Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия

Эссе «Моя педагогическая философия»
Автор: Антонова Татьяна Геннадьевна, воспитатель МАДОУ детский сад "Дарование", с. Ташла, Ташлинский район, Оренбургская область.

Описание материала: Предлагаю вам эссе «Моя педагогическая философия». Данный материал основан на многолетнем опыте работы с дошкольниками и младшими школьниками. Может быть полезен воспитателям и учителям начальных классов при составлении портфолио педагога.

Вечер. По телевизору показывают работу гончара, смотрю, как завороженная, не могу отвлечься. Движения гончарного круга и рук мастера приковывают мое внимание какой-то необъяснимой магией. Задумываюсь, как удается мастерам из бесформенного куска глины вылепить удивительной красоты кувшины. На мой взгляд, работу гончара можно сравнить с работой воспитателя. Воспитатель, подобно гончару, берет ребенка из рук родителей тогда, когда личность только начинает формироваться. Затем ведет долгую и кропотливую работу по становлению и совершенствованию всех граней этой личности. Душа ребенка податлива как кусок глины, и от нас зависит, каким человеком он станет. Есть одно, но очень веское различие между этими творческими профессиями: гончар для своей работы выбирает нужный ему материал и только при этом условии его работа превращается в настоящее искусство. Искусство педагога, напротив, в том, чтобы увидеть, разглядеть скрытые способности каждого ребенка и дать толчок, необходимый для их развития.
Гончар берет ком глины, и круг начинает свое движение, начинается таинство создания неповторимой красоты кувшина. А я знакомлюсь с детьми и начинаю творить… Когда я вижу детей впервые, они кажутся похожими друг на друга, но постепенно, понимаю: нет ни одного одинакового. Одни блещут знаниями, другие хорошо поют, третьим дан дар художника, а четвертые - просто хорошие и доверчивые человечки. Мне нужно только присмотреться, увидеть таланты и помочь детям их раскрыть. Но развитие талантов - ничто без формирования у детей способностей к самореализации и последующей социализации. Плодотворное влияние на воспитательную работу по формированию навыков самореализации я вижу в применении современных технологий. Я отдаю предпочтение методу проекта, КТД, ролевым играм и др. Эти методы позволяют каждому ребенку прочувствовать ситуацию успеха. Но возникает вопрос: способен ли ребенок, поверивший в свои силы, к дружеским взаимоотношениям в обществе сверстников? Мне думается, именно в этот момент и существует опасность испортить все одним неверным движением, подобно гончару, у которого почти готовый кувшин вновь становится бесформенным комком глины. Опасность, подстерегающая педагога, заключается в том, что в процессе формирования у ребенка понятия о собственной значимости, мы порою не уделяем достаточного внимания другой стороне медали успешности. Ребенок должен понять, что не один он талантлив и уникален. Нужно научить детей не бояться поражений, искренне радоваться успехам других, и сопереживать их неудачам. Чтобы ребенку было комфортно в обществе сверстников, он должен научиться, оценивать не только себя, но и других, тогда в детском коллективе сложатся дружеские и доброжелательные отношения. Человек, открытый для общения, легко вливается в любое общество. Наша задача - научить детей общаться, уважать окружающих людей, видеть в людях друзей, а не конкурентов.
… Гончарный круг продолжает свое движение, искусство создания кувшина близится к завершению. Уже раскалена печь, в которой гончар будет обжигать свой кувшин, чтобы он приобрел необходимую прочность… А как воспитателю заложить в души детей тот крепкий стержень, который поможет им не сломаться в любой жизненной ситуации? На мой взгляд, тем самым стержнем может послужить воспитание ребенка в духе патриотизма. Мы живем в России - могучей и славной стране. Патриотическое воспитание должно проходить «красной нитью» через весь воспитательный процесс. Нужно осознавать, что если мы хотим видеть свою страну сильной, мы должны с самого раннего возраста закладывать в сознание детей основы гражданственности. А на чем строится воспитание гражданственности в таком раннем возрасте? Конечно, на ознакомлении детей с историей своей семьи, села, области, страны, воспитании гордости за героическое прошлое своей страны и своих земляков. Необходимо расширять познаний детей о народном творчестве и искусстве. Огромное значение имеет привитие трепетного и толерантного отношения к традициям русского народа и народов, населяющих нашу великую страну. Немаловажную роль играет формирование экологической культуры и культуры здорового образа жизни. Результатом плодотворной работы в этих направлениях, станет взращенное нами поколение здоровых мыслящих людей, истинных патриотов, достойных граждан своего Отечества, которым в итоге мы сможем доверить свою страну, не беспокоясь о ее будущем.
… Когда кувшин будет готов, мастер распишет его сказочными узорами, и тогда он будет поражать всех своей красотой… Как же воспитателю сделать так, чтобы детская душа, сохранила свою красоту, непосредственность и искренность? Ведь в сегодняшнее время в нашем обществе утрачивается роль духовности. В формировании духовного мира ребенка на первый план выходит личность педагога. Мастера, работающие с таким нежным, хрупким и ранимым материалом, как детские души, должны быть честными и правдивыми с детьми, не давать пустых обещаний, не лицемерить. Тогда ребенок, словно губка впитывающий эликсир духовности от педагога, будет стремиться брать с него пример.
… Ну вот, гончарный круг остановился, печь остыла, да и краски уже подсохли. Мастер смотрит на кувшин и удивляется: «Неужели он сам, сотворил такое чудо?». Таким же удивленным мастером я ощущаю себя, когда встречаю своих выпускников – взрослых самодостаточных людей, которым удалось удержаться и закрепиться на волнах взрослой жизни. Я радуюсь за них, и горда их успехами. Завтра утром они приведут своих детей в детский сад. А я с улыбкой на лице буду их встречать, окутывать их облаком любви, дарить этим крохам частички своего сердца. …И творить, творить, творить, искренне веруя в то, что труд мой не будет напрасен.

Рекомендуем посмотреть:

Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия Эссе воспитателя детского сада Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия Эссе воспитателя детского сада
Участник №45 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Мои стихи.
Опубликовано: 3357 дней назад (14 октября 2015)
Просмотров: 4636
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Комментарии (3)
Светлана Александровна Миронова # 4 ноября 2015 в 20:06 0
Татьяна Геннадьевна, добрый вечер! Спасибо! +1
Альбина Анатольевна Печникова # 9 ноября 2015 в 16:13 +1
Татьяна Геннадьевна!Спасибо за образное сравнение нашей работы, поэтично у вас получилось, хотя это и прозаический текст Если в этом эссе использовать кольцевое обрамление, будет ещё лучше. Благодарю за труд! Мой голос №2
Татьяна Геннадьевна Антонова # 21 ноября 2015 в 18:37 0
Спасибо за оценку! Это эссе я писала в 2011 году, в портфолио на грант губернатора Оренбургской области. Грант тогда я получила. Сейчас оно конечно немного устарело.