Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Незабываемая Осень»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Опыт работы. Использование проектной деятельности в ДОУ

Из опыта работы «Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками, как универсальное средство познавательного развития»
Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. В развитии личности ребенка огромное значение, имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Американский философ Ральф У. Эмерсон писал: "Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам".

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующие его, вопросы – в этом ему помогают педагоги. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой лежит, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации ребенка.

По мнению Н. Е. Веракса одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор.

Таким образом, развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста через проектную деятельность весьма актуально по целому ряду причин:
1. Ребенок должен получить социальный опыт реализации собственных замыслов;
2. Проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность;
3. В процессе работы над проектом, происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира;
4. Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
- использование инновационных технологий;
- активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Все это обусловило выбор темы моей работы: «Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками, как универсальное средство познавательного развития».

Определившись с темой, поставила перед собой цель: создание условий для развития познавательной и творческой активности ребенка через совместную проектную деятельность.

Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Создать условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром;
2. Формировать предпосылки для поисковой деятельности, поддерживать инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
3. Развивать умения определять возможные методы решения
проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
4. Вовлечь родителей в совместную проектную деятельность.

Определилась с принципами реализации проектов:
- создание условий для стимулирования интересов детей;
- выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве;
- мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- системность;
- взаимодействие с семьями воспитанников.

Внедрение в работу с детьми метода проекта я начала с младшей группы с краткосрочного проекта «Мир сенсорики», цель которого: развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Определила задачи проекта, этапы реализации.

Сенсорное развитие дошкольников не возможно без грамотно подобранной развивающей предметно пространственной среды. Возник вопрос - как же решить эту проблему? С чего начать? Было принято решение обратиться к родителям с целью привлечения их к совместной работе . Это сложная и важная часть деятельности педагога. В. А.
Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

В ходе работы использовала следующие принципы взаимодействия с родителями: доброжелательности, позитивный настрой на общение является тем фундаментом, на котором строиться вся работа; индивидуальный подход; сотрудничество; динамичность.

В самом начале своей работы, было проведено родительское собрание, где родители были ознакомлены с важностью сенсорного развития для детей. Родители узнали, какое значение имеет среда в которой растет ребенок дома и детском саду. Я представила родителям слайдовую презентацию «Развивающие игрушки своими руками», и обратилась к ним с просьбой изготовить подобные игрушки для дома и детского сада. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте.

Таким образом, эта интересная форма работы помогла родителям лучше познакомиться друг с другом, активизировать творческий потенциал родителей, научить родителей изготовлению «умных» игрушек своими руками, вовлечь родителей в игровую деятельность с детьми.

Реализация проекта «Мир сенсорики» позволила оснастить и систематизировать РППС группы материалами и пособиями направленными на сенсорное развитие малышей. Создать целый ряд настольных, дидактических игр и пособий. Сделать картотеку дидактических игр. Родители помогли в изготовлении игр и пособий для сенсорного развития детей «Открой коробочку», «Укрась ёлочку шарами», «Сложи пирамидку», «Собери карандаши в стаканы», «На что похожа фигура?» , «Разноцветные шумелки», «Кто что услышит?» , «Угадай на вкус», «Чем пахнет?», «Сюрприз», «Пересыпалочки», «Озорные ладошки», «Тонет, не тонет», «Тактильная коробка», «Теплый – холодный», «Маленький секрет», «Застёжки», «Закрути ленточку», «Поиграем с прищепками», «Мягкий конструктор», «Разложи чашки по цветным тарелочкам» , «Сенсорный конструктор», «Сенсорное панно с пуговицами», «Шнуровка» и др.

Благодаря слаженной работе педагогов и родителей, малыши научились обследовать предметы, делать выводы, учитывать свойства предметов при действиях с ними. Совместными усилиями нам удалось сформировать у детей сенсорные представления путем выделения формы, цвета, величины предметов. А самым главным результатом проектной деятельности является то, что в ходе реализации проекта удалось объединить усилия педагогов и родителей на достижения результата.



В младшей группе стартовал еще один, пожалуй, самый значимый проект для познавательного развития моих воспитанников проект «Юные строители». На начальном этапе проекта я вела работу по изучению темы познавательного развития дошкольников средствами конструктивного и технического творчества; по тематическому просвещению родителей и привлечению их к активному участию в проекте, особое внимание уделяла оснащению РППС группы, созданию в группе центра конструктивной деятельности "Юные строители". Оснащение этого центра, это моя гордость. В рамках реализации проекта в центре конструктивной деятельности появились развивающий набор «GigaBloks», игровые учебные пособия «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные счетные палочки» Кюизенера», конструкторы серии LEGO DUPLO «Imagine create», «Fermers markets», «Learn to match», «Learn to count», «Farm Adventures», напольный конструктор «Строитель» (дерево, пластмасса), конструкторы 3D с вращающимися механизмами Bauer «Йоко» и «Funny Bricks», конструктор «Веселая стройка», мягкий конструктор «Вumchemc», конструктор «Мозаика», конструктор 3D «Радужная мозаика», напольная мозаика «Полянка» и напольная мозаика «Звездочка».



По мере взросления дошколят центр пополнялся новыми, более сложными конструкторами. А сам проект перерос во множество краткосрочных тематических проектов. Так, в средней группе при изучении транспорта с помощью конструкторов мы строили различные виды транспорта, при изучении темы профессии мы строили станки, инструменты и оборудование для тех или иных профессий, при знакомстве с Российской Армией и флотом ребята строили корабли, танки, самолеты. Из конструкторов мы строили подарки мамам, папам, бабушкам и дедушкам и многое другое.

Начиная со старшей группы наша проектно-конструкторская деятельность переросла в реализацию парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Каждое из занятий по данной программе можно смело назвать «мини-проектом». Предварительная работа по подготовке к образовательной деятельности велась в течении недели, предшествующей занятию. В рамках предварительной работы дети просматривали тематические мультфильмы, презентации, узнавали историю предметов, зданий, машин, производств, техники, изучали их устройство, этапы строительства, технику безопасности и т.д., знакомились с новыми терминами. Открывали для себя, как и в каких сферах используются эти предметы и техника, для чего они нужны, какими могут стать в будущем и т.д. Родители помогали нам в поиске интересных фактов по теме нашей работы, дома с детьми читали тематические книги и энциклопедии.

Занятия проводились с соблюдением всех требований программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Во время проведения занятий в группе царила атмосфера технического творчества, дети вместе изучали схемы, спорили, доказывали свою точку зрения, строили путем проб и ошибок, ошибались и делали выводы и т.д. Окончательным этапом занятия является обыгрывание построек, именно на этом этапе были видны результаты всей предварительной работы, дети использовали в речи новые слова и термины, знали циклы определенных процессов, называли профессии людей занимающихся конкретным процессом.

В родительском чате я размещала фотоотчеты работы на занятии, а ребята рассказывали дома о новых знаниях, приобретенных в ходе подготовки к занятию. Родители поддерживали реализацию данной программы, так как в общении с детьми были видны результаты работы. У детей значительно расширился кругозор, пополнился словарный запас, в том числе специальными техническими терминами. Дошкольники учились составлять простейшие схемы и чертежи, учились самостоятельности при выборе конструктора для работы. Совершенствовались в моделировании и конструировании. Учились строить умозаключения на основе своего опыта и здравого смысла.

Вот так проект, начатый в младшей группе благодаря слаженной работе педагогов ДОУ и родителей перерос в масштабную системную работу направленную на познавательное развитие и развитие технического творчества.




Наряду с долгосрочными проектами, активно внедрялись красткосрочные тематические проекты приуроченные к определенным датам или временам года. В старшей группе в преддверии Дня космонавтики стартовал проект «Покорители космоса», в подготовительной группе мы работали над проектом «Если очень захотеть, можно в космос полететь».

Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Проектная деятельность направлялась на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности подбиралось в соответствии с возрастом детей, позволяло детям выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Реализация этих проектов позволила сформировать у детей более точные представления об отечественной и мировой космонавтике. Дети узнали об ученых и исследователях в области космологии, познакомились с прославленными космонавтами, узнали о мире космоса и солнечной системе. Данные проекты позволили развить творческую активность детей и родителей. Ребята рисовали рисунки, мастерили поделки. В группе проводились тематические беседы, чтение художественной литературы, викторины, спортивные праздники. Тема космоса настолько многогранна, что у дошколят возникало множество вопросов, на которые они упорно искали ответы и в детском саду с воспитателем и дома с родителями. Тема космоса и достижения нашей страны в области освоения космоса позволяют заложить в сознание детей чувство гордости за свою страну, ее народ, науку и технику.



Патриотическое воспитание - основа нравственного воспитания подрастающего поколения, основная задача нашего времени. Начиная с детства у ребенка должны быть сформированы элементы гражданственности, патриотизма. Мы, воспитатели, берем на себя ответственность за осуществление этой государственной, важной задачи. Тема патриотического воспитания должна красной нитью проходить через всю работу воспитателя и находить отражение в каждой теме работы с детьми. Начиная с родной улицы, родного села, природы нашей страны, многонационального народа, символов страны, ее истории и конечно ее героического прошлого.

Проект «9 мая – День Победы» в подготовительной группе стал не только познавательным и творческим проектом для наших воспитанников, но и показал результаты пятилетней работы в области патриотического воспитания. Позволил дошколятам осознать причастность себя и своей семьи к великому прошлому Родины. В рамках проекта с детьми проводились беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и презентаций. Музыкальный руководитель разучивал с детьми песни и танцы. Дома с родителями ребята делали красные звёзды с портретами своих дедушек, участников ВОВ. Эти звёздочки с портретами заняли достойное место на оформленной в группе стене Памяти. В группе был проведен праздник «День Победы». Дошколята приняли участие в акции «Георгиевская ленточка». Мы с детьми ходили к обелиску воинам землякам и возложили цветы у вечного огня, провели экскурсию на Аллею Славы. Наши ребята приняли участие в районном творческом конкурсе «Спасибо деду за Победу» и заняли почетные места в двух номинациях. 9 Мая наша группа участвовала в торжественном шествии в честь Дня Победы.

Родители принимали активное участие в реализации проекта. Помогали в организации репетиций в районном доме культуры, организации экскурсий к обелиску и на Аллею Славы, дома с детьми беседовали о жизни бабушек и дедушек в годы войны.

Реализация проекта показала проявление детьми познавательной активности в беседах, знакомстве с художественной литературой рассказах родителей, ветеранов, в рассматривании наглядного материала. Стимулировала активное участие ребят в совместных работах, играх. Работа над проектом вызвала творческий интерес у детей и их родителей. Позволила сформировать у детей почтительное отношение к героям войны.





Закончен учебный год, осенью мои выпускники пойдут в школу. Как примет их школьная семья? Легко ли для них сложится адаптация к новым условиям? Готовы ли вчерашние дошколята к школе? Эти вопросы я ставила перед собой в сентябре минувшего учебного года. И для того, чтобы переход из детского сада в школу был легким и безболезненным, в сентябре был запущен долгосрочный проект «По ступенькам в первый класс».

Теоретический анализ литературы и данные практики убедили меня в проведении необходимости системной целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Определила цель проекта: формирование положительного представления о школе и о школьной жизни у старших дошкольников и родителей.

Обозначила задачи: формировать мотивацию и интереса к процессу обучения в школе; создать развивающую предметно-пространсвенную среду, необходимую для ознакомления детей со школой; способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия; снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой; повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки.

Лозунгом проекта стали слова Л. С. Выгодского «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».

Была разработана системная паутинка проекта. Создавая системную паутинку, старалась использовать нетрадиционные формы, которые помогают в формировании базовых понятий и представлений, ключевых компетенций, мотивационном настрое.

Например, в работе с детьми был использован метод эвристического направления «Вживание» - «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета. Мы помогали этому процессу: «Представь себе, что ты – буква А. Какая ты? Где мы можем тебя встретить? Из чего мы можем тебя сделать?». В результате ребенок не только закреплял свои знания о букве, но у него была возможность пофантазировать, проявить своё творчество. Для развития логики и воображения применялись ТРИЗ технологии. Развивать творческое воображение, фантазию, конструктивные навыки помогали игры со счетными палочками, «Логические блоки Дьенеша» и «палочки Кюизенера».
Активно применялись игровые технологии: игры – соревнования, КВН, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, игры по взаимообучению, игры-сомнения, игры-путешествия, игры типа «Следствие ведут знатоки», игры типа «Поле чудес», игры викторины.

Использовались методы повышения познавательной активности, такие как элементарный анализ (установление причинно-следственных связей), сравнение, метод моделирования и конструирования, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, экспериментирование и опыты, придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д., сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны, юмор и шутка (учебные комиксы) и др.

Работа над проектом велась ежедневно. Мы беседовали о школе, об обязанностях ученика, о важности соблюдения режима дня и т.д. Учились вести себя, как школьники, дружить, помогать друг другу. На занятиях мы учились писать в тетрадях, правильно держать карандаш, поднимать руку и т.д. На занятиях кружков «Логик- лайк» и «Букваренок» ребята учились считать, решали логические задачи, изучали составы чисел, изучали буквы, учились определять твердость и мягкость звуков, учились складывать слоги, слова, читать и др. Дошколята посещали «Школу будущих первоклассников».
Развивающая среда группы наполнилась методическими пособиями, дидактическими играми, наглядным материалом необходимым для успешной подготовки к школе.

С родителями был проведен ряд консультаций и индивидуальных бесед. Родители активно помогали в этой работе, помогали детям в выполнении домашних заданий, заучивании стихов, пословиц, изготовлении необходимых карточек с буквами и цифрами и т.д. Итоговое тестирование показало положительную динамику готовности к обучению в школе.



Таким образом используя проектную деятельность, как средство познавательного развития дошкольников, пришла к выводу, что это актуально и очень эффективно. Прежде всего, расширились знания детей об окружающем мире, дети учились самостоятельному поиску информации. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей - познавательных, коммуникативных. У детей обогатился словарный запас. Игры детей стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу. В процессе проектной деятельности укрепились детско-родительские отношения. Удалось вовлечь родителей в педагогический процесс и сделать их участниками всех проводимых мероприятий.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на мою педагогическую работу. Проектирование требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми. Реализация проектной деятельности подвела меня к переосмыслению собственной деятельности и даже некоторых ценностей. Помогла перестроить привычные формы взаимодействия в группе с детьми, специалистами детского сада и родителями.

В заключение хочется процитировать слова Джорджа Бернарда Шоу: «Единственный способ что-то узнать - что-то делать».
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Семейно - творческий проект для детского сада Краткосрочный проект в средней группе. Правила поведения Проект для детского сада. Средняя - старшая группа Краткосрочный проект во 2 младшей группе. Зимующие птицы
Долгосрочный проект в подготовительной группе "По ступенькам в первый класс" | Эссе "Я - воспитатель детского сада"
Опубликовано: 109 дней назад (12 июня 2022)
Просмотров: 353
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!