Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Кубики Зайцева. Консультация для родителей в ДОУ

Консультация для родителей дошкольников «Кубики Зайцева. Вопросы и ответы»

Если повнимательнее взглянуть на современное изучение русского языка, то уйма школьного времени отводится на то, что дети учатся разбирать предложения. Хотя собирать предложения было бы намного полезнее.

Всё это начинается с первого класса, когда идёт разбиение слов на слоги, и детей учат правилам переноса. Хотя для составления слова ребёнку проще освоить те его кусочки, где фонетически звуки складываются друг с другом, образуя так называемые – склады. Обучение чтению по методике Н.А. Зайцева построено именно на чтении по складам.

Николай Александрович Зайцев. Педагог, создатель методики "Кубики Зайцева"

Разработанная петербургским педагогом Николаем Зайцевым методика практикуется уже более 20 лет во многих странах мира. Прибегают к ней не только воспитатели дошкольных учреждений или школьные учителя, но и родители, стремящиеся воспитать всесторонне развитого малыша. Главной отличительной особенностью кубиков Зайцева является доступность метода.

Использовать пособие можно в любом возрасте начиная с 6 месяцев до 8 лет. А при изучении иностранных языков и позже. Познавательный процесс проходит в игровой форме и не вызывает чувства пресыщения. В процессе игры у ребёнка автоматически вырабатывается визуальная и аудиальная память на изображённые склады.
Кубики Зайцева что это такое?
Многие родители знакомы с кубиками Зайцева из собственного опыта. Появилось пособие в 1989 году, и поначалу активно продвигалось в дошкольных учреждениях на бесплатной основе. Первые кубики выпускались в разобранном виде. Отпечатывались они на картоне и перед использованием склеивались самостоятельно. Сегодня пособие продаётся уже в готовом виде. Независимо от материала, из которого изготовлены кубики они делятся на четыре категории: «Золотые». Ярко-жёлтые кубики содержат основные гласные, с которых и начинается обучение алфавиту в любом логопедическом кабинете: о, у, а, е, ё и т.д.; «Железные». Серые кубики наполнены металлическими предметами. Встряхнув кубик, вы услышите звон, который ассоциируется со звонкими согласными. Именно с этими буквами образованы слоги, нанесённые на их грани: бу, ву, зу, лу, жу и т.д. Также на них изображены отдельные звонкие согласные, необходимые для построения слов; «Деревянные». Коричневые кубики наполняют деревянными предметами. Если потрясти кубик, раздастся глухой звук. На этих кубиках находятся глухие согласные и слоги с глухими согласными: пя, се, ку, шу и т.п. Белые кубики не звучат. На них прорисованы зелёным цветом знаки препинания. Всего в составе обучающего пособия 61 кубик разного размера. Однако сами по себе они не используются. Современный обучающий комплект содержит: аудиодиск с рекомендациями по напеву слогов и проигрышами 35 народных мелодий, которые хорошо запоминаются, и вызывают у малышей позитивные эмоции; 10 специализированных дидактических таблиц, которые для продуктивной работы необходимо развешивать на стены; учебное пособие для педагогов и родителей.
Основные принципы методики Николая Зайцева
Начиная обучение малыша, первым делом мы предлагаем ему заучить алфавит, а затем долго и упорно работаем над слиянием отдельных звуков в слова. При этом даже взрослому человеку иногда трудно воспринять и соединить в слово разрозненные фонемы, вроде «мэ-а-мэ-а мэ-ы-лэа рэ-а-мэ-у». Объяснить дошкольнику, что этот набор звуков читается, как: «Мама мыла раму» не менее сложно. Николай Зайцев такой подход считал неестественным, и предложил отказаться от него в силу ряда причин: заучивая алфавит по классическому пособию, ребёнок автоматически начинает ассоциировать букву с определённым изображением. Для него буква «А» становится «Арбузом», а «Я» - «Яблоком». В итоге при составлении новых слов малыш пытается мыслить образами. Вместо слова «Дом», получаем «Дятел, Огурец, Мяч».; составление слогов из отдельных звуков нередко вызывает затруднения и массу вопросов. Если слог - это сочетание согласного и гласного звука, то как разложить на слоги, например, слово «Дом» или «Оля»? И почему именно так, а не иначе? При этом многие дети, столкнувшись с проблемами восприятия на ранних этапах, формируют негативное отношение к чтению на всю жизнь. Методика Зайцева заключается как раз в том, чтобы уйти от звуков и слогов. Вместо этого для чтения педагог предлагает использовать склады – минимально-произносимая речевая единица, которую ребёнку проще выговорить и прочитать. Первые слова малыша – это и есть склады: «Ма» (мама), «Ба» (баба) и так далее. Складами же мыслит ребёнок и во время обучения письму, проговаривая слова не по слогам, а разделяя их на удобные группы: «Па-ро-во-з», «Ма-ши-на». В отличие от слогов, склад может содержать: согласную и гласную: ва, ми, пу; гласную, которую ребёнок воспринимает как слог: ка-Ю-та; согласную, выделяемую по аналогичному принципу: ко-Ш-ка; согласную в сочетании с твёрдым или мягким знаком: сь, дъ, ть. Главное отличие складов Зайцева от слогов в том, что они не содержат более двух звуков и поэтому проще воспринимаются малышами. Кроме того, педагог предложил отодвинуть классические учебники и перейти к обучению в процессе игры. Все склады прописаны на кубиках, взрослым нужно играя многократно показывать и озвучивать их. Поэтому учебный процесс не вызывает у ребёнка стресса и остаётся интересным от начала до конца. Играя с кубиками, малыш запоминает изображения букв, учится их узнавать и незаметно для себя начинает читать знакомые склады, собирая их в слова. Помимо отсутствия стрессовых ситуаций в процессе обучения чтению, занятия по методике Зайцева благоприятно влияют на физическое состояние малыша. Все буквы написаны крупным шрифтом и легко читаются с расстояния 10 метров. А таблицы размещаются на высоте минимум 165 см от пола. Это позволяет заниматься в удобных позах и с прямой спиной (не портит осанку).
Преимущества методики
Согласно описанию, кубики Зайцева невероятно эффективны. Например, 3-х годовалые дети начинают читать через 6-9 месяцев регулярных занятий. А дошколятам в возрасте 6 лет для обучения грамотному чтению достаточно 6 занятий. При этом заниматься с кубиками Зайцева достаточно всего пару раз в неделю по 30-60 минут. Положительное влияние складов В отличие от классической методики обучения чтению, кубики Зайцева рисуют малышу понятную для него картину. В числе главных преимуществ: высокая эффективность и доступность. Использовать кубики можно даже в домашних условиях; при систематических занятиях в памяти малыша формируется не только правильное произношение слов, но и их правописание. Например, в системе нет сочетаний «шы» или «жы». Поэтому дети, обучающиеся по методике Зайцева легче осваивают грамматику в начальной школе; учебный процесс проходит в интересной для ребёнка форме. Игру в кубики дополняют занятия с таблицами, которые помогают повторить и закрепить пройденный материал. В клетках таблиц располагаются уже знакомые малышу склады, поэтому их легко искать. При этом показывать клетки нужно не рукой, а указкой, что тоже привносит элемент игры в серьёзное занятие; в раннем возрасте склады рекомендуется не проговаривать, а петь. Это позволяет сделать занятия более интересными и задействовать сразу несколько видов памяти; методика не допускает монотонности в занятиях. Дети постоянно двигаются и могут заниматься даже на свежем воздухе; поиск нужного склада в таблице благотворно влияет на зрение малыша; в процессе игры тренируется память, внимательность и развивается логическое мышление. Кроме того, работать с системой очень легко. А благодаря подробному руководству справиться с ней смогут даже неподготовленные родители.
Недостатки методики
У всех передовых методов, а тем более у методики по детскому развитию, наряду с поклонниками есть и свои оппозиционеры. В интернете можно встретить откровенную критику данной программы. По мнению авторов этих статей, раннее обучение чтению способствует тому, что дети читают, не понимая прочитанного. Хотя это легко можно проверить, попросив ребёнка пересказать содержимое текста.

Во-вторых, критики выступают против того, что весь объём информации даётся ребёнку сразу целиком, а не от простого к сложному: сначала - А, потом - У, потом - АУ. Но ведь и весь многогранный мир даётся ребёнку сразу целиком, а не так, что сначала – солнышко, потом – облачко, и уже потом – небо и т.д.

В-третьих, кто-то необоснованно считает, что те дети, которых рано научили читать, совсем не любят это занятие в дальнейшем, в отличие от тех, кто научился читать самостоятельно. Вот тут уж, хочется поскорее узнать о секретной сверх-методике самостоятельного дошкольного обучения чтению.

Но есть и реальный минус, о котором упоминают родители. И ребёнок, прошедший обучение чтению по методике Зайцева, зачастую сталкивается с этим в начальной школе. Когда на смену привычным ему складам приходят слоги.

Когда склады совпадают со слогами, например: ли-са, ма-ши-на, де-ре-во, и т.д., то никаких проблем не возникает. Они могут возникнуть тогда, когда количество слогов и складов отлично друг от друга.

Давайте рассмотрим это на примере. Когда ребёнок составлял по складам слово «слон», то он брал четыре кубика: с-ло-н. Для «коня» ему хватало двух складов: ко-нь. И когда в первом классе ему дают задание поделить эти слова на слоги, он вполне естественно может поделить слона на 4, а коня на 2 слога. Хотя, как мы все знаем с первого класса, сколько гласных, столько и слогов. А значит и слон, и конь имеют в своём составе только один слог…
Кстати, те дети, которые начали читать, схватывая слова целиком, в дальнейшем тоже испытывают трудности с разбиением слов на слоги, и с их переносом на другую строку. Но есть специальные трюки, помогающие ребёнку определить точное количество слогов в слове. Например, можно поставить руку под подбородок, и проговаривать слово, считая, сколько раз подбородок коснётся руки. Похлопывание в ладошки при произнесении слов тоже укажет верное количество слогов. Так что всё поправимо.

Непоправимым будет только то, если ребёнок окажется совершенно не готов к школе. Поэтому родители стараются заблаговременно дать детям необходимый багаж знаний, без которого нынешнему первокласснику уже совсем не обойтись.
Фрагменты занятий с кубиками Зайцева



Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект сюжетно – ролевой игры для детей 3-4 лет Конспект сюжетно – ролевой игры «Зоопарк» в средней группе Экологическое воспитание детей в детском саду Развитие творческого воображения дошкольников в играх с прищепками

Похожие статьи:

Игры на изучение букв для детей 4-5 лет

Занимательные игры для дошкольников на развитие воображения

Развитие эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте. Игры

Обучение математике по методу Никитиных

Сценарий игры - путешествия по станциям в ДОУ. Старшая группа | Пособие по математике для детей подготовительной группы ДОУ своими руками
Опубликовано: 402 дня назад (16 октября 2023)
Просмотров: 454
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!