. Тема самовоспитания очень интересна и актуальна.В развитии личности процесс самовоспитания очень важен и самая важная и трудная цель начинается с овладения самим собой. Примите голос.
Алла Ивановна Ефимова # 22 января 2017 в 13:14 +2
Материал интересный и актуальный.
Огромное вам спасибо за шикарную работу.
Голос.
Марина Александровна Андронова # 22 января 2017 в 14:36 +1
Добрый день, Татьяна Михайловна. Очень полезный материал, примите голос!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 22 января 2017 в 16:25 +1
Татьяна Михайловна, здравствуйте. Спасибо за приглашение. Материал интересный и полезный. Голос!
Наталья Викторовна Бурдейная # 23 января 2017 в 17:13 +1
Самовоспитание требует контроля! Самоконтроля!
Взяла Вашу статью в закладки, сыну покажу.
Спасибо за приглашение.
Волкова Елена Леонидовна # 25 января 2017 в 11:24 +1
Спасибо за отличный материал!
Виктория Николаевна # 29 января 2017 в 20:25 +1
Татьяна Михайловна,здравствуйте! Вами затронута актуальнейшая тема! Спасибо за богатый материал!
Наталия Владимировна Пуханова # 31 января 2017 в 21:40 +2
Добрый вечер, Татьяна Михайловна.Спасибо за приглашение. Тема очень актуальна, особенно для подрастающего поколения, а так же родителей и педагогов. Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Материал нужный и полезный. Голосую!