Эссе "Я - воспитатель детского сада"
Эссе воспитателя ДОУ "Я - воспитатель"
Нынешняя весна теплом не балует. За окошком проливной дождь. Последняя неделя до выпускного бала. Удивительно, но в эти дни атмосфера в группе изменилась, мои неугомонные непоседы ведут себя, как то особенно, спокойно и размеренно, притихли даже самые шумные мальчишки. Все чаще дети подходят ко мне, чтобы просто подержать меня за руку или прижаться ко мне. Все мы понимаем, приближается минута расставания. В душе у меня постоянные переживания - Как отпущу их от себя? Все ли я дала им для успешной адаптации к новой, школьной жизни?Из-за погоды, вечерняя прогулка отменяется. В ожидании пап и мам, мои подготовишки разбрелись по группе и каждый нашел себе занятие. Кто-то рисует, кто-то строит крепость, девчонки, как птички щебечут с куклами. Несколько детей уселись за столом, и собирают картинку из множества разноцветных пазлов. На образце изображен мальчик, идущий в первый класс с портфелем за спиной, на фоне золотых листьев. Картинка получается очень яркая, красивая. Вот незадача, не хватает одного маленького пазла. Он хоть и маленький, но его отсутствие нарушает целостность и гармонию всей картины. Дети начинают суетиться, спорить, искать затерявшийся пазл. Находят его под крышкой коробки, определяют пропажу на место, проблема решена. Картинка готова, и мальчишка изображенный на ней, светится от счастья, и солнышко светит ярко на безоблачном небе. Я хвалю детей, мы вместе радуемся тому, что ребята справились с заданием игры, и у них все получилось.
По дороге домой задумалась. Пять лет назад родители привели своих детей совсем маленькими, плачущими, ничего не умеющими ко мне в группу. И я – воспитатель, подобно детям собирающим картинку из пазлов, начала собирать из множества разноцветных пазлов, сегодняшних, таких красивых и взрослых – моих выпускников. Сегодня они стали любознательными, умеющими рассуждать, инициативными и самостоятельными ребятами. Мои выпускники показывают хорошие результаты в детском саду и в ШБП, многие из них научились читать. Они не боятся идти в школу, понимают, что учиться трудно, но верят в свои силы. А главное это то, что ребята очень дружны, любят свою семью, свой детский сад, свою Родину.
«Из каких волшебных пазлов собирала я своих выпускников?» - спросите вы, я отвечу: «Первым, а пожалуй даже главным пазлом, с которого следует начинать работу, это работа над собой». Слова Ушинского «Личность может воспитать только личность» навсегда запали в мое сознание с давних пор. Личность педагога работающего с детьми это тот фундамент на котором строится вся его педагогическая деятельность, именно от личных качеств воспитателя зависит конечный результат. Я не буду повторять прописные истины о том, что педагог должен любить своих воспитанников. Без любви к детям в целом, и к каждому ребенку в отдельности, на мой взгляд, человека просто нельзя допускать к работе с детьми. Причем любовь воспитателя детского сада к своим воспитанникам должна быть искренней, бескорыстной, безграничной. Настоящий воспитатель любит каждого ребенка априори, не взирая, на его способности, физические возможности, характер, шалости и настроения.
Еще в начале своей педагогической деятельности, я сформулировала для себя образ идеального воспитателя, которому стараюсь соответствовать. На мой взгляд, быть воспитателем детского сада, это значит быть эрудированным человеком, компетентным профессионалом своего дела, в совершенстве владеющим теорией педагогики дошкольного образования и детской психологии и умело применяющим свои знания на практике. Идти в ногу со временем, не бояться инновационных методов и технологий, напротив активно изучать их, и стремиться к внедрению новшеств, в свою педагогическую деятельность, для достижения наилучшего результата. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, умения пошутить и строгости, это обязательные качества которыми обладает настоящий воспитатель. Он должен быть человеком творческим, уметь заразить своим творчеством всех окружающих. Общительность и умение выстраивать взаимоотношения не только с детьми но и с родителями, черты присущие людям этой профессии. Воспитатель не имеет права замыкаться и таить от коллег свой личный педагогический опыт, напротив должен распространять педагогический опыт, выслушивать мнения коллег, принимать и учитывать критику в свой адрес, перенимать передовой педагогический опыт, и стремиться к самосовершенствованию. Быть воспитателем, значит быть человеком добросовестным, требовательным к себе, инициативным, терпеливым и выдержанным в любой ситуации. Нужно всегда помнить о том, что люди доверяют нам самое дорогое, что у них есть – своих детей, поэтому мы должны быть примером во всем, не только на своем рабочем месте, но и в жизни.
Самый драгоценный пазл, без которого все остальное теряет смысл, это сам ребенок, именно он, с его индивидуальностью, способностями, талантами, радостями и огорчениями, озорной смешинкой в глазах и горькой слезинкой на щечке. Именно он, тот человечек, ради которого мы и живем. Порою закрытый и стеснительный, порою чрезмерно активный и неугомонный, порою просто смешной, а иногда до смеха серьезный. Я воспитатель, а значит мне нужно найти ключик именно к нему, такому не похожему на всех, дать ему возможность понять то, что он неповторим и уникален, помочь поверить в свои силы, и пусть сегодня у него что то не получается, завтра он сможет все. Быть чуткой к его чувствам и потребностям, обеспечить комфортную среду для его психологического и эмоционального благополучия, это задача воспитателя. Ребенок должен знать, что в любой ситуации он может довериться мне, ведь я не строгая «воспиталка», а его надежный друг. Принцип личностно ориентированного подхода, это залог успешности в дальнейшей адаптации и социализации ребенка и становления его как личности.
Целостность картины будущего первоклассника, на мой взгляд не возможна, без самого пожалуй, яркого и интересного пазла. Я имею ввиду развивающую предметно пространственную среду, которая окружает ребенка на протяжении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. Переступая порог детского сада, ребенок должен попадать в среду, где каждый предмет, каждый штрих наполнен образовательным и воспитательным содержанием. Все окружающее пространство должно быть подчинено цели развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Воспитатель должен создать такую развивающую предметно пространственную среду, чтобы каждый дошкольник мог найти себе увлекательное занятие, получил возможность для двигательной активности, творчества, общения и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также возможности для уединения. Сегодня ФГОС дошкольного образования предъявляет четко сформулированные требования к РППС. Я считаю эти требования обоснованными, справедливыми, и актуальными. В моей группе все, что попадает в поле зрения ребенка, имеет образовательное и воспитательное значение. Развивающая предметно-пространственная среда группы сформирована по принципам, обозначенным ФГОС, и дает возможность каждому ребенку заниматься активной и разноплановой деятельностью. Таким образом, обеспечивается максимальная реализация образовательного потенциала пространства.
Преемственность детского сада и школы, эта та составляющая, тот пазл, без которого рассыплется, весь мой труд. Важнейшей задачей своей работы я считаю формирование у детей на этапе завершения ими дошкольного образования предпосылок к учебной деятельности. Этому способствует тесное взаимодействие с учителями начальных классов, согласованность целей дошкольного и начального школьного образования, последовательность содержания процесса обучения (организация образовательной деятельности, методы, приемы). Все мои воспитанники в течение последнего года пребывания в детском саду посещали «Школу будущих первоклассников» , Учителя подсказывали мне на что нужно обратить внимание, какие пробелы они видят в моей работе, благодаря такому тесному сотрудничеству я имела возможность вовремя корректировать свою работу.
Все пазлы на своих местах, но не хватает одного, без которого никак не удастся сложить целую картинку. Это работа с родителями. Никакие старания воспитателя без совместной работы с родителями не принесут результата, в этом я уверена. Родители в нашей группе не гости, а равноправные участники образовательного процесса. Все мы – дети, родители и воспитатель, одна большая и дружная семья.
Сколько их этих ярких частиц, пазлов – слагаемых моих сегодняшних выпускников? Десятки? Сотни? Тысячи? Точного ответа на этот вопрос не знаю даже я. Наверное их миллионы, от ласковой улыбки по утрам и приветливого «Здравствуй мое солнышко..», до строгого «Закрывай глаза нужно спать» во время тихого часа, от «Конечно помогу…» до «… попробуй сам, я уверена у тебя получится», от растаявшей конфеты в протянутой мне руке со словами «Это Вам…» до «Когда я буду большая, я буду воспитателем, как Вы». Все эти маленькие пазлы заняли свои места, и засверкали один ярче другого. Единая и красивая картинка будущих школьников радует глаз, и греет душу. И даже слезы, которые я уверена, предстоит увидеть на выпускном, не омрачат результата моего труда. Мои выпускники покидают детский сад. Мое сердце переполняет грусть неизбежного расставания с ними. Но эту грусть сменяет радость за них, таких повзрослевших и уверенных в себе, и пусть в школе у них все будет хорошо. Ну а меня ждут новые загадки, головоломки и конечно же пазлы.
Должно образование быть единым.
Из тысяч пазлов – маленьких частей,
Мы складываем целую картину,
Чтоб вырастить из ребятни Людей.
Один пазл – детский сад, а школа следом.
Их не поставить врозь, не разделить.
Нет смысла обращаться за советом,
Как ни крути, им вместе быть.
И каждый педагог в единой той картине,
Как разноцветный пазл, играет роль свою.
Он должен, не ссылаясь на причины,
Всегда быть ярким и в своем строю.
Мы связаны одной судьбою,
Из ребятни мы создаем Людей.
Пусть нелегко бывает нам порою,
Но сложим мы картину из частей.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия Эссе воспитателя детского сада Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия← Опыт работы. Использование проектной деятельности в ДОУ | Отчет о проведении спортивного развлечения в старшей группе. ГТО для дошколят →
Автор: Татьяна Геннадьевна Антонова
Опубликовано: 924 дня назад (12 июня 2022)
Просмотров: 586
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!